МОНАСТЫРЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОНАСТЫРЬ
условный перевод нескольких терминов с «буддийских» языков для обозначения обители монахов и культовых сооружений. См. Вихара, Гомпа, Дацан.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Монастырь
место, где люди живут и совершают культовые обряды. Особенность монастыря в том, что он отгорожен от внешнего мира. Прообразом христианских монастырей были кумранские общины, существовавшие вдали от людей. В монастырях монахи живут, подчиняясь строгим и единым для всех житейским и религиозным правилам.

Источник: Человек и общество. Культурология

МОНАСТЫРЬ
(от греч. monasterion – келья отшельника). Община монахов или монахинь, принимающая единые правила жизни (устав) и владеющая жилыми помещениями (кельями) и богослужебными зданиями. Во главе монастыря стоит настоятель – игумен (в женских монастырях настоятельница – игуменья). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников в III–IV веках. Небольшие монастыри, расположенные в глухой местности, называются скитами. Наиболее крупные православные монастыри называются лаврами. В России в настоящее время существует четыре лавры: Киево Печерская (основана в середине XI в. Ярославом Мудрым), Троице Сергиева (основана в первой половине XIV в. Сергием Радонежским), Александро Невская (с 1710 г.) и Почаевская.
Настоятелем Троице Сергиевой лавры является патриарх Московский и всея Руси.

Источник: Православие. Основные понятия.

МОНАСТЫРЬ
от греч. monasterion - келья отшельника) - община монахов, совместно проживающих в соответствии с определенными правилами и нормами, предписанными церковью. Так же называется и совокупность богослужебных, жилых и хоз. построек, предназначенных для использования монаш. общиной. М. имеются у части христиан (католиков, православных и монофизитов), а также у буддистов. Первые будд. М. были созданы в сер. 1-го тыс. до н. э. в Индии, первые христ. М. — в 3-4 вв. в Египте. Значит, часть христ. М. в Европе образовалась в период феодализма. В начальный период своего существования М. сыграли определенную положит, роль в развитии экономики и культуры, однако это было лишь побочным продуктом их осн. деятельности, направленной на пропаганду религии, укрепление церкви, служение силам политич. реакции. В социалистич. об-ве М. занимаются чисто релит, деятельностью. В нашей стране М. имеются у Рус. правосл. церкви, груз. правосл. церкви, арм.-григо-рианской церкви и у ламаистов.

Источник: Атеистический словарь

МОНАСТЫРЬ
(греч. - уединенное жилище) 1) форма орг-ции общины монахов, живущих по опред. уставу и соблюдающих религ. обеты; 2) комплекс богослуж., жилых, хозяйств, и др. построек, огражденный, как правило, стеной. Монастыри разделяются на мужские и женские, а по рангам - на лавры, ставропигиальные (т. е. управляемые непосред. патриархом или синодом), 1, 2 и 3-го классов, штатные и нештатные. Штатные М. находились на гос. дотации, нештатные существовали за счет т. н. «безгрешных доходов». Это разделение - результат учреждения монастырских штатов в 1764 - сохранялось вплоть до принятия Сов. правительством в 1918 декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». М. стали возникать на Руси в кон, 10 - нач. II в,, крупнейшие из них являлись в средние века центрами культуры, письменности, собирали значит, библиотеки и т. п. (Киево-Печерская лавра, Новгородский Юрьев М. и др.). М. благодаря вкладам на «помин души», земельным и др. пожертвованиям быстро превратились в крупнейших феодалов-вотчинников. М. пользовались юриднч. иммунитетом, что способствовало закабалению М. крестьянства, скапливанию в М. огромных богатств. Секуляризация монастырских имуществ 1764 не остановила процесс накопления богатств М. н рост их числа. К 1916 в России насчитывалось 1025 М. В наст. время в РПЦ имеется 18 М. на территории СССР, Пантелеймоновский М. на Афоне и Горненский М. близ Иерусалима.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

