МОКША

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОКША
см. Сансара.

Источник: Атеистический словарь

МОКША
Санскр.) "Освобождение". То же, что Нирвана; посмертное
состояние покоя и блаженства "Души-Странника".

Источник: Теософский словарь

МОКША
санскр.) — освобождение от круговорота рождений и смерти, синоним нирваны. Как термин М. чаще употребляется в джайнизме, чем в буддизме. Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

МОКША
(санскр. moksa, тиб. thar pa, освобождение) — общеиндийское понятие о спасении от несчастий и бед, которое преимущественно (в том числе в буддизме) трактовалось как избавление от круговорота рождений.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Мокша
одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара).

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

МОКША
в древнеиндийской философии означает освобождение, спасение от бесконечного процесса перевоплощений (круг сансары). Мокша занимает высшее место среди четырех целей человеческой деятельности: наслаждения (кама), польза (артха) и долга (дхарма).

Источник: Тематический философский словарь

МОКША
в индийской религиозно-философской традиции означает освобождение как высшую цель, преодоление сансары – колеса перерождений и совпадение я-атмана с безличным Брахманом. Освобождение связано с обретением высшего блаженства – ананды, с радостью и полным слиянием творца и творения, в результате чего они становятся неразличимы. Освобождение может быть достигнуто человеком и при жизни, когда душа, оставаясь в теле, больше не отождествляет себя с ним и не испытывает привязанности ни к чему земному. Человек выходит из-под действия закона кармы и преодолевает авидью – иллюзии эмпирического мира. Мокша связана не с уничтожением «я», а с приобретением истинного вечного «я».

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

МОКША
сс. Избавление. Искупление. Освобождение. Спасение души от перерождений в мире сансары. Представление об освобождении души восходит к упанишадам. Описано много путей, ведущих к слиянию с богом, воспарению бессмертной души на небеса, в высшие сферы, к переходу сс. в бесчувственное состояние или в состояние блаженства. В санкхье дух стремится к освобождению от материи, в джайнизме душа освобождается от кармического вещества. Освобождение, согласно различным учениям, может произойти спонтанно или быть достигнуто в результате духовной практики, наступить при жизни тела (дживанмукти) или после его смерти. Допускается освобождение в промежуточном состоянии между смертью тела и возможным новым рождением. В двайта-веданте перечисляются четыре стадии мокши в зависимости от близости к богу: подобие, сходство с обликом бога (сарупья), постоянная близость к нему (самипья), лицезрение бога (салокья) и слияние с ним, вхождение в божественное тело (саюджья), сопровождающееся овладением божественными словами (саришти). В буддизме, как и в других учениях, путь к освобождению начинается с самодисциплины. Затем, не создавая предпосылок для возникновения новых кармических семян, адепт уничтожает семена, присутствующие в поле его сознания. Не допуская притока аффектов (клеша), он подавляет волнение (духкха, апрашанта) элементов бытия (дхарма), после чего наступает освобождение, для обозначения которого существует много терминов. Мокша — наиболее обобщенный, соответствующий индийской традиции. В отличие от других учений, в буддизме это освобождение сознания от участия в формировании новой личности при новом рождении, переход его в состояние нирваны, абсолюта.

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

МОКША
или мукти (от гл. «муч» — отпускать, избавлять) — освобождение от мира страданий (сансара). М. — плод долгой и интенсивной духовной практики, направленной на полное угасание последствий кармы. Среди жизненных ценностей традиционного индийского общества М. — самая важная (см. Индуизм). М. можно понимать и как некую запредельную сферу, и как особое внутреннее состояние, возникающее при достижении этой сферы; в последнем случае М. часто характеризуется ощущением высшего блаженства (ананда). М. не поддается описанию. Существует множество путей, ведущих к М. Впервые о М. говорится в упанишадахв связи с достижением высшей реальности. Непосредственная причина обретения М. — особое духовное знание (джняна). Йога Патанджали и санкхья трактуют освобождение в смысле отъединения от материи (кайвалья). В адвгйта-веданте М. — это соединение с безличным абсолютным Брахманом. Примерно так же понимают М. неклассические формы йоги и тантризм; здесь М. достижима через трансформацию психики и телесности практикующего. В некоторых тантрических школах М. совпадает с обретением физического бессмертия в новом, «божественном » теле. Для тантризма также характерно стремление уравновесить М. и чувственный мир. М. достигается в данной жизни или по смерти. Кришнаиты выделяет в М. пять видов: 1) обретение божественного облика; 2) пребывание в том же мире, что и Бог; 3) соседство с Богом; 4) обретение могущества Бога; 5) обретение абсолютного единства с Богом. Последняя ступень М. отвергается ими, поскольку на ней невозможно служить Богу. В целом достижение М. в кришнаизме считается вторичной целью по сравнению с обретением бескорыстной чистой любви (према) к Кришне. См. также Карма, Бхакти-йога, Карма-йога, Джнянайога) Хатха-йога.

