Мировой процесс

Найдено 1 определение
Мировой процесс

Основное понятие естественного процесса принадлежит к области физиологии; так называется здесь более или менее сложный ряд последовательных физико-химических явлений в организме, происходящих в пределах известной анатомической системы органов, при чем эти явления связаны между собой одним результатом и составляют единую функцию или отправление данной группы органов; таков процесс дыхания, процесс кровообращения и так далее. Различные процессы в организме в свою очередь связаны между собой или координированы как элементы более сложного ряда явлений, исполняющего одну общую функцию - поддержание жизни, так что все существование организма в совокупности его процессов представляется как один определенный процесс. Но, с другой стороны, и разрушение жизни происходит через последовательные и координированные ряды явлений в организме, почему и говорится о процессе болезни, процессе умирания, процессе разложения. Из общего понятия о процессе ясно, что оно занимает среднее место между понятием намеренной деятельности и понятием простой смены или чередования фактов. В понятии процесса содержится понятие сменяющихся или чередующихся явлений + их координация относительно одного определенного результата или общей функции. В понятии деятельности содержится понятие многих процессов или координированных рядов явлений + их новая сознательная и намеренная координация, заведомо принадлежащая определенному личному уму и воле. Смена дня и ночи, при всей своей неизменной правильности, не есть процесс, ибо здесь отсутствует существенный признак этого понятия - координация нескольких рядов явлений в одной общей функции; в свою очередь, процессы дыхания или кровообращения только в переносном смысле могут быть названы деятельностью легких или сердца; наконец, такая совокупность явлений, как например, преобразования Петра Великого, очевидно, не исчерпывалась ни простым чередованием физических фактов, ни физиологической координацией органических процессов, а была деятельностью в собственном и полном значении этого слова. Простая смена явлений сама по себе бессмысленна; процесс имеет объективный смысл; наконец, деятельность предполагает субъективную осмысленность. Новый, существенный оттенок понятие процесса получает тогда, когда оно применяется к такой координации рядов явлений, которая ведет не к поддержанию или разрушению жизни организма уже сложившегося, а к созданию сложного организма из простого зародыша. Здесь ярче обнаруживается объективная и сверхмеханическая целесообразность жизненного процесса. Под влиянием эмбриологии и истории развития организмов самое понятие процесса в общем сознании обыкновенно поглощается понятием поступательного развития или эволюции. Этот оттенок преобладает и в применении понятия процесса к совокупности всех перемен, совершающихся во вселенной, то есть в понятии мирового процесса. Во избежание односторонних взглядов не следует, однако, упускать из виду того видоизменения, которое получает общее понятие процесса в области юридической. Так как процесс, в отличие от деятельности, определяется объективным характером координации входящих в него элементов, а не тем или другим свойством самих этих элементов, то нет основания ограничивать понятие процесса областью физиологии и эмбриологии. Гражданская тяжба и уголовное преследование суть процессы в точном смысле слова, хотя их ближайшие элементы суть ряды человеческих действий, а не физико-химических явлений. Так как координация этих человеческих действий, делающая из них один сложный ряд событий, направленных к одному общему результату, не определяется субъективным сознанием и волею одного из действующих лиц, а имеет общий объективный характер, одинаково обязательный для них всех, то совокупность этих действий, составляющая тяжбу или преследование, не может называться деятельностью (чьей?), а есть настоящий процесс (самый этот термин возник в юридической области ранее, чем в естественно-научной). Философия, стремясь дать отчет в общем характере всего существующего, ставит вопрос: что представляет собой совокупность происходящих в мире движений и перемен? Есть ли это бесцельное и бессмысленное чередование явлений, из которого собственно ничего не выходит, или же это есть определенная координация частных элементов, приспосабливающихся к одному общему объективному результату подобно жизни и развитию