МОИСЕЙ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Моисей
древнеевр. Моше), в Пятикнижии (за исключением Книги Бытия) освободитель еврейского народа от рабства египетского, а также посредник между Богом и евреями. Господь открыл Моисею Закон на горе Синай (Исх. 19–20; Второз. 4–5).

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

МОИСЕЙ(Моше)
согласно Библии, первый пророк Бога Яхве и основатель его религии. По приказу Бога вывел евреев из Египта, где они были в рабстве у фараона. Он также считается законодателем, которому Бог на горе Синай дал 10 заповедей. Ему приписывается авторство книг, объединенных в иудаистской традиции общим названием Тора.  

Источник: Религиоведческий словарь

МОИСЕЙ

мифич. библ. персонаж, к-рому иудаист. и христ. предание отводит роль пророка Яхве и основателя его религии. Согласно библ. оказанию, Яхве помог М. вывести евреев из Египта, где они были в рабстве у фараона, в Ханаан (см. Исход), и дал М. на горе Синай скрижали с 10 заповедями (см. Заповеди). М. выступает и как законодатель; ему приписывается авторство «Пятикнижия «.

Источник: Атеистический словарь

Моисей
библ.)  – первый пророк бога Яхве и основатель его религии, законодатель, религиозный и политический вождь евреев во времена исхода из Египта. Согласно Библии М. был евреем из колена Левия, сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и Марйам Пророчицы. Так как фараон приказал убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, мать М. положила его в тростниковую корзину и спрятала в зарослях тростника на берегу Нила. Младенца подобрала дочь фараона, пришедшая на реку купаться, и отдала кормилице, которой оказалась мать М. Став взрослым, М. убил египетского надсмотрщика над рабами и бежал в Мидиан, спасаясь от гнева фараона. Там он женился на Сепфоре, дочери жреца Иофора. Когда М. пас стада тестя, его окликнул ангел из объятого пламенем и не сгорающего тернового куста («неопалимая купина») и объявил, что М. должен увести евреев из Египта. М. пошел к фараону, чтобы тот отпустил его народ, но фараон наказал евреев, и они начали возмущаться М. Тогда М. с помощью Яхве стал творить чудеса, вредящие Египту («казни египетские»), и фараон был вынужден отпустить евреев. Они совершили переход через пустыню в «землю обетованную», во время которого М. спасал их от преследований фараона и от тягот пути. В пути он получил от Яхве скрижали, на которых написано Божье откровение. М. водил свой народ по пустыне в течение 40 лет, но по воле Яхве ему не было дано войти в землю обетованную. Он умер в возрасте 120 лет на горе Нево, увидев оттуда эту землю перед смертью.

Источник: Мифологический словарь

МОИСЕЙ
по иудейским верованиям - «величайший пророк и основатель евр. религии», к-рый под руководством бога Яхве вывел древних евреев из египетского плена, получил для них от Яхве «закон» - Пятикнижие (Тору) - и установил культ Яхве. В действительности М. - лицо мифическое, никогда не существовавшее, как мифична и вся история егип. плена и «исхода» из него древних евреев. «Биография» М., сообщаемая Библией, состоит из мифов и сказок. Она повествует о чудесном спасении М. сразу же после ого рождения от грозившей ему гибели (младенец М. будто бы был пущен в корзинке плыть по волнам Нила, был подобран дочерью егип. фараона и воспитан ею), о его постоянном контакте с Яхве (М. представлен единств, человеком, видевшим Яхве), о совершённых им многочисл. чудесах. Первоначально М. почитался кочевыми племенами не как «пророк», а как божество. Впоследствии его культ был поглощен культом Яхве, М. стал олицетворять в глазах древних евреев их «законодательство». Упоминание в Библии рогов у М. («вид лица его был рогатый»; в русском синодальном переводе это передано иначе: «лице ого стало сиять лучами» - Исх. 34, 29) подтверждает, что он был божеством, связанным с культом быка. О соперничестве культа Яхве с культом М. свидетельствует на первый взгляд «странное» упоминание в Библии (Исх. 4, 24) о том, как Яхве, однажды встретив М., «хотел умертвить его». В финикийской мифологии, более древней, чем библейская, М. считался сыном бога Алийона и богини Анат, к-рая почиталась и древними израильтянами. Т. н. Моисеев закон - заповеди и проч. установления - является религ. освящением порядков раннего рабовладельч. общества древних евреев. Сказания о «божеств.» (мифич. и полумифич.) «законодателях», схожих с М., имелись у мн. народов древности: в Египте - о Менесе, в Индии - о Ману, в Китае - о My, в Греции - о Миносе. В 1901 был найден текст законов вавилонского царя Хаммурапи (первая пол. XVIII в. до н. э.), к-рью он будто бы получил от бога Шалаша. Законы Хаммурапи примерно на 800 л. старше законов М. Поразительное сходство между теми и другими свидетельствует о том, что «законодательство М.» в основном заимствовано из вавилонских памятников. «Закон» М., особенно заповеди, на протяжении мн. веков широко используется как иудейскими, так и христ. идеологами для пропаганды религии и насаждения самой реакц. эксплуатат. идеологии.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Моисей

