МОИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МОИЗМ
одно из основных направлений китайской философии, основателем которого был Мо-цзы, выступающий против официальной идеологии-конфуцианства и отстаивающий интересы мелкособственнических слоев ремесленников, простых крестьян, торговцев. Это учение тяготело к материализму, отрицая предопределенность всего судьбой. Небо не определяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Народ считали высшей ценностью государства, а любовь к народу провозглашали волей небес. Будучи убежденными противниками войн, они были мирными пацифистами. К традициям рекомендовали относиться критически, выбирая только хорошие.

Источник: Тематический философский словарь

МОИЗМ
кит. моцзя), филос. течение, основанное Мо Ди (Мо-цзы) и распространившееся в Китае в 5-3 вв. до н.э.; школа его учеников и последователей - моистов. Современники ценили М. наравне с конфуцианством и называли обе школы «знаменитыми учениями», несмотря на их идеологич. противоположность. О популярности М. свидетельствуют записи о том, что «слова Мо Ди заполнили Поднебесную» и о «множестве последователей и учеников по всей стране».
Школа моистов во многом отличалась от др. филос. школ Др. Китая: Мо-цзы остался единственным выдающимся ее представителем; его философия не оплодотворила др. учений; и при Мо-цзы и позднее школа была четко построенной военизированной оргцией, неукоснительно выполнявшей приказы ее главы (членами ее в большинстве своем были, по-видимому, выходцы из прослойки бродячих воинов); после смерти Мо-цзы школа распалась на три группировки - Сянфуши, Сянлиши и Дэнпинши, по фамилиям их вождей, каждая из к-рых отвергала принадлежность к М. двух остальных; наконец, в деятельности школы, несмотря на ее непродолжительность, выделяются два этапа - ранний, когда М. обладал определ. религ. окраской, и поздний, когда он почти· полностью от нее освободился.
Среди сохранившихся 53 глав (из 71) трактата «Мо-цзы», создававшегося на протяжении более двух веков, можно выделить самый ранний пласт, записанный ближайшими учениками, а, возможно, отчасти и самим Мо-цзы: «Почитание мудрости», «Почитание единства», «Всеобщая любовь», «Против нападений», «Об экономии в затратах», «Об экономии в похоронах», «Воля неба» и др. Сами названия этих разделов отражают осн. положения идеологии Мо-цзы. В главах 46-50 зафиксированы слова и дела Мо-цзы и его учеников; главы 52- 63 (в нумерации сохранены и пропавшие 18 глав) трактуют о технич. и воен.-оборонит. вопросах, тогда как 40-45 отражают взгляды поздних моистов. Последние в гораздо меньшей степени занимались упомянутыми выше проблемами, а от религ. взглядов ранних моистов вообще отказались. Они сосредоточили свое внимание на вопросах логики и гносеологии (выступая, в частности, против теорий школы минцзя), но прежде всего - геометрии, динамики, оптики, воен.-оборонит. дела, конструирования машин. М. просуществовал до кон. 3 в. до н. э.