Источник: Индуизм: йога, тантризм, кришнаизм

МОКША
санскр.) – термин др.-инд. философии, означающий освобождение, спасение от бедствий бесконечного процесса перевоплощений (самсара). Согласно классич. традиции, М. занимает высшее место среди четырех целей человеч. деятельности, включающих в себя, кроме нее, наслаждение (кама), пользу (артха) и долг (дхарма). М. выступает как высшая цель религ. опыта и филос. познания. Представления о природе М. в различных филос. школах Древней Индии различны. Согласно адвайтаведанте, М. есть растворение индивидуального сознания (джива) в мировом сознании (брахман), после осознания им нереальности феноменального мира. Согласно вишишта-адвайте, М. есть не исчезновение "Я", а реализация его божеств. природы и осознание его связи с брахманом. В санкхье и йоге освобождение есть отделение индивидуального сознания (пурущи) от материи (пракрити). В ньяе, вайшешике, мимансе "освобождение" заключается в отделении вечного "Я" от его временных свойств. В новое время концепция М. получает своеобразное толкование в трудах Раммохан Рая, Вивекананды, Ауробиндо Гхоша, Р. Тагора, С. Радхакришнана и др. Преобладающее значение получает идеал коллективного, а не индивидуального спасения. При этом идеал М. используется идеологами инд. буржуазии для противопоставления инд. цивилизации цивилизации капиталистич. Запада, преподносится ими в качестве панацеи от пороков бурж. общества. Лит.: Чаттерджи С. Датта Д., Введение в инд. философию, ?., 1955, Введение; Радхакришнан С., Инд. философия, т. 1, M., 1956, гл. 1; Schomerus H. W., Indische Erl?sungslehren..., Lpz., 1919; Ranade R. D., A constructive survey of upanishadic philosophy, Poona, 1926, ch. 6, 7; Chatterjee S., The fundamentals of Hinduism, Calcutta, 1950, ch. 7; Hiriyanna M., The quest after perfection, Mysore, 1952; The cultural heritage of India, v. 3, Calcutta, 1953, pt 5, [ch. ] 39, Sinha J., A history of Indian philosophy, v. 1, Calcutta, 1956, ch. 1. В. Костюченко. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МОКША
санскр.- освобождение), в инд. религ.-филос. мысли освобождение как высшая цель. Понятие М. широко употребляется в индуизме и буддизме. Учение о М. формируется уже в упанишадах: преодоление индивидом зависимости от мира, вовлеченности в круг рождений и смертей достигается при условии познания тождества «Я», атмана, с чистой реальностью бытия - брахманом. «Как реки текут и исчезают в море, теряя имя и образ, так знающий, освободившись от имени и формы, восходит к божественному пуруше» («Мундака-унанишада» III 2, 8). С освобождением связано состояние высшего блаженства (ананда), радости, расширения души, ощущение полной слитности с творцом и творением, причем сами творец, творение и тварь становятся неразличимыми. Достигшие М. освобождаются от желаний, полностью постигают атман и «проникают во все»; «Я» неотделимо от бога и субъект - от объекта.
Согласно учению веданты, М. может быть достигнута и при жизни, когда душа связана с телом, но уже не зависит от него в том отношении, что она никогда не отождествляет себя с ним и не привязывается к тварному миру, хотя мир еще продолжает являться душе. Это учение об освобождении при жизни (дживанмукти) веданта разделяла наряду с санкхьей, буддизмом и джайнизмом. Как только, познав свое единство с вечным и единым брахманом, человек достигает М., он выходит изпод действия закона кармы, цепи рождений и смертей и выступает как бесконечное существо, преодолевшее авидъю и связанные с нею иллюзии. М. связана не с уничтожением «Я», а с обретением своего истинного «Я», с реализацией его бесконечности. По Шанкаре, М. настолько превосходит все категории опыта, что не поддается описанию в терминах нашего познания и. характеризуется обычно через отрицат. определения (состояние сарватмабхавы, букв. «все-я-бытие» - отсутствие к.-л. форм и качеств). Душа выходит из колеса сансары, достигает озарения, утрачивает желания и стремления (на уровне почитания сагунабрахмана, или ишвары, человек может еще стремиться к высшему миру брахмана - брахмалоке, но, достигнув М., он становится выше и этого стремления). Согласно Раманудже, М. связана с освобождением «Я» от ограничений: после исчерпания кармы и избавления от физич. тела наступает единение с богом (Рамануджа не принимает учения об освобождении при жизни). Теистич. концепция «Бхагавадгиты» связывает М. с непосредств. знанием (джняна), ведущим к соединению с высшим «Я», и дает классификацию М.: мукти - избавление; брахмистхити - бытие в брахмане; найшкармья - недействие; нистрайгунья - отсутствие трех качеств; кайвалья - освобождение через уединение; брахмабхава - бытие брахмана.
По учению школы ньяя М. освобождает от страданий, порабощенности страстями, но не разрушает «Я»; освобождение - не столько прекращение страданий, сколько переживание положит. наслаждения. Согласно Прабхакаре (школа миманса), М. состоит в полном исчезновении дхармы и адхармы, прекращении как страдания, так и удовольствия. Мимансе свойственно убеждение в недостаточности познания для освобождения. В целом М. является одним из ключевых понятий большинства систем инд. мысли.

