МОЛОКАНЕ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Молокане
одна из сект т. н. духовного христианства, возникшая в 18 в. как следствие пассивного протеста против социальных условий крепостнической России. Отсюда характерные для М. отрицание вероучения, обрядности и культа православия, служившего опорой самодержавия, и пророчества о скором наступлении «царства божьего» на земле. Относительно происхождения названия М. существуют различные версии. Одни связывают его с местом поселения М. на реке Молочной, другие — с тем, что члены секты пьют в пост молоко, третьи — с тем, что сектанты называли свое вероучение «молоком духовным». М. отвергают иконы, крест, мощи, святых, посты. Крещение, миропомазание и др. таинства толкуются ими «духовно». Напр., крещение они понимают как восприятие учения, причащение — внушение «глагола (слова) божия». М. признают авторитет Библии, но толкуют ее аллегорически. Они считают, что целью верующего является духовное возрождение. Душа верующего служит обиталищем для бога. Верующий может непосредственно обращаться к богу, без к.-л. посредников. Поэтому М. отвергают духовенство и монашество. Общинами М. руководят старцы и выбираемые верующими пресвитеры. Значительное место в вероучении М. отводится вопросам морали. М. избегают различных увеселений и «плотских развлечений», воздерживаются от сквернословия, курения, пьянства. По представлениям М. в природе «падшего» человека все же сохранились семена добра, к-рые можно развить путем «добрых дел». Этика «добрых дел» подкрепляла предпринимательскую активность, характерную для мелких товаропроизводителей, из к-рых и состояла в основном секта до 1917 г. В наст. вр. небольшие группы М. сохраняются на юге и востоке СССР, пополняются в основном за счет членов семей верующих, чем в известной степени предопределено их угасание.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

МОЛОКАНЕ
одна из разновидностей «духовного христианства» (см. Духовные христиане) в России. Появились в кон. 60-х гг. 18 в. среди гос. крестьян, мещанских и купеческих кругов. Основатель секты — С. Уклеин, деревенский портной. Свое учение М. называли «чистым молоком духовным». Они отрицали правосл. церк. иерархию, монашество, иконы, мощи, святых. Библию рассматривали как единств, источник истины. М. истолковывали ее в «духовном», т. е. этическом, смысле, считали ее гл. руководством в повседневной обществ, и личной жизни. В представлениях М. (в отличие от духоборов} отсутствует пантеистич. мировосприятие. Учение М. — это теизм, освобожденный от церк.-канонич. норм. Христ. таинства М. толкуют «духовно». Истинный смысл жизни, спасение и блаженство человека состоит в раскрытии заложенного богом в человека доброго начала, в нравст. совершенствовании людей. Идея «спасения верой» и отказ от посредников между богом и человеком сближали их с протестантами, что и предопределило впоследствии их поглощение баптистами. Священнослужителей у М. нет, их роль исполняют «старцы» (пресвитеры). Религ. культ сводится к молитв. собраниям, проповедям и пению духовных песен. М. были одной из многочисл. (до 1 млн. последователей) сект «духовных христиан» в России. Царизм преследовал М., причислял их к «вреднейшим сектам». Спасаясь от притеснений, часть М. в перв. пол. 19 в. переселилась в Таврич. губ., на Сев. Кавказ, в Сибирь, в Закавказье. Соц. расслоение среди М., связанное с развитием капиталистич. отношений в России, привело к обострению внутр. противоречий в этой секте и к ее кризису. Перед Октябрьской революцией насчитывалось 200 тыс. М. различных направлений. Социалистич. коллективизация деревни окончательно подорвала соц. корни молоканства. В наст. вр. общины М. действуют в Азербайджанской, Грузинской, Армянской ССР, а также на Украине, в Молдавии, республиках Сев. Кавказа, Ставропольском, Краснодарском краях. Ростовской обл. и др. местах. Подобно духоборам, они в значит, степени превратились в этнич. группы.

