МИСТИЦИЗММИСТИЧЕСКОЕ, МИСТИКА

МИСТИЦИЗМ, МИСТИКА

Найдено 4 определения термина МИСТИЦИЗМ, МИСТИКА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское]

МИСТИЦИЗМ, МИСТИКА

греч mystikos — таинственный) — религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу к-рого составляет вера в сверхъестественные силы. Зародился в глубокой древности, позднее выступает как непременный существенный элемент тайных обрядов (мистерий) религиозных об-в Древн. Востока и Запада. Гл. в этих обрядах — общение человека с богом или к.-л. др. таинственным существом. Подобное общение достигается якобы через озарение, экстаз, откровение. Элементы М. свойственны мн. философско-религиозным учениям древности (конфуцианство, брахманизм, орфики, пифагорейцы, Платон и неоплатоники и т. д.). Средневековая мистическая философия (неоднородная по своей социальной значимости) связана с именами Бернара Клервоского (1091— 1153), Экхарта (1260—1327), И. Та-улера (1300—61) и др.. а также с суфизмом. Позже выступили мистики Беме, Сведенборг. М. в той или иной степени присущ почти всем идеалистическим философиям нового и новейшего времени (особенно неотомизму, персонализму и нек-рым формам экзистенциализма). В России религиозно-мистическую философию развивали славянофилы, Соловьев и его последователи (Бердяев, Трубецкой и др.). Философы-мистики высшей формой познания считают некую мистическую интуицию, “духовный опыт”, в к-ром исчезает разделение на субъект и объект и открывается реальность бога — духовной первоосновы мира. М. проповедуют, как правило, идеологи реакционных классов, хотя в нек-рых случаях прогрессивные идеи или революционная оппозиция и социальный протест (напр., в суфизме, у Экхарта, Мюнцера и др.) выражаются в религиозно-мистической форме.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МИСТИЦИЗМ, МИСТИКА

от греч. mystikos - таинственный, закрытый) - религиозно-философская концепция, допускающая возможность непосредственного знания каким-либо человеком познаваемых им оригиналов (трансцендентных сущностей или феноменов) путем прямого пребывания в них его души. Понятие мистического постижения бытия противоположно по смыслу понятию освоения мира через образы (копии) - эйдосы, идеи, идеалы, сенсорные восприятия, понятия, а также через знаки, символы или модели. В более узком смысле под М. понимают опыт непосредственного общения с Богом, переживание в экстазе подлинной встречи человека с абсолютом, религиозную практику "единения" с Полнотой Бытия. Своими корнями М. уходит в древние религии и сегодня по-разному проявляется в религиозных системах и теологических доктринах. В пантеистических религиях (даосизм, буддизм и др.) М. трактуется как слияние человека с безличным трансцендентным абсолютом по воле Абсолюта. В системах теизма (иудаизм христианство, ислам) М. раскрывается как диалогическое "общение" верующего с личностным Богом, причем это "общение" обусловлено не только волеизъявлением Бога, но также свободой воли верующего. Определяя М. как непосредственное, а потому молчаливое и трудно выразимое знание, теология М. описывает абсолют апофатически, "отрицательно", допуская лишь утверждение о существовании Бога. Практика М. основана на разнообразных системах психотехники, психофизических упражнений и медитации (йога, гипнотическое сосредоточение ума на простейших фигурах или символах, на повторениях сочетаний слов и т. п.).

Развитию М. способствовали индуизм (веданта), даосизм, пифагореизм, платонизм, а в современной внеконфессиональной сфере - теософия и антропософия. Сильны были мистические мотивы в раннем христианстве, гностицизме, манихействе, суфизме, каббале, исихазме. Иногда М. был формой протеста против церковной и социальной иерархии. Не следует путать М. с необычными явлениями (призраками, левитацией и т. д.), а также с любыми невнятными видениями и бормотаниями во время транса. Мистическое состояние достаточно редко, достигнуть его может не каждый верующий.

