МИЛЕСКУ-СПАФАРИЙМИЛИНДА, Менандр

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Найдено 7 определений термина МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

самая ранняя материалистическая школа в древнегреческой философии, развивающаяся на побережье Ионийского моря ( в городах Милеете и Эфесе) и имеющая две философские школы - милетцев (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита Эфесского, которые объеденяются в единый феномен. Аристотель называл их «физиками», то есть натурфилософами, ибо основное внимание они уделяли поиску природного первоначала («архэ»), отождествляя его с какой-то первостихией: Фалес с водой, Анаксимен с воздухом, Гераклит с огнем, Анаксимандр с апейроном (беспредельным).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический философский словарь

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (ионийская)

древнейшая материалистическая философская школа в Греции; первые ее представители относятся к 6 в. до н. э. Милет был тогда крупным центром торговли, мореплавания, культуры, что обусловило широкий горизонт и научные интересы выдающихся милетцев, к к-рым относятся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им принадлежат научные открытия в области математики, географии, астрономии. Единством, лежащим в основе бесконечного многообразия явлений, они считали нечто вещественное, телесное, особенное — воду, воздух и т. д. Философы М. ш. были также стихийными диалектиками. К позднейшим, менее крупным представителям М. ш. принадлежали Гиппон и Диоген Аполлонийский (5 в. до н. э.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

условное обозначение первых древнегреческих естествоиспытателей и  натурфилософов (Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена), проживающих в  Милетах в VI в. до н.э. до 494 до н.э. Занимаясь астрономией (в том числе навигационной) и географией (в том числе картографией), математикой и метеорологией, представители Милетской школы создали в результате первую не-мифологическую картину  мира. Первым в числе Милетский философов был Фалес. Будучи купцом, использовал торговые поездки для расширения научных знаний.  Он  был  гидроинженером,  изобретателем  астрономических приборов, предсказал  солнечное затмение. Свои познания связал в стройные философские представления о мире, утверждая, что все существующее возникло из воды. Земля держится на воде. Все, происходящее из воды, не лишено  одушевленности. Он утверждал, что ближе всего к Земле находится небо неподвижных звезд, а дальше всего – Солнце. Анаксимандр – младший современник Фалеса, признавал единым и постоянным источником рождения всех вещей – первовещество – апейрон, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающее начало всем веществам: первоначально возникла огненная оболочка, облекшая воздух над Землей.  Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых оказалось некоторое  количество прорвавшегося наружу огня. Так образовалось три круга: круг звезд, Солнца и Луны. Животные и люди появились из отложений высохшего морского дна и изменили свою форму при переходе на сушу. Мир не вечен. После его разрушения выделяется новый мир. Смене миров нет конца. Последний в ряду Милетских философов – Анаксимен. В качестве первовещества он принимает воздух. Он обосновал новую идею о процессе разряжения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества. Воздух – это дыхание,  обнимающее весь мир. Земля – плоский диск, парящий в воздухе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

условный термин, объединяющий первых др.-греч. естествоиспытателей и натурфилософов из Милета (Иония, зап. побережье Малой Азии) - Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена (6 в. до н. э.- конец науч.-филос. традиции в Милете связывают с разрушением города персами в 494 до н. э.). Социально-историч. фон М. ш. определяют критомикенское прошлое милетской культуры и ее связи с древними вост. цивилизациями (Лидия, Вавилон, Персия, Египет), с одной стороны, колонизационная практика (более 90 колоний, согласно Плинию) и мощное торг.-ремесл. развитие Милета - с другой. Занимаясь астрономией (в т. ч. навигационной) и географией (в т. ч. картографией), математикой и метеорологией, представители М. ш. включали эти темы в более широкий космографич. и космогонич, контекст, создав в результате первую (письменно зафиксированную) немифологич. картину мира. Хотя названия трактатов Анаксимандра и Анаксимена «О природе», вероятно, позднейшего происхождения, сам термин «природа» (фюсис) в более конкретном употреблении (напр., природа звезд), возможно, фигурировал в этих соч. и уже с 5 в. до н. э. считался ключевым для понимания сущности новой науки и ее отличия от мифа. Восходящее к Аристотелю противопоставление «физиков» (первыми из к-рых были милетцы) «теологам» (мифологам) при всем своем значении не должно переоцениваться: внещ. отказ от мифологич. имен сопровождался сохранением традиц. структур мифологич. космогонии. Так, для всех представителей М. ш. космогонич. начало и космологич. периферия («бесконечное объемлющее») тождественны - принцип, действующий уже у Гомера (в «Илиаде» Океан - и источник рождения, и пространств. «предел» мира). Космогонич., геологич. и биологич. эволюционизм М. ш. также, вероятно, имеет мифологич. корни и связан с донауч. генеалогич. космогониями. Космология М. ш. лишена к.-л. единства стиля: ср. разительный контраст между геометрич. тектонизмом космоса Анаксимандра и биоморфной асимметричностью космоса Анаксимена. Влияния М. ш. многосторонни: Ксенофан, учившийся у Анаксимандра, использует натуралистич. объяснение метеорологич. явлений для критики антропоморфной религии Гомера и Гесиода; Пифагор развивает геометрич. тенденции космологии Анаксимандра; Гераклит в своем учении об огне усваивает учение Анаксимена, к философии к-рого примкнул и Анаксагор (согласно Теофрасту). Непосредственно к милетскому кружку ученых в кон. 6 в. до н. э. принадлежал выдающийся географ и историк Гекатей Милетский, автор первого географоэтнографич. трактата «Периэгеза» и «Генеалогий», содержавших рационалистич. критику генеалогич. мифов (он же усовершенствовал географич. карту Анаксимандра).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

