МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ
универсальный принцип межгосударственных отношений, предполагающий, как указывается в Программе КПСС, «отказ от войны, от применения силы или угрозы силой как средства решения спорных вопросов, разрешение их путем переговоров; невмешательство во внутренние дела и учет законных интересов друг друга; право народов самостоятельно распоряжаться своей судьбой; строгое уважение суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ; сотрудничество на основе полного равноправия и взаимной выгоды; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных международных договоров» (Материалы XXVII съезда КПСС, с. 176—177).
Возможность М. с. государств с различным общественным строем вытекает из ленинской теории империализма, разработанной еще до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Переход человечества к социализму занимает целую эпоху, в течение к-рой на земном шаре существуют рядом социалистические и капиталистические государства.
В ядерно-космический век, когда накоплено колоссальное количество смертоносных вооружений, ядерная война имела бы катастрофические последствия не только для стран, непосредственно вовлеченных в конфликт, но и для самой жизни на Земле. Четко обозначились и др. важные особенности мирового развития — резкое усложнение под влиянием научно-технической революции мирохозяйственных связей, что привело к усилению взаимозависимости стран мира, а также обострение глобальных проблем современности.
Реальности нашего века требуют нового понимания путей развития международных отношений в противоречивом, сложном, но объединенном узами взаимозависимости мире. Новое политическое мышление не означает отказа от классового анализа проблем войны и мира. Оно объединяет коммунистические идеалы (реальный гуманизм, по выражению Маркса) с демократическими устремлениями самых широких общественных слоев (см. Массовые демократические движения), выступающих в защиту общечеловеческих интересов, за спасение цивилизации. Советская программа ликвидации уже в этом столетии ядерного и др. оружия массового уничтожения, предложения о полном запрещении испытаний ядерного оружия, запрещении химического оружия, о сотрудничестве в мирном использовании космоса и др. имеют глобальный характер, касаются всех стран (см. также Разоружение, Ядерное разоружение).
Противники М. с. на Западе пытаются доказать, что для Советского Союза М. с. является «ширмой», призванной скрыть «экспансионистскую» политику, что под' прикрытием разговоров о М. с. вся Европа, а затем и весь мир станут «добычей коммунистов» и т.д. От социалистических стран требуют гарантий сохранения социального статус-кво, т.е. сохранения позиций монополистического капитала в тех районах мира, к-рые монополисты объявляют своими «сферами влияния». СССР и его союзники выдвинули концепцию всеобъемлющей системы международной безопасности, реализация к-рой надежно защитила бы все народы от вмешательства извне в их внутренние дела. Социалистические государства последовательно и целеустремленно действуют в направлении создания такой системы. Они выступают против «экспорта революции», но не могут допустить и экспорта контрреволюции. М. с. государств с различным общественным строем на основе всеобъемлющей системы международной безопасности является единственно возможным курсом, способным обеспечить выживание человеческого рода, существование и дальнейшее развитие мировой цивилизации. Всестороннее развитие экономического и культурного сотрудничества между народами, включающее на основах равенства и взаимной выгоды торговлю, международный обмен информацией, производственные, финансовые, научные, туристские, спортивные и иные связи,— необходимое условие М.с. стран. Мирное соревнование и сотрудничество в области экономики, науки, культуры выгодна всем народам и является единственно разумным путем решения великого исторического спора между социализмом и капитализмом.
Вместе с тем исторический процесс в условиях существования различных общественных систем невозможен без борьбы идей, без различий в представлениях о прошлом, настоящем и будущем человечества. СССР выступает за то, чтобы идеологическая борьба была составной частью соревнования духовных ценностей во имя утверждения общественного прогресса и международного сотрудничества. Подмена идеологической борьбы идеологическими диверсиями, «психологической войной» в ядерно-космический век таит в себе серьезную угрозу для судеб мира. Ход истории настоятельно требует создания и создает политические, социальные, материальные предпосылки для сознательного взаимодействия народов и государств в масштабах всей планеты, для укрепления М. с.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ
принцип межгосударственных отношений, исключающий войну как средство решения спорных политических вопросов. М. с. означает прежде всего невмешательство во внутренние дела государств, уважение их суверенитета и территориальной целостности, развитие экономического и культурного сотрудничества. Однако в реальной жизни мирового сообщества в течение 20 столетия в межгосударственных отношениях — гл. обр. между странами противоположных социальных систем — преобладали противоборство экономических и политических интересов, идеологическая отчужденность и несовместимость. Основанное на классовых и национальных противоречиях соперничество препятствовало сближению государств, приводило к острым конфликтам, вплоть до войн мирового масштаба. В условиях расколотого, разъединенного мира принцип М. с. не мог стать опорой межгосударственных отношений, фактором стабильного и длительного мира на Земле. Существовавшие в те годы взаимоотношения между двумя социальными системами — капитализма и социализма — нашли отражение в трактовке М; с. как специфической формы классовой борьбы. Во 2-й половине столетия положение в мире существенно изменилось. Произошли глубокие социальные сдвиги — на авансцену истории вышли сотни миллионов людей, новые нации и государства, общественные движения и социальные группы. Мощным, преобразующим мир фактором стали научно-техническая и военно-техническая революции. Гигантское развитие военной техники, создание новейших средств разрушения, производство и накопление ядерного оружия коренным образом изменили теоретические и политические представления о войне и мире, об отношениях между государствами и социальными системами. Переосмысление мн. вопросов социального бытия, путей выживания и развития совр. цивилизации нашло отражение в концепции нового политического мышления, истоки к-рой восходят к идеям прогрессивных мыслителей прошлого. Мощную поддержку эти идеи получили в середине 20 в. у ученых, в т. ч. философов,— активных деятелей движения сторонников мира. В манифесте Рассела—Эйнштейна (1955) была выдвинута идея необходимости нового мышления, основывающегося на признании невозможности победы в ядерной войне. Глубокое теоретическое обоснование концепции нового политического мышления, реальное воплощение его идей в конкретных политических программах содержится в документах XXVII и XXVIII съездов КПСС, с к-рыми связан новый этап в реализации принципов М. с., в утверждении нового мышления. Важным элементом внешнеполитической доктрины Советского государства является признание того, что в настоящее время взгляд на войну как на средство решения политических задач полностью утратил рациональный смысл. Война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических или каких бы то ни было др. целей, ибо она способна привести к глобальной катастрофе, к гибели всего человечества. М. с. нет разумной альтернативы. Важным условием социального прогресса на совр. этапе стали деидеологизация межгосударственных отношений, преодоление идеологической нетерпимости. В соответствии с этим в мире утверждается новая шкала приоритетов, на передний план выдвинулись общечеловеческие интересы и задачи борьбы за выживание. Возникла принципиально новая историческая ситуация, открывающая возможность создания нового миропорядка в условиях целостного, взаимозависимого, хотя и во многом противоречивого мира. Осн. содержание этой ситуации находит свое выражение в М. с. качественно различных, дифференцированных общественных систем единого человеческого сообщества, когда народы мира будут иметь право свободного выбора системы общественных отношений, условий жизни и деятельности. Для этого необходимы принципиально новый механизм функционирования мирового хозяйства, новая структура разделения труда, новый тип общественного прогресса, отвечающего интересам всех народов и государств. Совр. общественное развитие, создание нового миропорядка может осуществляться с помощью конструктивного диалога как формы международных отношении, международного “сотворчества” и “соразвития”. Только на этом пути будет достигнут общечеловеческий консенсус. В наши дни, на пороге 21 столетия, идея М. с. превращается в гл. императив выживания цивилизации, в универсальный принцип, обеспечивающий всеобщую безопасность и нормальную жизнь мирового сообщества, переход к исторически необратимому мирному периоду в развитии человечества. Вместе с тем, признавая условием жизнеспособности совр. человечества многовариантность его развития, его национальную, духовную, социальную, политическую, географическую, культурную многоликость. марксистско-ленинская социальная философия исходит из учета социалистической перспективы, из того, что в русле общего прогресса цивилизации возродятся и будут приобретать все большее влияние идеи социализма.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ,