в преданиях иудаизма и христианства - первый пророк Яхве. В библейской истории исхода еврейских племен из Египта в Ханаан (Палестину) Моисей описывается как основатель религии иудаизма, пророк, законодатель и предводитель евреев в этом историческом путешествии. Событие это произошло между 1305-1196 гг. до п. э. Моисей, по библейскому описанию, происходил из колена Левия. Поскольку был приказ фараона топить в Ниле всех европейских новорожденных мужского пола, мать оставила его в просмоленной корзинке на берегу, в надежде на чудесное спасение сына. Так и случилось — дочь фараона нашла мальчика и взяла его на воспитание. Однажды он увидел, как на строительстве избивали еврея-чернорабочего. Моисей вступился за него и убил обидчика. Ему пришлось скрываться от возмездия. В то время, когда он пас овец, ему явился ангел Яхве, который передал желание Бога, чтобы Моисей вернул народ Израилев в землю обетованную — Палестину. Моисей начинает требовать от фараона, чтобы он отпустил евреев. После отказа Моисей начинает «творить чудеса», числом десять (вода Нила превращается в кровь, Египет наполняется жабами и гнусом; начинается падеж скота и распространяется эпидемия среди людей; умирают египетские первенцы мужского пола; проходит сокрушающий град и т. д. Фараон вынужден отпустить евреев. Евреи, возглавляемые Яхве (в виде столпа облачного или огненного), доходят до моря. Их настигает погоня фараона. Моисей творит очередное чудо: воды моря расступаются и израильтяне проходят по дну моря «аки по суху», египтян же настигает и покрывает волна. В пустыне Бог посылает «манну небесную», которой питаются евреи, из скалы Моисей иссекает источник воды и т. д. У Синайской горы Яхве дает своему народу «завет»— Моисей получает «десять заповедей». Евреи тут же нарушают завет, поклоняясь «золотому тельцу «, Яхве хочет уничтожить весь народ, но Моисей ограничивает кару "по его приказу левиты убивают около 3 тыс. наиболее виноватых. В борьбе с неверием лицо Моисея начинает светиться, в гневе он разбивает каменные доски (скрижали), на которых рукою Бога были начертаны откровения. Бог позволяет увидеть себя Моисею сзади (увидевший его спереди обязательно умирает) и дает ему новые скрижали. Сорок лет евреи скитались по пустыне под предводительством Моисея. Когда ему исполнилось 120 лет, Яхве сообщил ему, что через Иордан перейти не удастся в наказание за прегрешения при исполнении долга вождя и предводителя. Свою миссию Моисей должен был передать Иисусу Навину. Перед смертью Моисею была дарована возможность взглянуть па «землю обетованную» с горы. После этого он умирает. Место погребения этого одного из самых заметных пророков и персонажей иудаизма осталось неизвестным.

