Мнение

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мнение
Философский смысл термина: Мнение, предположение, воображение, фантазия, вера в богов (Цицерон).

Источник: Словарь античных философских терминов (по книге)

МНЕНИЕ
суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к кому-.чему-нибудь, взгляд на кого-, чего-нибудь.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Мнение

Мнение является научным, если существует некоторое основание, позволяющее считать это мнение истинным. Ненаучного мнения придерживаются в силу других причин, а не на основании его вероятной истинности.

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

МНЕНИЕ
недостоверные, не вполне определенные образы реальности, которые выступают  заменителем,  суррогатом  знания.  Во  мнении  выражены  не столько объективные свойства объекта, сколько состояние сознания субъекта, его точка зрения, во многом сформированная предрассудками, давлением среды и так называемыми внешними обстоятельствами. Проблема различения знания и мнение стала исходным пунктом становления гносеологии в античности.

Источник: Философия науки и техники: словарь

МНЕНИЕ
способ мыслить. Мнение характеризует собой субъективное чувство, основанное на ненаучном познании вещей. Мнение основывается просто на том неопределенном чувстве, которое вызывает в нас реальность. Каковы бы ни были логические неточности простого мнения, уважение к различным мнениям является этическим принципом, именуемым толерантностью; это принцип любой истинной демократии. Наука о мнениях, социологические методы позволяют определить состояние духа той или иной нации, социального слоя или группы.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Мнение

(Греч, doxa) – термин античной философии, обозначающий обыденное, недостоверное представление, в отличие от достоверного – истины. Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон) делят знание на истинное, основанное на разумном познании и мнение, возникающее из чувственных впечатлений, дающих только видимость знаний.
Атомисты (Демокрит, Эпикур) связывают мнение с отражением чувствами явлений, а истину с познанием сущности вещей (атомов и пустоты) с помощью разума. Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий) отождествляли мнение с истиной. Платон делит мнение на доверие и догадку и связывает их с чувственными впечатлениями о вещах, а истину с разумным созерцанием духовных сущностей, идей. Аристотель мнение связывает с эмпирическим методом познания, постигающего единичное и случайное, а научное знание с познанием всеобщего и необходимого.

Источник: Философия, практическое руководство

МНЕНИЕ
способ мыслить.Мнение характеризует собой субъективное чувство, основанное на ненаучном познании вещей. Мнение основывается просто на том неопределенном чувстве, которое вызывает в нас реальность. В этом смысле мнение противостоит науке (Платон). Выделяют различные степени мнения, в зависимости от того, выражает ли оно вероятное суждение, возможность или истину. В материи исторического и политического суждения царит именно мнение, причем мнение «большинства», потому что если наука не является точной и строгой, то все мнения друг друга стоят. Но зато не заходит речи о мнении, например, матема-тика< когда он излагает результат вычислительной задачи: речь здесь идет о знании или науке. Каковы бы ни были логические неточности простого мнения, уважение к различным мнениям является этическим принципом, именуемым толерантностью; это принцип любой истинной демократии. Наука о мнениях, или статистика (анкета Гэллапа), позволяет определить состояние духа той или иной нации или группы.

Источник: Философский словарь

Мнение
Трактовка М. как противоположности знания была развита в древнегреческой философии. Противопоставление проводилось сначала таким образом, что знание есть прерогатива богов, а на долю человека остается только М. – представление неполное и неточное. Затем, начиная с Парменида, утвердилось понимание знания как отражения устойчивых умопостигаемых сущностей, а М. – как чувственного отражения изменчивого мира. На современном уровне уместно определение специфики М. по характеру модальности, что происходит уже внутри знания. М. противопоставляется достоверному знанию как знание вероятностное. Однако М. не просто гипотеза, предположительное (проблематическое в терминологии Канта) суждение о чем-либо. К чисто гносеологическому аспекту в понимании М. присоединяются аспекты аксиологический и социально-психологический. М. – не просто допустимое предположение, но содержит в себе элементы убежденности, основанной на личном предпочтении и вере в истинность какой-либо информации, имеющей авторитетный источник.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