тип отношений между гос-вами с различным обществ. строем, к-рый предполагает: отказ от войны как средства решения спорных вопросов между гос-вами, разрешение их путем переговоров; равноправие, взаимопонимание и доверие между гос-вами, учет интересов друг друга; невмешательство во внутр. дела, признание за каждым народом права свободно избирать свой социально-экономич. и политич. строй; строгое уважение суверенитета и терр. целостности всех стран; развитие экономич. и культурного сотрудничества на основе равенства и взаимной выгоды. Политика, направленная на установление и развитие такого типа отношений между гос-вами, называется политикой М. с. М. с. является формой классовой борьбы между социализмом и капитализмом на междунар. арене, но формой специфической. Потому что, во-первых, борьба ведется между правящими классами, каждый из к-рых располагает полнотой гос. власти, а, во-вторых - антагонистич. в своей основе конфликт двух противоположных социально-экономич. систем переводится из плоскости воен. столкновений в русло экономич. соревнования, сопоставления политич. систем и образов жизни, противоборства идеологий. Органич. взаимосвязь, единство борьбы и сотрудничества - характерная черта М. с., источник его внутр. противоречивости, постоянный стимул для поисков взаимоприемлемых, исключающих воен. столкновения решений.
Разработка концепций М. с. была одним из крупнейших достижений политич. теории ленинизма. В. И. Ленин доказал, что непримиримость классовых интересов мировой буржуазии и победившего пролетариата не может служить непреодолимым препятствием для мирных отношений между социалистич. и капиталистич. странами. Борьба за установление таких отношений стала одной из важнейших задач внеш. политики социалистич. гос-ва. Первой победой на этом пути была «мирная передышка», к-рая на два десятилетия отодвинула столкновение социализма с главными силами мировой реакции.
Решающая роль, к-рую сыграл Сов. Союз в разгроме фашизма, формирование мировой социалистич. системы, развал колон. империй, общий подъем массовых демократич. движений привели к коренным изменениям на междунар. арене. Сложилось новое соотношение сил. Силы мира получили реальную возможность существенно сузить поле деятельности сил войны и агрессии. Тем более, что с появлением у СССР ракетно-ядерного оружия ставка империализма на мировую термоядерную войну как средство достижения политич. . целей становится несостоятельной. Все это создало предпосылки для существ. расширения рамок и содержания политики М. с.
Принципиальный вывод 20го съезда КПСС о возможности предотвращения новой мировой войны был поддержан мировым коммунистич. движением. Ленинский принцип М. с. двух систем, говорилось в Декларации Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран (1957), «...является незыблемой основой внешней политики социалистических стран и надежной основой мира и дружбы между народами» (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1964, с. 9). В Заявлении Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий (1960) подчеркивалось: «Объединенными усилиями мирового социалистического лагеря, международного рабочего класса, национальноосвободительного движения, всех стран, выступающих против войны, и всех миролюбивых сил мировую войну можно предотвратить» (там же, с. 57). Глубокое убеждение в этом было положено в основу практич. деятельности на междунар. арене Сов. Союза, др. стран социализма, всех миролюбивых сил.
Принципы М. с. стали общепризнанными принципами междунар. лрава. Однако распространение, «внедрение» этих принципов в практику междунар. жизни - сложный, противоречивый, неравномерный процесс. Если, напр., в 70-х гг. удалось добиться заметных успехов на этом пути, то к нач. 80-х гг. силам милитаризма и реакции удалось затормозить ход разрядки междунар. напряженности, а значит. и затруднить проведение политики М. с. В этих условиях преодоление возросшей междунар. напряженности, борьба за последоват. осуществление принципов М. с. становятся особенно актуальными.
Теоретич. и политич. проблемы, связанные с интерпретацией и воплощением принципов М. с., представляют собой один из эпицентров совр. идеологич. борьбы. Можно выделить три группы представлений, противостоящих правильному пониманию М. с.
Правое крыло бурж. идеологов настойчиво проводит мысль, будто политика М. с.- это «уловка», «хитрость», «тактич. маневр» коммунистов, рассчитанный на прикрытие «экспорта революции». Однако практика совр. междунар. отношений, вся сумма внешнеполитич. акций социалистич. гос-в говорят о том, что политика М. с.- не тактич. прием, а один из фундаментальных элементов внешнеполитич. стратегии социализма. Эта стратегия ориентируется на достижение прочного, устойчивого мира и безопасности народов и принципиально отвергает «экспорт революции», т. е. насильств., искусств. навязывание революц. преобразований тому или иному народу. Коммунисты исходят из предпосылок, что в силу внутр. законов развития капиталистич. обществ. структура обречена. Но отнюдь не «экспорт революции» призван решить судьбу капитализма, ее должна решить классовая борьба в капиталистич. странах.