Источник: Человек и общество. Культурология

Моисей
М о ш е (евр. mose; этимология неясна, наиболее распространенные объяснения исходят либо из различных грамматических форм евр. глагола niasa, «вытаскиваю» — срв. народную этимологию в самой Библии, Исх. 2:10, — либо из коптск. mose, «дитя», входящего в ряд теофорных имен; греч. Mcoafjc;, McoiJafjc;), в преданиях иудаизма и христианства первый пророк Господа и основатель Его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь еврейских племен в т. н. исходе из Египта в Ханаан (Палестину). Исторические события, отраженные в преданиях о М., имели место во 2-й половине II тыс. до н. э. (предположительно в период правления XIX династии в Египте, т. е. в 1305-1196 гг. до н. э., но ранее 1230, ибо около этого времени египетское свидетельство удостоверяет присутствие племенного союза Израиль в Ханаане; впрочем, некоторые современные специалисты проводят различение между Израилем в целом и выходцами из Египта во главе с М.). Реконструировать точный облик этих событий едва ли возможно, ибо при наличии ряда косвенных данных литературного и археологического характера единственным прямым источником остаются библейские тексты, кодифицированные многими веками позднее. Согласно библейскому повествованию, М. был евреем из колена Левия, сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и Мариам Пророчицы; однако по стечению обстоятельств он получил египетское воспитание. Так как фараон приказал топить, в Ниле всех еврейских новорожденных младенцев мужского пола, мать М. три месяца прячет его в своем доме, после чего кладет дитя в засмоленную корзину и ставит ее в заросли тростника на берегу Нила (распространенный мотив угрозы жизни провиденциального младенца, срв. сюжеты о Саргоне, Ромуле и Реме, а также о младенчестве Зевса). Дочь фараона приходит на реку купаться, видит красивого ребенка и велит подобрать и отдать его кормилице, которой оказывается мать М. (Исх. 2:9). М. вырастает при дочери фараона, любящей его, как сына. Однажды он видит, как на тяжелых строительных работах египетский надсмотрщик избивает еврея, и убивает обидчика. Спасаясь от гнева фараона, М. бежит в Мидиан, где у колодца заступается за обижаемых пастухами дочерей жреца Иофора; Иофор принимает М. в дом и выдает за него дочь Сепфору. Между тем в Египте стенание угнетенного народа доходит до Господа, и М. оказывается призван к своей освободительной миссии. Когда он пасет овец тестя близ горы Хорив (на Синайском полуострове), Ангел от Господа окликает его из тернового куста, объятого пламенем и несгорающего (т. н. неопалимая купина), и говорит от имени Господа: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (3:6) — чем устанавливается преемство будущей религии Господа по отношению к преданиям времен праотцев; с другой стороны, подчеркивается (6:3), что если праотцы не знали имени Господа и им Бог являлся как «Шаддай», то М. вверено новое имя. Сама весть гласит: «Я пошлю тебя к фараону, и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (3:10). Господь наделяет М. способностью чудотворства и делает Аарона «устами» косноязычного М., его толмачом и вестником (3:11-4:17). Вместе в Аароном М. предстает перед фараоном и требует от лица Господа: «отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне праздник в пустыне» (5:1). Но фараон наказывает евреев новыми тяготами, так что народ ропщет на М., только ухудшившего его положение. Тогда Господь ставит 80-летнего М. «Богом фараону» (7:1) и начинает творить его рукой грозные чудеса: на глазах фараона жезл Аарона превращается в змею и поглощает жезлы магов фараона. Затем Господь через М. насылает на египтян «казни египетские», числом десять (срв. десять «да будет» в библейском рассказе о сотворении мира, десять заповедей и т. п.): вода Нила приобретает цвет крови и смрадный запах, делаясь непригодной для питья; Египет наполняется полчищами жаб; мошкары; песьих мух; идет падеж скота; у скота и людей распространяются гнойные нарывы; повсюду, кроме Гесема, где живут евреи, проходит сокрушительный град; является саранча; в воздухе висит «осязаемая тьма»; по всему Египту умирают первенцы, исключая еврейские дома, дверные косяки которых отмечены кровью пасхального агнца — этиология пасхальной обрядности (7:15-12, 30). Фараону приходится уступить, и евреи пускаются в путь; «Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью» (13:21). Фараон пускается в погоню во главе боевых колесниц своего войска; но евреям удается достичь моря. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею, и расступились воды; и пошли израильтяне среди моря по суше» (14:21 -22); когда же египтяне вступают на морское дно, вода накрывает их, избавляя преследуемых от погони (подобного рода феномены описаны для Сирбонского моря в греческой географической традиции, хотя рассказ, по-видимому, не вполне точен в топографии происшествия). Переход через Красное («Чермное») море (т. е. через лиман этого моря на пути к Синайскому полуострову) — центральный момент всей истории исхода, емкий символ чудесного выхода из безвыходного положения (по позднейшей еврейской легенде, море не сразу расступилось под жезлом М., но ждало, когда первый уверовавший шагнет прямо в пучину). М. воспевает Господу торжественное славословие (15:1-19). В пустыне, однако, народ начинает роптать на М., что затем повторяется не раз; тогда Господь посылает ему через М. в пищу манну небесную, а для утоления жажды — воду из родника, ударившего из скалы от удара жезла М. (16:2-17:7). За этим следует первое военное столкновение с племенами амаликитян; битва решается молитвой М., стоящего на вершине холма и поднимающего в сакральном жесте руки (в одной из которых - все тот же жезл); когда он не может бороться с усталостью, Аарон и Ор поддерживают его руки (17:8-16). На третий месяц по исходе из Египта, в новолуние (сакральный момент, парод выходит к Синайской горе, избранной Господом для своего центрального по смыслу явления и для заключения «Завета» с Израилем (см. в ст. «Иудаистическая мифология»). М. восходит на гору, где ему возвещено, что явление Господа будет на третий день; народ обязывается не восходить на табуированную гору и блюсти ритуальное воздержание (19:1-15). На установленный день разражается гроза, слышен таинственный трубный звук, гора дымится и колеблется. М. вторично восходит на гору и получает от Господа десять заповедей (т. н. «декалог», или «десятословие») — запреты и повеления, регулирующие поведение человека перед Богом. Народ, видя молнии, пламя и дым, слыша громы и звуки труб, в страхе отступает от горы, М. же «вступает во мрак, где Бог» (20:21). К десяти заповедям прибавляется множество более частных предписаний характера юридического, морального и ритуального. Затем наступает торжественный момент заключения «Завета»: народ обещает исполнять слова Господа, на двенадцати жертвенных камнях (по числу двенадцати колен Израилевых) приносится жертва, и М. кропит народ кровью со словами: «вот кровь Завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (24:8). М. снова уходит на гору на 40 дней и ночей (сакральный срок поста и уединения); ему даются обстоятельные наставления о центральных реалиях культа Господа — об устройстве Ковчега Завета (священного ларца, над которым локализуется мистическое «присутствие» Господа, - Шекина), Скинии (шатра для священнодействий перед Ковчегом), о посвящении Аарона и его потомков для священнического служения и т. д. (25-31). Конфликт между призванием пророка и косностью народа достигает предельной остроты: пока М. пребывает в многодневной беседе с Господом, евреи и сам Аарон, только что заключившие «Завет», нарушают его и совершают отступничество: народ требует зримого и вещественного «бога, который бы шел пред нами», и Аарон изготовляет золотого тельца, в честь которого тотчас же начинается празднество (32:1-6). Господь предлагает М. истребить неверных и произвести новый народ из потомков самого М., но М. молится за народ и своим нредстательством предотвращает его (срв. мотив молитвы за других в легендах о Ное, упустившем этот долг, и Аврааме, исполнившем его). Но карательные меры М. по отношению к отступникам суровы: он уничтожает тельца и велит воинам из колена Левия предать казни наиболее виновных, не щадя самых близких (32:7-35). Скрижали, т. е. две каменные доски, на которых рукою Господа были написаны слова откровения (десять заповедей?), М. во гневе разбивает; затем он получает от Господа новые скрижали (Исх. 34:1-4). По особой милости М. явлена «вся Слава» Господа, но таким образом, что он видит Господа сзади, ибо Лицо Бога нельзя видеть и не умереть (33:18- 23); после такой милости лицо самого М. сияет столь явственно, что к нему боятся подойти, и ему приходится носить на лице покрывало (34:29-35). И все же ропот против авторитета М. не прекращается. Зачинщиками выступают Корей, Дафан и Авирон, бросающие М. и Аарону упрек: «почему вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:3). М. предоставляет вопрос о прерогативах духовной власти Божьему суду: Корея, Дафана и Авирона вместе с их семьями поглощает разверзшаяся земля, а их приверженцев, явившихся с кадильницами как знаком претензии на права священников, пожирает вышедшее из этих кадильниц пламя (16:5-40). 