Источник: Атеистический словарь

МОЛОКАНЕ
христ. секта, возникшая в России в конце XVIII в. Происхождение названия «М.» точно не установлено. Существуют три в равной мере недостоверные версии возникновения названия «М.». Одна связывает это слово с местом поселения М. на р. Молочной, другая - с тем, что М. называют свое учение «молоком духовным», третья - все сводит к тому, что М. в пост пьют молоко. Само название секты - «духовные христиане» - связано с «духовным», т. е. не буквальным, а переносным толкованием ими части текстов Библии и с подчеркиванием «духовной» стороны религии в противовес обрядам. М. не признают авторитета правосл. церкви и установл. ею культа, не имеют священства, руководителей себе выбирают из числа «старцев» и, подобно баптистам, называют их пресвитерами. Свои молитв, собрания они проводят в обычных домах. На собраниях читаются и поются библ. тексты. Духовных песен, сочиненных самими сектантами, М. не имели до конца XIX в. Позже, однако, под воздействием баптистов, более сильно сказавшимся на «молодых», в секте была принята часть баптистских песнопений. В состав молоканского культа входят также посты. Причем под постами «духовными» понимается «воздержание» от всякого рода «зла» (курения, пьянства, сквернословия, а также увеселений), а под постами «плотскими» - воздержание от еды и питья. Кроме того, часть М.-—субботники - не употребляет в пищу мяса тех животных, к-рые в Библии отнесены к «нечистым». Крещение у М. не «водное», а «духовное» (см. Крещение духом), состоящее в покаянии. В XIX в. М. были одной из наиболее распространенных сект в России и насчитывали до 1 млн. последователей. Основу секты составляли крестьяне-однодворцы и крестьяне-отходники, а ее верхушку - зажиточные крестьяне, торговцы, промышленники. Как протест против засилья старейшин в молоканстве возникло течение т. н. М.-прыгунов, возглавлявшееся Лукианом Соколовым, а затем Максимом Рудометкиным. Первая четверть XX в. стала для молоканства временем его распада, с одной стороны, вследствие отхода крестьян в рев. движение, с другой - из-за конкуренции евангелистов и баптистов, пополнявших свои ряды гл. о. за счет М. В наст. вр. остались небольшие группы М., по нескольку десятков человек. Наиболее значит. группы - в Закавказье. Пополняются они лишь членами семей верующих, в к-рых старшие заставляют молодежь замыкаться в кругу религ. и семейных интересов.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МОЛОКАНЕ
религ. секта, возникшая в России в конце 60-х гг. 18 в. Представляя собой религ. форму антикрепостнич. движения крестьянства и демократич. элементов города, М. отличались рационалистич. критикой господств. церкви и ее догматов. Внешне-обрядовому православию с его церк. иерархией, институтом монашества, почитанием икон, мощей, культом святых и т.д. М. противопоставили евангельское христианство. Однако догмат троицы, как и церк. учение о таинствах, не были полностью отвергнуты М., хотя и получили своеобразное истолкование. Демократич. элементы придали социально-утопич. идеям М. действенный характер, причем упор был сделан на этику добрых дел как на средство устроения на земле "царства божия". Все это противостояло авторитарному учению церкви о всесильном "промысле божием". Причисленные царским пр-вом и церковью к "вреднейшим сектам", М. подвергались преследованиям. В конце 18 – 1-й пол. 19 вв. значит. часть М. центрально-черноземных и поволжских губерний переселилась в Крымские и Ставропольские степи (частично и в Сибирь). В 40-х гг. 19 в. большие партии М. были поселены в Закавказье. В 19 в. М. разделились на донской толк, постоянных, духовных христиан-прыгунов, общих. Хотя обществ. недовольство, как правило, принимало в молоканской среде форму религ. брожений, низы секты иногда участвовали в общем антикрепостнич. движении крестьян, как это было, напр., в крест. волнениях начала 40-х гг. в Тамбовской губ. По мере развития капитализма утопичность социально-религ. доктрины M. с ее этикой "добрых дел" становилась все более очевидной, что вело к разочарованию в молоканстве. Идеологи М. предпринимали попытки спасти свое движение созданием культурнич. организаций ("Общество образованных молокан" А. С. Проханова), толстовской "мирно-анархической" проповедью (Д. В. Зайцев), приспособлением молоканства к баптизму. Великую Окт. революцию руководители М. встретили враждебно. В нек-рых случаях М. даже участвовали в восстаниях против Сов. власти, отказывались от службы в Красной Армии. Успехи социалистич. строительства, победы культурной революции в СССР уже в начале 30-х гг. привели к окончат. краху молоканства. Осн. же часть М. активно включилась в строительство новой жизни. Вслед за развалом общин на местах в 1929 распался Центр. совет молокан. Лит.: Дружинин В., Молокане, [Л. ], 1930; Морозов И. П., Молокане, М.