МИНСКИЙ НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ

Найдено 4 определения термина МИНСКИЙ НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИНСКИЙ НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ

Н. М. Виленкин, род. в 1855 г.) - поэт и мистический писатель. Его первые стихотворения были написаны на "гражданские темы". В 1889 г. Минский выпустил философский трактат "При свете совести", где в напыщенной форме изложена его "теория" мэонизма, провозглашающая, что самое главное для человека "небытие", "внежизненная правда", "внесуществующее и непостижимое" и так далее в этом роде (мэ он значит по-гречески не сущий).

В 1900 г. он вместе с Мережковским, Гиппиус и Розановым основывает в Петербурге Религиозно-Философское Общество.

В 1905 г. Минский, как и большинство интеллигентов, "сочувствовал" революции и социал-демократии и даже был номинальным редактором легальной большевистской газеты "Новая Жизнь". После поражения революции Минский становится одним из главарей русского декадентства и символизма, проповедует культ красоты и наслаждения и объявляет войну общественным тенденциям в искусстве, как наносящим вред "чистоте" художественного творчества. /Т. 20/

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

МИНСКИЙ Николай Максимович

наст. фам. Виленкин) 15(27) января 1855, Глубокое Виленской губ. — 2 июля 1937, Париж] — русский поэт, философ, публицист. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1879). В начале творчества выступал как продолжатель некрасовских традиций, был связан с народничеством. После цензурных гонений в мировоззрении Минского произошел перелом. В 1884 он подверг критике теорию «утилитарного» искусства, «поднял мятежное знамя индивидуализма, самообожествления, эстетизма». Выдвинул теорию «несуществующих святынь» — меонов, которая подверглась критике со стороны различных философских направлений. Материалисты усматривали в ней «самый несомненный дуализм, но только прикрытый псевдоромантической терминологией» (Плеханов Г. В. Избр. философские произведения, т. 3. М., 1957, с. 428), идеалисты — «наивнейший реализм и поверхностнейший эмпиризм» (Волынский А. Критические заметки.— «Северный вестник», 1890, № 2, отд. 2, с. 104). Однако идейные искания Минского, оригинальная форма его произведений (синтез религиозно-философского трактата и поэтической фантазии) нашли отклик у молодого поколения символистов. В первые послереволюционные годы он пишет статьи об опасности, грозящей творческому духу, хранителям интеллекта, создает философскую мистерию «Кого ищешь?» (1922). В «Манифесте интеллигентных работников» (1923) критикует К. Маркса за принижение роли интеллигенции, дает свою квалификацию общественных групп, согласно которой общество всегда распадается на класс творцов материальных и духовных ценностей и класс «властодержавцев».

Соч.: При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни. СПб., 1890; О свободе религиозной совести. СПб., 1902; Религия будущего (Философские разговоры). СПб., 1905; Полн. собр. стихотворений, т. 1— 4. СПб., 1907; На общественные темы. СПб., 1909. Лит.: Блок А. А. Н. М. Минский. Религия будущего (Философские разговоры).— Собр. соч., т. 5. M.—Л., 1962; Радлов Э. Л. Философия Н. М. Минского.— В кн.: Русская литература 20 в. 1890—1910, т. 2. M., 1915.