40 лет предводительствует М. народом в его скитаниях по пустыне, но когда М. исполняется 120 лет, Господь возвещает, что ему не суждено перейти Иордан и войти в ту самую «землю обетованную», к которой он вел народ; эта чувствительная кара постигает его за погрешности в исполнении своего долга вождя и наставника народа (Втор. 31:2; 32:49-52), как еще ранее постигла Аарона. Увенчание дела своей жизни М. должен передать другому — Иисусу Навину, которого «пред очами всех израильтян» (31:7) ставит своим преемником. Затем он всенародно поет песнь, напоминая о благодеяниях Господа, укоряя за неверность Ему, предсказывая в будущем и наказания, и милость от Господа в самый тяжелый час (32:1 -43). Перед смертью ему подарен последний взгляд на недостижимую для него «землю обетованную» с горы Ново (к востоку от Мертвого моря, в земле Моав); там он и умирает (34:1-5). Место его погребения близ моавитского города Веффегора, как подчеркивает библейский текст, осталось неизвестным. Позднейшие легенды обращаются с особым интересом к темам рождения и кончины М. Будущее величие М., как обычно в таких случаях, предсказано пророчеством его сестры Мариам, сновидением его антагониста фараона и явлением света, осиявшего дом Авраама («Шемот рабба», 1 и др.). Младенец М., принесенный ко двору фараона, срывает с его головы венец и возлагает на собственную; ввиду такого знамения его решено умертвить, но оказавшийся тут же Иофор (!) советует испытать неразумие младенца, предложив ему на выбор золото и горящие угли; дитя тянется к золоту, но Ангел направляет его ручку к углям, один из которых, отправленный в рот, делает М. на всю жизнь косноязычным. У Иосифа Флавия и в агадических текстах сохранилось предание о том, как молодой М. возглавлял египетское войско во время войны с Эфиопией, разбил неприятеля и женился на эфиопской царевне (ср. Чис. 12:1); по другой версии, он восстановил на престоле Эфиопии законного царя, низложив узурпатора Валаама. Во время состязания в чудотворстве перед фараоном главными соперниками М. обрисованы сыновья Валаама маги Яннис и Ямврис («Менахот», 85а, «Шемот рабба», 8 и др.). Накануне исхода из Египта прочие евреи были заняты сборами в дорогу и побуждениями своей корысти, занимая у египтян серебряные и золотые вещи (ср. Исх. 3:22), но М. три дня подряд ищет гроб Иосифа Прекрасного, чтобы исполнить его завещание и взять его останки в Ханаан. В награду за это Господь позаботился о М. в смертный час последнего, отнял у него жизнь Своим целованием и Сам предал погребению. Ангел смерти Самаил напрасно дожидается момента власти над М., ему не достается его добычи; Божественный поцелуй в присутствии Архангелов Михаила (поправляющего смертное ложе М.), Гавриила (набрасывающего виссон на его главу) и еще одного Ангела (накрывающего его ноги) сам вынимает душу М. («Дебарим рабба», 6 и 11; «Недарим» 39в и др.). Могила М. таинственно утаена от людей: по преданию, люди «нечестивого царствия», т. е. римляне, разделившись на два отряда, искали ее, но те, кто был на холме, видели ее в долине, а те, кто был в долине, — на холме (гемара к трактату «Сота», 14а). Спор Михаила Архангела с сатаной о теле М., описанный в иудейском апокрифе «Вознесение М.» (конец I в. до н. э. или начало I в. н. э.), упомянут в новозаветной литературе (Иуд. 9). В целом М. для иудаизма — первоучитель веры (формула «М., учитель наш»), к которому возводили и написание Пятикнижия, и устную традицию (раввинистическую и каббалистическую). В христианском рассказе о Преображении Иисуса Христа М. как свидетель Мессии представляет «Закон», а Илия — пророческую линию Ветхого Завета. Литературная стилизация образа М. в духе светских идеалов началась в эпоху эллинизма, когда грекоязычные еврейские писатели отождествляют М. с Мусеем, учителем Орфея, рассматривают его как культурного героя — изобретателя алфавита, строительного искусства, философии, государственной мудрости и т. п. (Эвполем, Артапан). Александрийский стихотворец сер. II в. до н. э. Иезекииль сделал М. героем трагедии «Исход» в духе греческих жанровых канонов. Стоическая философия, особенно интересовавшаяся фигурой законодателя как воспитателя народа, по сознательной программе формирующего нравы, и интерпретировавшая соответственным образом исторические или полумифические образы грекоримских законодателей вроде Ликурга, Солона, Нумы Помпилия и т. п., стимулировала такой же подход и к М., ощутимый, например, у Иосифа Флавия. Новоевропейская культура поставила на первый план трагический гнев пророка, спорящего с косной чернью: такова знаменитая статуя Микеланджело, изображающая М. в ярости, готового разбить скрижали, едва ли имеющего что-то общее с М. Библии, о котором сказано, что «он был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис. 12:3). Этот же демонизм и титанизм проступают в более поздних изображениях М., например в стенописи М. А. Врубеля в Кирилловской церкви (Киев). Рога из волос над лицом М. на многих изображениях связаны отчасти с лексическим недоразумением (по-еврейски одно и то же слово означает и «луч», и «рог»), отчасти с традицией символики рога как знака сверхъестественной силы. В числе музыкальных реализаций образа М. оратория Г. Ф. Генделя «Израиль в Египте», оперы Дж. А. Россини («Моисей в Египте») и А. Шенберга («Моисей и Аарон»). Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
946.14 кб

