МИСТЕРИИ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИСТЕРИИ
от греч. mystcrion -таинство, тайна) — тайные культы др. религий, в к-рых участвовали только посвященные. Первые М. связаны с культами др.-вост. божеств - Осириса и Исиды, Тамму-м, Аттиса и Кибелы, Митры. В Др. Греции известны элевсинские, орфические, самофракийские М. Мн. элементы М. были заимствованы христианством.

Источник: Атеистический словарь

МИСТЕРИИ
тайные обряды, участники которых переживали особый вид религиозного опыта. О мистериальных ритуалах и учениях в настоящее время можно строить лишь более или менее правдоподобные догадки, поскольку тайны мистерий, как правило, никогда не разглашались непосвященным. Само слово «мистерия» происходит от греческого глагола «закрывать напр., рот или глаза».

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Мистерии
(μύειν скрывать, заключать, μυστήριον тайна), так назывались у древних греков, а потом и у римлян, таинственные, символические обряды и самое учение некоторых жрецов. Обыкновенно подобные мистерии жрецы хранили в тайне и посвящали в свои знания только немногих, и притом с обетом — хранить в глубокой тайне открытое. Наибольшим уважением пользовались мистерии элевзинские; но были еще мистерии — дионисиевские, орфииские и самофракийские. Иногда думали, что древнейшие греческие мыслители многое в своем учении заимствовали из мистерий, но это предположение ничем не доказано. Были мистерии и в Египте, посвященные богине Изиде.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

МИСТЕРИИ
жанр театрального искусства, театрализованные массовые представления. Берут свое начало из тайных религиозных обрядов древности, когда мистерии совершались ночью, при свете факелов, включали жертвоприношения, песни, танцы, представления сцен из жизни божества.
Жанр получает новое развитие в средневековой Западной Европе, в крупных городах. В XV веке представление, в котором участвовали все жители города, приурочивалось к церковным праздникам, ярмаркам. Оно открывалось красочным костюмированным шествием персонажей, число которых доходило до 300. В центре города сооружались специальные помосты, где разыгрывалось действие. Сюжет рассказывал о жизни Иисуса Христа, события которой воспроизводились на различных площадках. Поскольку мистерии были площадным жанром, в них довольно быстро проникли элементы народной культуры. Поэтому уже в середине XVI века церковь стала запрещать их представления.
Этот своеобразный жанр получил кратковременное распространение в России после революции 1917 года и установления Советской власти.

Источник: История и теория культуры

МИСТЕРИИ
Греческие телетаи или завершения, празднества посвящения
или Мистерии. Это были ритуалы, обычно державшиеся в секрете от
профанов и непосвященных, в которых посредством драматизированных
представлений и других методов преподавалось происхождение вещей,
природа человеческого духа, его отношение к телу и метод его
очищения и возвращения к более возвышенной жизни. Физика,
медицина, законы музыки, прорицание - преподавались таким же
образом. Гиппократова клятва была ничем другим, как обязательством
мистика. Гиппократ был жрецом Асклепия, и некоторые из его
сочинений случайно стали общедоступными. Но асклепиды были
посвященными Эскулапского культа змия, как вакханки были
посвященными Дионисий; и оба ритуала были в конце концов
объединены с Элевзиниями. Священные Мистерии разыгрывались в
древних Храмах посвященными Иерофантами для пользы и обучения
кандидатов. Самыми торжественными и оккультными Мистериями
являлись, несомненно, те, которые совершались в Египте "группой
хранителей тайн", как м-р Бонвик называет Иерофантов. Морис
описывает их природу очень наглядно в нескольких строках.
Рассказывая о Мистериях, разыгрываемых в Филэ (на острове Нила),
он говорит, что "в этих темных пещерах великие и мистические
тайны богини (Изиды) раскрывались поклоняющемуся ученику, в то
время как торжественный гимн посвящения отдавался эхом через
обширное пространство этих каменных тайников". Слово "мистерии"
произошло от греческого muo, "закрывать рот", и каждый символ,
связанный с ними, имел сокровенное значение. Как подтверждают
Платон и многие другие мудрецы древности, Мистерии были очень
религиозными, нравственными и благотворными в качестве школы
этики. Греческие мистерии - таинства Цереры и Вакха - были лишь
подражаниями египетским; и автор книги "Egyptian Belief and
Modern Thought" сообщает, что наше "слово chapel или capella
есть, как утверждают, Caph-El или школа Эла, Солнечного
божества". С Мистериями связаны знаменитые Кабиры. Короче говоря,
Мистерии в каждой стране были рядом драматизированных
представлений, в которых тайны космогонии, и природы вообще,
олицетворялись жрецами и неофитами, разыгрывавшими роли различных
богов и богинь, повторяя предполагаемые сцены (аллегории) из их
соответственных жизней. Их тайное значение разъяснялось
кандидатам на посвящение и воплощалось в философские доктрины.