Источник: Советский философский словарь

МОКША
санскр. moksa, от глагольного корня «тис» — оставлять, покидать, освобождаться, через дезидератив «мокш» — желать освобождения) — в индийской религиозно-философской традиции — окончательное освобождение от сансары, т. е. дурной бесконечности все новых и новых рождений. Мокша как одна из четырех целей человеческой жизни (см. Пурушартха) превосходит три остальные (артху, или материальное благополучие, каму, т. е. чувственные радости, и дхарму, или морально-религиозный закон) и тем самым отменяет их; она предполагает выход из-под власти кармы. Представление о мокше сложилось уже в Упанишадах, а затем было окончательно оформлено в философских даршанах.
С точки зрения ньяя-вшшешики мокша, называемая также «апаварга», представляет собой отказ от каких бы то ни было свойств или характеристик опыта; душа при этом освобождается от всяких уз, связывающих ее с телом, т. е. от любых ощущений и переживаний. К мокше можно прийти через постижение сущности категорий и следование этическим нормам, вместе с тем мокша здесь отнюдь не означает полного разрушения индивидуального «Я». Дня пурва-мимаясы мокша — это «высшее благо» (нихшреяса), обычно отождествляемое с достижением «неба» (сварга); обретение такого блага зависит от неуклонного следования предписаниям Вед (видхи), более того, движение к мокше уже заранее определено внутренней энергией становления (бхавана), проявляющейся в императивных командах ведического откровения. В учении санкхьи мокша понимается как разделение сознания (см. Пуруша) и первоматерии (см. Пракрита); это возвращение Атмана, или Пуруши, в свое изначальное чистое (кайвалья) состояние, когда он перестает ложно отождествлять себя с образованиями Пракрити, вт. ч. и с эмоционально-психическими особенностями личности.
Наиболее последовательно трактует мокшу в духе учения Упанишад адвайта-веданта Шанкары. Мокша здесь — это реализация истинной сущности Атмана, иначе говоря, внезапное постижение адептом абсолютного тождества Атмана и высшего Брахмана. Подобно пурва-мимансе, адвайта также считает опору на Веды принципиально важной для освобождения, однако в учении Шанкары акцент смещается с непреложных команд и ритуальных предписаний на т. н. «великие речения» (маха-вакья): «Ты еси То» (Брихадаранъяка-уп. III.9; Чхандогья-уп. VI.8.7), «Этот Атман есть Брахман» (Брихадараньяка-уп., 2.5.19) идр.; эти речения лишены прагматической ценности, они никуда не ведут и никого не воспитывают, они лишь помогают сменить угол зрения, подводя адепта к моменту, когда для него окажется возможным внезапный переворот и прорыв к истинной реальности. С точки зрения адвайты накопление «благой заслуги» (пунья) — это всего лишь предварительное условие, необходимое, но отнюдь не достаточное для достижения мокши. Тот, кто платит аскезой, благочестием или любовью, получает всего лишь «благую долю» (бхага) в новом рождении, это не более чем способ ориентации в мире кармы, не выводящий за ее пределы. По словам Шанкары, «все эти обряды и