Мировоззренческо-онтологический кругМИРОВОЙ ЗАКОН

МИРОВОЙ ДУХ

Найдено 3 определения термина МИРОВОЙ ДУХ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИРОВОЙ ДУХ

- высшая божественная сила мироздания, одухотворяющая природный мира. Нередко мыслилась как Мировая Душа или же как Мировой разум и трактовалась пантеистически. Напр., у Я.Беме проводится различие идеального прообраза нашей земной Природы в замысле Божием - Великой Тайны (Mysterium Magnum) - и природы космической, которую оживляет Дух мира - Spiritus mundi. В идеализме Гегеля: Абсолютная Идея безличного характера, действующая в основах мира. В идеал-реализме Н.Лосского Мировой дух - сотворен и возглавляет всю космическую систему, создаваемую творчеством всех субстанциальных деятелей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

МИРОВОЙ ДУХ

волеизъявляющая, познающая и творящая, исходя из собственных целеполаганий, духовная сила, которая мыслится как принцип всего действительного. Идея мирового духа, испытав влияние учения Анаксагора и Платона о мировой душе, идет от Аристотеля (нус); она оказывала влияние также на стоиков, Плотина и Аверроэса. В христ. философии "мировой дух был заменен Богом. После преодоления картезианского дуализма духа и материи идея мирового духа опять приобретает большое значение. Выражение "мировой дух" встречается у Гердера и Гете, но у них оно употребляется больше в смысле всеоживляющей мировой души. Для Гегеля историческая действительность является развитием мирового духа, который, проходя все ступени природы и истории, "делает себя тем, что он есть в себе, своим делом, своим творением" ("Философия истории").

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МИРОВОЙ ДУХ

термин идеа-листич. философии и теологии, употребляемый для обозначения якобы существующего объективно духа, к-рый не только составляет сущность материального мира, но и творит его. Нередко понятия «М. д.» («абсолютная идея») и «мировой разум» употребляются в качестве идентичных, что в известных пределах оправдано. Однако, если в характеристике мирового разума идеализм мистифицирует рациональные аспекты сознания и деятельности человека,/то в понятие «М. д.» он включает еще и эмоционально-волевые аспекты. Поэтому М. д. для него - это, как правило, единство познавательных, волевых и эмоциональных сил. Напр., согласно Гегелю, М. д. диалектически реализует себя в сфере чистой мысли (логика), в природе (инобытие М. д., идеи), в человеческом духе (история, социальные институты, индивидуальное и общественное сознание). В религии, искусстве и философии М. д. завершает круг своего движения. Хотя для Гегеля М. д. является богом, он остается на почве рационализма. В персонализме (Лосский и др.) М. д. - совершенная личность, некий мистич. деятель, выступающий посредником между сотворившим его богом и миром. Большинство религ. философов называют такого рода посредника мировой душой. В религии М- д. отождествляется с богом (евангельское «бог есть дух»). К. Маркс назвал понятие «М. д.» «метафизическим призраком» (т.3,с.45).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Найдено схем по теме МИРОВОЙ ДУХ — 0

Найдено научныех статей по теме МИРОВОЙ ДУХ — 0

Найдено книг по теме МИРОВОЙ ДУХ — 0

Найдено презентаций по теме МИРОВОЙ ДУХ — 0

Найдено рефератов по теме МИРОВОЙ ДУХ — 0