Источник: Теософский словарь

МИСТЕРИИ
1 (Греч, mysterion - тайна, таинство). Тайные культовые обряды в религиях античного мира. К участию в М. допускались лишь посвященные (мисты), и разглашение тайн богослужения жестоко каралось. Наиболее ранними др.греч. М. были элевсинские, к-рые совершались ежегодно в Аттике, имели аграрный характер. Стержнем элевсинских М. было театрализов. представление по мифу о похищении Коры-Персефоны Аидом и ее возвращении из подземного царства к матери Деметре (символ смены времен года - «смерти» и «возрождения» природы). При этом участники М. совершали торжеств, шествие в Элевсин для омовения морской водой. Процессии, музыка, песни, танцы, пышное убранство храма, фимиам, яркое освещение - все это доводило людей до состояния экстаза, составлявшего обычный элемент М. Постепенно культ природы, па основе к-рого зародились М., стал отходить в них на задний план. С V—IV ив. до н. э. в элевсинских М. все большее внимание уделялось «загробному миру». С ним связывалась надежда на «блаженство» в будущем. В М. вошли покаяния, искупит, жертвы. Их мистич. черты сильно разрослись. Наряду с элевсинскими М. в Др. Греции широкое распространение имели мистериальные культы Диониса (см. Дионисии) и кабиров. Расцвет мистериальных культов относится к эллинистич.-римской эпохе. Кризис рабовладельч. способа производства и обществ, строя, особенно с конца II в. н. э., и ухудшение положения нар. масс обусловили широкое развитие религ. исканий в народе. Народ стал чрезвычайно восприимчив к суевериям, гаданиям, магии. Повышение религ. настроений способствовало распространению, наряду с христианством, ряда вост. мистериальных культов, по своему характеру схожих с др.-греч., - Исиды и Осириса, Кибелы и Аттиса, Митры. В большинстве мистериальных представлений воспроизводились смерть и воскресению бога. Участникам М. обещалось блаженство за гробом. Наиболее массовыми М. в эпоху Римской империи стали М. в честь иранского божества света Митры. Между христианством и митраизмом развернулась ожесточ. борьба.
В конце IV в. победу одержало христианство, многое заимствовавшее, однако, из мистериальных культов (отпущение грехов, крещение, исповедь, показ «св. даров», пользование при богослужении свечами и благовониями и т. п.).
2) (От лат. ministerium - служба). Спектакли на религ. сюжеты («Игра об Адаме», «М. страстей» и т. п.), разыгрывавшиеся горожанами стран Зап. Европы в XII—XV вв. на улицах и площадях. Эти М., как один из видов и истоков ср.-век. драмы, исторически представляли собой развитие и обмирщение нек-рых церк.-католич. церемоний. Они были чрезвычайно длинными (М. «История апостолов» - 62 000 стихов), требовали до неск. сот участников»актеров» и продолжались изо дня в день в течение недели и более. 3. Мистериями иногда называют также религ. процессии с элементами представления в вост. религиях.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МИСТЕРИИ
(греч. mysterion – тайна, таинство) 1. Тайные религиозные церемонии, обряды древних греков, римлян, народов древнего Востока, в которых принимали участие только посвященные – мисты. Жрец, посвящавший в таинства мистерии, – мистагог. 2. В Средние века М. – это жанр религиозной драмы в Западной Европе. Они разыгрывались в церквях, на городских площадях. Наиболее широкое распространение М. получили в XIV–XV вв. в Англии, Фландрии, Франции.
Распространение М. характерно для периода становления философской мысли. М. представляли собой соединение противоречивых форм освоения мира: религиозно-экстатических устремлений человека, философско-символической деятельности, магической (практической) ориентированности.
Среди большого числа языческих М. древности (VIII–I вв. до н. э.) наиболее влиятельными были египетские (Озирис и Исида), лидийско-фригийские (Аттис и Великая Матерь богов), элевсинские (Деметра, Прозерпина и Дионис). М. – это своеобразный «ответ» на вопрошания о загробной участи людей. Страдающий, умирающий и воскресающий бог – такова канва, по которой человеческой фантазией создается перспектива возможного обретения индивидуального бессмертия через соединение, слияние с воскресающим божеством, отождествление с ним. М. предполагали «посвящение», которому предшествовали омовение, воздержание, различные испытания. Все давали клятву о неразглашении тайн. Посвящение включало усвоение гносиса – нового знания, открывающего новую жизнь; поощрялся экстаз («исхождение» из себя).
В М. соединяются противоположные начала: магическое, мистическое, символическое. В магии божество, вообще «высший» мир подчинен некоей таинственной силе, которой стремятся овладеть «посвященные» участники действа. Но приобщение к мистической жизни бога сопровождается сознанием неизвестности, неопределимости его воли. Цель М. – ограничение, подчинение, овладение волей бога. Средство – символически значимые в этом конфликте действия его участников. Поскольку мистериальное сознание не может подняться выше символического преодоления зла смерти, постольку неудовлетворенность этим еще более спиритуализирует «высший» мир, что ведет к усилению магизма, с одной стороны, а с другой – на первый план всё более выдвигаются духовные стороны человеческой жизни. Спиритуализация «тайны бытия», ощущение ее запредельности усиливается в связи с многочисленными политическими, финансово-экономическими, социальными катаклизмами, потрясающими Римскую империю. Повседневная жизнь каждого всё более дестабилизируется, отсюда – черты трагической неудовлетворенности, которая томит лучшие умы в языческом мире и находит свое выражение в утонченной философии стоиков, скептиков, неоплатоников.
Мистериальный пыл теряет свою школу: мистериальные культы дробятся, мельчают, порой сливаются друг с другом. Мистериальное творчество истощается и полностью обрывается с возникновением христианства. Отпечаток приобщения к «тайному» знанию лежал на ранних философских школах. Разложение М. ведет к укреплению христианства, развитию философии, обособлению художественного творчества. Вместе с тем и в наше время философия, утратив ореол священного, всё же претендует на особый статус в культуре.

