МИТРА

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИТРА
см. Митраизм.

Источник: Атеистический словарь

Митра
высокий, круглый головной убор высшего православного духовенства, который одевается во время богослужения.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

МИТРА
(греч. - головная повязка) - позолоченный головной убор, надеваемый высш. духовенством во время богослужения.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Митра
высокий позолоченный головной убор, надеваемый на время богослужения представителями высшего православного и католического духовенства.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

МИТРА
греч. - головная повязка) — в правосл. и католич. церквах ~ позолоченный головной убор, надеваемый высш. духовенством во время богослужения.

Источник: Атеистический словарь

МИТРА
(греч. mitra - головная повязка) - шапка правосл. епископа, входящая в его полное облачение. Иногда церк. руководство награждает ею протоиереев архимандритов.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МИТРА

        бог, в пантеоне "Ригведы" тесно связанный с образом Варуны, в противоположность грозному аспекту к-рого представляет благую сторону владычества, ассоциируясь с днем и белым цветом. Прославляется как бог, устанавливающий мир и согласие среди людей; изначально связан с понятием договора (уже в переднеазиатском тексте сер. II тыс. до н. э.); на древность образа М. указывает также параллель в иранском пантеоне. Уступает Варуне в значении и в послеведийском пантеоне заметной роли не играет.
В. Эрман

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Митра
От греч. Mitra – род головной повязки в виде широкой ленты через лоб, облегавшей вокруг всю голову и позади имевшей узел с длинными концами. Такая повязка была усвоена христианскому епископу по подобию головного облачения иудейского первосвященника. В православных и католических церквях это высокий круглый головной убор высшего православного и католического духовенства. В России со времени Московского собора 1667 г. «серебряные и золотые шапки, подобные митрам епископским» стали жаловаться и архимандритам, что продолжается и доселе.

Источник: Православный церковный словарь.

МИТРА
или Мифра (Перс.) Древнеиранское божество, бог солнца, о
чем свидетельствует его голова льва. Это имя существует и в Индии
и означает одну из форм солнца. Персидский Мифра, изгнавший из
небес Ахримана, является своего рода Мессией, возвращения
которого ожидают в качестве судьи людей, и он есть грехо-несущий
бог, искупляющий беззакония человечества. Как таковой, однако, он
прямо связан с высшим Оккультизмом, учения которого излагались во
время Мистерий Мифры, которые вследствие этого носили его имя.

Источник: Теософский словарь

МИТРА
Головной убор религиозного сановника - как у
римско-католического епископа: шапка, в верхней части
оканчивающаяся двумя гребнями, похожая на голову рыбы с открытым
ртом - os tincae, что ассоциировалось с Дагоном, вавилонским
божеством - слово даг означает рыбу. Любопытно, что os uteri так
называли в женской человеческой форме, и рыба связана с богиней
Афродитой, которая появилась из моря. Любопытно также то, что
древнехалдейские легенды говорят о религиозном учителе, вышедшем
к ним из моря, которого звали Оанном и Аннедотом, - полу-рыбе,
полу-человеке.

Источник: Теософский словарь

МИТРА
(Mithra) - др.-иранский бог небесного света и солнца, чистоты и правды. М. почитался также в Др. Индии в ведич. период; здесь его считали постоянным спутником Варуны. В Др. Иране первоначально его, по-видимому, представляли двуполым, затем - богиней, к-рую Геродот сопоставлял с греч. Афродитой. В дальнейшем М. стал считаться мужским божеством. В маздеизме и зороастризме он играл второстеп. роль и в Зенд-Авесте фигурировал лишь как один из иезидов, подчиненных Ахурамазде. Вместе с тем он рассматривался как посредник между людьми и верховным божеством. К концу I тысячелетия до н. э. культ М., вытесняя мн. др. культы, широко распространился в Передней Азии и в Римской империи.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Митра
др. – инд.) – «друг» – один из богов-адитьев, связанный договором с людьми, солнцем, сын Адити и Дакши. Вместе с Варуной М. заполняет воздушное пространство, удерживает небо и землю, заставляет восходить солнце, охраняет оба мира, несет богов. Его атрибуты – кони, колесница, золотой трон, мед, сома. М. – бог дружбы, он миролюбив и милосерден, благосклонен к людям, особенно к певцам, защищает их и приносит им богатство. Он считается господином истины, карающим за проступки, и руководителем людей в социальных и нравственных взаимоотношениях. В мифе об Урваши М. является мужем Урваши, которому она изменила с Варуной, после чего родила двоих детей Агастью и Васиштху, считающихся сыновьями обоих богов. Узнав об измене Урваши, М. прогнал ее и проклял, приговорив к жизни среди людей и браку со смертным.

Источник: Мифологический словарь

Митра
иран.) – «договор», «согласие» – бог дружбы и согласия, покровитель договоров и законности. М. заключает договор с людьми, обеспечивает мир на земле, охраняет мораль и порядок. Помимо социального порядка М. считался ответственным и за природный – за движение солнца, за воды и ветры. Он посылал дожди и обеспечивал урожаи, оберегал стада, давал здоровье, потомство и богатство. Считался высшим божеством, творцом мира (демиургом), который обеспечит своим приверженцам вечное блаженство после победы над богом зла Ариманом и Страшного суда. Атрибутами М. (как и греческого Гелиоса) были кони, колесница и золотой трон. Вступление в общину митраистов сопровождалось тяжелыми испытаниями и мистическими обрядами. Женщины в общины не допускались. М. изображали юношей во фригийском колпаке и в короткой развевающейся одежде. С развитием зороастризма М. был вытеснен Ахурамаздой и стал второстепенным божеством.

Источник: Мифологический словарь

Похожие термины:

  • МИТРА (МИХР)

    В иранской традиции бог клятвы и соблюдения договора, хранитель закона мироздания, также солярное божество, которое в религии ранних Ахеменидов (персидских царей) считалось верховным божеством п