организмов (или ходу судебного дела), или, наконец, это есть непосредственное произведение единичной воли и сознания? Второе из этих трех возможных решений есть применение понятия процесса к всеобщему бытию, или утверждение мирового процесса. От Гераклита до Гегеля, Герберта Спенсера и Гартмана философы самых различных направлений разрабатывали понятие мирового процесса, которое теперь может считаться прочным достоянием науки. Из трех представлений всего существующего: как хаотической смены явлений, как мирового процесса и как произведения единичной воли, второе, господствующее ныне в философии, логически предполагает первое и требует третьего. Всякий положительный процесс, как координация известных элементарных данных или образование из них единого целого, мыслим только под условием двух других терминов: 1) образуемого материала, который, следовательно, сам по себе находится в хаотическом состоянии, и 2) образующего начала, которое для того, чтобы через процесс вводить данные элементы в определенный образ единства, должно само по себе обладать этим образом, как идеей. Независимо от того или другого понимания этих двух начал бытия (материального и идеального) в их внутренней сущности и абсолютном состоянии, общий объективный ход обусловленного ими мирового процесса можно считать достаточно выясненным в его трех главных степенях или стадиях: астрофизической, биологической и исторической. Наша солнечная система, согласно общепринятой Канто-Лапласовой теории, находится в состоянии устойчивого равновесия, которое есть следствие предшествовавшего образовательного процесса. Такой процесс, уже минувший для тел нашей системы, оказывается, еще продолжающимся для других областей звездного неба, положительным исследованием которых занялась новейшая астрофизика, отметившая, на основании точных наблюдений, различные моменты образования небесных тел через концентрацию и уплотнения космического вещества, первоначально находящегося в рассеянном газообразном состоянии. Для познания дальнейших фазисов мирового процесса наука, уже по самым условиям исследования, должна ограничиться областью нашей солнечной системы и в ней одним только планетным телом - землей. Геология показывает постепенность в образовании земной коры или постепенное создание среды, приспособленной для возникновения и развития органической жизни, а эта жизнь обозначает вторую главную стадию мирового процесса. Связывающее звено между предметами геологии и биологии образует область важнейшей для понимания мирового процесса науки - палеонтологии, которая показывает, посредством каких последовательных приспособлений, опытов и поправок вырабатывались законченные и устойчивые формы растительных и животных организмов. Для второй, биологической стадии мирового процесса теория Дарвина имеет такое же значение, какое Канто-Лапласова теория представляет для первой; обе теории используют материальную сторону процесса в данной области, его внешние или ближайшие причины, нисколько не объясняя его происхождения из определяющих его начал и, следовательно, не восходя к его полной и окончательной причинности. Как результатом первой (астрофизической и геологической) стадии мирового процесса было образование сверх-механических тел, или живых организмов, как затем вторая биологическая стадия имела своим результатом появление сверхживотного организма, или разумно-мыслящей и действующей человеческой личности, так наконец, из третьей, исторической своей стадии мировой процесс явно направляется к образованию сверх-личного человека или собирательного нравственно-общественного целого - и в этом отношении наука занимающаяся человечеством, справедливо названа социологией. Внешним образом общее направление исторического процесса может быть определено как постепенное расчленение и индивидуализация частных сфер человеческой жизни, при возрастающем взаимодействии людей и объединении целого человечества. Поскольку этот результат достигается не преднамеренным действием какого-нибудь единичного лица в человечестве, а координацией всех частных действий, всемирная история подходит под общее понятие естественного процесса, хотя особый характер элементов этого процесса не позволяет переносить на него всецело аналогии из области жизни органической. Более определенное представление о сущности исторического процесса и его последовательных фазах дается в различных системах философии истории.
Вл. С.

