Митраизм

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Митраизм
культ иранского бога Митры. Синкретическая религия , в центре которой стоял ритуал "taurobolh" (греческое "убийство быка"), получила широкое распространение среди римских легионеров.

Источник: Философия политики: глоссарий

МИТРАИЗМ
религия, связанная с поклонением богу Митре. Возникла в последние века до н. э. в Иране и распространилась на территории Римск. империи и в Передней Азии. М. порожден кризисом рабовлад. общества и его идеологии. Культ Митры существовал в Др. Индии и в Др. Иране еще задолго до возникновения М., но играл там второстепенную роль. Митра считался посредником между людьми и богами. Незадолго до н. э. М. приобрел в Иране самостоят. значение. Митра выступал теперь как верховный добрый бог, противостоящий злому Анхра-Майнъю и в этом качестве заменивший Ахурамазду, как бог-солнце, спаситель, к-рый в свое время вступит в решительный бой с Анх-ра-Майнью и уничтожит его. Мифы, лежащие в основе М-, как и культ его, во многом совпадают с мифологией и культом христианства, сходны также и формы организации их общин. Это можно объяснить, с одной стороны, заимствованием христианством у М. отд. черт, а с другой — одинаковыми соц.-историч. условиями возникновения и распространения обеих религий. В первые столетия существования христианства М. был его серьезным конкурентом, с к-рым ему пришлось выдержать тяжелую борьбу.

Источник: Атеистический словарь

МИТРАИЗМ
религия, возникшая в последние века до н. э. в Иране, распространившаяся в Передней Азии и по всей Римской империи, соперничая в первые века н. э. с христианством. Возникновение М. состояло в прямой зависимости от того кризиса рабовладельч. строя и всей соответствовавшей ему идеологии, к-рый охватил Римскую империю и весь древний мир к нач. н. э. В этот период М. явился одной из новых религий, вытеснявших старые. В М. как самостоят. религии к Митре перешли функции гл. зороастрийского бога Ахурамазды. Он представлялся уже создателем Вселенной и спасителем, борющимся со злым богом Ариманом (см. Анхра-Майнью). Наряду с элементами маздеизма и зороастризма М. воспринял в значит. степени вавилонские астральные культы и магию. В пределы Римской империи М. проник в I в. до н. э., распространился в первую очередь в армии, а затем вообще в низших слоях населения. С христианством, на формирование к-рого он немало повлиял, М. имел много общих черт. Совместные трапезы со вкушением хлеба и вина напоминали христ. таинство причащения. Посты и самобичевания имели сходство с установлениями христ. аскетизма. Собрания в пещерах и подземельях напоминали обряды в христ. катакомбах. Даже «свящ. знак» Митры в виде расходящихся лучей сопоставим с восьмиконечным христ. крестом. М. включал также учения о «непорочном зачатии» Митры, о «конце света» и о «загробном суде». Христ. праздник рождества христова восходит к митраистскому учению о «возрождении» Солнца 25 дек. (в день зимнего солнцестояния). В отличие от христианства, М. почти не распространялся среди женщин, оставаясь в Римской империи преим. солдатской религией. В результате упорной борьбы в IV—V вв. М. был побежден христианством и постепенно утратил свое значение. д. г. Редер

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.