МОНАСТЫРЬ
(греч. monasterion) - община монахов, имеющая единые правила жизни (устав) и владеющая жилыми и богослужебными помещениями, а также обычно и др. собственностью. Возглавляет М. настоятель (игумен, аббат, приор). Во все времена М. были рассадниками религ. мракобесия и невежества, религ. фанатизма и ханжества, славились тунеядством и развращенностью монахов. В период феодализма, к к-рому относится расцвет католич., правосл., будд. и мусульм. монастырей, М. являлись крупными владетелями земель, ростовщич. и торг. капитала, жестоко эксплуатировали окрестное население, нередко закрепощенное ими, и наживались на самых разл. махинациях, в т. ч. на торговле религ. наставлениями, утешительством и проч. видами «благодати». Подобные махинации, видоизмененные применительно к новым условиям, характеризуют и совр. монастыри. Нек-рую положит, роль М. сыграли в распространении грамотности и развитии литературы в период раннего феодализма, когда духовенство по существу монополизировало грамотность. Однако эта положит, роль была лишь побочным продуктом в целом глубоко реакц. деятельности монастырей и ее значение подрывалось том. что грамотность и литературу монастыри стремились полностью поставить на службу религии, церкви. См. также Лавра, Пустынь, Скит, Бихара, Текке.
Католические монастыри. Первые М. в Зап. Европе были образованы в IV—V вв. Широкое распространение монастыри здесь получили с VI в., пополняясь гл. о. людьми из средних слоев общества. Командное положение в них заняли владетельные элементы. Устав, к-рый был принят по существу всеми зап.-европ. монастырями раннего средневековья, ввел основатель монастыря Монте-Кассино (близ Неаполя, сущ. с 530) Бенедикт Нурсийский. Он требовал от монахов передачи личной собственности в монастырь, безбрачия, послушания и смирения, молитв и труда. При этом тяжелый физ. труд в монастырях перекладывался на особых слуг и работников, а монахам предписывалось заниматься чтением и переписыванием церк. книг. Монастыри начали быстро превращаться в крупных феод. владетелей земель, богатств, а также закрепощаемых крестьян. Ради выколачивания дарений от королей и знати и захвата земель свободных общинников-крестьян монастыри, пользуясь невежеством людей, широко пускали в ход посулы небесного блаженства и запугивания муками ада, «чудотворные» мощи, явления усопших, особенно «святых», и пр. виды обмана, подлогов, плутней, не останавливались и перед прямым насилием. Расширению монаст. владений способствовала и миссионерская деятельность церкви (основание монастырей в землях племсп, обращаемых в христианство). В VIII—X вв. монастыри в Зап. Европе являлись уже обладателями колоссальных владепий, часто не уступавших владениям светских князей. О тяжести эксплуатации, к-рой они подвергали своих крепостных, свидетельствует то, что наиболее ранние антифеод. восстания в Зап. Европе вспыхнули именно на монаст. землях. К. м. имели не только свое управление, но часто и свои войска, суд, тюрьмы. Они вели обширную торговлю предметами культа и «реликвиями», а также продуктами своего хоз-ва - вином, солью, хлебом, красящими веществами - и даже рабами. Будучи «ненормальными общественными организмами» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 21, с. 153), т. к. монахи связаны обетом безбрачия, монастыри, владевшие огромными богатствами, стали очагами нравств. разложения. Ненависть к К. м. была повсеместной. Наиболее мощно она проявилась в нар. движениях XIV - XVI вв. и в Реформации, во время к-рой К. м. были закрыты и их владения были подвергнуты секуляризации в Англии, Шотландии, сканд. странах и части Швейцарии. Многочисл. монастыри были уничтожены в Великой крестьянской войне в Германии. Во второй пол. XVI в. и в XVII в., связанных с наступлением контрреформации, К. м. сумели вновь укрепить свои позиции, а колониальные захваты, начатые Испанией и Португалией после великих геогр. открытий, позволили К. м. распространить свою деятельность на Америку и Азию. В Центр, и Южн. Америке К. м. были вознаграждены колонизаторами обширными землями и владеют ими до наст. вр. Победа и утверждение капитализма сопровождались его наступлением на К. м., как на один из оплотов феодализма. Во Франции церк. имущество было частично изъято гос-вом в 1789, а в 1790 Учредит. собрание приняло декрет о ликвидации монастырей. Законы о ликвидации монастырей были изданы в 30-х гг. XIX в. в Португалии и Испании и в 1866 и 1873, в период нац. объединения страны, в Италии. Но с наступлением реакции эти законы были отменены. В Германии К. м., закрытые в период «культуркампфа» (1875), были снова разрешены в 1887. Ныне К. м. вновь активизируют свою деятельность в бурж. странах и являются очагами клерик. реакции. В социалистич. странах земельная собственность К. м. передана народу, а их количество резко сократилось.