МНЕНИЕ
греч. doxa) — в античной философии недостоверное, субъективное знание, в отличие от достоверного знания — истины. Уже элеаты резко разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и М., основанное на чувственных восприятиях и знакомящее лишь с видимостью вещей. У атомистов М. есть результат притекающих к человеку “образов”; чувственно воспринимаемые явления существуют во М., поистине же существуют только атомы и пустота. Софисты стирали грань между М. и истиной (“все, что кому как кажется, так оно и есть”), что приводило их к крайнему субъективизму и релятивизму. По Платону, М., делящееся на догадку и доверие, относится к чувственным вещам, в отличие от знания, имеющего своим предметом духовные сущности. У Аристотеля М. есть эмпирический метод познания, предметное содержание к-рого, поскольку оно относится к случайному и единичному, может изменяться вплоть до ложного. Аристотель отличает М. от научного знания, предметом к-рого является необходимое и всеобщее. В обыденном употреблении М.— т. зр. по тому или иному вопросу отдельного человека, группы и более широко — об-ва (Общественное мнение) .

Источник: Философский энциклопедический словарь

мнение
МНЕНИЕ — выражение представления о каком-либо фрагменте действительности, не имеющее достаточно полного и надежного обоснования. М. чаще всего базируется на одностороннем, несистематизированном восприятии какого-либо события или идеи. В античной философии М. (докса) понималось как результат чувственного восприятия случайных и изменчивых характеристик окружающего мира и противопоставлялось «знанию», связанному с деятельностью разума и потому отражающему сущностные истины.. М. относилось античными мыслителями к поверхностным, обыденным сведениям, определявшим повседневное взаимодействие с миром, тогда как истинное знание, доступное мудрецам-философам, раскрывало подлинные основания мирового устройства. Вплоть до 20 в. феномен М. не входил в число важных тем теоретического изучения. Однако в последнее время, в связи с обнаружением глубинно-контекстуального характера человеческой коммуникации, различные исследователи обращаются к анализу языковых форм, в которых проявляются частные позиции конкретных людей, трактуемые как выражение М. каждого из участников межчеловеческого общения.         С.С. Гусев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Мнение
(древ.‑рус. мнити – думать, предполагать) – умозаключение или заявление, выражающее оценку и отношение человека к к.‑л. предмету, явлению, процессу, событию, факту действительности; личная точка зрения, которой индивид придерживается в данный момент и которую он выражает в виде субъективно выработанного предположения; совокупность взаимосвязанных умозаключений, достоверность которых не является доказанной и нуждается ещё в проверке; «мнение есть убеждение, сознающее свою ограниченность как субъективно, так и объективно» (Кант. 104, т. 8). М. есть выхваченная из реальности субъективно значимая часть некоего целого, которая не может претендовать на отражение истины. В отличие от достоверного знания, предполагающего непосредственный контакт субъекта с объектом, М. в таковом не нуждается. Оно основывается не на непосредственной информации, а на опосредованной. Мнящий субъект может не знать предмета, не иметь о нём представления, не видеть и не переживать его, но опираться на сведения, полученные из внешних по отношению к объекту источников. М., т. о., является продуктом активности воображения индивида и в силу этого в нём доминирует субъективный взгляд и уверенность. Вместе с тем термин М. употребляется с коннотацией, что этого М. придерживаются осознанно и что оно основано, по крайней мере, на некоторых фактах. М. подразделяется на индивидуальное, групповое, общественное.

Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018

МНЕНИЕ
суждение, выражающее чувственное отношение к чему-нибудь — оценку, взгляд и т. п. В античной философии докса была противопоставлена логосу как истинному знанию. Считалось, что с помощью «очей разума» открывается подлинная реальность, а докса является «темным», «неразумным» знанием, искажающим истину. Согласно Демокриту, мнение принадлежит к «незаконнорожденному» знанию; у Платона и у Аристотеля — мнение — это нечто случайное, быстротекущее. В определении мнения изначально фигурирует внутреннее отрицание: указывается на наличие черт, прямо противоположных содержательным характеристикам логоса. Подмечается также и асимметричность в способах освоения реальности. Погруженность в практику жизни обеспечивает мнению конкретность, импульсивность, нестандартное «поштучное» существование, «следование» за реальностью, возможность бессловесной трансляции и др. Скептическое отношение к мнению повлияло на историческую судьбу «неинтеллигибельного» знания, которое вплоть до кон. 19 в. оставалось слабоизученным, не имело развернутых концепций. Такое положение объясняется не только приоритетом рацио, но и принципиальными трудностями, встающими на пути артикуляции мнения — неосознанных чувств, восприятий, намерений и др. компонент внерационального сознания.
Лишь в сер. 20 в. (в лингвистике обыденного языка) начался поворот, переломивший инерцию в отношении к мнению. Данные лингвистики, психо-, нейролингвистикиидр. показали, что мнение самодостаточно и обладает возможностью особого жизнепонимания.
Н. Т.Абрамова

