МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКАмодальность ощущений

Модальность

Найдено 12 определений термина Модальность

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Модальность

от лат. modus — вид и способ) — вид и способ бытия или события. Категориями модальности являются: возможность, действительность, необходимость. Модальный — обусловленный обстоятельствами.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Модальность

категория, обозначающая различные виды отношений высказывания к действительности, а также отношения говорящего к высказываниям. Выражается различными способами, в т.ч. интонацией, специальными словами: возможно, необходимо, должно и др.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Модальность

от лат. modus – мера, способ) – в онтологии это категориальный способ существования любого сущего. Поскольку в категориях отражаются всеобщие  атрибуты, любое сущее в разных коррелятах может выступать как материальное, идеальное, вещь, свойство, отношение, качество , причина и т.д.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философские категории авторский словарь

МОДАЛЬНОСТЬ

от лат. modus вид и способ) - вид и способ бытия или события. Категориями модальности являются: возможность, действительность, необходимость, соответственно которым существует модальность проблематического, ассерторического или аподиктического суждений. Модальный - обусловленный обстоятельствами, относящийся к модальности; модальный анализ - исследование существа модальности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МОДАЛЬНОСТЬ

форма суждения. В зависимости от того, что выражает наше суждение — реальный факт, вероятную гипотезу или необходимый закон, оно называется ассерторическим, проблематическим или аподиктическим (необходимым): например, «Сегодня хорошая погода» — это ассерторическое суждение; «Я пойду гулять, если будет хорошая погода» — проблематическое суждение; «Дважды два — четыре» (необходимо) — аподиктическое суждение, выражающее закон. Действительное, вероятное и необходимое составляют, по классификации Канта, три возможных модальности нашего познания (см. «Модальность суждения» Брюнсвика, 1897).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

Модальность

от лат. modus - меры, способ) - характеристика особенностей существования некоторого объекта или явления, протекания процесса (физические М.), а также способ построения и понимания суждений и логических рассуждений об объектах, явлениях, событиях и процессах (логическая М.). Понятие М. введено Аристотелем. Модальность суждения можно трактовать двояко - как модальности, выраженные в языке, т.е. это характеристика суждения по степени фиксируемой в нем достоверности описываемых положений дел, событий (М. de dicto ) или как модальности самих вещей и явлений, по степени выраженной в суждении необходимости, с которой предикат принадлежит субъекту (М. de re ). Понятие М. позволяет осуществлять более глубокий и тонкий анализ особенностей и законов познавательной деятельности человека.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Глоссарий к книге Аналитическая философия

МОДАЛЬНОСТЬ

от лат. modus - мера, способ), способ существования к.-л. объекта или протекания к.-л. явления (онтологич. М.) или же способ понимания суждения об объекте, явлении или событии (гносеологич., или логич., М.). Понятие М. введено Аристотелем; его ученики и комментаторы Теофраст, Евдем Родосский и др., а затем средневековые схоласты признавали различие суждений по М. Предложенное Кантом разделение суждений на ассерторические (суждения действительности), аподиктические (суждения необходимости) и проблематические (суждения возможности) лежит в основе описания свойств М. в совр. модальной логике, где М. подразделяются, с одной стороны, на алетические (относящиеся к высказываниям или предикатам) и деонтические (относящиеся к словам, выражающим действия, поступки), а с другой - на абсолютные (безусловные) и относительные (условные). В совр. логич. семантике к М. часто причисляют понятия «истинно» и «ложно», а также «доказуемо», «недоказуемо» и «опровержимо».