Православные монастыри в России. Появление П. м. на Руси относится ко времени т. п. крещения Руси (конец X - нач. XI в.). Аналогично тому, как это было с католич. монастырями на Западе, П. м. на Руси постепенно превратились в крупных феод. владельцев, получая от князей «пожалования» земель вместе с проживавшими на них крестьянами. По существу это было захватом общинных земель и закрепощением крестьян. По отношению к крестьянам и иному населению, проживавшему на монаст. землях, П. м. обладали адм. правами, правом суда и взимания налогов. Крестьяне, попадавшие в кабалу к церк. феодалам, несли тяжелые натур. повинности. Так, уставной грамотой Константиновского монастыря во Владимире (1391) крестьянам вменялось в обязанность: церковь наряжать, монастырь и двор тынить, сено косить и во двор свозить, вешний и зимний сады оплетать, на невод ходить, пруды прудить, рожь молоть и хлебы печь, пиво варить, на семена рожь молотить, при поездках игумена по селам давать овес игуменовым лошадям и т. д. Эксплуатация крестьян создавала монастырям возможность вести крупное монастырское хоз-во, заниматься промыслами (особенно соляным и рыбным), вести широкую торговлю продуктами своего хоз-ва, заниматься ростовщичеством. Вместе с «душеспасит.» вкладами бояр и купцов и обиранием окрестного населения в связи с религ. «благодеяниями» ему в виде молений, подачи наставлений, «чудесных исцелений» и т. п. все это вело к «обогащению П. м. и процветанию в них махрового невежества, алчности, лени, дрязг, распутства и ханжества монахов. Руководящую роль в П. м. играли выходцы из княж. родов, из бояр и их приближенных. Эта верхушка монашествующих поставляла кандидатов на епископские места. Рядовое монашество пополнялось гл. о. за счет крестьян, уходивших из-под ярма феодалов, а также за счет мещан. Количество монастырей росло очень быстро. В XIV—XVI вв. П. м. приняли участие в колонизации Заволжья, Поморья, Сев. Двины. Самыми крупными М. были Киево-Печерский, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий, владевшие сотнями тысяч крестьян мужского иола. 13 монастырях велись летописи, создавались школы. Однако эта «культурная» деятельность имела очень огранич. характер и была подчинена нуждам церк. культа и восхвалению князей. Для дальнейшей истории русских П. м. громадное значение имели образование централиз. русского гос-ва, развитие царского самодержавия и появление нового сословия-класса дворян-помещиков, а также подрыв значения князей и бояр, союзниками к-рых отчасти были монастыри. Гос-во стремилось отнять боярские вотчины и монаст. земли, чтобы таким путем сломить внутр. оппозицию, расширить свои экономич. возможности и одарить служилых людей (дворянство) - социальную опору самодержавия. В связи с этим внутри церкви развернулась борьба двух течений - нестяжателей (см. Нестяжательство), стоявших за отказ монастырей от своих земель, иосифлян - сторонников сохранения монаст. земель. Церк. собор 1531 дал победу иосифлянам, нашедшим поддержку у великокняж. (царской) власти, к-рая за уступку в вопросе о зем. владениях вынудила церковь выступить против реакц. боярства, сопротивлявшегося централизации гос-ва. Однако начавшаяся секуляризация монаст. земель постепенно продолжалась. Земский собор 1649 принял уложение, но к-рому монастырям запрещено было приобретать земли. В целях установления контроля за монастырями был создан Монаст. приказ. При Екатерине II у П. м. были отобраны в казну мн. зем. угодья, а монаст. крестьяне, изъятые из собственности монастырей, выделены были в особую категорию «экономич. крестьян.» Но, хотя до нек-рой степени и утратив прежнее экономич. значение, П. м. оставались богатейшими орг-циями, выкачивавшими «дарения» и «подаяния» из всех слоев населения мерами религ. воздействия. При этом они все более превращались в оплот самых реакц. сил. Они не только распространяли невежество и религ. мракобесие, но и вели борьбу против рев.-освободит. движения, были рассадниками черносотенно-монархич. литературы, использовались как места заключения опасных для власти людей.
В особенности это относится к таким И. м., как Соловецкий и Спасо-Ефимовский в Суздале. Ко времени Окт. революции, по данным синода, в стране насчитывалось более тысячи мужских и жегаских П. м. и в них ок. 100 тыс. монахов и послушников. После победы Окт. социалистич. революции П. м. превращались в центры заговоров и восстаний против Советской власти. В связи с разоблачением этой их роли было полностью подорвано доверие к ним даже в среде верующих. Во время Великой Отечеств, войны на временно оккупированной нем.-фашистскими войсками территории была восстановлена часть П. м., монастыри пополнялись за счет тех, у кого условиями войны была разрушена нормальная жизнь. В настоящее время под влиянием окружающей действительности работоспособные люди из числа бывших монахов в своем преобладающем большинстве порвали с монастырями, поступили на работу в колхозы, совхозы, на предприятия, обзавелись семьями и живут обычной жизнью сов. людей. В немногих монастырях остались преимущественно престарелые монашествующие. Совр. правосл. богословы по-прежнему пытаются возвеличивать монашество, пропагандируют «отход от мирских сует». Однако их проповедь не приносит никаких ск.-н. значит. результатов.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
371.69 кб