Другая, либеральная, группа буржуазных (а также социал-демократич. и ревизионистских) идеологов склонна к весьма расширит. толкованию возможностей М. с. Они рассматривают сосуществование как путь к затуханию политич. и идеологич. борьбы между капитализмом и социализмом, к постепенной конвергенции этих систем. Однако борьба двух систем уходит корнями в глубинные социальные процессы, в противоположность фундаментальных принципов организации обществ. жизни, что исключает как идеологич. сосуществование, так и постепенное взаимопроникновение этих обществ. структур. Политика М. с. не решает и не может решить кардинальных социальных проблем современности, не может предотвратить политич. и идеологич. коллизий, порой весьма острых. Но она и не призвана решать эти задачи. Ее цель другая: сохранить мир на Земле, предотвратить глобальный термоядерный конфликт, найти взаимоприемлемые основы для сотрудничества социалистич. и капиталистич. гос-в.
Наконец, третья группа ложных интерпретаций политики М. с. связана с разного рода левацкими воззрениями. Представители этой позиции пытаются доказать, будто, проводя политику М. с., социалистич. страны закрывают себе дорогу для активной поддержки революц. процессов, а М. с. противоречит осуществлению пролетарского, социалистич. интернационализма, мешает подъему массовых антиимпериалистич. движений. Однако историч. опыт учит, что М. с. не только не тормозит мировой революц. процесс, но, наоборот, стимулирует его.
Проводя политику М. с., навязывая ее империализму, страны социализма создают благоприятные предпосылки для быстрого развития своей экономики, для всестороннего прогресса социалистич. обществ. отношений. Чем сильнее мировая система социализма, чем полнее воплощаются в жизнь идеалы социализма, тем больше ее революционизирующее воздействие на массы трудящихся, тем шире возможности для поддержки (что отнюдь не тождественно искусств. подталкиванию) революц. движений. В условиях М. с. резко ограничиваются возможности империализма на междунар. арене для агрессивных действий, для экспорта контрреволюции. Политика М. с. воздействует и на внутр. положение капиталистич. стран. Еще в связи с конференцией в Генуе В. И. Ленин ставил задачу: «...глубже расколоть пацифистский !лагерь международной буржуазии с лагерем грубобуржуазным, агрессивнобуржуазным, реакционнобуржуазным» (ПСС, т. 44, с. 408). Решая эту задачу, политика М. с. способствует росту всех демократии., антиимпериалистич. сил. Она препятствует попыткам империалистов преодолевать внутр. противоречия на путях нагнетания междунар. напряженности. Она способствует развитию классовой борьбы против империализма в национальном и всемирном масштабе.
Политика М. с. имеет компромиссный характер. Она основана на поисках разумного баланса интересов, взаимоприемлемых соглашений. Ленин четко определил принципы возможных соглашений социалистич. гос-ва с капиталистич. гос-вами. «Конечно - писал он - сторонник пролетарской революции может заключить компромиссы или соглашения с капиталистами. Все зависит от того, какое соглашение и при каких обстоятельствах заключается. В этом и только в этом можно и должно искать разницы между соглашением, законным с точки зрения пролетарской революции, и соглашением предательским, изменническим (с той же точки зрения)» (там же, т. 40, с. 289-90). Конкретизируя свои представления о «цене» компромисса, Ленин писал: «Нам надо будет поставить себе за правило не делать политических уступок международной буржуазии... если мы не получим взамен более или менее равноценных уступок со стороны международной буржуазии по отношению к Советской России или по отношению к другим отрядам международного, борющегося с капитализмом, пролетариата» (там же, т. 45, с. 142). Ленинская методология лежит в основе практич. деятельности СССР, др. социалистич. стран по налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с капиталистич. миром.
Действие принципа М. с. как гл. принципа ведения междунар. дел теоретически строго локализовано сферой отношений между двумя мировыми системами - капиталистической и социалистической. Практически же существует тенденция применять и рассматривать принцип М. с. как регулятивный принцип всей системы междунар. отношений, т. е. отношений между гос-вами независимо от их социально-экономич. строя.
Следует подчеркнуть, что высшим принципом отношений между странами социализма выступает принцип социалистам, интернационализма. При этом М. с. не «отменяется», оно становится как бы естественным, само собой разумеющимся минимумом отношений, а центр тяжести переносится на взаимопомощь братских социалистических гос-в на основе классовой солидарности. С ростом могущества и масштабов мировой системы социализма, с углублением прогрессивных преобразований в странах «третьего мира», с дальнейшим укреплением связей между социалистич. и развивающимися гос-вами принцип интернационализма будет играть все большую роль в эволюции междунар. отношений. Его последоват. претворение в жизнь ведет к созданию дополнит, возможностей для упрочения мира и М. с.