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

МОДАЛЬНОСТЬ (в логике)

лат. modus — мера, способ) — характеристика суждения по “силе” высказываемого в нем утверждения: суждение может быть необходимым, возможным, случайным, невозможным и т. д. В традиционной логике различают суждения, выражающие необходимость (аподиктические), возможность (проблематические) и действительность (ассерторические). Совр. логика дает возможность анализировать свойство М., рассматривая его как известную “металогическую” оценку суждения, высказывания. При этом различаются логическая и описательная М. Логическая М. высказываний определяется исходя из чисто логических соображений. Напр., высказывание Р логически необходимо, если и только если оно истинно на чисто логических основаниях, т. е. если допущение не-Р ведет к логическому противоречию. К числу описательных М. относятся прежде всего физические (причинные) М. Последние зависят от того, выражает ли высказывание нечто необходимое, возможное или случайное в силу к.-л. физических законов. Так, высказывание “Все планеты движутся по эллипсам” физически необходимо, а “Число планет — девять” — физически случайно.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МОДАЛЬНОСТЬ

от лат., modus - мера, способ)

- оценка высказывания, данная с той или иной точки зрения. Модальная оценка выражается с помощью понятий "необходимо", "возможно", "доказуемо", "опровержимо", "обязательно", "разрешимо" и т. п.

О предмете S можно просто сказать, что он имеет свойство Р. Но можно, сверх того, уточнить, является ли эта связь S и Р необходимой или же она случайна, всегда ли S будет Р или нет, хорошо ли, что S есть Р, или плохо, доказано ли, что S есть Р, или это только предполагается и т. д. Результатами таких уточнений будут модальные высказывания разных типов. Общая их форма: М (S есть Р) или М (S не есть Р); вместо М в эту форму могут подставляться различные понятия, определяющие тип связи субъекта и предиката. Напр., из немодального высказывания "Цезий - металл" можно образовать модальные высказывания "Возможно, что цезий - металл", "Хорошо, что цезий - металл", "Немыслимо, чтобы цезий был металлом", "Доказано, что цезий - металл" и т. д. Модальной оценке могут быть подвергнуты не только связи предметов и признаков, но и связи других типов. Напр., из сложного высказывания "Если металлический стержень нагреть, он удлинится" можно получить модальные высказывания "Необходимо, что если металлический стержень нагреть, он удлинится", "Всегда будет так, что металлический стержень удлиняется, если его нагреть" и т. п.

Одно и то же высказывание может стать объектом нескольких последовательных модальных оценок с одной или разных точек зрения ("Хорошо, что доказано, что цезий - металл").

Логические связи модальных высказываний являются объектом исследования модальной логики. Из разнообразных возможных типов модальных оценок она выбирает немногие, наиболее интересные.

В современной модальной логике исследуются следующие группы модальных понятий:

- логические М. (абсолютные: "логически необходимо", "логически случайно", "логически возможно", "логически невозможно"; сравнительные: "логически влечет", "есть логическое следствие");

- физические (онтологические, каузальные) М. (абсолютные: "физически необходимо", "физически случайно", "физически невозможно", "физически возможно"; сравнительные: "есть причина", "есть следствие", "не является ни причиной, ни следствием");

- теоретико-познавательные (эпистемические) М. (относящиеся к знанию: "доказуемо", "опровержимо", "неразрешимо"; относящиеся к убеждению: "убежден", "сомневается", "отвергает", "допускает"; связанные с истинностной характеристикой, абсолютные: "истинно", "ложно", "неопределенно"; сравнительные: "вероятнее", "менее вероятно", "равновероятно");

- деонтические (нормативные) М. ("обязательно", "нормативно безразлично", "запрещено", "разрешено");

- аксиологические (оценочные) М. (абсолютные: "хорошо", "аксиологически безразлично", "плохо"; сравнительные: "лучше", "равноценно", "хуже");

- временные М. (абсолютные: "было", "есть", "будет"; сравнительные: "раньше", "одновременно", "позже").