Д. В. Пивоваров

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современный философский словарь

МИСТИКА, МИСТИЦИЗМ

от греч. mystikos - таинственный) -в широком смысле: 1) признание сверхъестеств. сущности явлений природы и общества, напр. объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы; 2) истолкование различных открытий естествознания как доказательства существования таинств, сил (напр. «наукология», спекулирующая на мистич. интерпретации «бессознательного» у человека); 3) религ.-филос. идеалистич. учения — теософия («богопознание»), антропософия («человекопознание») и т. п.; 4) вост. верования и культы Индии (буддизм, брахманизм. йога), Китая (даосизм), Японии (дзэн), Ирана (суфизм), иудаизма (каббала и хасидизм); 5) пережитки первобытн. веры в духов в виде спиритизма, в волшебные безличные силы в виде оккультизма, в колдовское «лечение» («парамедицина») и т. д.; 6) различные формы магии в быту (гадания, суеверные приметы и т. п.); 7) попытки мистифицировать все формы проявления жизни и деятельности людей от «М. секса», «М. спорта» («пневритмия») до «М. пищи». М. в узком смысле — вера в непосредств. сверхчувств, общение людей со сверхъестественным. Всякая М. религиозна, всякая религия мистична. Отношение совр. христ. духовенства к вневероисповедной М. противоречиво: распространение ее выгодно церкви, потому что способствует укреплению религии, но вызывает опасение, что М., призывая людей самих искать слияния с богом, тем самым устраняет посредничество церкви как «мистич. тела Христа» и ее служителей. М. восходит к первобытн. магии, астрологии и манти-ке древнего мира, к его мистериям. В разных странах были тайные орг-ции, в к-рые посвящали избранных в целях мистич. единения с духами и богами: в Др. Греции, напр., мистич. культы орфиков, элевсинские мистерии и пр. М. особенно распространилась в средние века. В прошлом иногда под мистич. оболочкой скрывались прогрес. взгляды и элементы науч. знаний, но в наст. вр. М. — это смесь бессознательного обмана с сознательным шарлатанством. Всякая М. антинаучна. В условиях духовного кризиса капитализма М. широко насаждается в бурж. странах. Одна из особенностей совр. М. — стремление придать себе наукообразный вид, внушить, что ее вымыслы подтверждаются наукой. В США существует комитет ученых, ставящих целью разоблачение мистич. шарлатанства: астрологии, телепатии, психокинеза и т. д. Во Франции борьбу с М. ведет «Союз друзей разума». Рационализм не способен преодолеть М. «Все формы и продукты сознания могут быть уничтожены не духовной критикой, ...а лишь практическим ниспровержением реальных общественных отношений, из которых произошел весь этот идеалистический вздор» (Маркс К-, Энгельс Ф., т. 3,с.37).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Мистика, мистицизм