Источник: Новая философская энциклопедия

Мнение
Всякая мысль, не являющаяся знанием. Тем самым мнение противостоит, в частности, науке. Башлару (158) это позволило прийти к следующему заключению, ставшему с тех пор знаменитым: «Мнение плохо думает; оно вообще не думает, а переводит потребности в знания» («Формирование научного ума», I). Впрочем, не следует заводить это противопоставление слишком далеко. Во‑первых, потому, что в науке мнения тоже играют определенную роль, особенно складывающиеся мнения, и эта роль не сводится к эпистемологической преграде (мнение может служить регулирующей идеей, смутной гипотезой, подсказкой направления, выбираемого на ощупь и т. д.). Во‑вторых, потому, что существуют так называемые прямые мнения, которые, как указывал еще Платон, при всей своей ограниченности справедливо считаются истинными. Наконец, в‑третьих, потому, что даже обдуманное, осмысленное, теоретически подкрепленное мнение все равно остается всего лишь мнением, и философия полна такими мнениями. Например, Декарт утверждает, что воля свободна, а Спиноза это отрицает. И то и другое утверждения суть мнения, что не мешает им лечь в основу строго аргументированной философской системы каждого из упомянутых мыслителей. То же самое можно сказать и о «доказательствах» бытия Божия, и о доказательствах бессмертия души или, напротив, ее смертности, о вере в бесконечность или конечность Вселенной, о статусе истины, об основаниях морали или философском определении мнения и т. д. Выходит, прав был Пиррон. Философского знания не существует (есть лишь знание истории философии); философия – не наука, а потому любое философское учение, даже самое сложное, остается мнением.
Что же такое мнение? Почти идеальное определение дает Кант: «Мнение есть убеждение, сознающее свою ограниченность как субъективно, так и объективно» («Критика чистого разума», «Трансцендентальное учение о методе», глава II, раздел 3 «О мнении, знании и вере»; см. также «Логика», Введение, IX). Почему мы говорим «почти идеальное»? Потому что сказанное Кантом относится к трезвому мнению, к мнению, осознающему свою сущность, а не к догматическому мнению, распространенному гораздо шире, такому, которое принимает себя за знание, каковым оно не является, и отказывается признать себя верой. Лично я убежден, что и Декарт и Спиноза верили в силу своих доказательств, однако это нисколько не поможет нам определить, кто же из них был прав в споре (а они почти во всем спорят друг с другом), и не дает права признать за философскими построениями каждого, как того хотелось бы их авторам, точности (всегда, отметим, относительной) математического доказательства. Вот почему я предлагаю собственное, слегка исправленное определение мнения. Мнение есть признание истинности чего‑либо, основанное на объективно недостаточном суждении, независимо от того, осознается или нет эта недостаточность. Мнение – это нетвердое убеждение, т. е. убеждение, выступающее именно в качестве убеждения и сознающее свою ограниченность.
Временный способ коллективного поведения, например отношение к тем или иным вещам, манера говорить, мыслить или одеваться. Отсюда чудовищное утверждение Паскаля:

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
211.01 кб

Мнение как форма аргументации

Нехаев Андрей Викторович
Анализируются и сопоставляются особенности знания и мнения как познавательных структур, организуемых в виде номотетико-дедуктивной формы аргументации основы научного дискурса, и доксоморфной формы аргументации, опосредующей повест
Читать PDF
192.13 кб

Общественное мнение: от исследования полисемантичности понятия к выявлению сущности феномена

Кленина Елена Анатольевна, Песков Аркадий Евгеньевич
Читать PDF
297.70 кб

Мнение как познавательная форма: постановка проблемы и перспективы исследования

Нехаев Андрей Викторович
В статье предлагаются результаты исследования, посвященного логико-эпистемологическому анализу такой особой познавательной формы, как мнение, артикулированной в виде определенной повествовательной структуры доксоморфного дискурса.
Читать PDF
424.98 кб

Знание и мнение

Ледников Евгений Евгеньевич
В статье, в соответствии с философской традицией различения категорий знания и мнения, раскрывается специфика контекстов использования данных категорий. Оцениваются перспективы построения рациональной теории полемики о мнениях.
Читать PDF
210.20 кб