Л. А. Сугай

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

МИНСКИЙ НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ

псевдоним; наст. имя и фамилия – Николай Максимович В и л е н к и н; янв. 1855 – 2 июля 1937) – рус. поэт-символист и философ религ.-мистич. направления. Окончил юридич. фак-т Петерб. ун-та (1879). Вместе с Мережковским, Розановым и др. был организатором религ.-филос. собраний (1901–03; в 1907 преобразованы в "Религ.-филос. об-во"), имевших целью "сблизить" рус. интеллигенцию с церковью. В 1905 большевики воспользовались имевшимся у М. разрешением на издание газеты и пригласили его в качестве редактора газ. "Новая жизнь", где М. заведовал лит. отделом, не оказывая никакого влияния на направление газеты. В ноябре 1905 М. вышел из редакции, но все же был арестован как издатель. В 1906 уехал за границу (Париж). Вернулся в Россию после амнистии (1913). Октябрьскую революцию 1917 не принял, стал белоэмигрантом; умер в Париже. В ранних произведениях М. слышатся отголоски народничества ("Белые ночи", опубл. в журн. "Вестник Европы", 1879, No 11, и др.). К концу 80-х гг. М. переходит к декадентству. В это же время он начинает заниматься философией, видя ее задачу в построении целостного миропонимания, к-рое осветит смысл человеч. существования. Таким миропониманием М. считал мэонизм (от греч. ?? ?? – несуществующее; термин взят из диалога Платона "Софист"; мэон – это то, чего нет в этом мире, но чего мы страстно жаждем). С т. зр. мэонизма, жизнь человека (несмотря на его страдания) обретает смысл в стремлении приобщиться к религ. истине (см. Богоискательство). В истолковании социальных явлений М. соединял мэонизм с географич. фактором. Недуг России, по М., заключается в отсутствии у нее естеств. границ. Последнее вело к войнам, к-рые породили в стране деспотизм: личность оказалась задавленной государственностью. Именно это и привело к революции 1905, осн. идея к-рой – освобождение личности из-под власти гос-ва, пробуждение ее для культурной работы. Признавая справедливость борьбы пролетариата против буржуазии, М. отвергал теорию науч. социализма, противопоставлял ей надклассовый социал-гуманизм – синтез любви к природе и любви к человеку, культуры и правды (см. "На обществ. темы", СПБ, 1909, с. 62). В эстетике, развивая идеи символизма, М. утверждал, что иск-во создает чистые, непричастные к мирским интересам символы, отражающие в той или иной форме идеальные целесообразности, т.е. бога. Соч.: Старинный спор, "Заря", К., 1884, 22 июля, No 193; При свете совести, СПБ, 1890; О свободе религ. совести, СПБ, 1902; Религия будущего (Филос. разговоры), СПБ, 1905; От Данта к Блоку, Берлин, 1922; Кого ищешь?, Берлин, 1922; Ответ на вопрос: "Как вы пережили войну и революцию?", "Новая рус. книга", Берлин, 1922, No 8; Полное собр. стихотворений, 4 изд., т. 1–4, СПБ, 1907. Лит.: Плеханов Г. В., О т.н. религ. исканиях в России, Соч., т. 17, M., [1924 ]; Рус. литература XX в., под ред. С. А. Венгерова, т. 1, М., 1914; Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912, с. 46–53; Блок ?., [рец. ] ?. ?. Минский. Религия будущего, Собр. соч. в 8 тт., т. 5, М.–Л., 1962; Благой Д., Минский Н., Лит. энциклопедия, т. 7, М., 1934; Мейлах В., Ленин и проблемы рус. литературы, М.–Л., 1951, с. 152, 176–82, 189–91; Волков ?., Очерки рус. литературы конца XIX и начала XX века, М., 1955, с. 431, 432, 441. А. Поляков.Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МИНСКИЙ Николай Максимович (наст, фам. Виленкин)