Источник: Советский философский словарь

МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ
государств. отношения между социалистич. и капиталистич. странами, основанные на взаимном отказе от применения войны как средства решения междунар. споров; особая форма классовой борьбы между социализмом и капитализмом на междунар. арене, связанная с борьбой народов всех стран за мир против войны. М. с. не означает примирения с капитализмом и империалистич. гнетом и не распространяется на область идеологии, на отношения между антагонистич. классами внутри капиталистич. гос-в, между угнетенными народами и колонизаторами. Как принцип мировой политики М. с. предполагает: отказ от войны между гос-вами, решение спорных вопросов путем переговоров, равноправие, взаимопонимание и доверие между гос-вами, учет интересов друг друга; невмешательство во внутр. дела, признание за каждым народом права самостоятельно решать все вопросы своей страны; строгое уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран; развитие экономич. и культурного сотрудничества на основе полного равенства и взаимной выгоды (см. Программа КПСС, 1961, с. 59). Принцип М. с. составляет незыблемую основу внешней политики социалистич. стран и надежную основу мира и дружбы между народами [см. Декларацию Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран (1957), в кн.: "Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", 1961, с. 9 ]. Понятием "М. с." не исчерпываются принципы взаимоотношений между социалистич. странами, а также взаимоотношений стран социализма с гос-вами, освободившимися от колониального гнета (см. Интернационализм). Принцип М. с. органически вытекает из ленинской теории социалистич. революции. Переход от капитализма к социализму охватывает целую историч. эпоху, в течение к-рой вследствие разновременности перехода на путь социализма все новых стран неизбежно и закономерно совместное существование социалистич. и капиталистич. гос-в. Рост сил социализма – гл. фактор М. с., удерживающий империалистич. державы от осуществления агрессивных замыслов. Миролюбивая политика вытекает из существа коммунистической идеологии. Передовая социальная мысль уже в период восходящего капитализма отстаивала в утопической форме необходимость мирных взаимоотношений между народами и государствами (см. Т. Мор, Утопия, М., 1953, с. 181–96; Кампанелла, Город Солнца, М., 1954, с. 76–77; Буонаротти, Заговор во имя равенства, т. 1, М., 1948, с. 325–26, 335–38, 352–54). Нераздельность коммунизма и мира была научно обоснована марксизмом-ленинизмом. Основоположники науч. коммунизма Маркс и Энгельс исходили из того, что в эпоху домонополистич. капитализма коммунистич. революция "...произойдет одновременно во всех цивилизованных странах, т.е., по крайней мере, в Англии, Америке, Франции и Германии" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 334). Поэтому на протяжении известного времени будут существовать коммунистические и некоммунистические страны и даже "а н т и к о м м у н и с т и ч е с к и е нации" (см. тамже, т. 2, с. 539). Не исключая в такой историч. ситуации возможности оборонит. войн со стороны коммунистич. народов, Энгельс указывал, что "...победоносный пролетариат не может никакому чужому народу навязывать никакого осчастливления, не подрывая этим своей собственной победы" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 357). Ленин, исходя из анализа новой историч. эпохи, развил эти положения и выдвинул принцип М. с. Незыблемость принципа М. с. и для совр. условий подчеркнута в Программе КПСС (1961, с. 59). В результате победы Окт. революции в России сосуществование двух противоположных социальных систем стало реальным историч. фактом. В Декрете о мире (1917), принятом по инициативе Ленина, Сов. гос-во провозгласило М. с. основой своей внешней политики. В борьбе с троцкистами, отрицавшими возможность к.-л. отношений с империалистич. странами ("ни мира, ни войны"), допустимость мирных договоров с капиталистич. державами, в борьбе с "левыми коммунистами", утверждавшими, будто "интересы международной революции запрещают какой бы то ни было мир с империалистами", Ленин обосновал возможность М. с. двух систем и показал, что М. с. является единственно приемлемым принципом, на к-ром могут строиться нормальные межгосударств. отношения стран с противоположным социальным строем. "Есть сила б?льшая, чем желание, воля и решение любого из враждебных правительств или классов, эта сила – общие экономические всемирные отношения, которые заставляют их вступить на этот путь сношения с нами" (Ленин В. И., Соч., т. 33, с. 129). Возможность М. с. обусловлена завоеваниями социализма, к-рый заинтересован в мире и не нуждается для своего развития в войнах; экономич. тенденциями мирового развития; борьбой народов против империализма и войн, за нац. независимость, демократию и мир. Для М. с. с бурж. странами у социалистич. гос-ва нет никаких препятствий; этому мешает "империализм со стороны американских (как и любых иных) капиталистов" (там же, т. 30, с. 340). Выдвигая принцип М. с., Ленин подчеркивал, что оно предполагает "...