Источник: Краткий философский словарь.

Мистерии
Мистерии (Μυστήρια, тайное служение) – в древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона – мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами. Установление их восходит ко временам отдаленной древности; в исторические времена, особенно с VI в. после Р. Х., их число все более и более увеличивалось; в конце IV в. до Р. Х. не быть посвященным в какие-нибудь мистерий служило признаком неверия или индифферентизма. Отдельные виды мистерий, называвшиеся τελεταί όργια (оргии) у греков, initia у римлян, указывают на присутствие в мистериях высшего религиозного знания и обновления через него (τελετή, initium), а также сильной возбужденности или экстаза (όργια). Очищения, искупительные жертвы и отчасти покаяние в грехах, с одной стороны, процессии, песни, танцы, различные иные проявления экстаза – с другой, составляли существенное содержание мистерий. Сюда присоединяется элемент символизма и аллегории, получающий выражение в «действиях» (δρώμενα) и «словах» (λεγόμενα) мистерий, под которыми разумелся богослужебный ритуал мистерий, с его зрелищами, песнопениями, музыкой и оркестикой. Самое проникновение в мистерии для участников в них было постепенное; обыкновенно различались две степени – предварительное посвящение, делавшее участника мистом (μύστις), и окончательное созерцание мистерий (έποπτεία), делавшее его эпоптом. Лишь последний мог сделаться мистагогом , т. е. быть руководителем других в мистериях. Учение, проводившееся в мистериях, было, по-видимому, более одухотворенное и отчасти спекулятивное, в сравнении с народной верой; оно не проповедовалось догматически, но проводилось в сознание участников мистерий путем различных зрелищ и драматических действий. Строгая тайна вменялась в обязанность участникам мистерий. Уважение к мистериям было так велико, что в то время как обыкновенные мифы могли безнаказанно подвергаться пародиям в комедиях и т. п., относительно мистерий такие поступки считались кощунством, влекущим за собой тяжкие наказания (ср. Алкивиад). Мистерии были или государственные , происходившие согласно государственным установлениям (например, елевсинские), или дозволенные исключительно для лиц одного пола (дионисии, фесмофории), или, наконец, незаконные, иногда даже преследуемые (таковы были орфические мистерии, мистерии Котито, Митры, Кибелы и др.).
Важнейшие из мистерий: 1) элевзинские мистерии. Они совершались ежегодно в честь Деметры и Коры (Персефона), в Элевсине; местом происхождения их считают Египет; в Греции они были известны еще в доисторические времена. Главное содержание их – миф о похищении Персефоны (Деметра). Наиболее важные литургические функции предоставлялись древним афинским родам Евмолпидов и Кириков (Евмолп). Важнейшими лицами при мистериях были иерофант и иерофантида, посвящавшие желающих в мистерии, дадух или факелоносец и дадухуза, иерокерак , произносивший при богослужении молитвы и формулы, и др. Посвящаться могли все эллины, без различия общественного положения, пола, племени или государства, позже доступ получили и римляне. Лица порочные и преступники не могли быть посвящены. Желающий посвятиться брал в руководители мистагога из афинских граждан и допускался к малым мистериям затем уже к великим ; между этими 2-мя степенями промежуток не менее года. Посвящаемые совершали жертвоприношения и затем вступали в храм, где в глубоком мраке ночи совершали переходы из одной