Кроме явного богослужения угреков, как и у других народов, существовали сокровенные обряды и поучения, связанные в Греции преимущественно с новыми божествами, носителями культуры - Деметрою и Дионисом. Все, сюда относившееся называлось ?? ???????. В переносном словоупотреблении мистика означает: 1) совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; это есть мистика реальная или опытная, которая разделяется на: а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре, - сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология, и b) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления, как-то: действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, создавать пластические формы или материализовать духовные сущности и дематериализовать телесные и тому подобное; сюда относятся, так называемый, животный магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия, некромантия, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений. В настоящее время наблюдения и опыты над фактами искусственного гипноза и внушения заставляют некоторых ученых признать в этой области, кроме обмана и суеверия, и известную действительную основу. С христианской точки зрения реальная мистика (в обоих своих видах) разделяется, по достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия, на мистику божественную, естественную и демоническую. Относить к мистике алхимию, как это обыкновенно делается, нет достаточного основания, так как алхимики в своих операциях старались пользоваться естественными свойствами вещества и исходили из принципа единства материи, признаваемого ныне положительной наукой. 2) В другом смысле мистикой называется особый род религиозно-философской последовательной деятельности. Сверх обычных способов познания истины - опыта, чистого мышления, предания и авторитета - всегда допускалась большинством религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания - сущностью всего, или божеством. Если такое общение признается единственным или, по крайней мере, самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом; если, независимо от крайности этого направления, внутреннее общение человеческого духа с абсолютным признается как существенная основа истинного познания, то являются учения, которые, смотря по преобладанию в них религиозного или философского элемента, обозначаются как мистическое богословие, мистическая философия или теософия. Древнейший, дошедший до нас памятник мистической философии - Упанишады, умозрительная часть ведийских священных сборников; мистический элемент преобладает также и в главных школах позднейшей индийской философии: основная мысль здесь есть поглощение всего индивидуального в абсолютном единстве мировой души. У других культурных народов древнего Востока также были тайные учения, но от них не осталось никаких письменных памятников, за исключением книги китайца Лао-цзы, у которого абсолютное безразличие - Тао - есть своеобразное выражение того же пантеистического начала, которое господствовало в индийских умозрениях. В древнейшей греческой философии мистический элемент, вызванный первоначально восточными влияниями, получил оригинальное развитие особенно у Гераклита, пифагорейцев, Эмпедокла и занимает преобладающее место в учении Платона, в еврейско-эллинском учении Филона, в египетско-эллинском умозрении, так называемых, герметических книг (см. Гермес Трисмегист), а еще более у новоплатоников и гностиков. Новоплатонические влияния на почве христианского богословия обнаружились у Оригена, а затем породили религиозно-философскую систему, изложенную в книгах, приписанных Дионисию Ареопагиту и получивших большое значение с VI в. Ранее началось развитие особого типа монашеского мистического богословия в Египте и Сирии - Макарий егип. (IV в.), Исаак Сирин (VI в.). Впоследствии, сосредоточившись в афонских монастырях, отшельническая теософия все теснее связывалась с особым психофизическим методом для произведения экстатических состояний (так называемое "умное делание"), переходя таким образом из умозрительной в опытную или реальную мистику. Писания, посвященные этому предмету, были соединяемы впоследствии в особые сборники, получившие название Добротолюбия (?????????); один такой сборник в XVII в. переведен с греческого языка на церковно-славянский молдавским иноком Паисеем Величковским (несколько изданий), а в последнее время Добротолюбие, отчасти в другом составе, было издано на русском языке епископом Феофаном (умер в 1894 г.). Теософические идеи, связанные с "умным деланием", были в XIV в. предметом ожесточенных споров в византийской церкви и, наконец, объявлены согласными с православием, благодаря в особенности стараниям архиепископа фессалоникийского Григория Паламы. На западе, в средние века, развилась мистика умозрительная; под влиянием Ареопагита и его толкователя Максима Исповедника создал в IХ в. Иоан Скот Эригена свою оригинальную теософическую систему, с сильным пантеистическим оттенком, удаляющим ее от христианского учения. Вполне правомерным было мистическое богословие Викторинцев и Бонавентуры, а в новые времена - св. Терезы. Отличительные черты правоверия в этой области состоят: 1) в признании нравственных условий для соединения человеческого духа с Богом, 2) в представлении самого соединения как процесса постепенного, при чем обыкновенно различаются три главных степени, называемые мистикой очистительной (purgativa), мистикой просветительной или озарительной (illuminativa) и мистикой соединительной в тесном смысле (unitiva), - и, наконец, 3) отличительная черта правоверного мистического богословия есть тот принцип, что внутреннее общение с Богом не исключает внешних форм благочестия и что высшее духовное совершенство не отменяет низших заповедей, В противоположность этому, еретическая теософия средних веков унаследовала от древних гностиков тот принцип, что для чистого все чисто, духовному все позволено, и для совершенного ведения необходимо все испытать. В этом смысле развилось с XIII в. движение, так называемых, братьев свободного духа или спиритуалов, куда были вовлечены многие члены францисканского ордена. Независимо от церковного учения, хотя без прямого противоречия с ним, держался величайший из средневековых мистиков, мейстер Эккерт и его школа. Вне христианства развились в средние века два великих мистических движения - каббализм у евреев и суфизм у персов-мусульман. С началом возрождения классицизма в Италии, наряду с другими учениями древности, воскресла и мистическая философия новоплатоников. Оригинальным и всеобъемлющим мистиком был знаменитый Парацельс; под влиянием его (со стороны терминологии), но совершенно независимо по существу, сложилось гениальное учение Якова Бема, отчасти выяснявшееся его последователями (Гихтель, Пордэч, Сен-Мартен, Баадер). После Бема наибольшее значение принадлежит Сведенборгу, который с оригинальной теософской системой соединял, как духовидец, и опытную или реальную мистику. Вообще эти два главных отдела мистики всегда более или менее связаны между собой, ибо естественно, что мистические учения ищут себе опоры в мистических фактах, а занятие последними вызывает для их объяснения те или другие мистические теории. Литература предмета в различных его подразделениях необъятна. Укажем лишь несколько общих сочетаний, относящихся ко всей области: Gцrres, "Mystik"; Perty, "Mistische Erscheinungen der menschlichen Natur"; Du Prel, "Philosophie der Mystik" (русский пер. Аксенова, изд. Аксакова, 1895); Kiesewetter, "Die Geheimwissenschaften" (Лпц., 1895).

Вл. С.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Толковый словарь по философии

Найдено схем по теме МИСТИЦИЗМ, МИСТИКА — 0

Найдено научныех статей по теме МИСТИЦИЗМ, МИСТИКА — 0

Найдено книг по теме МИСТИЦИЗМ, МИСТИКА — 0

Найдено презентаций по теме МИСТИЦИЗМ, МИСТИКА — 0

Найдено рефератов по теме МИСТИЦИЗМ, МИСТИКА — 0