средства, ношение священного шнура и тому подобное, полностью отделены от постижения единства с высшим Атманом» («Упадеша-сахасри», 1.30). Если в вшишита-адвайте Рамануджи душа постепенно продвигается к освобождению, накапливая знания, опираясь на собственные благие поступки и помыслы, а также на любовь и помощь персонифицированного Бога-творца Ишвары, то в адвайте любые вспомогательные средства оказываются недостаточными и ущербными, ничем не помогая адепту в достижении мокши. Потому-то, с точки зрения Рамануджи, даже после выхода из сансарного круга перерождений душа преображается, но сохраняет свою индивидуальность — своего рода сжатую историю своих прежних рождений, между тем как для Шанкары мокша, тождественная высшему Брахману, абсолютно противопоставлена эмпирическому миру, а реализация освобождения предполагает снятие индивидуальных особенностей личности. Мокша в адвайте определяется лишь апофатически, через снятие всех свойств и характеристик; она «не-двойственна» (адвайта) и «лишена качеств» (ниргуна). Вместе с тем, в отличие от буддийской нирваны, обретение мокши в адвайте — это «достижение уже достигнутого» (праптасья прапти), иными словами, освобождение не просто задано как «цель человека» (пурушартха), к которой следует стремиться; мокша, тождественная высшему Брахману и чистому Атману, «пред-шествует» эмпирическому миру и предполагает его. В отличие от относительной реальности вселенной, освобождение реально абсолютно, и потому оно существует до и помимо всей иллюзорной игры творения (см. Лила, Майя).
Несмотря на крайний радикализм санкхьи и особенно адвайта-веданты в их подходе к мокше, именно эти два учения разделяют идею, касающуюся практической реализации освобождения. В отличие от прочих ортодоксальных школ индийской философии, они допускают возможность т. н. освобождения при жизни (дживанмукти). Согласно этому представлению, мокша отменяет действие всей кармы, связывающей данного индивида, за исключением той, что уже начала «приносить плод» (прарабдха-карма), иначе говоря, той кармы, инерция которой уже действует. В этом случае адепт, достигший освобождения, сохраняет свое тело вплоть до естественной смерти, вместе с тем уже не чувствуя себя связанным этим телом. На этой стадии атман уже осознает себя как сакшин, т. е. внутренний свидетель актов восприятия и действия, отличающий себя от соответствующих ментальных функций. Ему больше не приходится заботиться о сообразовании своего поведения с моральными и религиозными нормами: те не имеют над ним никакой власти, но теперь чистота и благо сопровождают его без каких-либо специальных усилий. Прочие ортодоксальные школы полагали, что полное освобождение возможно лишь при «сбрасывании тела» после смерти (концепция видеха-мукти — освобождение без тела).
Лит.: PanikkarR. The Vedic Experience. Poona, 1958; Ramachanclra Rao S. K. Jivanmukti in Advaita. Candinagar, 1979; Oberhammer G. La Delivrance, des cette vie (jivanmukii). P., 1994.
H. В, Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия

МОКША
(санскр. moksa — освобождение, избавление) - основное понятие инд. сотериологии, высшая из целей человеческого существования (пурушартха), означающая избавление индивида от всех страданий (духкха), серии безначальных перевоплощений (сансара) и механизмов «закона кармы», включая не только «вызревшие» и «вызревающие» семена прошлых действий, но и латентные потенции их «плодоношения». При трансляции понятия «М.» на европейский понятийный язык следует учитывать, что, во-первых, М. имеет преимущественно «отрицательные» коннотации в качестве избавления от негативных состояний бытия эмпирического индивида, хотя и сопровождается положительными состояниями, не описуемыми на уровне профанического существования, и, во-вторых, означает не обретение этим индивидом новых характеристик (того, чего он изначально не имел), но реализацию его изначальной (точнее, безначальной) аутентичной природы.
С другой стороны, «освобождение» достигается устранением основной причины «закабаленного» состояния: неведения относительно истинной природы Я, к-рое не имеет ничего общего с грехопадением как своевольным нарушением человеком божественных заповедей. Эти параметры принципиально отличают М. от христианской идеи спасения, даже при том, что некоторые инд. традиции допускают ее обретение при помощи божественных сил.
С первыми прецедентами понятия «М.» мы имеем дело в ранних Упанишадах, где уже идет речь об освобождении от власти смерти, а также временных условий бытия в виде дня и ночи, об избавлении от неведения с помощью наставника, о состоянии того, кто познал «блаженство Брахмана»: его тогда уже не мучают мысли «Почему я не совершил добро?», «Почему я совершил зло?».
В более поздних Упанишадах говорится о тех, кто не возвращается в мир сансары: они должны обладать распознаванием, рассудительностью и «чистотой»; необходимым качеством «освобожденного» является способность управлять городом своего тела; «освобождаются» аскеты, постигшие мудрость веданты и очистившие себя отречением от всего. Абсолютное начало мира иногда прямо объявляется причиной и закабаления, и сансары, и «устойчивости» мира и «освобождения»; достигнув Атмана посредством разумения, человек уже не возвращается в мир сансары; использование психотехнических упражнений йоги ведет к экстатическому самозабвению, и эта «лишенность собственного существа» является знаком М.; «освобожденный» взирает на круговорот жизни, как на вращающееся колесо повозки. М. наступает с устранением человеческих решений, а также всех представлений (типа «Это — мое»), коренящихся в индивидуальном самосознании, к-рые связывают его, как тенета птицу; условием М. является прежде всего победа над мыслью, к-рую следует направлять к Брахману, отрывая от предметов этого мира - в успокоенном состоянии такая мысль ликвидирует плоды как злых, так и добрых дел. На этой стадии индуистское представление о М. можно считать уже вполне сформированным, и дидактические тексты «Махабхараты» вносят лишь дополнительные штрихи. Единственное существенное добавление в «Бхагавадгите» — это учение о трех равноправных путях достижения высшей человеческой цели: можно избрать, исходя из личных склонностей, метод совершения «чистого действия» без привязанности к его «плодам» (karmamarga), трудоемкий путь познания Брахмана (jnanamarga) и, наконец, полное предание себя Кришне через безусловную «преданность» ему (bhaktimarga). Последний метод рекомендуется как наиболее эффективный и фактически включающий в себя первые два: «Те, кто подвизается в освобождении от старости и смерти, опираясь на меня [Кришну], полностью познают Брахмана, Атмана и действие» (VII.29). Вместе с тем в тексте проповедуется и идея предопределенности: в мире есть два основных рода существ — божественные и демонические, и М. никогда не достигнут люди, рожденные с признаками второго типа. Классический набор признаков того, кто уверенно продвигается к М. и «разрешает узы», предлагает эпическая «Анугита»: подвижник держится одного пути, молчалив и замкнут, дружествен ко всем живым существам, изживает аффекты страха, гордости, гнева, равнодушен к счастью и несчастью, а наряду с этим также к добру и злу, лишен приязни и неприязни, угасил все желания, одиноко странствует и размышляет о непостижимом абсолютном начале мира. Эти и аналогичные характеристики становятся уже клишированными в многочисленных текстах двенадцатой книги «Махабхараты», к-рая так и называется: «Мокша-дхарма». Термин, соответствующий «М.», - vimutti, весьма популярен в пал. лит-ре, пассажи к-рой свидетельствуют о том, как понимался образ достижения высшей цели в классическом буддизме.
