МИНСКИЙ Марвин ЛиМИНСКИЙ Николай Максимович

МИНСКИЙ Н

Найдено 2 определения термина МИНСКИЙ Н

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское]

Минский, Н.

Н. М. Виленкин, род. в 1855 г.) - поэт и мистический писатель. Его первые стихотворения были написаны на "гражданские темы". В 1889 г. Минский выпустил философский трактат "При свете совести", где в напыщенной форме изложена его "теория" мэонизма, провозглашающая, что самое главное для человека "небытие", "внежизненная правда", "внесуществующее и непостижимое" и так далее в этом роде (мэ он значит по-гречески не сущий).

В 1900 г. он вместе с Мережковским, Гиппиус и Розановым основывает в Петербурге Религиозно-Философское Общество.

В 1905 г. Минский, как и большинство интеллигентов, "сочувствовал" революции и социал-демократии и даже был номинальным редактором легальной большевистской газеты "Новая Жизнь". После поражения революции Минский становится одним из главарей русского декадентства и символизма, проповедует культ красоты и наслаждения и объявляет войну общественным тенденциям в искусстве, как наносящим вред "чистоте" художественного творчества. /Т. 20/

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Исторический справочник русского марксиста

МИНСКИЙ Н.

псевдоним; наст. имя и фамилия – Николай Максимович В и л е н к и н; янв. 1855 – 2 июля 1937) – рус. поэт-символист и философ религ.-мистич. направления. Окончил юридич. фак-т Петерб. ун-та (1879). Вместе с Мережковским, Розановым и др. был организатором религ.-филос. собраний (1901–03; в 1907 преобразованы в "Религ.-филос. об-во"), имевших целью "сблизить" рус. интеллигенцию с церковью. В 1905 большевики воспользовались имевшимся у М. разрешением на издание газеты и пригласили его в качестве редактора газ. "Новая жизнь", где М. заведовал лит. отделом, не оказывая никакого влияния на направление газеты. В ноябре 1905 М. вышел из редакции, но все же был арестован как издатель. В 1906 уехал за границу (Париж). Вернулся в Россию после амнистии (1913). Октябрьскую революцию 1917 не принял, стал белоэмигрантом; умер в Париже. В ранних произведениях М. слышатся отголоски народничества ("Белые ночи", опубл. в журн. "Вестник Европы", 1879, No 11, и др.). К концу 80-х гг. М. переходит к декадентству. В это же время он начинает заниматься философией, видя ее задачу в построении целостного миропонимания, к-рое осветит смысл человеч. существования. Таким миропониманием М. считал мэонизм (от греч. ?? ?? – несуществующее; термин взят из диалога Платона "Софист"; мэон – это то, чего нет в этом мире, но чего мы страстно жаждем). С т. зр. мэонизма, жизнь человека (несмотря на его страдания) обретает смысл в стремлении приобщиться к религ. истине (см. Богоискательство). В истолковании социальных явлений М. соединял мэонизм с географич. фактором. Недуг России, по М., заключается в отсутствии у нее естеств. границ. Последнее вело к войнам, к-рые породили в стране деспотизм: личность оказалась задавленной государственностью. Именно это и привело к революции 1905, осн. идея к-рой – освобождение личности из-под власти гос-ва, пробуждение ее для культурной работы. Признавая справедливость борьбы пролетариата против буржуазии, М. отвергал теорию науч. социализма, противопоставлял ей надклассовый социал-гуманизм – синтез любви к природе и любви к человеку, культуры и правды (см. "На обществ. темы", СПБ, 1909, с. 62). В эстетике, развивая идеи символизма, М. утверждал, что иск-во создает чистые, непричастные к мирским интересам символы, отражающие в той или иной форме идеальные целесообразности, т.е. бога. Соч.: Старинный спор, "Заря", К., 1884, 22 июля, No 193; При свете совести, СПБ, 1890; О свободе религ. совести, СПБ, 1902; Религия будущего (Филос. разговоры), СПБ, 1905; От Данта к Блоку, Берлин, 1922; Кого ищешь?, Берлин, 1922; Ответ на вопрос: "Как вы пережили войну и революцию?", "Новая рус. книга", Берлин, 1922, No 8; Полное собр. стихотворений, 4 изд., т. 1–4, СПБ, 1907. Лит.: Плеханов Г. В., О т.н. религ. исканиях в России, Соч., т. 17, M., [1924 ]; Рус. литература XX в., под ред. С. А. Венгерова, т. 1, М., 1914; Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912, с. 46–53; Блок ?., [рец. ] ?. ?. Минский. Религия будущего, Собр. соч. в 8 тт., т. 5, М.–Л., 1962; Благой Д., Минский Н., Лит. энциклопедия, т. 7, М., 1934; Мейлах В., Ленин и проблемы рус. литературы, М.–Л., 1951, с. 152, 176–82, 189–91; Волков ?., Очерки рус. литературы конца XIX и начала XX века, М., 1955, с. 431, 432, 441. А. Поляков.Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме МИНСКИЙ Н — 0

Найдено научныех статей по теме МИНСКИЙ Н — 0

Найдено книг по теме МИНСКИЙ Н — 0

Найдено презентаций по теме МИНСКИЙ Н — 0

Найдено рефератов по теме МИНСКИЙ Н — 0