состязание двух способов, двух формаций, двух хозяйств – коммунистического и капиталистического" в условиях мира (там же, т. 31, с. 426). Идеологи антикоммунизма, фальсифицируя высказывания Ленина, пытаются отыскать некое противоречие между ленинской теорией социалистич. революции и идеей М. с. Однако Ленин отвергал "подталкивание" революции путем войны и рассматривал борьбу социалистич. гос-ва за мир и М. с. как выражение верности интернационализму. Свое главное воздействие на мировое развитие Сов. республика оказывает хозяйств. политикой, мир открывает во сто раз больше и шире дорогу ее влиянию (см. тамже, т. 32, с. 413; т. 30, с. 422). Антимарксистская теория о том, будто социализм восторжествует лишь в результате войны, "была бы равносильна взгляду, что вооруженное восстание есть форма борьбы, обязательная всегда и при всяких условиях" (там же, т. 27, с. 49). В условиях, когда первое социалистич. гос-во развивалось во враждебном капиталистич. окружении, политика М. с., к-рую оно проводило, выражалась в борьбе за возможно более длительный мир. После 2-й мировой войны, в 50-х гг., междунар. условия изменились коренным образом. Образовалась мировая система социализма, к-рая превращается в решающий фактор мирового развития, рухнула колониальная система и возникли новые независимые гос-ва, заинтересованные в мире, произошло резкое и всестороннее ослабление мирового капитализма, обострились его классовые антагонизмы и возникли широкие демократич. движения за мир. Все это позволило КПСС, мировому коммунистич. движению творчески развить ленинский принцип М. с. Войны между народами, к-рые раньше были неизбежны, теперь могут быть предотвращены; миролюбивые силы в состоянии навязать империалистич. кругам длит. мир (см. Материалы XXII съезда КПСС, с. 302). Единств. источник военной опасности – империализм, к-рый готовит мировую термоядерную войну. Перед лицом ее страшных последствий М. с. стало объективно необходимым условием прогресса мировой цивилизации, оно отвечает интересам всего человечества, за исключением горстки монополистов и военщины, и требует активизации нар. масс в борьбе за мир. Курс на М. с. не есть пацифистская политика. Это линия на мобилизацию всех миролюбивых и социалистич. сил в борьбе против угрозы новой войны, за прекращение "холодной войны", за ликвидацию агрессивных блоков, осуществление всеобщего и полного разоружения, урегулирование междунар. споров мирными средствами, за междунар. безопасность. Поддержание М. с. предполагает нек-рые взаимные уступки, компромиссы, не затрагивающие суверенитета стран. Борьба за М. с. ведет к изоляции агрессивных сил империализма, сплачивает рабочий класс и др. миролюбивые силы и содействует разоблачению пацифистской идеологии. Идеологи антикоммунизма пытаются опорочить принцип М. с. Совр. троцкисты утверждают, будто М. с. не только невозможно, но и вредно для рабочего класса всех стран. Общая линия мирового коммунистич. движения в вопросе борьбы за М. с. состоит в том, что в силу сложившихся объективных историч. условий (крайнее обострение агрессивности империализма, появление оружия огромной разрушит. силы и т.п.) центральное место среди всех задач, стоящих перед антиимпериалистич. силами в совр. эпоху, занимает борьба за предотвращение термоядерной войны. "Коммунисты всего мира единодушно и последовательно отстаивают мирное сосуществование, решительно борются за предотвращение войны. Коммунисты должны проводить неустанную работу среди масс, чтобы не допускать недооценки возможности предотвращения мировой войны, недооценки возможности мирного сосуществования и в то же время не допускать недооценки опасности войны. В условиях разделения мира на две системы единственно правильным и разумным принципом международных отношений является принцип мирного сосуществования государств с разным социальным устройством, выдвинутый В. И. Лениным и получивший свое дальнейшее развитие в московской Декларации и Манифесте мира 1957 года, в решениях XX и XXI съездов КПСС и документах других коммунистических и рабочих партий (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 60). М. с. включает в себя широкую позитивную программу, предусматривающую проведение в междунар. отношениях демократич. требований, попранных империализмом. В принципе М. с. получают благоприятное разрешение прогрессивные тенденции совр. междунар. развития – тенденция к завоеванию всеми народами своей государственности и независимости и тенденция к хозяйств. сближению стран на почве междунар. разделения труда и всемирного рынка. М. с. предполагает усиление борьбы марксистов-ленинцев за торжество коммунистич. идей. Развитие добрососедских и дружеств. отношений между странами на основе М. с. не ведет к исчезновению противоречий между двумя системами, к затуханию классовой борьбы на междунар. арене и внутри капиталистич. стран. М. с. "...