В дидактических стихах «Сутта-нипаты» задается риторический вопрос: какой может быть истинная свобода, кроме избавления от чувственных желаний, стремлений и сомнений? — тот, кто отбросил три корневых аффекта страсти, ненависти и «ослепления» и преодолел все узы земного существования, должен странствовать одиноко, подобно носорогу, стремясь подражать рыбе, избавившейся от сети, или огню, уже не возвращающемуся к сожженным веществам. Освободиться - значит разрубить десять «узлов» (ср. Бандха) и пройти четыре стадии: преодолевающего поток сансары, возвращающегося в сансару лишь один раз, не возвращающегося никогда и, наконец, «совершенного»-архата. «Освобождение» завершает ряд основных буддийских достижений, следуя в их списке непосредственно за нравственным поведением (шила), медитативным сосредоточением и «мудростью» (prajna). Наряду с чисто индивидуалистической трактовкой М. в «ортодоксальном» буддизме обнаруживается и более «альтруистическая»: говорится, к примеру, об освобождении сердца посредством любви к живым существам. Некоторые тексты позволяют считать, что буддийская нирвана мыслилась как высшая стадия рассматриваемого «освобождения». Вместе с тем нирвана интерпретировалась и как более объемное понятие, включающее «освобождение» наряду с «чистотой» и истинным знанием. Несмотря на принципиальное единство в понимании основных характеристик М., инд. философские школы существенно расходились в интерпретации многих конкретных аспектов ее природы, и стадий ее достижения, и стратегии ее реализации. Природа М. интересовала представителей всех философских школ Индии, кроме материалистов-локаятиков (отвергавших и карму, и сансару). Освобождение от страданий, сансары и кармической «связанности», как правило, всеми понималось как радикальное прекращение всякой эмоциональности и индивидуального сознания. Такой вывод следует не только из концепции нирваны как «затухания» всякой жизненности в классическом буддизме, но и из формулировок большинства философов ньяя-вайшешики, сопоставлявших иногда состояние «избавления» с иссякновенисм огня после сгорания топлива, и из концепции конечной устраненности (резиньяции) в санкхье и йоге и из понимания вопроса у мимансаков, к-рые начали с идеала достижения неба (svarga), а кончили идеей прекращения как положительных, так и отрицательных эмоциональных состояний. Этому учению противостояли трактовки некоторых вишнуитских и шиваитских школ (так, пашупаты считали, что в М. достигается обладание совершенствами Шивы) и более всего адвайта-ведантистов, где М. понимается как осознание индивидом своего тождества с Абсолютом, к-рый есть блаженство (ананда).
В вопросе о том, сохраняется ли в М. индивидуальное сознание, санкхьяики, йогины и вайшешики были солидарны с ведантистами, отвечая на него отрицательно, хотя и исходили при этом из разных оснований. Так же и по вопросу о том, возможна ли полная М. еще при жизни, выдвигались различные т.з.: а) М. наступает лишь с разрушением телесной оболочки того, кто достиг истинного знания (найяики, вайшешики), б) возможно как бы «первое освобождение», к-рое осуществимо в последнем воплощении достигшего знания, и второе, наступающее уже после его физической смерти (Уддиотакара, санкхьяики), в) идеал «освобождения при жизни» (jivanmukti) наиболее последовательно отстаивали ведантисты. Три позиции выявились и в спорах о том, каковы соотносительные «пропорции» выполнения обрядовых предписаний и дисциплины познания в качестве средств достижения М.: а) джайны и буддисты отрицали брахманистскую обрядовую практику в принципе; санкхьяики и йогины видели в следовании этим предписаниям условия не столько «освобождения», сколько, напротив, «закабаления» в мире сансарности; б) Шанкара, Мандана Мишра и другие ранние ведантисты занимали промежуточную позицию: «освободительно» только знание, но правильное выполнение обрядовых предписаний «очищает» адепта для М. на предварительных стадиях его продвижения к ней; в) мимансаки как идеологи ритуализма, а также некоторые найяики в большей мере настаивали на необходимости «пути действия». Те, кто был более лояльным к обрядовой практике, не настаивали на том, что условием достижения М. является разрыв всех связей с миром, тогда как их оппоненты частично были более склонны к ригоризму, отстаивая «монашеский» идеал. Расхождения в понимании М. были связаны также с вопросом о том, достаточно ли для достижения М. собственных усилий адепта или требуется также помощь Божества. При этом те, кто считал эту помощь необходимой, также разделялись на «радикалов» и «умеренных»: первые, в отличие от вторых, вообще не считали нужными какие-либо человеческие усилия, понимая М. как чистый «дар». Лит.: Lad А.К. A Comparative Study of the Concept of Liberation in Indian Philosophy. Burhanpur: Yirdharlal Kashavdas, 1967; Spath I. Yoga - Wege der Befreiung. Zurich: Origo-\ferlag, 1953. В.К.Шохин

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001