МОЙРА

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МОЙРЫ
греч. moira - доля, участь) - в др.-греч. мифологии 3 богини судьбы: Клото прядет нить жизни, Лахесис определяет жребий людей, Атропос в назначенный срок обрезает нить жизни.

Источник: Атеистический словарь

МОЙРА
Греч.) То же, что латинское Fatum - судьба, рок, сила,
руководящая действиями, страданиями, жизнью и борениями людей. Но
это не Карма, а лишь одна из ее сил-посредников.

Источник: Теософский словарь

Мойры
участь, доля человека, которую он в виде этих богинь получал при рождении. Эти богини судьбы, по преданию древних греков, были у каждого человека. Сначала их представляли в виде материальных предметов-фетишей. Позже они превратились в самостоятельных богинь в виде темной невидимой силы. В олимпийском пантеоне эти функции выполнялись тремя сестрами - богинями, назначающих жребий людям и богам.

Источник: Человек и общество. Культурология

Мойры
греч.) – «часть», «доля» – богини человеческой судьбы, дочери Зевса и Фемиды (вариант: Никты). М. представляли в виде трех старух-сестер, прядущих нить человеческой жизни. Лахесис («дающая жребий») определяет судьбу человека еще до его рождения, Киото («прядущая») прядет нить его жизни, Атропос («неотвратимая»), перерезает нить, обрывая жизнь человека. Платон считал матерью М. богиню Ананке («необходимость»), вращающую мировое веретено.

Источник: Мифологический словарь

МОЙРЫ
(греч. moira, букв. - часть, участь, судьба)—по верованиям древних греков - три богини, определявших судьбы богов и людей: Клото пряла нить жизни (изображалась с веретеном), Л а х ёсис присуждала жребий человеку (изображалась с таром, на к-ром отмечала участь людей), Атропос записывала в свиток все, что выпадало на долю человека (изображалась с солнечными часами, на к-рых отмечала час смерти, и с ножницами, к-рыми перерезала нить жизни). См. также Парки.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МОЙРЫ

Богини судьбы. С развитием олимпийской мифологии бытовали представления об одной, или двух, или трех М. Наиболее распространенный миф – о трех сестрахМ. Архаические М. – дочери ночи, также породившей смерть, сон, Немезиду, Эриду и Гесперид. Их имена – Лахесис («дающая жребий»), Клото («прядущая»), Атропос («неотвратимая»). Лахесис назначает жребий еще до рождения человека, Клото прядет нить его жизни, Атропос неотвратимо приближает будущее. Платон считает, что эти три М. – дочери богини Ананке («необходимости»), вращающей мировое веретено. Существует вариант мифа, согласно которому олимпийский Зевс был отцом М., рожденных Фемидой.
М. сопричастны Зевсу, он именуется Морием. Зевс и Аполлон называются также Мойрагетами («водителями М.»). В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой статуи Зевса находилось изображение М., и всем было очевидно, что «предопределение и судьба повинуются одному только Зевсу».

Источник: Словарь греческой мифологии

Мойры
Мойры (Μοϊραι) – древнегреческие богини судьбы. Раннее религиозное мировоззрение обозначило этим именем верховный закон природы, указывая на богов, как на его исполнителей; наряду с выражением Διός αισα часто встречается выражение μοϊρα θεων. Из этого представления возникла вера в богинь Мойр, стоящих особо от других божеств. По Гесиоду, их было три – Клото (Κλωτώ), Лахезис (Λάχεσις) и Атропос (Ατροπος); все они – дочери Ночи. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая – ее случайности, третья – неотвратимость ее решений. Платон в своей «Республике» изображает мойр сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене необходимости, сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поет о настоящем, Лахезис – о прошедшем, Атропос – о будущем. Рождение и смерть стоят под особым покровительством мойр; в силу этого верования богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (напр. в Дельфах было изображение только двух мойр). Мойрам возносили моленья в дни свадеб. Как богини смерти, мойры называются Μοϊραι κραταιαί (собств. Μοϊρα κραταιή) или Κλωθες βαρεϊαι. Они определяют момент смерти человека и заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока. Как дочери Ночи, мойры – сестры и союзницы Эриний, которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары и отсюда – смерти. Далее, мойры – богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сестрами Гор. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его θέμιστες, т. е. законах, называется, поэтому Μοιραγέτης – эпитет, который носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса. В искусстве мойры изображались разно. На греческой вазе François в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды мойры помещены возле колесницы Гермеса и Маи, в числе 4, по наружности ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные художественные изображения относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены атрибуты мойр – прялка, свиток, весы. Изображались М. обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе старух (напр. Catull., LXIV, 305). Буквально слово Μοϊρα означает доля, У римлян Мойрам соответствовали Парки. Н.О.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.