В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ СО СВОИМ УСТАВОМ: РЕСУРСЫ МАТЕМАТИКИ В ТЕКСТАХ Д. ХАРМСА

Карамышев Илья Сергеевич
С древнейших времен и вплоть до наших дней философы использовали и продолжают использовать ресурсы математики в своих текстах. В статье поднимается вопрос: что имеется в виду, когда речь идет о ресурсах математики в философии?
Читать PDF
65.28 кб

Повседневная жизнь современного православного монастыря (по материалам исследования повседневной кул

Ермолович В. С.

Похожие термины:

  • Кирилло-Белозерский монастырь

    мужской монастырь на берегу Сиверского озера (в черте совр. г. Кириллова Вологодской обл.). Основан в 1397 преподобным Кириллом Белозерским, учеником и последователем Сергия Радонежского. К.-Б. м. был
  • Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь  

    в наст. вр. офиц. резиденция Московской Патриархии. С.Д. м. основан в 1282 князем Даниилом (сыном Александра Невского). Как говорит летопись, С.-Д. м. был первой обителью в Москве. По одной из версий, князь
  • Иосифо-Волоколамский ставропигиальный мужской монастырь

    расположен в 17 км от совр. Волоколамска Московской обл., основан в 1479 преп. Иосифом Волоцким видным иерархом Русской Православной церкви, игравшим важную роль в политич. и церк. жизни. Игуменом Иоси
  • Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

    основан в кон. 20 нач. 30-х гг. 15 в. Зосимой, Савватием и Германом на Соловецком о-ве в Белом море при входе в Онежскую губу. В монастырской иерархии С. м. занимал одно из высших мест. Архимандриты назнач
  • Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиалъный мужской монастырь

    на о-ве Валаам в Ладожском оз. основан новгородцами не позднее нач. 14 в. Находясь на границе новгородских владений, служил крепостью и много раз отражал нападения врагов. В 1611 был разорен и сожжен ш
  • СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

    рус. правосл. мужской монастырь, основанный в перв. половине 15 в. на соловецком о-ве в Белом море. Был центром принудит, христианизации рус. Севера и пограничн. крепостью, играл также важную роль в эк
  • АФОНСКИИ ПАНТЕЛЕИМОНОВСКИИ МОНАСТЫРЬ

    основан в 1080 на Афоне монахами, выходцами из Руси. На протяжении всей своей истории поддерживал тесные контакты с рус. правосл. церковью. В годы расцвета А. П. м. - это комплекс из 25 церквей и 70 скитов,
  • МОНАСТЫРСКИЕ ТЮРЬМЫ

    места заключения, существовавшие в монастырях для лиц, осужденных за преступления против религии и церкви» Особенно зловещей славой пользовались М. т. Соловецкого, Спасо-Евфимьевского, Ново-Девич
  • Монастыри православные в России

    как сложившиеся формы христ. общин «служителей Богу» монахов, живущих по определенному уставу, стали возникать на Руси в кон. 10 нач. 11 в. При киевском великом князе Ярославе Мудром, по свидетельств
  • КОММУНЫ МОНАСТЫРСКИЕ

    от лат. communis - общий) — сообщества, общежития монахов, ведущих, в отличие от монахов-отшельников, совместный образ жизни, определяющийся монастыр. уставом. В К. м-, как правило, существовала общность
  • МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ

    рус. гос. учреждение, созданное в 1649 для разбора судебных дел духовенства, касающихся имуществ. отношений, ас 18 в. — и для управления земельными владениями духовенства и монастырей. Под давлением и