Логические М. изучались еще Аристотелем (384-322 до н. э.) и средневековыми логиками. Детальное исследование других групп М. началось в 50-е годы нашего века, хотя первые упоминания о них относятся еще к поздней античности и средним векам (см.: Аксиологические М., Деонтические М., Логика времени, Логика изменения, Эпистемическая логика, Предпочтений логика, Причинности логика).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по логике

МОДАЛЬНОСТИ

система атрибутов воспроизводственной деятельности субъекта, а также всех его аспектов; мышления, культуры, (форм деятельности. М. - определенный аспект субъектно- субъектных/ субъектнообъектных/ отношений. М. составляют дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности, что превращает М. в процесс преодоления противоречий между этими полюсами.

1. Субъектная М. - способность субъекта воспроизводить свои цели, ценности, потребности, которые всегда фиксированы, записаны в сознании, в культуре. Их содержание - результат организованного концентрированного в процессе всей прошлой воспроизводственной деятельности опыта. Этот прошлый опыт постоянно осваивается субъектом, т. е. превращается из накопленного культурного богатства, запечатленного в знаках, текстах, вещах, отношениях и т. д., в содержание сознания и деятельности. Это процесс совпадает со становлением определенности субъекта, содержанием его воспроизводственных функций. Через субъектную М.

может рассматриваться вся реальность, любой ее элемент, но в ракурсе потребностей, целей, ценностей субъекта.

2. Предметная М. - способность субъекта воспроизводить объективное содержание реальности, выступающее как объективное знание, как предметное содержание воспроизводства. Предметная М. - результат освоения субъектом внекультурной реальности, превращение ее в содержание сознания и деятельности. Тем самым субъект приобретает способность воспроизводить саму реальность, выступающую как условия, средство, как среда, как природные и социальные процессы, социальные отношения. Через предметную реальность можно рассматривать мир в целом, все его явления, но взятые в ракурсе объекта.

3. Полярная противоположность этих модальностей означает, что в любой точке жизнедеятельности субъекта между ними неизбежно возникает противоречие, так как "субъективность по своей организации противоположна способу организации вещи" (Ватин И.В. Человеческая субъективность.

Ростов-на-Дону. 1984.

С. 45). Это дезорганизует воспроизводство, принятие решений, мысли, культуру субъекта как социальную реальность. Отсюда необходимость детективной М., т. е. способности субъекта постоянно преодолевать противоречия между этими М., постоянно находить меру, точку пересечения между ними. что требует их целостного развития, т. е. углубления потребностей, ценностей, целей, например, потребностей в квалифицированной творческой деятельности, углубления и расширения предметных знаний и т. д.

Это открывает возможность находить точку пересечения между модальностями в процессе постоянного их выхода за исторически сложившиеся рамки, в процессе критики их исторически сложившегося содержания. Именно здесь раскрывается творческая рефлективная сущность человека.

Существование М. позволяет анализировать формы человеческой деятельности, формы культуры и сознания с точки зрения их воспроизводственного содержания. Анализ той или иной функции культуры не сводится к ее отождествлению с модальностью, но должен выявить лежащую в ее конкретно-исторической форме структуру М., выявить ведущую М. Например, наука в свете М. может рассматриваться как форма культуры, нацеленная преимущественно на предметность. То обстоятельство, что эта тенденция никогда не достигает абсолюта, не вытесняет полностью другие модальности, не дает основания для отрицания науки как специфической формы культуры. Это относится и к другим формам культуры, включая идеологию, религию, право и т. д. Этот анализ структуры модальностей включает также и то, в какой степени модальности вышли за рамки синкретизма, т. е. в какой степени и они вычленились из нерасчлененного целого. Например, в мифе модальности еще не выделились из целого. Еще одну систему модальностей можно видеть в системе категорий: условие, средство, цель.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Социокультурный словарь по книге Критика исторического опыта