части святилища в другую; по временам разливался ослепительный свет и раздавались страшные звуки. Эти эффекты производились различного рода техническими приспособлениями, но тем не менее производили подавляющее впечатление. Страшные сцены сменялись светлыми, успокоительными: открывались двери, за которыми стояли статуи и жертвенники; при ярком свете факелов посвящаемым представлялись украшенные роскошными одеждами изображения богов. С элевсинскими мистериями соединены были афинские малые и великие мистерии. Первые состояли, главным образом, в очищении водой Илисса; в состав вторых входили торжественные процессии в Элевсисе, очищения морской водой, мистические обряды в храме Деметры в присутствии одних лишь посвященных и состязания. Драматические представления воспроизводили перед мистами весь миф о Деметре; при этом им показывались священные предметы, скрытые от посторонних глаз, и раскрывались тайны (τά άπόρρητα), т. е., вероятно, священные предания и мифы, неизвестные народу.
2) Самофракийские мистерии связаны были с культом кабиров. Здесь был особый жрец, очищавший убийц; от посвящаемых требовался род исповедания грехов. Эти мистерии, по верованию древних, предохраняли от опасностей, особенно на море.
3) Критские мистерии Зевса и куретов основаны были на мифе о воспитании Зевса на Крите у куретов. Они были открыты для всех.
4) Орфические мистерии являлись собраниями замкнутого общества последователей учения, приписывавшегося Орфею. На посвященных налагались разные аскетические обязанности. Орфические мистерии были связаны с мифами о Дионисе. Последние послужили исходным пунктом и для ряда других мистически-оргиастических празднеств, из которых особенно выдаются вакханалии. Схожи по характеру празднества в честь Котито, Кибелы и др.
До начала XIX века ученые видели в мистериях эзотерическое религиозное учение, отличное от народной веры и передававшееся из века в век среди жрецов. Но известное сочинение Chr. A. Lobeck'а («Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum causis», Кенигсберг, 1829) доказало связь мистерий с обычным культом богов у древних греков. Русский ученый Н. И. Новосадский пришел к заключению, что в элевсинских мистериях проводилось особое учение, освещавшее те запросы мысли древнего эллина, на которые не давала решения общая, всем открытая народная эллинская религия.
Ср. Petersen, «Der geheime Gottesdienst bei den Griechen» (Гамбург, 1848); Haupt, «De mysteriorum Graecorum causis et rationibus» (1853); Rinck, «Ueber die ethische Bedeutung der griechischen Mysterien» («Verhandl. d. Basl. Phil. Vers.», 1847), Du Prel, «Die Mystik d. alten Griechen» (1888); I. Preller, «Demeter u. Persephone» (1837); H. И. Новосадский, «Елевсинские мистерии» (СПб., 1887); A. Nebe, «De mysteriorum Eleusiniorum tempore et administratione publica» (1886); E. Rohde, «Psyche» (1890—93); Rubensohn, «Die Mysterienheiligthumer in Eleusis und Samothrake» (1892); Aurich, «Das antike Mysterienwesen in seinem Einfluss auf das Christentum» (1894). А. М. Л.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
284.85 кб

Шуточные пьесы В. Соловьева: у истоков символистской мистерии и символистского балагана

Шевченко Е. С.
В статье рассматривается шуточная драматургия В.С. Соловьева, в том числе и созданные им в соавторстве пьесы «Альсим» и «Дворянский бунт».
Читать PDF
352.83 кб

Гомбрих и Винд: ритуалы и мистерии в науке об искусстве иконология как дидактика и как поэтика

