МИРОПОМАЗАНИЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Миропомазание
Одно из христианских таинств, второе по порядку совершения, после крещения, существующее в церквях православной, католической и армяно-григорианской, а также у коптов, несториан и иаковитов. Помазание чела, очей, уст, ноздрей, ушей, персей, рук и ног священным миром, с произнесением слов «печать дара Духа Св.» сообщает человеку, через крещение вступившему в состав церкви, силы благодати Божией, необходимые для укрепления и возрастания его в жизни духовной, соответственной заповедям христианства. Учреждено таинство самим Иисусом Христом (Иоанн. VII, 37–39) и апостолами (Деян. VIII, 14–17).

Источник: Православный церковный словарь.

МИРОПОМАЗАНИЕ
одно из таинств в ряде христианских церквей. Заключается в «освящении» человека как христианина путем смазывания ему ароматич. маслом (миро), якобы заключающим «божеств. благодать», лба (мысли), груди (сердце, чувства, желания), глаз, ноздрей и ушей (влечения), а также рук и ног (всё поведение). М. устраивается вслед за крещением и, как и последнее, имеет гл. назначением привязать человека к церкви. М. совершается также (не над всеми частями тела) при принятии в православие протестантов и старообрядцев и, наоборот, в старообрядчество из более распростр. правосл. церкви. Кроме того, М. совершалось над царями для освящения их власти и всего возглавлявшегося ими эксплуатат. строя (см. Помазанник). По происхождению М. – чисто колдовской магич. обряд.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МИРОПОМАЗАНИЕ
одно из семи христ. таинств, признаваемых католицизмом и православием. Посредством него человек якобы наделяется божеств, благодатью. Ритуал М. состоит в смазывании лба, глаз, ушей и др. частей лица и тела верующего ароматич. маслом - миром. Обряд М. в православии и у старообрядцев-поповцев связан с крещением. М. является пережитком древн. представлений, колдовских обрядов, основанных на поверье, будто смазывание тела человека маслом отпугивает злых духов. Отсюда ритуал помазания при возведении в духовный сак или на царский престол в древнем мире. Христианство заимствовало его, придав ему новый смысл, связав с принципами своей веры, наделив свойствами таинства. М. является одним из элементов христ. культа, способствующим укреплению церк. влияния на верующих.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

Миропомазание
одно из христ. таинств, к-рое якобы освящает и укрепляет душевную чистоту человека, перерожденного крещением к спасению. У православных и старообрядцев (поповцев) совершается над младенцами непосредственно за таинством крещения, у католиков — над 7 – 12-летними детьми (конфирмация). М. совершается также при принятии в православие протестантов и старообрядцев или в старообрядчество православных. Ритуал таинства состоит из молитвы священника о ниспослании на человека духа святого и крестообразного смазывания различных частей тела (лба, ушей, рук, ног) особым веществом (ми́ро), приготовленным из оливкового масла, виноградного вина и ароматических веществ. М. берет начало от языческих культов. Наши далекие предки натирались различными веществами, жиром животных, считая, что это может защитить от злых духов, придать людям силу и ловкость животных. Трансформировавшийся в христианстве древн. обряд получил новое содержание. В прошлом М. совершалось над царями для освящения их власти. Сохраняясь как пережиток прошлого, М. в наши дни служит церкви одним из средств воздействия на верующих, укрепления религиозности людей.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

МИРОПОМАЗАНИЕ
Одно из семи таинств. В этом таинстве человек получает печать Духа Святого, то есть, принимает личное участие в Пятидесятнице – сошествии Св. Духа. Крещение без миропомазания не имеет для христианина смысла. Поэтому таинство миропомазания обычно следует за крещением. Священник со словами: “Печать дара Духа святого. Аминь” – крестообразно помазует верующему специально приготовленным для этого таинства святым миро чело – для освящения его мыслей, очи – дабы он шел по стезе добродетели и согласия, под лучами благостного света, уши – чтобы он стал чутким к слову Божию, уста – дабы стали способны к вещанию Божественной истины, руки – для освящения дел, угодных Богу, ноги – для хождения по стопам заповедей Господа, грудь – чтобы, облекшись во всеоружие Духа Святого, он смог совершить все, что необходимо во славу Божью.
Так, через помазание разных членов, посвящается весь человек – и тело его, и душа.
Только после миропомазания, а также апостольского и евангельского чтения о спасении, крещаемый обходит купель. После этого священник постригает нового члена семьи Божьей, выстригая волосы на голове крестообразно, что означает, что человек полностью отдает себя Богу. Вместе с крещением и миропомазанием человек воцерковляется. Для ребенка это должно происходить обычно около сорокового дня.

Источник: Православие. Основные понятия.