Моисей Мендельсон и его статьи о Просвещении

Мендельсон Моисей , Mendelssohn M.
Читать PDF
108.89 кб

Проблема богопознания в средневековой философии: Моисей Маймонид и Фома Аквинский

Санин Вячеслав
В статье рассматриваются вопросы средневековой гносеологии, в частности — богопознания, и связанные с этим аспекты соотношения веры и разума на примере рационализма Моисея Маймонида и Фомы Аквинского.
Читать PDF
181.20 кб

Н. Н. Моисеев о судьбах российской интеллигенции

Степанов Станислав Александрович
Посвященная 95-летию со дня рождения академика Н. Н.
Читать PDF
550.67 кб

95. 04. 001. Моисеев Н. Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: эколого-политологиче-

Венцковский Л. Э.
Читать PDF
160.19 кб

Никита моисеев: проблема реализации стратегии человека

Дзевенис Анатолий Александрович
В статье анализируется суть и значение оригинальной концепции универсального рационализма академика Н.Н.Моисеева.
Читать PDF
77.57 кб

Памяти выдающегося ученого и гражданина России академика Н. Н. Моисеева

Читать PDF
391.74 кб

Н. Н. Моисеев: идея цивилизации русского космиста

Глушенкова Елена Ивановна
В статье рассмотрены политические идеи теоретика русского космизма и ноосферы академика Н. Н.
Читать PDF
372.41 кб

Н. Н. Моисеев: социальная философия и политические идеи

Глушенкова Елена Ивановна
В статье рассмотрены социально-философские и политические идеи русского космиста, теоретика ноосферы академика Н. Н. Моисеева (1917-2000) в контексте теоретического наследия западных и отечественных политических мыслителей.
Читать PDF
543.41 кб

