МИЛЛЬ Джеймс

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

МИЛЛЬ (Mill) Джеймс
род. 6 апр. 1773, Нортуотер Бридж - ум. 23 июня1836, Кенсингтон) - англ, историк и психолог. Разрабатывал законы ассоциации и в центр своей психологической теории в качестве основополагающего понятия поставил чувство. Осн. произв.: "History of British India", 6 vol., 1818-1819; "Analysis of the phenomena of the human mind", 1829.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МИЛЛЬ Джеймс

английский историк, философ и экономист (Нортуотер Бридж, Шотландия, 1773 — Кенсингтон, 1836). Последователь философии Юма, выводившего все феномены человеческого духа из ощущения и опыта (сенсуализм и эмпиризм). В сферах морали и экономики развивал утилитаризм (добрым будет все то, что обеспечивает счастье) Бентама. Оказал значительное влияние на современную ему мысль. Сочинения: «Принципы политической экономии» (1822), «Анализ феноменов человеческого духа» (1829).

Источник: Философский словарь

МИЛЛЬ Джеймс
Mill), (6 апр. 1773 – 23 июня 1836) – англ. философ юмистского направления. Испытал значит. влияние утилитаризма Бентама в этике и представителя шотландской школы Д. Стюарта в теории познания; отец Джона Стюарта Милля. В своей гл. филос. работе – "Анализ феноменов человеч. духа" ("Analysis of the phenomena of the human mind", 1829, нов. изд., v. 1–2, 1869) M., следуя традиции Юма, стремился свести все знания к чувствованиям, или переживаниям, включая в число их ощущения, эмоции и "идеи" (т.е., гл. обр. представления, что соответствовало употреблению этого термина Юмом). М. широко использовал выдвинутый Юмом и Гартли принцип ассоциации идей (но без материалистич. его трактовки в трудах последнего). М. считал этот принцип своего рода "силой сродства" в "психич. химии", т.е. осн. операцией сознания. Утверждая, что осн. вид ассоциации-ассоциация по смежности ("прямое касание"), М. пришел к выводу, что соединение идей посредством ассоциации приводит к их органич. смыканию в понятия. Поэтому для М., в отличие от Беркли, объекты – это не комплексы, т.е. сочетания ощущений, но результаты слияния групп идей в человеч. сознании. Близка к юмистской концепция причинности М., основываемая им на законе усиления всякой ассоциации от ее повторения. Филос. концепция М. разделяет слабости философии Юма: отрицание материальности источника сознания и его содержания, превращение картины мира и механизма психич. ассоциаций в нечто совершенно необъяснимое. В этич. концепции М. отрицал возможность достижения обществ. блага путем гармонич. сочетания себялюбия отдельных личностей. Считая принцип обществ. пользы высшим принципом морали, к-рая не поддается полной реализации в жизни людей, М. тем самым был близок к противопоставлению должного сущему. Возможность приближения к должному М. пытался обосновать с помощью ассоциативного принципа, использовав его для вывода о воздействии воспитания на занимаемую субъектом моральную позицию (первоначально люди пытаются использовать общее благо лишь как орудие достижения личной выгоды, но постоянная ассоциация этих двух целей может быть, по М., использована для выработки стремления поставить эгоизм, наоборот, на службу общественному). Достижению обществ. блага должна содействовать правовая система наказаний и поощрений. Однако такая трактовка "общественного блага" все же не преодолевает у М., как и у Бентама, психологич. индивидуализма. Для социологич. воззрений М. характерны враждебность к концепции естественного права и стремление к объяснению содержания и структуры всех социальных институтов непосредственно из принципа утилитаризма. М. предлагал частичные усовершенствования брит. бурж. конституц. системы. По мнению М., всякое правительство неизбежно тяготеет к политике, выражающей личные интересы его членов; часто обновляющие свой состав представит. учреждения должны этому противодействовать, выступая в роли противостоящих правительству инстанций. М. считал целесообразным предоставление избират. прав только главам семейств, а подлинного хозяина гос-ва видел в "среднем классе", т.е. в пром. и торг. буржуазии. В политич. экономии М. защищал интересы пром. капиталистов против землевладельцев. С М. "начинается... р а з л о ж е н и е рикардианской школы" (Маркс К., Теория прибавочной стоимости, ч. 3, 1961, с. 73). Соч.: The history of British India, 5 ed., v. 1–10, L., 1858; Elements of political economy, 2 ed., L., 1826; The principles of toleration, 1837; A fragment on Mackintosh, new ed., L., 1870; Статьи: Government. Jurisprudence. Liberty of the Press. Prisons and prison discipline. Colonies. Law of nations. Education, в Encyclopedia Britannica, 4, 5, 6 ed., Supplement, отд. изд. – L., [1828 ]. Лит.: Троицкий М., Нем. психология..., 2 изд., т. 1, М., 1883; Ивановский В. Н., Ассоциационизм, психологич. и гносеологич., ч. 1, Каз., 1909; История философии, т. 3, [М. ], 1943, с. 456–59; Bower G. S., D. Hartley and J. Mill, L., 1881; Bain ?., J. Mill, L., 1882; Seikritt W., Die dogmenhistorische Stellung von J. Mill..., Fr., 1936 (Diss.); Stephen L., The English utilitarians, v. 1–3, N. Y., 1950; Mill J. S., Autobiography, N. Y., [1957 ]. И. Нарский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме — 1