15 (27). 01. 1855, Глубокое Виленской губ. - 2. 07. 1937, Париж) - поэт, философ, публицист, переводчик, один из зачинателей рус. символизма. Окончил юридический ф-т Петербургского ун-та (1879). После ун-та служил домашним учителем, присяжным поверенным, архивариусом в банке, но служба мало интересовала М., с юношеских лет посвятившего себя литературе. В начале творчества выступил как певец "народной скорби", продолжатель некрасовских традиций, был непосредственно связан с народничеством. Его первый сборник стихотворений был изъят цензурой и уничтожен (1883). После цензурных гонений в мировоззрении М. произошел перелом. В 1884 г. он публикует статью "Старинный спор", к-рая считается первым в России литературным манифестом декадентства и в к-рой М. подверг критике теорию "утилитарного" искусства, поставившую рус. музу на службу публицистике. Главным критерием художественности он признал искренность художника, творческая личность к-рого обожествлялась. Мысль о художнике - творце новой реальности - становится ведущей в эстетике символистов. В кн. "При свете совести. Мысли и мечты о цели жизни" (1890) в противовес отечественной традиции народолюбия, самопожертвования, к-рая, по М., ведет к растворению личности в массе, отречению от индивидуальности и творчества, М. "поднял мятежное знамя индивидуализма, самообожествления, эстетизма" (Новая русская книга. Берлин. 1922. № 8. С. 40). Здесь М. выдвинул теорию "несуществующих святынь" - меонов (от греч. me on - небытие, несуществующее). Меоны находятся вне мира явлений, их нельзя ни понять, ни даже помыслить в реальной жизни, но душа, ненавидя действительность, жаждет прорваться к ним. Стремление познать непознаваемое, невозможное, несуществующее, растворенное во Вселенной ("абсолютное небытие", Бога), трактуется автором как высшая цель человека, единственный путь осознания им полноты бытия. В меонизме М. нетрудно увидеть соединение различных идеалистических учений (от вост. мистики и Платона до непознаваемой кантовой "вещи в себе" и совр. М. богоискательских теорий). Идеи меонизма М. пытался воплотить в произв. различных жанров: в лирике ("Два пути", 1900), в драматургии ("Альма", 1900), в критике и публицистике ("О двух путях добра", 1903 и др. статьи). В качестве трибуны для пропаганды своей теории М. активно использовал Религиозно-философские собрания (1901-1903), одним из организаторов к-рых являлся. Цель собраний он видел в том, чтобы повернуть рус. интеллигенцию лицом к религиозным вопросам. Уверенность, что "можно создать религиозное мировоззрение не вопреки разуму и не тайком от него, а при его участии", легла в основу кн. М. "Религия будущего (Философские разговоры)" (Спб., 1905). Убежденный в неразрывной связи философии и религии ("связь эта теснейшая, как между стеблем и цветком"), М. призывал предпринять "последний крестовый поход мысли, для того чтобы овладеть святыней" (Там же. С. 1-2). Ведущий тезис книги: отношение к Богу, новую религию "нужно строить не на вере, а на другом, более глубоком основании - на уверенности" (Там же. С. 4). Правда, автор не уточнял, в чем конкретное различие противопоставляемых понятий. Философские соч. М. лишь условно можно назвать "трактатами": границы научно-теоретического изложения и художественного творчества здесь размыты. Сам он признавал, что "всегда мечтал об идеальной метафизике, которая, начинаясь теорией познания, завершалась бы легендой и молитвой" (Там же. С. 2). "Меоническая легенда" и "молитва" о едином божестве, добровольно умирающем из любви к множественному миру, явно превалировала над "теорией". Темы, образы, стилистические приемы указанных книг М. имели непосредственные связи с его стихотворными произв. Идейные искания М., оригинальная форма его произв. (синтез религиозно-философского трактата и поэтической фантазии) нашли отклик у молодого поколения символистов. А. Белый в ст. "Отцы и дети русского символизма" (1905) назвал М. среди своих учителей. Революция 1905 г. вновь обратила М. к общественной деятельности и "гражданской" поэзии. Основанная им газ. "Новая жизнь" по существу явилась первой легальной большевистской газетой. Здесь М. опубликовал "Гимн рабочих" ("Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"). Свой недолгий союз с социал-демократами он пытался впоследствии оправдать стремлением придать революционному движению религиозный характер. После закрытия газеты (декабрь 1905 г.) М. был арестован, а потом эмигрировал. В кн. "На общественные темы" (Спб., 1909) он резко критиковал "догматы политиканствующего марксизма", не менее враждебные "идеальным стремлениям интеллигенции, чем тирания юрократии и насилия реакции" (На общественные темы. С. 198). Полемизируя с М. Горьким об интеллигенции и мещанстве, М. отстаивал идеи надклассового социал-гуманизма, обратился к проблеме личности в рус. истории. Деспотизм в России и подавление личности государством М. объяснял геополитическими причинами: отсутствие естественных границ и тысячелетний кошмар" войн за их обретение породили тиранию и не позволяли личности чувствовать себя в безопасности, начать расти и развиваться как живой творческой клетке культуры. Но "под историческим гнетом, - утверждал он, - в русском сознании образовалось новое чувство, новый свет, новый идеал" - социально-гуманитарной любви (Там же. С. 34). Как противоречащую рус. психологии, М. призывал "выкинуть за борт" теорию исторического материализма (Там же. С. 62). В 1913 г. М. на короткое время вернулся в Россию, а затем (уже навсегда) уехал за границу. В первые послереволюционные годы он пишет статьи об опасности, грозящей творческому духу, хранителям интеллекта, о союзе между работниками умственного и физического труда в борьбе против всякого партийного властолюбия. В "Манифесте интеллигентных работников" (1923) он критикует К. Маркса за игнорирование специфики умственного труда и принижение роли интеллигенции, дает свою квалификацию общественных групп, согласно к-рой об-во всегда распадается на класс творцов материальных и духовных ценностей и класс "властодержавцев". В совр. мире, по М., капиталисты и политиканы находятся по одну сторону баррикады, а "умственные работники вместе с пролетариями должны бороться против всех господствующих классов и партий" (Современные проблемы. Париж, 1923. С. 136). В этот же период М. написал философскую мистерию "Кого ищешь?" (1922), в к-рой отстаивал идеи меонизма. В эмиграции после революции М. жил сначала в Берлине, где возглавлял "Дом искусства", затем в Лондоне - работал в советском полпредстве, в последнее десятилетие вел уединенную жизнь в Париже.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

Найдено схем по теме МИНСКИЙ НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ — 0

Найдено научныех статей по теме МИНСКИЙ НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ — 0

Найдено книг по теме МИНСКИЙ НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ — 0

Найдено презентаций по теме МИНСКИЙ НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ — 0

Найдено рефератов по теме МИНСКИЙ НИКОЛАЙ МАКСИМОВИЧ — 0