МИШЛЕ Жюль

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Мишле, Жюль
1798 - 1874) - французский историк, друг А. И. Герцена. Читал лекции по истории в высшей нормальной школе, а с 1833 г. - в Сорбонне. За демократический характер его лекций министр внутренних дел Гизо в 1835 г. лишил его кафедры в сорбоннском университете. Впоследствии, начиная с 1850 г., Мишле за свои радикальные выступления постепенно отстраняется от всех своих должностей. Мишле написал множество книг не только исторического содержания, но также и по вопросам философии, естествознания, права и др. /Т. 8/

Источник: Исторический справочник русского марксиста

МИШЛЕ Жюль
21 августа 1798, Париж — 9 февраля 1874, Йер) — французский историк романтического направления. Считая себя духовным наследником Дидро и энциклопедистов, Мишле верил в «единство науки», прогресс сознания искал в проявлениях жизни наций. Отвергая как исторический провиденциализм, так и чисто хронологический подход (уделяющий слишком много места индивидуальным действиям исторических личностей), Мишле выступал за создание новой истории, объединяющей историю народов и философское осмысление исторического процесса. В этом отношении серьезное влияние на Мишле оказали взгляды Дж. Вико, его трактовка истории как смены человеческих общностей, каждая из которых наделена собственной судьбой, верованиями, разумом.
Уже в одной из первых работ («Римская история», 1830) Мишле применяет метод изучения истории народа через интерпретацию его легенд, религиозных верований, языка. Во «Введении к всеобщей истории» («Introduction a lhistoire universelle», 1831) формулирует свою главную историко-философскую идею: последовательность столетий и культур представляет собой арену борьбы человека против природы, свободы против фатальности, и героем этой борьбы выступает народ. Идея народа, рожденного из смешения различных рас, укорененного на родной земле, подчиняющего ее своим законам и постепенно превращающегося в единую нацию, это «чудо братства» людей, ярко звучит в многотомной работе «История Франции» («Histoire de France», 1833—44). Народ — это прежде всего простые люди, составляющие основу французской нации. Перед лицом буржуазии, утратившей свое движение, народ является сувереном Будущего («Народ», «Le peuple», 1846).
В последние годы жизни Мишле оставляет занятия историей. В серии книг этого времени («Птица», 1856; «Насекомое», 1856; «Любовь», 1858; «Женщина», 1859; «Море», 1861; «Гора», 1868) он подчеркивает близкое родство человека и природы; ряд работ посвящен проблемам воспитания.
Соч.: Oeuvres completes, t. 1-40. R. 1890—99; Histoire de la Revolution francaise, v. 1—2. P., 1962. Лит.: MoiiodG. La vie et la pensee de J. Michelet, v. 1—2. P., 1923; BanhesR. Michelet par lui-meme. R, 1954; Viallaneix P. La «voie royale». Essai sur lidee du peuple dans loeuvre de Michelet. P., 1971; Michelet, cent ans apres. Grenoble, 1975.
M. M. Федорова МЛАДОРОССЫ — см. Евразийство.

Источник: Новая философская энциклопедия