Ванеян Стефан
Иконология как интерпретирующая практика, обращенная к визуальному материалу, может испытывать обратное воздействие со стороны изображения.
Читать PDF
1.45 мб

Благовестие св. Апостола Павла и мистерии

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
434.49 кб

Элевсинские мистерии как способ прижизненного переживания смерти

Райкова Ольга Анатольевна
Проблема смертности и переживания смерти является одной из самых актуальных для человека. Каждая культура предлагает свой вариант ее разрешения.
Читать PDF
386.56 кб

Философская рефлексия диалектики исихазма и славянской мистерии в качестве сакрального ядра древнеру

Лукьяненко Антон Александрович
Автор осуществляет философскую рефлексию сакральных истоков древнерусской культуры.
Читать PDF
141.42 кб

Мистериальная структура пифагорейской школы

Безверхин Андрей Сергеевич
В статье рассматриваются мистериальные основания пифагорейской школы, структура инициатического обучения в ней, символика и доктрина пифагорейцев, мистериальная практика образования пифагорейцев.
Читать PDF
470.40 кб

Генезис и структура орфического мистериального культа

Безверхин Андрей Сергеевич
В статье эксплицируется генезис и структура орфического мистериального культа, делается попытка реконструкции учения орфиков, их символики, ритуалов, образа жизни.
Читать PDF
58.11 кб

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МИСТЕРИЯ АБСТРАКТНОГО ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

Лефевр Владимир Александрович
Читать PDF
83.79 кб

Что такое новое мистерианство?

Воронов Николай Андреевич
Проблема сознание-тело ставится философами и учеными уже на протяжении более чем двух тысяч лет. Тем не менее никакого продвижения в ее решении мы не можем отметить.
Читать PDF
101.10 кб

Мистерия взгляда: проблема созерцания в философии М. Хайдеггера

Шаповалова Татьяна Александровна
Статья посвящена исследованию значений понятий восприятие, созерцание, представление в их отношении к Бытию, миру, пространству в творчестве М. Хайдеггера.
Читать PDF
229.21 кб

Мистерия праздника как средство манипулирования общественным сознанием

Пую Юлия Валерьевна, Тюхова Ирина Сергеевна
Одной из самых сложных и неoднoзначно трактуемых научных проблем в настоящее время является проблема oпределения места и функций сакрального в обыденной жизни общества.
Читать PDF
308.14 кб

Ея бессмертия в орфических мистериях как оппозиция полисной идеологии

Обидина Ю. С.
Рассматривается орфизм как семантическаяинверсия дионисийства, радикально изменившаяотношение к вопросам нравственного порядка у древних греков.

Похожие термины:

  • ЭЛЕВСИНСКИЕ МИСТЕРИИ

    ежегодные религиозные праздники в Древней Греции, во время которых происходило посвящение в таинства религии. Проводились в г. Элевсии в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября).  
  • КОРИБАНТЫ, их Мистерии

    Они происходили во Фригии в честь Атиса, юноши, возлюбленного Кибелы. Эти обряды были очень разработанными в храме, и очень шумными и трагедийными в народе. Они начинались с общенародного оплакива
  • ОРФИЧЕСКИЕ МИСТЕРИИ или Орфики

    Греч.) Они последовали за мистериями Вакха, но очень отличались от них. Система Орфея есть система чистейшей нравственности и сурового аскептизма. Преподанная им теология опять-таки чисто индийск
  • МИСТЕРИАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

    (от греч. mysterion - тайный обряд) - эзотерические религии эпохи эллинизма, альтернативные по отношению к традиционным культам олимпийских богов: это митраизм, элевсинские мистерии, орфизм, культы Дион
  • ЯЗЫК МИСТЕРИЙ

    Жреческий тайный жаргон, употреблявшийся посвященными жрецами и использовавшийся лишь в разговоре о священных вещах. Каждый народ имел свой собственный язык "мистерий", неизвестный никому, за иск
  • МИСТЕРИУМ МАГНУМ

    Лат.) "Великая Тайна", термин, употребляемый в Алхимии в связи с изготовлением "Философского Камня" и "Элексира Жизни".
  • Участник мистерий, мист

    Философский смысл термина: Посвященный в таинства, в мистерийные обряды (о Пифагоре).
  • Мистерия

    греч. mysterion – тайна) 1) таинство, система религиозных обрядов, совершающихся в замкнутых религиозных братствах у античных народов и народов Древнего Востока в честь тех или иных богов; 2) жанр средне