МОДАЛЬНОСТЬ

от лат. modus – мера; способ, через позднелат. modalis – модальный) – понятие философии, логики и науки о языке. В домарксистской философии под М. (модальностями) обычно понимался способ (способы), каким нечто существует или происходит (о н т о л о г и ч е с к а я М.), или мыслится (гносеологическая и л о г и ч е с к а я M., M. с у ж д е н и я); при этом к онтологич. М. относились в о з м о ж н о с т ь или невозможность (бытия ч.-л.), д е й с т в и т е л ь н о с т ь (фактич. наличие вещей или явлений), необходимость или с л у ч а й н о с т ь (нек-рых процессов, явлений) и др., а к логическим М. (в одном из распространенных толкований) – понятия об онтологич. М. (т.н. м о д а л ь н ы е п о н я т и я) [или, соответственно, языковые образования, выражающие онтологич. М., – модальные выражения "необходимо", "возможно", "невозможно" и т.п. ], употребление к-рых в суждениях (высказываниях) приводит к различению последних по их "познавательной силе" (модальные высказывания, т.е. высказывания о возможном или вероятном, о необходимом, о случайном и т.п.). Различие суждений по М. проводил уже Аристотель, к-рый разработал особую модальную силлогистику (см. "Аналитики", М., 1959, и "Об истолковании", в "Ж. мин-ва нар. просвещения, 1891, No 2); рассмотрение М. было продолжено учениками и комментаторами Аристотеля (в частности, Теофрастом и Эвдемом Родосским). Много внимания уделялось М. – онтологическим и логическим – в схоластич. философии и логике; так, в схоластической логике были сформулированы правила умозаключения от модального суждения большей "познавательной силы" к модальному суждению меньшей "познавательной силы"; от суждения о действительном к (имеющему то же, содержание) суждению о возможном (Ab esse ad posse valet consequenentia) и от суждения о необходимом к суждению о действительном (Ab opporte ad esse valet consequentia). В традиц. логику 19 в. подразделение суждений по М. вошло гл. обр. в том виде, какой ему придал Кант: в соответствии со своим учением о категориях он разделил все суждения на а с с е р т ? р и ч е с к и е (суждения действительности; от лат. assertio – высказывание), а п о д и к т и ч е с к и е [суждения необходимости; от греч. apodeitike (episteme) – наука, служащая доказательству ] и проблематические (суждения возможности). По Канту, М. суждения не добавляет ч.-л. к его содержанию: она выражает лишь способ, каким нечто утверждается или отрицается (судящий субъект, высказывая ассерторич. суждение, рассматривает нечто как действительное, высказывая аподиктическое – как необходимое, высказывая проблематическое – как возможное). С т.зр. диалектич. материализма рассматриваемое в традиц. логике деление суждений по М. на суждения возможности (S возможно есть Р), действительности (S есть Р) и необходимости (S необходимо есть Р) имеет своей основой различие между объективно возможным, действительным и необходимым. В суждении возможности выражается возможность появления определ. явления. Ассерторич. суждение раскрывает факт (но не необходимость) наличия данного явления. Суждение необходимости выражает мысль о необходимом, закономерном явлении, процессе, отношении; при этом, если выражаемая в суждении необходимость обусловлена законами, установленными в естествознании или в науках об обществе, она наз. физической (причинной) необходимостью; если же основанием ее являются законы логики, то необходимость наз. логической. От суждений возможности (выражающих объективную возможность ч.-л.) следует отличать с у ж д е н и я в е р о я т н о с т и (или вероятностные суждения, вероятные суждения; в этом же смысле употребляется часто и термин "проблематическое суждение"), к-рые высказываются с известной степенью предположительности. Суждения вероятности применяются в случае неполной осведомленности о тех или иных обстоятельствах, а также при отсутствии твердого решения по к.-л. вопросу; часто они возникают при рассмотрении науч. вопросов, для определ. ответа на к-рые в наст. время нет необходимых данных (напр., "Планета Венера, вероятно, имеет очень слабое магнитное поле"). Суждения вероятности противопоставляются достоверным суждениям (см. Достоверность в логике). Их изучением занимается вероятностная логика. Понятие М. используется также в науке о языке, где оно распространяется на более широкий круг логико-языковых явлений, чем в (традиционной) логике, охватывая не только модальности возможности, действительности и необходимости и не только такие свойства суждений, как вероятность и достоверность, но и разнообразные оттенки отношения высказывающего лица к содержанию своего высказывания (уверенность, сомнение) и к лицам, к к-рым высказывание обращено (желательность, просьба, побуждение). Для выражения этих М. в естественном языке используются разнообразные средства (употребление специальных модальных слов и частиц, грамматическая конструкция выражений, интонация и пр.). В наст. время изучение разнообразных логич. и лингвистич. М. все больше входит в круг исследований математич. логики, логич. семантики и лингвистики математической (см. Модальная логика, Диспозициональный предикат, Номологические высказывания). В марксистской философии онтологич. М. и их отношения к логич. М. рассматриваются при анализе соответствующих категорий. Лит.: Асмус В. Ф., Логика, [М. ], 1947, с. 87–91; Строгович М. С., Логика, [М. ], 1949, с. 169–72; Бакрадзе К., Логика, Тб., 1951, с. 216–20; Горский Д. П., Логика, М., 1954, с. 52–55; Логика, М., 1956, с. 100–103; Лукасевич Я., Аристотелевская силлогистика с точки зрения совр. формальной логики, пер. с англ., М., 1959, гл. 6–8; Modalit?t. W?rterbuch der philosophischen Begriffe, von R. Eisler, Bd 2, В., 1929, S. 157–59. См. такжелит. при ст. Модальная логика. Б. Бирюков. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МОДАЛЬНОСТЬ