Научное наследие В. И. Вернадского и Н. Н. Моисеева для понимания современной картины мира

Степанов Станислав Александрович
Научное наследие В.И. Вернадского нашло продолжение и развитие в трудах Н.Н. Моисеева и его главной теории универсального эволюционизма.
Читать PDF
188.16 кб

О некоторых идеях экологического учения Н. Н. Моисеева

Шафигуллин В. А.
Опираясь на синтез естествознания и гуманитарных дисциплин, необходимо строить стратегию совместного развития природы и общества, которая должна стать научной базой для судьбоносных экологических решений для человечества.
Читать PDF
128.40 кб

Проблемы глобализации и философия экологии Н. Н. Моисеева

Степанов С. А.
Рассмотрены место проблем глобализации в русской философской мысли, экологический вызов глобализации, экологический императив и начала философии экологии по Н. Н.
Читать PDF
611.37 кб

К вопросу формирования экологической культуры в творческом наследии Н. Н. Моисеева

Малягин Василий Владимирович
Рассмотрены позиции классического рационализма, его критика в условиях современности, заданы векторы развития современного рационализма в рамках философских работ Н.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Русская цивилизация у Н. Н. Моисеева и А. С. Панарина

Глушенкова Елена Ивановна
В центре данной работы теория русской цивилизации. Сравнительное исследование творческого наследия выдающегося отечественного политического философа А.С. Панарина и теоретика русского космизма и ноосферы академика Н.Н.
Читать PDF
0.00 байт

ИДЕИ Н. Н. МОИСЕЕВА В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ОБЩЕСТВОВЕДОВ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КАДЕМ

Глушенкова Елена Ивановна
В статье рассмотрены социальные, политические и философские идеи русского космиста и теоретика ноосферы академика Н. Н. Моисеева (1917-2000).
Читать PDF
428.14 кб

Переписка Иммануила Канта и Моисея Мендельсона

Петешова Т. В.
Осенью 2006 г. в РГУ им. И. Канта был объявлен конкурс среди студентов на лучший перевод писем И. Канта к М. Мендельсону и М. Мендельсона к И. Канту. Он был организован университетом и немецким культурным центром им.

Похожие термины:

  • Аджемов Моисей Сергеевич

    видный кадет, игравший крупную роль в контрреволюционных махинациях своей партии в 1917 г. /Т. 3/
  • ЧЕЛОВЕК ПО ИМЕНИ МОИСЕЙ И МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

    Moses and Monotheism", 1939) - произведение Фрейда, посвященное психоаналитическому рассмотрению истории религии (иудаизма и отчасти христианства). Фрейд был склонен считать Моисея реальной личностью, однако
  • Рафес, Моисей Григорьевич

    1883-1942) - вождь Бунда до 1919 года; член правительства Петлюры в 1918-19 гг. В 1919 году перешел на сторону большевиков и вступил в компартию. В 20-е годы работал в органах Коминтерна и курировал китайскую комп
  • ШЕЙНФИНКЕЛЬ Моисей Ильич

    1887, Одесса- 1942, Москва) — математик и логик, ученик С. О. Шатуновского (1859—1929), в 20-х гг. стажировался в Гетгингене. Его доклад «Об основных понятиях математической логики» (7 декабря 1920, Математическо
  • Моисей Маймонид

    еврейский философ, теолог, ученый, с 1165 г. жил в Египте, был придворным врачом Салах-эд-Дина (Саладина). Основное произведение - «Путеводитель колеблющихся» (вышел в свет в 1190 г. на арабском языке). Май
  • МЕНДЕЛЬСОН Моисей

    философ; p. 6. 9. 1729 (Дессау) — ум. 4. 1. 1786 (Берлин); с 1754 был в дружеских отношениях с Лессингом, состоял в переписке с Кантом, отрицательно воспринимая его «всесокрушающую критику», защищал иудейство пр
  • РУБИНШТЕЙН Моисей Матвеевич