–Л., 1931; ?икольский Н. М., История рус. церкви, М.–Л., 1931; Бонч-Бруевич В. Д., Сектантство и старообрядчество в первой половине XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Совр. сектантство и его преодоление. По материалам экспедиции в Тамбовскую область в 1959 г., в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 9, М., 1961; Сахаров Ф., Лит. истории и обличения рус. раскола. Систематич. указатель книг, брошюр и статей о расколе, находящихся в духовных и светских периодич. изданиях, вып. 1–3, Тамбов – СПБ, 1887–1900. А. Клибанов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МОЛОКАНЕ
название секты, происходящее, по толкованию ее идеологов, от евангельс. текста: «возлюбите чистое словесное молоко», каковым они считают проповедуемое ими учение. Секта возникла в кон. 60-х гг. 18 в. среди гос-венных крестьян и вскоре приобрела последователей в кругах мещанства и купечества. Основатель секты - С. Уклеин, деревенский портной из Тамбовской губ. Православию с его церковной иерархией, институтом монашества, почитанием икон, мощей, культом святых М. противопоставили Библию как единств, источник религ. веры и руководство в обществ. и семейной жизни. Они проповедовали общепротестантскую идею «спасения верой», что означало, с одной стороны, отказ от любых посредников между богом и человеком, а с другой - требование этики «добрых дел», т. е. осуществление религ. требований в практике жизни. Библейские сюжеты истолковывались М. не в букв., а в «духовном» смысле, гл. обр. в «Переводе» на язык этических категорий. Религ. культ у М. упрощен и сводится к собраниям, проводимым в обыкновенных помещениях с лавками, на к-рых сидят верующие, справа - мужчины, слева - женщины. На собраниях читаются тексты из Библии и поются молитвы. Со временем был определен спец. порядок общего богослужения и частных богослужений на рождение, бракосочетание, кончину членов секты. Оплачиваемых священнослужителей у М. нет, роль последних исполняли «старцы», а позднее - пресвитеры. Христ. учение о троице сохранено, однако «боготец» выделяется среди «единосущных» ему «бога-сына» и «святого духа». Провозглашается равенство людей как «братьев во Христе». Труд и взаимопомощь трактуются как основные добродетели. Молоканство представляло собой одну из религ. форм демократич., антикрепостнич. движения. М., причисленные царским правительством к «вреднейшим сектам», подвергались преследованиям. В кон. 18 - первой пол. 19 в. значит, часть М. из внутренних губерний страны переселилась в крымские и ставропольские степи (частично и в Сибирь). В 40-х гг. 19 в. большое число М. было выслано в Закавказье. К этому времени уже обнаружилось клас. расслоение в среде молоканства, а руководство сектой оказалось в руках представителен крупных землевладельцев и скотовладельцев. С этим связаны расколы в молоканстве. За его ортодокс. последователями, составлявшими и сохранившими большинство в молоканстве, утвердилось название «постоянные молокане». Возникший еще в начале 19 в., «донской толк» («евангелические христиане») отличается восстановлением обрядности и таинств, близких православным, откровенным монархизмом, политич. реакционностью руководства. В 30 - 40-х гг. 19 в. возникли толки «общих» и «прыгунов». Первые провозгласили общность имущества, коллективизм труда и быта, ссылаясь на текст Деяний апостолов: «все верующие были вместе и имели все общее». Их идеологом был МА. Попов, организовавший коммуну в нескольких селах Саратовской губ., а потом в Бакинской губ., куда он был сослан с группой своих единомышленников. Руководителями и идеологами «прыгунов» были крестьяне Л. Петров и М. Рудометкин; отличительная особенность «прыгунов» - экстатический культ, опьянение «духом святым», ожидание близкого наступления «тысячелетнего царства», следование ряду дат ветхозавет. религ. календаря. Постепенно во всех молоканских толках возобладали бурж, элементы, что вызывало возраставшее сопротивление рядовых верующих и привело молоканство в кон. 19 в. к кризису. Знач. часть его приверженцев перешла тогда к баптистам. В нач. 20-х гг. нашего века руководители молоканства пытались оживить его и широко применяли в своей проповеди социальную демагогию. Эти попытки, однако, никакого успеха не имели. В наст. время молоканство представлено сравнительно немногочислен. группами его последователей различных толков.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Молокане
последователи одной из старых форм русского сектантства; секта духовных христиан, названных правосл. «молоканами» за употребление молока в постные дни; возникла в нач. 18 в., основатель Семен Уклеин.