modality) - совокупность отношений и действий, логическое описание которых включает предикат "мочь". Всевозможные сочетания "мочь" с предикатами "быть" и "знать" и с отрицательной частицей "не" позволяют охарактеризовать многообразие известных модальностей и их соотношение.

Модальность - одна из самых загадочных категорий языка и мышления.

Чаще всего модальность определяется "списочно", через перечисление самих модальностей, таких, как "возможное" и "невозможное", "необходимое" и "случайное". Например, по словарю Вебстера, наиболее авторитетному в англоязычной лексикографии, модальность - это "квалификация логических суждений, согласно которой они различаются как утверждающие или отрицающие возможность, невозможность, случайность или необходимость своего содержания". Это определение тавтологично, содержит логический круг, поскольку возможное и необходимое сами определяются как модальности. Вот ряд других определений:

"Способ, каким суждение (или утверждение) описывает свой предмет или прилагается к нему. Соответственно "модальность" относится к характеристике явлений или состояний, описываемых модальными суждениями". Кембриджский словарь философии. The Cambridge Dictionary of Philosophy, general editor Robert Audi, 2-nd edition. Cambridge University Press, 1999, p. 574.

"Модальная значимость утверждения есть способ или "модус", согласно которому оно истинно или ложно..." Оксфордский справочник по философии.The Oxford Companion to Philosophy, ed. by Ted Honderich. Oxford, New York: Oxford University Press, 1995, p. 581.

"В логике, альтернативный выбор классифицирующих суждений в соответствии с их отношением к существованию. Три широко признанных модуса - возможность, действительность и необходимость". Уильям Риз. Словарь философии и религии. William L. Reese. Dictionary of Philosophy and Religion. Eastern and Western Thought. New Jersy, London: Humanities Press, 1999, p. 486.

"Способ, каким предложение может характеризовать другое соотнесенное предложение или суждение как истинное, т.е. модус, в котором оно истинно. Например, логическая модальность может быть приписана суждению p, если сказать, что логически необходимо, или случайно, или логически невозможно, что p". Словарь философии. A Dictionary of Philosophy, ed. Antony Flew. New York: St. Martin Press, 1979, p. 235.

Под вышеприведенные определения модальности как "способа бытия", или "способа отношения к бытию", или "способа характеристики суждения как истинного или ложного" можно подвести в принципе любое суждение или предикат. Например, разве "расти" не есть способ бытия, или "видеть" не есть способ отношения к бытию, или "лгать" не есть способ характеристики суждения как ложного?