Источник: Советский философский словарь

МОИЗМ
(мо цзя) - этико-политическое учение, связываемое с именем др.-кит. мыслителя Мо Ди (Моцзы), основавшего своеобразную организацию, по традиции рассматриваемую как философская школа (мо цзя). Моисты принимали основные положения учения Мо Ди как обязательные к исполнению и подчинялись установленной сменяемыми руководителями дисциплине. Учение Мо Ди, во многом оппозиционное конфуцианству, отражено в тексте «Мо-цзы», чрезвычайно сложном по составу, композиции и стилю изложения. Мо Ди традиционно ассоциируется прежде всего с его призывом к «равной ко всем любви» (цзянь ай, другие эквиваленты пер. - «всеобъемлющая любовь», «всеобщая любовь») и филиппиками против роскоши (в первую очередь - ритуальной музыки) и агрессивных войн. Основные «моралистические» фрагменты «Мо-цзы» принято связывать с творчеством самого Мо Ди и его учеников — ранних моистов.
В основании моральной философии М. лежит вполне традиционное представление о небе как абсолюте, поощряющем в людях самоотречение, вследствие чего человеку надлежит «подражать [в этом] небу» (фа тянь) и стремиться к установлению в социуме такого порядка, при к-ром в отношениях будет господствовать принцип «всеобъемлющей любви и взаимной выгоды» (цзянь ай сян ли). Многие исследователи считают, что по социальному положению моисты принадлежали к торгово-ремесленным кругам, что нашло отражение в их принципиальном эгалитаризме и антиаристократизме. Действительно, моисты решительно выступали в защиту меритократии (Мо-цзы, гл. 8) и подтверждали свою приверженность принципу «лояльности небу» в случае коррумпированности правителя (Мо-цзы, гл. 11).
В отличие от конфуцианцев, весьма настороженно относившихся к нуминозному миру божеств-предков (Лунь юй, 11.12; 6.21), монеты считали, что предки (гуй) постоянно следят за людскими делами и способны в них активно участвовать (Мо-цзы, гл. 48). Поэтому они говорили о «прозорливости» (мин) божеств-предков и необходимости учитывать их заинтересованное внимание к миру людей.
В то же время моисты были противниками признания власти лшя-судьбы над жизнью индивида и социума (Мо-цзы, гл. 35).
В конечном счете в традиции были сформулированы т.н. десять тезисов моистов, в число к-рых, помимо «всеобъемлющей любви», вошли такие, как «против нападений» (фэй гун), «почитание единения» (шан тун), «почитание мудрых» (шан сянь), «экономия в расходах» (цзе юн), «экономия в погребальном обряде» (цзе цзан), «против музыки» (фэй юэ), «против веры в [небесное] повеление» (фэй мин), «[подлинная] воля неба» (тянь чжи) и «всеведение духов» (мин гуй). Критика монетами конфуцианской этики основывалась прежде всего на отрицании важнейшего для классики принципа различения иерархических отношений: если самым важным для Конфуция было соблюдение этикета, правила к-рого диктовались степенью родства и положением в обществе, то моисты видели достоинство человека в его заслугах перед обществом, а конфуцианцев обвиняли в лицемерии и называли их леэ^ь-человечность «ранжированной (ложной) любовью» (бе ай). Соответственно и среди героев архаики наибольшим почетом у моистов пользовались не Яо и Шунь, «уступившие [другим] власть в Поднебесной» (жан Тянься), т.е. ведшие себя пассивно, а наиболее активный герой — покоритель потопа Юй, самоотверженно (вплоть до забвения собственной семьи) служивший всем людям. Моисты были также весьма суровыми социальными критиками, охотно обличавшими пороки современных им властей предержащих, они полагали, что «в Поднебесной много правителей, но добродетельных среди них мало», и выдвигали в качестве важнейшего условия исправления нравов подданных принцип образцовой «правильности» (чжэн) самих правителей.
В этом они вполне следовали архаической модели идеального властителя, к-рый делает возможной для всех «должную справедливость» (и) благодаря собственной «правильности» (чжэн). Моисты считали, что когда в Поднебесной наличествует должная справедливость, в ней царит порядок (чжи), когда должную справедливость утрачивают, наступает смута (луань). При этом они признавали, что не бывает так, чтобы низшие «выправляли» (чжэн) высших, но только высшие «выправляют» низших. Т.о., простолюдин неспособен сам стать правильным, и его «выправляет» муж образованный (ши); когда сам образованный муж неспособен стать правильным, его «выправляет» высший по положению (дафу). Что касается императора («сына неба»), то его в случае необходимости «выправляет [само] небо» (Мо-цзы, гл. 7).
В соответствии с принципом обязательности воспитания высшими в низших представлений о «правильности» моисты ( как и легисты) выступали за развитую систему наград и наказаний, в применении к-рых, разумеется, должен был соблюдаться принцип равной ответственности всех за равные по тяжести преступления (цзуй). Поэтому иногда считают, что легисты многим обязаны моистам в разработке принципов правления на основе писаных фа-законов. Однако в последующей традиции можно найти и достаточно ироническое отношение к принципам моистов, к-рые казались потомкам отмеченными излишней альтруистической прямолинейностью и ригоризмом. Во всяком случае, М. считался учением не для всех. См. Китайская этика. F.A. Ткаченко

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено схем по теме — 2