служит основой мирного соревнования между социализмом и капитализмом в международном масштабе и является специфической формой классовой борьбы между ними" (Программа КПСС, с. 59). М. с. не есть примирение социализма с империализмом и отказ от идеологич. борьбы. В вопросах идеологии и социальных принципов M. с. быть не может. Неизбежность идеологич. борьбы определяется тем, что мировоззрение рабочего класса и мировоззрение буржуазии непримиримы по своей природе. Попытки занять "среднюю линию", примиренчество с бурж. идеологией неминуемо ведут к сползанию на позиции противников коммунизма. Борьба идей объективна и закономерна. "Мирное сосуществование государств с различным общественным строем не означает примирения социалистической и буржуазной идеологии. Напротив, оно предполагает усиление борьбы рабочего класса, всех коммунистических партий за торжество социалистических идей. Однако идеологические и политические споры между государствами не должны решаться войной" (Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, 1961, с. 62). Борьба, к-рую ведут марксисты-ленинцы против враждебных коммунизму идей, за утверждение науч. коммунистич. мировоззрения, идеологически обеспечивает решение задач, стоящих перед народами социалистич. стран, междунар. рабочим классом, нац.-освободит. движением. "Проповедь мирного сосуществования идеологий есть измена марксизму-ленинизму, предательство дела рабочих и крестьян" ("Об очередных задачах идеологической работы партии", Постановление Пленума ЦК КПСС от 21 июня 1963, см. "Правда", 22 июня 1963, с. 1). В совр. условиях значение идеологич. борьбы возрастает в связи с тем, что правящие круги империалистич. стран, широко используя другие формы борьбы против социализма, делают главную ставку на идеологич. диверсии в отношении социалистич. гос-в, на антикоммунизм. В этих условиях особенно необходимо повышать политическую бдительность, вести развернутое наступление против бурж. идеологии, против пережитков прошлого в сознании людей. Принцип М. с. получает признание среди людей, придерживающихся различных взглядов. Это усиливает его критику со стороны ряда бурж. идеологов, к-рые отрицают закономерный и неизбежный характер сосуществования двух систем, отождествляют М. с. с "холодной войной", пытаются доказать несовместимость принципа М. с. с марксистско-ленинским учением о неизбежности победы коммунизма во всем мире, пытаются изобразить М. с. как путь, ведущий к синтезу двух систем. С др. стороны, бурж. социологи, выступающие в поддержку М. с. двух систем, ограничиваются анализом демократич. характера М. с. как принципа мировой политики и не видят его неразрывной связи с революц. мировым процессом, с классовой борьбой на междунар. арене. Политика М. с., к-рую проводят социалистич. страны, является могучим фактором, ускоряющим всемирный революц. процесс. В условиях мира и М. с. социализм наиболее широко и наглядно раскрывает свои преимущества во всех областях жизни; это усиливает влияние коммунистич. идей на нар. массы во всем мире. В условиях М. с. создаются более благоприятные возможности для борьбы рабочего класса капиталистич. стран, для развертывания нац.-освободит. движения. М. с. между двумя системами не исключает революций в форме вооруж. восстаний и справедливых нац.-освободит. войн против империалистич. гнета, к-рые происходят в рамках капиталистич. системы. Переход от капитализма к социализму, освобождение народов от империалистич. гнета вполне согласуется с перспективой упрочения М. с. Проблемы революц. борьбы рабочего класса и нац.-освободит. движения ныне тесно связаны с борьбой за М. с., за предотвращение мировой термоядерной войны. Лит.: Энгельс Ф., [Письмо ] К. Каутскому. 12 сентября 1882 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, М., 1953; его же, Эльберфельдские речи, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2; Ленин В. И., Доклад о мире, 26 октября (8 ноября), Соч., 4 изд., т. 26; его же, Заключительное слово по докладу о мире 26 октября (8 ноября), там же; его же, Странное и чудовищное, там же, т. 27; его же, Амер. рабочим, там же, т. 30; его же, Ответ на вопросы корреспондента американской газеты "The Chicago Daily News", там же; его же, Ответ на вопросы корреспондента американской газеты "New York Evening Journal", там же; его же, Наше внешнее и внутр. положение и задачи партии, там же, т. 31; его же, Доклад о деятельности Совета Народных Комиссаров 22 декабря, там же; его же, Отчет о политической деятельности ЦК РКП(б) 8 марта, там же, т. 32; его же, О внутр. и внешней политике республики. Отчет ВЦИК и СНК IX Всероссийскому Съезду Советов 23 декабря 1921 г., там же, т. 33; его же, Политический отчет ЦК РКП(б) 27 марта, там же; его же, Проект постановления ВЦИК по отчету делегации на Генуэзской конференции, там же; его же, Интервью корреспонденту "Обсервер" и "Манчестер Гардиан" Фарбману, там же; XX съезд КПСС 14–25 февраля 1956 года. Стенографический отчет, т. 1–2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд КПСС 27 января – 5 февраля 1959 года. Стенографический отчет, т. 1–2, М., 1959; XXII съезд КПСС 17–31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1–3, М., 1962; Программа КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961; Постановления Пленума ЦК КПСС. Июнь 1963 г., М., 1963; Документы Совещаний представителей коммунистич. и рабочих партий, М., 1957; Документы Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий, М., 1960; За сплоченность междунар. коммунистич. движения. Документы и материалы, М., 1964. Е. Панфилов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
265.63 кб