    15(27) июня 1878, Москва — 3 апреля 1953, там же] — русский философ, психолог и педагог. В 1905 окончил философское отделение Оренбургского университета. Магистерская диссертация — «Логические основания ге
  • Урицкий, Моисей Соломонович

    1873-1918) - Вступив юношей в с.-д. партию, он с 1897 года проводит свою жизнь в тюрьмах и ссылках. После пятилетнего пребывания в Якутской области Урицкий в 1905 г. возвращается к партийной работе. Но уже в на
  • ВУЛЬФ Моисей Владимирович

    российский психиатр и психоаналитик. Доктор медицины. Пионер и лидер психоанализа в России и Израиле. Изучал психиатрию в Германии под руководством К. Менделя, Ю. Джолли и др. В 1907 перешел на работу
  • ГОГИБЕРИДЗЕ Моисей Иванович

    (27 авг. 1897- 10 окт. 1949) - сов. философ. Окончил филос. фак-т Берлинского ун-та (1922). Проф. Тбилисского ун-та (с 1927). В первый период науч. деятельности Г. стоял на позициях идеализма. Благодаря изучению маркс
  • КАГАН Моисей Самойлович

    (18.5.1921-10.2.2006) - спец. в обл. филос. и истории культуры, теории ценности, истории и теории эстетики; д. филос. н., проф. Р. в Киеве. Окончил романогерманское отд. филол. ф-та ЛГУ (1941), асп. кафедры истории иску
  • МОИСЕЕВ ЗАКОН

    см. Пятикнижие Моисеева.
  • КАНТОР КАРЛ МОИСЕЕВИЧ

    (р. 1922) - отечественный философ, специалист в области философии истории. Выделяет три типа культуры: персоноцентрический, социоцентрический и смешанный. Кантор КМ. История против прогресса. Опыт ку
  • МОИСЕЕВ ЖЕЗЛ

    иллюзорное представление о могуществе государства авторитаризма, тоталитаризма в деле модернизации, просвещения, развития культуры, преодоления отсталости, перехода народа на принципиально нов
  • МОИСЕЕВ НИКИТА НИКОЛАЕВИЧ

    (1917—2000) — отечественный мыслитель, внес значительный вклад в развитие философии науки, особенно синергетики. Разработал модель глобального эволюционизма, защищал идею коэволюции природы и нравс
  • МОИСЕЕВ Вячеслав Иванович

    Родился в 1965 г. Окончил с отличием лечебный факультет Воронежского государственного медицинского института (1989), аспирантуру Института философии АН СССР (1992), с отличием математический факультет
  • БЕРНАДИНЕР Бер Моисеевич

    Бер Моисеевич [р. 17 (30) окт. 1903] – сов. философ, профессор (1955), д-р филос. наук (1954). Член КПСС с 1928. Окончил филос. отделение Моск. историко-филос. ин-та (1932). С 1932 преподает философию в вузах. Зав. кафедрой
  • ГАК Григорий Моисеевич

    [р. 13 (25) марта 1893] – сов. философ, профессор (с 1943). Член КПСС с 1920. Окончил Психоневрологич. ин-т в Петрограде (1917). С 1923 преподает философию (с 1925 – в вузах Москвы). Вел редакторскую работу в парт. теорет
  • РУБИНШТЕЙН Матвей Моисеевич

    1878-1953) - философ, психолог, педагог. В 1905 г. окончил философское отд. Фрейбургского ун-та. В 1912 г. - приват-доцент, с 1918-го - проф. Московского ун-та. Читал лекции по философии и психологии в ун-те Шанявско
  • ДЕБОРИН АБРАМ МОИСЕЕВИЧ

    наст, фам.- Иоффе) Абрам Моисеевич (4(16).6.1881, м. Упино, ныне Шилальского р-на Литов. ССР - 8.3.1963, Москва], сов. философ, акад. АН СССР (1929). С 1903 социал-демократ, в 1907-17 меньшевик. С1928чл. КПСС. Окончил филос. ф-т