Уклеин утверждал, что единственным источником веры является Священное писание, содержащее наряду с описанием реальных исторических событий много мест, крые надо понимать «духовно», т. е. как аллегории, ибо они не поддаются рациональному объяснению. Понять и истолковать их смысл, по мнению Уклеина, мог только человек, просвещенный Богом. В соответствии с молоканским учением человек не входит в непосредственный контакт с Богом. По значимости Уклеин на первое место ставил Новый Завет, называя его краеугольным камнем истины. Он и его последователи не подвергали сомнению божеств. происхождение Христа. Уклеин считал, что Сын и Дух Святой единосущны Отцу, но не равны в божеств, достоинстве; что Христос принес с неба свою плоть и с нею вселился в чрево Богоматери. Это не была обычная человеческая плоть, поэтому Христос и не умирал в обычном понимании этого слова. Учение М., вполне совпадая с православием по вопросам сотворения человека, его грехопадения и второго пришествия Христа, отличалось в трактовке Страшного суда. На нем, по мнению молокан-уклеинцев, предстанут только согрешившие духовные христиане, тогда как не согрешившие сразу после смерти переселяются в блаженную вечность. Все не принадлежащие к числу последователей Уклеина, пойдут после смерти на вечную муку. Позже в понимании Страшного суда молоканское учение приблизилось к ортодоксальному, однако М. считали, что мертвые воскреснут духом, а не плотью.
М. отвергали все, что было связано с внешним поклонением Богу, и заявляли, что поклоняются ему духом. Однако у них был детально разработанный обряд моления (обрядник), во время к-рого специальные чтецы читали Св. писание, руководитель религ. общины пресвитер — говорил проповедь, певчие пели псалмы Давида, а остальные молящиеся подпевали; в нужные моменты все собрание становилось на колени. Пресвитер избирался всей общиной и никаких материальных преимуществ не имел. В связи с тем что М. очень уважали людей, умеющих читать Библию, грамотность в этой секте была несравненно выше, чем в к.-л. другой.
М. признавали посты, но только один на Страстной неделе считался обязательным, а в остальное время каждый устанавливал себе посты сам, если считал необходимым «укрепить дух». У М. существуют ветхозаветные пищевые запреты, но подразделения пищи на постную и скоромную никогда не было. В секте запрещены спиртные напитки и курение.
Хотя молокане-уклеинцы (или «постоянные») считали, что истинным духовным христианам не нужны законы и суды, они тем не менее признавали, что власти от Бога, и в целом были законопослушны. Во мн. общинах молились за царя и почитали его помазанником Божьим. М. отрицательно относились к войне, службе в армии, среди них было распространено дезертирство, но серьезных конфликтов с гос-вом по этому вопросу у них не было.
Вероучение М. не требовало от членов секты сурового аскетизма, веры до исступления, оно не вело к непримиримым противоречиям с существовавшим соц. — государственным устройством России. Молоканское учение было более приемлемым для широких соц. слоев, стремившихся к дешевой церкви, чем хлыстовство и духоборчество (см. Духоборцы). Основу секты составляли свободные сословия, но в ней было немало и крепостных крестьян. Молоканство было широко распространено в южных великорусских губерниях, Новороссийском и Ставропольском краях, Астраханской губ., а также в Амурском крае.
При Александре I М. было дозволено селиться в Таврии, но в 30-е гг. 19 в. пр-во разрешило переселение сектантов только в Закавказские провинции, где им отводилась роль главной колонизационной силы. Многолюдные молоканские поселения возникли на территории нынешних Армении и Азербайджана.
