Монофелитство

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

МОНОФЕЛИТСТВО
от греч. monos - один и thelema - воля) — христ. богосл.-догматич. учение, возникшее в нач. 7 в. и утверждавшее, что Христос имел 2 разные сущности — божественную и человеческую, но единую волю. Учение М. было попыткой выработать компромисс между моно-физитством, гос. правосл. церковью и визант. пр-вом. М. было осуждено на VI вселен, соборе (680), провозгласившем, что богочеловек имеет 2 воли, причем его человеч. воля подчинена божественной. После этого собора влияние М. пошло на убыль. Из М. выделилась секта маронитов (нач. 8 в.), к-рая в 16 в. присоединилась к католицизму.

Источник: Атеистический словарь

МОНОФЕЛИТСТВО
(от греч. тоnos - один, единый и thelysis - воля) - христ.-богосл. учение, возникшее в VII в., после отделения от Византии вост. областей империи, где церковники были последователями монофизитства. Стремясь к компромиссу между ортодоксами и монофизитами, монофелиты - епископ Фасиса Кир и др. - исходили (в согласии с первыми) из признания в Христе двух природ, «божественной» и «человеческой», однако утверждали (в согласии со вторыми), что ему присуща единая воля, одна «богочеловеч. энергия». На Константиноп. вселенском соборе 680—681 М. было осуждено как еретическое. Оно явилось последним этапом христологич. споров, начавшихся в IV в. с возникновением арианства. После разгрома М. в церкви окончательно утвердилось мистич. учение о двух природах и двух волях Христа как «богочеловека». В отличие от ранних христологич. ересей, особенно арианства и несторианства, противопоставлявших ортодоксии элементы античного рационализма, М. апеллировало к самым нелепым суевериям.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Монофелитство

- единовольческая ересь, видоизменение монофизитства, вызвавшее большие церковные смуты в VII в. и окончательно осужденное на VI вселенском соборе (третьем Константинопольском) в 680 - 681 гг. Византийские императоры, верные идее единой государственной церкви, не могли примириться с отторжением монофизитов в Египте, Сирии и Армении и постоянно старались посредством различных компромиссов восстановить церковное единство. Все эти попытки рушились, главным образом, вследствие невозможности для православных сделать существенную уступку - отказаться от авторитета Халкидонского собора и от формулы двух пребывающих естеств. В VII веке победитель персов, император Гераклий, встречаясь в Азии с различными епископами монофизитского направления, был наведен ими на мысль обойти эту главную трудность и, оставаясь, по-видимому, на почве Халкидонского собора, провести под покровом двусмысленного выражения, главную идею монофизитства. Предложено было различать естество или природу от действенности (энергии) и, допуская в Христе два естества, настаивать только на том, что в нем одна богомужняя действенность (????????? ???????? - выражение, встречающееся в сочинениях так называемого Дионисия Ареопагита, получивших с половины VI в. большой религиозный авторитет). Главный автор этой комбинации - Кир, епископ Фазиса в Колхиде - был перемещен императором на патриарший престол Александрии (как центра монофизитства), и ему удалось в 633 г., на основании формулы ??? ????????? ????????, устроить унию между значительной частью египетских монофизитов и православными. К ней примкнули почти все восточные и греческие иерархи, с патриархом константинопольским Сергием во главе. Защитниками строгого православия на Востоке выступили два монаха: св. Максим Исповедник и св. Софроний, вскоре ставший патриархом иерусалимским. Они разъясняли православным, что учение о единой энергии есть замаскированное монофизитство, так как естество (?????), помимо своей энергии, есть только отвлеченное понятие или имеет бытие мысленное, а не реальное, и, следовательно, два естества при единой энергии сводятся на деле к одному. Император, желавший оставаться православным, а - главное - опасавшийся возбуждения новых смут, был недоволен исходом своего предприятия; для его успокоения патриарх Сергий прибег к новой примирительной комбинации, изложение которой, им написанное, было в 683 г. издано от имени императора (???????). Формула о единой энергии объявлялась здесь необязательной и споры о ней запрещались; но при этом утверждалось, как безусловная истина, что в Христе, при двух естествах, существует только одна воля (?????? или ??????? - откуда и название: монофелитство). Эта теория была опровергнута св. Максимом, который показал, что воля, в смысле естественного и действительного хотения, есть непременное выражение духовной природы и что, следовательно, у двух природ одной воли (в этом значении) быть не может. Монофелиты пользовались против православия смешением двух понятий: воли, как естественного акта духовной природы, и воли, как личного нравственного решения. Ясно, что у Христа, как абсолютно безгрешного, при двух естественных хотениях могла быть только одна нравственная воля (как это изображено в евангельском повествовании о душевной борьбе в саду Гефсиманском). Но многие православные, неискусные в логике и диалектике, были запутаны двусмысленностью терминов и утверждением монофелитов, что признавать в Христе две воли значит признавать в Нем добрую и злую волю. С этой стороны представил дело и патриарх Серий в своем письме к папе Гонорию, который в ответном письме утверждает, что в Христе, без сомнения, только одна воля - благая, согласная с Божеством, и что весь этот вопрос поднят напрасно. Впоследствии монофелиты стали ссылаться в свою пользу на авторитет Гонория, осужденного на Константинопольском соборе 680 г. Между тем &??????? Гераклия и подтвердивший ее через 10 лет ????? императора Константа вместо примирения вызвали еще бульшие раздоры, главным поприщем которых сделались Константинополь и Рим, так как Египет, Сирия и Палестина были тем временем завоеваны арабами и в значительной мере обращены в мусульманство. Преемники папы Гонория, у которых нашел убежище св. Максим, решительно ополчились против монофелитства и узаконивших его указов. Папа св. Мартин, обвиненный в государственной измене, был схвачен, привезен в Константинополь и, после жестокого тюремного заключения, умер в изгнании. Та же участь постигла св. Максима и его учеников. Эти гонения только укрепили православную партию, которая окончательно восторжествовала при императоре Константине Погонате. Снесшись с папой св. Агафоном, он созвал в 680 г. в Константинополе вселенский собор, на котором монофелитство было безусловно осуждено как ересь и определено, что в Христе должно исповедывать две естественные энергии и две естественные воли, из которых человеческая в совершенном согласии следует или подчиняется божеской, но не уничтожается ею. Остатки монофелитства сохраняются доселе в виде секты маронитов.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Похожие термины:

  • монофелитство (от моно и фелия-воля)

    ересь в истории раннего христианства, модернизированное монофизитство. Состояла в доктрине, согласно которой хотя у христа две природы – божественная и человеческая – но воля у него одна – божес