Источник: Философский словарь Владимира Соловьева

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.23 мб

Мировые архитектурные явления и процессы

Бондаренко И. А.
Читать PDF
284.68 кб

Кочевники в мировом историческом процессе

Крадин Николай Николаевич
Читать PDF
292.41 кб

Война в современном мировом политическом процессе

Кузьмович Алексей Владимирович
Статья посвящена рассмотрению тенденций развития и изменений современных подходов к организации и ведению военных действий в сфере политических процессов.
Читать PDF
355.24 кб

НОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОГО ПРОЦЕССА

Спиридонова В. И.
Читать PDF
222.33 кб

Школа кафедры мировых политических процессов МГИМО (у)

Лебедева Марина Михайловна
Статья посвящена становлению и развитию школы Кафедры мировых политических процессов. Созданная немногим более 10 лет назад Кафедра стала одной из ведущих в России в формировании научной и учебной дисциплины «мировая политика».
Читать PDF
120.84 кб

Процесс регистрации избирателей: анализ мирового опыта

Морозова Оксана Сергеевна
В настоящей статье рассматривается вопрос регистрации избирателей как элемента избирательного процесса. Отмечается различие реквизитов избирательного списка в каждой стране.
Читать PDF
13.50 мб

К проблеме нелинейности в мировом историческом процессе

Штырбул А.А.
Статья посвящена явлению нелинейности применительно к всемирно-историческому процессу.
Читать PDF
299.00 кб

Процессы этнической анклавизации: мировой опыт и Казахстан

Адилханулы Нурлан Адилханович
Данная статья посвящена изучению актуальных проблем современных этнических анклавов по всему миру. В работе рассматриваются варианты решений проблем этнических анклавов различными государствами.
Читать PDF
112.98 кб

Российская цивилизация в мировом глобализационном процессе

Абубекеров Рустам Владиславович
Показаны особенности протекания современных глобализационных процессов. Обосновывается предположение о потенциальной возможности России стать самодостаточным центром силы в глобальном мире.
Читать PDF
362.34 кб

Феномен «Борьбы за традицию» и мировой политический процесс

Щипков Александр Владимирович
Статья описывает поворот к традиции и борьбу за традицию как общественно-политический тренд. Центр тяжести в идеологической борьбе придется на сферу традиционных смыслов, а не политических доктрин.
Читать PDF
99.17 кб

Военная контрразведка Русского Туркестана и мировые процессы

Волков Иван Васильевич
В первое десятилетие XX в. внимание иностранных разведок, традиционно направленное на западные и дальневосточные районы Российской империи, распространилось и на территорию Русского Туркестана.
Читать PDF
513.76 кб

«Мягкая сила» - инструмент интеграции Китая в мировые процессы

Соловьёва Елена Вадимовна
В статье рассматриваются особенности «мягкой силы» Китая, который вырабатывает и апробирует новую стратегию внешней политики, используя культурные и спортивные мероприятия.
Читать PDF
195.22 кб

Влияние транснациональных элит на мировой политический процесс

Кочетков Александр Павлович
В статье рассматривается влияние транснациональных элит на развитие современного мирового политического процесса.
Читать PDF
158.03 кб

Мировоззренческие основания культурно-образовательного процесса

Нижников Сергей Анатольевич
В статье анализируется специфика «наук о духе», их отличие от естественнонаучного знания как по предмету (бытие сущее), так и по методу (математика, «монолог» и, соответственно, герменевтика, «диалог»).
Читать PDF
74.93 кб

Своеобразие влияния И. А. Гончарова на мировой литературный процесс

Мельник В. И., Мельник Т. В.
В статье предпринята попытка выявить механизм взаимодействия И. А. Гончарова с фольклорной и античной традицией.

Похожие термины:

  • КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС МИРОВОЙ

    Наряду с развитием культуры отдельных стран, континентов, существованием восточного и западного типов культуры, религиозных и светских разновидностей, широко используется понятие “мировая куль
  • Мировой революционный процесс 

    совокупность социалистических, антиимпериалистических, демократических, всех революционных и освободительных движений современности. Через М. р. п. реализуется осн. содержание современной эпохи