МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Найдено 1 определение
МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
это организация научной деятельности, которую выбирает исследователь для получения знания. В истории науки различают три основных модели научной деятельности:1)  Эмпиризм  (индуктивная  модель  научно-познавательной  деятельности)  рассматривают источником,  основой и критерием истинности научного знания эмпирические данные (данные наблюдения и эксперимента),  которая начинается сфиксации эмпирических  (опытных)  данных  о  конкретном  предмете  научного исследования,  переходит  к  выдвижению  на  их  основе  эмпирических  гипотез (обобщений), осуществляет их проверку и отбирает наиболее доказанные. Сторонниками такой модели научной деятельности были Ф. Бэкон, Г. Рейхенбах, Р. Карнап и др.; 2) Теоретизм (дедуктивная модель научно-познавательной деятельности) считает источником, основой и критерием истинности научного знания мышление (рассудок, разум, интеллектуальная интуиция, дедукция, мысленное конструирование). Научная  деятельность этого типа осуществляется как развертывание имплицитного содержания неких идей, принятых  как постулаты (или аксиомы). На данных позициях стояли Р. Декарт, В. Лейбниц, И. Кант, и др.3) Проблематизм как модель научного исследования, у истоков которой стоял Г. Галилей, наиболее четко  сформулировал К. Поппер, признает равноправие и взаимосвязь эмпирического и теоретического знания в общей структуре научного знания, наука понимается как специфический способ решения познавательных проблем,  составляющих исходный пункт научной деятельности, а научная проблема рассматривается как эмпирический или теоретический вопрос, ответ на который требует получения новой эмпирической и/или теоретической  информации.  Таким образом, научная деятельность заключается  в  движении от  менее общей и глубокой проблемы к более общей и более глубокой и т.д.

Источник: Философия науки и техники: словарь