ОБРАТНО К МИРНОМУ СОСУЩЕСТВОВАНИЮ?

Караганов Сергей Александрович
Читать PDF
265.61 кб

ОБРАТНО К МИРНОМУ СОСУЩЕСТВОВАНИЮ?

Караганов Сергей Александрович
Читать PDF
223.40 кб

Мирное сосуществование и легитимное насилие

Дудин Н.М.
Читать PDF
241.52 кб

Возможно ли мирное сосуществование многообразия культур?

Хрусталёв Е.Ю.
Формирующаяся в настоящее время многополюсная и разнополярная система международных отношений должна сохранять многогранность и неделимость нашего общего мира, развивать его самобытность и уникальность.
Читать PDF
263.16 кб

Татарстан - пример мирного сосуществования различных конфессий

Шаймиев Минтимер
«Международная жизнь», М., 2006 г., № 5, с. 34-38.
Читать PDF
464.06 кб

Религии третьего тысячелетия о мирном сосуществовании, насилии, терроризме и войне

Поташинская Наталия Николаевна
Эта статья анализирует отношения современных Церквей к проблемам построения более гуманного и мирного общества, которое сможет освободить людей от несправедливости, насилия и войн.
Читать PDF
1.16 мб

Мирное сосуществование различных конфессий на территории СССР в период усиления атеистической пропаг

Олексенко Анна Сергеевна
В статье рассматривается конфессиональная политики Советского государства в период 1953-1964 гг., когда в обществе доминировала официальная идеология атеизма, а также взаимоотношения разных конфессий с Советским государством.

Похожие термины: