МИШ Георг

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МИШ Георг
философ; p. 5.4.1878 (Берлин) — ум. 10.6.1965 (Гёттинген); с 1919 — профессор в Гёттингене, в 1939—1946 — эмигрировал в Англию; видный представитель школы Дильтея и соиздатель полного собрания его сочинений. Осн. соч.: Die Idee der Lebensphilosophie in der Theorie der Geisteswissenschaften, in: Kant-Studien, 1926. H. 31; Der Weg in die Philosophie, 1926 (с учетом развития китайской и индийской философии); Lebensphilosophie und Phänomenologie, 1930, 1967; Vom Lebens-und Gedankenkreis Wilhelm Diltheys, 1947; Studien zur Geschichte der Autobiographie, 4 Bde., 1954—1957. — Библиографию см.: E. Weniger. Sämtliche Veröffentlichungen von G. Misch, in: Arch. Philos., 7, 1958.
O. F. Bollnow. Lebensphilos. und Leib. G. M. und der Göttinger Kreis, in: ZphF, 34 (1980).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МИШ Георг
5 января 1878, Берлин —10 июня 1965, Геттинген) — немецкий философ, ученик и последователь Дилыпея. В 1896—97 изучал философию и юриспруденцию в Берлине: диссертация «О становлении французского позитивизма» (1900). Приват-доцент с 1905, в 1917 занимает место экстраординарного профессора в Марбурге и в Геттингене (с 1917). В 1933 был вынужден уйти в отставку. В 1939—46 в эмиграции в Англии. Издатель собрания сочинений Дильтея, его предисловие к 5-му тому (1924) оказало влияние на рецепцию Дильтея Хайдеггером. В основном философском труде «Философия жизни и феноменология» («Lebensphilosophie und Phanomenologie», 1930) полемизирует с феноменологией и экзистенциальной философией, выявляя их различия и общность, осмысляя суть расхождений между Дильтеем и Гуссерлем. В «Построении логики на основе философии жизни» («Der Aufbau der Logik auf dem Boden der Philosophie des Lebens», 1929—30) попытался показать переход от дологического к логическому, возникновение логического из жизни, исходя из того, что знание изначально присутствует в жизни. Миш привлекает данные языкознания, антропологии, логики, психологии (в особенности психологии поведения). Вслед за Дильтеем Миш полагает, что первичный доступ к реальности осуществляется не в мышлении, но в переживании. Логические формы связываются с жизненным поведением (что роднит Миша с Липпсом): суждение связано с заинтересованным определением того, что встречается человеку в мире, умозаключение — с практической очевидностью. Каждое (не только языковое) выражение имеет как субъективную сторону (некто выражает себя), так и объективную (всегда выражается нечто/ В своей первичной, слитой с телесностью форме выражение не разделено на внутреннее и внешнее — такое разделение отсутствует в реальном практическом поведении. Выражение не ограничено языком, «значение» как категория жизни присуще также жестам, мимике, которые мы понимаем или интерпретируем (понимание есть тот способ, каким нам доступно содержание). Выражение всегда связано с ситуацией. Схваченное в языке выражение отличается от более элементарных, дологических жизненных проявлений своей интенцтнальностью. В языке и дискурсивном мышлении значимость для человека того, что встречается в мире, противопоставляется ему посредством рефлексии. Автор многотомного труда по истории автобиографии. Соч.: Vom Lebens- und Gedankenkreis Wilhelm Diltheys. Fr./M., 1947; Studien zur Geschichte der Autobiographie, Bd. 1—4, 1954—57.
И. А. Михайлов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
19.98 мб

ИГРЫ МЕТОДОЛОГОВ: МИШЕЛЬ ФУКО И "ОРГУПРАВЛЕНЧЕСКИЙ" ПРОЕКТ ГЕОРГИЯ ЩЕДРОВИЦКОГО

Кобылин Игорь