Мнение в системе дискурса: логико-семиотические аспекты знакового мышления

Нехаев А. В.
Рассматриваются основные исследовательские интенции, применяемые при анализе способов и принципов означивающей деятельности в дискурсе, опосредованном логической формой мнения.
Читать PDF
3.73 мб

Мнение как познавательная форма: логико-эпистемологический анализ

Нехаев А. В.
Читать PDF
158.85 кб

ЗНАНИЕ КАК ИСТИННОЕ И ОБОСНОВАННОЕ МНЕНИЕ: КАК ОБЕЗВРЕДИТЬ КОНТРПРИМЕРЫ

Ольховиков Григорий
Читать PDF
318.56 кб

Философия химии: мнение эпистемолога

Герасимова И. А.
Предлагается новое видение курса философии науки для химических специальностей. Химия рассматривается как феномен культуры, в котором неразрывно соединены наука и технология.
Читать PDF
143.31 кб

Знание и мнение: их роль в науке и коммуникации

Ледников Евгений Евгеньевич
Статья раскрывает специфические черты контекстов, касающиеся знания и мнения, рассматриваемые в соответствии с философской традицией. Оцениваются перспективы построения рациональной теории полемики о мнениях.
Читать PDF
461.90 кб

Мнение современников о концепции В. С. Соловьева

Ищенко И. А.
Рассматриваются мнения современников о концепции свободной теократии В.С. Соловьева.
Читать PDF
357.83 кб

Мнение и власть: три исторические модели риторического самоутверждения

Кащей Н. А., Китаева Г. П.
Данная статья посвящена неориторической интерпретации понятия мнения и его взаимосвязи с категорией власти.
Читать PDF
367.03 кб

Введение к «Книге верований и мнений» часть вторая

Гаон Саадия
Читать PDF
104.15 кб

Введение к «Книге верований и мнений»

Гаон Саадия
Читать PDF
249.20 кб

Моделирование мнений агентов в многоагентных системах на основе четырехзначных семантик

Борисов А. В., Тарасов В. Б.
Читать PDF
393.46 кб

Исторические аспекты возникновения и развития общественного мнения

Черкасов Роман Владимирович

Похожие термины:

  • АТЕИСТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

    оценка групповым или массовым сознанием тех или иных явлений и событий с позиций атеистич., науч.-материали-стич. мировоззрения. А. о. м. формируется в условиях, когда в стране или в определенной соц.
  • Сентенция, фраза, изречение, мнение

    Философский смысл термина: Желание, воля, образ мыслей, мысль, смысл, значение (слова), содержание (закона), (философское) положение (Цицерон)
  • Мнение, взгляд, совет, власть, гарантия, право собственности

    Философский смысл термина: Суждение, мнение, желание, воля, свобода действия, причина (Цицерон).
  • Является ли знанием истинное и обоснованное мнение

    «ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЗНАНИЕМ ИСТИННОЕ И ОБОСНОВАННОЕ МНЕНИЕ?» («Is Justified True Belief Knowledge?») — статья Эдмунда Геттиера, опубликованная в 1963 в журнале «Analysis» и содержащая критику традиционного определения знани
  • МНЕНИЕ И ЗНАНИЕ,

    докса и эпистеме, категории др.-греч. теории познания, особенно характерные для элейской школы и платонизма. Уже у Ксенофана (фр. В 34) «точность» провозглашается прерогативой божеств. субъекта, на д
  • Мнение, предположение, подозрение, решение, постановление, слава, имя, репутация

    Философский смысл термина: Видимость (Ксенофан); воображение (Софокл, Эврипид); видимость, подобие (Фукидид);
  • Внимание, мнение, мысль

    Философский смысл термина: Размышление (Эврипид); мысль (Платон, Аристотель); отдельное понятие как результат опыта (Хрисипп); общее представление, понимание (Полибий); здравый смысл (Плутарх).
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

    способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потреб
  • Постановление, решение, взгляд, мнение

    Философский смысл термина: Мнение (Платон, Аристотель); учение, догма (Аристотель, Диоген Лаэртский, Плутарх).
  • Мнение, рассуждение

    Философский смысл термина: Рассудок, размышление, проницательность (стоики, Цицерон).
  • ОПРОС ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

    анкета, задача которой – узнать мнение людей по какому-либо вопросу, что позволяет предвидеть итоги политического голосования (анкета Галлапа), определить способности и свойства характера персон