Молоканские общины оказались рассеянными на обширной территории. После уклеинского обрядника в них стали появляться аналогичные обрядники, иногда существенно отличавшиеся друг от друга. Для молоканской секты характерно большое кол-во толков и выделившихся из нее сект.
В 50-е гг. 19 в. из молоканской секты выделились т. наз. прыгуны. Основатель секты J1. Соколов объявил себя Христом, пришедшим судить мир, и призвал своих последователей собираться на Кавказе. Преемник Соколова М. Рудометкин заявил, что он духовный царь, и короновался на царство, запретив своим последователям подчиняться др. властям. Сектанты-прыгуны отличались особой строгостью нравов и рвением в молитве и посте, особой честностью. Прыгуны пользовались уклеинским обрядником, и если во время собрания Св. Дух не нисходил на них, то оно мало чем отличалось от обычного молоканского, разве что после моления сектанты пели прыгунские духовные стихи, сочиненные самим Рудометкиным. Если же на собравшихся нисходил Св. Дух, то их моление скорее напоминало хлыстовское радение: прыгуны до изнеможения скакали, а ктонибудь начинал пророчествовать.
Прыгуны почитали Иисуса Христа и Евангелие, особенно Апокалипсис, но тем не менее придерживались законов Моисея, чтили субботу и праздновали нек-рые ветхозаветные праздники. Они жили в постоянном ожидании конца света. Только Рудометкин предсказывал его трижды, поэтому, в отличие от др. М., прыгуны не очень заботились о личном благосостоянии. Ныне общины прыгунов, очень малочисленные, еще существуют в Азербайджане и Армении.
Основателем выделившейся из молоканства секты «общего упования» или «общих» был крестьянин Самарской губ. А. Попов. Он написал «Устав упования общего учения», в кром разработал принципы общежития в христианских общинах. В 30-е гг. 19 в. Попов был выслан на Кавказ, куда выехали и его последователи. Созданная им община продолжала существовать и после высылки Попова в Сибирь.
Община «общих» представляла коммуну, состоящую из нескольких «партий» по 30–50 чел. в каждой, причем не всегда родственников. Члены «партии» проживали в одном доме, вместе работали и питались, никто не имел личной собственности. Однако со временем «общие» стали ограничиваться внесением 1/10 имущества в общественный магазин. Жизнью такой общины руководили 12 чинов (судья, жертвенник, распорядитель, мысленник и т. д.), избиравшиеся из числа ее членов. Секта эта существовала еще в нач. 20 в.
В кон. 19 в. у молоканской секты появился сильный конкурент — баптизм, успешно перетягивавший к себе членов др. конфессий. Неоднократные попытки М. объединиться и выработать единое учение не увенчались успехом. Несмотря на численное сокращение, в нач. 20 в. молоканская секта оставалась самой многочисленной из традиционных русских сект. На 1 янв. 1912 офиц. статистика насчитывала 133 935 чел. постоянных М. (уклеинцев). В наст. вр. молоканские общины продолжают существовать на Кавказе (хотя мн. их члены в нач. 1990-х гг. выехали в Россию), в Ростовской обл., Ставропольском крае, Амурской, Тамбовской, Оренбургской обл. По данным на 1996, существует 100 молоканских общин. В нач. 20 в. большая группа М. из России переселилась в США (штат Калифорния). В 50-е гг. к ним присоединились М., проживавшие в Карской обл., отошедшей от России Турции в 1921. В наст. вр. община М. прыгунов существует в ЛосАнджелесе, а постоянных М. в Сан-Франциско. М. имеются также в Аргентине, Боливии, Канаде, Австралии.
В июне 1991 в Москве состоялся съезд М.На нем было провозглашено возрождение «Союза общин Духовных христиан-молокан», избран Совет из 9 человек, принят Устав Союза. Центр располагается в Москве. Печатный орган журнал «духовный христианин». В 1994 в кач-ве альтернативы «союзу общин Духовных христиан-молокан» был создан и зарегистрирован Минюстом «союз обшин Духовных христиан-молокан России». Центр в с. Кочубеевском Ставропольского края.

Источник: Религии народов современной России