Модальность специфически определяется как (1) такой способ суждения, который (2) характеризуется предикатом "мочь", (3) в самостоятельной форме либо в сочетаниях с предикатами "быть" и "знать, (4) и может выражаться как положительно, так и отрицательно (с частицей "не"). Иными словами, код, на котором производится все разнообразие модальных сообщений, состоит из четырех знаков: "мочь", "быть", "знать" и "не".

Модальности разделяются на три основные группы: бытийные (онтические), познавательные (эпистемические) и чистые (потенционные). Онтические строятся из всех возможных сочетаний предикатов "мочь" и "быть"; эпистемические - из сочетаний предикатов "мочь" и "знать"; потенционные - только из предиката "мочь", который может быть одночленным или двучленным, то есть сочетаться с другим предикатом "мочь". Дальнейшее введение еще одного параметра позволяет различить внутри чистых модальностей два залога: активный и пассивный (например, способность и позволение: "он может" - "ему можно").

Именно понятие "мочь" является общим элементом таких основополагающих модальных категорий, как возможное, необходимое и случайное (онтические модальности); предположение, уверенность и сомнение (эпистемические модальности).

Основные онтические модальности:

Возможное: может быть

Случайное: может не быть

Невозможное: не может быть

Необходимое: не может не быть

Все четыре категории связаны попарно. Возможное объединяется со случайным, а невозможное с необходимым по положительному или отрицательному признаку "мочь" - и они же попарно противопоставляются по признаку "быть". Возможное объединяется с невозможным, а случайное с необходимым по положительному или отрицательному признаку "быть" - и они же попарно противопоставляются по признаку "мочь".

Сходным образом распределяются эпистемические модальности, связующие предикаты "мочь" и "знать":

Предположение: может знать

Сомнение: может не знать

Непостижимость: не может знать

Уверенность: не может не знать

Последовательное выведение модальных категорий из одного общего определения позволяет соотнести все модальные категории по принципу минимальных различий, то есть показать, что в языке модальности, как и на других структурных уровнях языка (фонетическом, грамматическом), каждая категория относится к другой на основании наличия или отсутствия какого-то минимального признака, в данном случае, одного из четырех знаков модального кода: "мочь", "быть", "знать" и "не". Таким образом удается описать 28 модальных категорий, исчерпывающих все возможные сочетания указанных предикатов, и провести модальный анализ и систематизацию таких понятий, как "способность" и "потребность", "разрешение" и "запрет", "принуждение" и "попущение", "воление" и "желание", "власть" и "любовь", "чудесное" и "должное"...

Предикат "мочь" (см. Можествование) является центральным в определении модальной специфики суждений и всего круга модальностей - как онтических и эпистемических, включающих предикаты "быть" и "знать", так и чисто потенционных, основанных лишь на предикате "мочь". Этим категория модальности выводится за пределы онтологии и эпистемологии и требует построения особой философской дисциплины - потенциологии (см.).

-------------------------------------------------------------------------------

Alan R. White. Modal Thinking. Ithaca: Cornell University Press, 1975.

The Possible and the Actual: Readings in the Metaphysics of Modality. Ed. by Michael J. Loux. Ithaca and London: Cornell University Press, 1979.

David Lewis. On the Plurality of Worlds. Oxford, New York: Basil Blackwell, 1986.

Modern Modalities. Studies of the History of Modal Theories from Medieval Nominalism to Logical Positivism. Еd. S. Knuuttila. Dordrecht (Holland) a. o.: Kluwer Academic Publishers,1988.

М. Эпштейн. Философия возможного. Модальности в мышлении и культуре. СПб, Алетейя, 2001.

Михаил Эпштейн

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Проективный философский словарь

Найдено схем по теме Модальность — 0

Найдено научныех статей по теме Модальность — 0

Найдено книг по теме Модальность — 0

Найдено презентаций по теме Модальность — 0

Найдено рефератов по теме Модальность — 0