6 в. до н. э.) — древнейшая греческая научно-философская школа, включающая Фалеев, Анаксимандра и Анаксимена. Сложилась в Милете (на западном берегу Малой Азии, совр. Балат в Турции), крупнейшем торгово-ремесленном и культурном центре Ионии, основавшем в 7—6 вв. до н. э. много колоний по берегам Черного моря и связанном морскими путями с Востоком и Западом. Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее «натурализме»); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Все это составляло единую науку «о природе», или «естественную историю» , которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Алейрон), движение присуще ему «от веку», мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря). «Боги» народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или «бесчисленными мирами» (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное «божество» (Arist. Phys. 203ЫЗ).

Пантеизм Милетской школы имел скорее натуралистический характер (в отличие от гераклитовского). Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, основанную на аксиологизации понятий верх—низ и противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому) (Arist. De caelo 270a5), и ввела всеобщность физических законов (грань, которую не смог переступить Аристотель). Фундаментальным для всех милетских теорий остается закон сохранения (ex nihil nihil), или отрицание абсолютного «возникновения» и «уничтожения» («рождения» и «гибели») как антропоморфных категорий (Anaximander, fi; В l; Arist. Met. 983b6). Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая научная терминология: Анаксимандр заменяет «рождение» и «гибель» на «соединение» и «разделение», Анаксимен описывает все физические процессы в терминах «сгущения» и «разрежения». Два основных типа теории изменения в греческой натурфилософии, сопоставимые с преформацией и эпигенезом: 1) механическое «выделение из смеси» предшествующих качественно различных элементов; 2) качественное превращение одного исходного вещества, — представлены соответственно в теориях Анаксимандра и Анаксимена. Концепция «смеси» Анаксимандра оказала влияние на Анаксагора, Архелая, Эмпедокла, теория Анаксимена была возрождена Диогеном Аполлонийским. К кругу милетских ученых принадлежал также географ и историк Гекатей, давший рационалистическое толкование мифов. Ксенофан использовал натурализм Милетской школы для критики антропоморфизма традиционной греческой религии. Геоцентрическая модель была создана Милетской школой и отчасти преодолена учением Анаксимандра о бесчисленных мирах.

Лит.: Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки, пер. с франц. СПб., 1902; Гомперц Т. Греческие мыслители, пер. с нем., т.1. СПб., 1911; Рожанжий И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н.э. Л., 1985; Guthrie W. К. S. A history of Greek philosophy, v.l. Cambr., 1971; VemantJ.-P. Les origines de la pensee grecque. P., 1975; KirkG. S., Raven J. E., Schoeid M. The presocratic philosophers. Cambr, 1983.

А. В. Лебедев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (6 в. до н. э.), древнейшая греческая научно-фило-софская школа, включающая Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Сложилась в Милете (на зап. берегу Мал. Азии, совр. Балат в Турции), крупнейшем торгово-ремесленном и культурном центре Ионии, основавшем в 7-6 вв. до н. э. много колоний по берегам Черного моря и связанном морскими путями с Востоком и Западом.     Милетская школа была преимущественно естественнонаучной и не ставила теоретических проблем бытия и познания (поэтому правильнее говорить о ее «натурализме»); с нее начинается история европейской научной космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Все это составляло единую науку «о природе», или «естественную историю» (???? ?????? ???????), которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве (см. Апейрон), движение присуще ему «от веку», мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонического вихря). «Боги» народной мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или «бесчисленными мирами» (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное «божество» (Arist. Phys. 203b 13). Пантеизм Милетской школы имел скорее натуралистический характер (в отличие от гераклитовского). Милетская школа впервые отменила мифологическую картину мира, основанную на аксиологизации понятий «верх—низ» и противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому) (Arist. De caelo 270a5), и ввела всеобщность физических законов (грань, которую не смог переступить Аристотель). Фундаментальным для всех милетских теорий остается закон сохранения (е nihilo nihil), или отрицание абсолютного «возникновения» и «уничтожения» («рождения» и «гибели») как антропоморфных категорий (Anaximander, fr. В 1 DK; Arist. Met. 983b6). Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая научная терминология: Анаксимандр заменяет «рождение» и «гибель» на «соединение» и «разделение», Анаксимен описывает все физические процессы в терминах «сгущения» и «разрежения». Два основных типа теории изменения в греческой натурфилософии, сопоставимые с преформацией и эпигенезом: 1) механическое «выделение из смеси» предшествующих качественно различных элементов; 2) качественное превращение одного исходного вещества, - представлены соотвественно в теориях Анаксимандра и Анаксимена. Концепция «смеси» Анаксимандра оказала влияние на Анаксагора, Архелая, Эмпедокла, теория Анаксимена была возрождена Диогеном Аполлонийским. К кругу милетских ученых принадлежал также географ и историк Гекатей, давший рационалистическое толкование мифов. Ксенофан использовал натурализм Милетской школы для критики антропоморфизма традиционной греческой религии. Геоцентрическая модель была создана Милетской школой и отчасти преодолена учением Анаксимандра о бесчисленных мирах.     Лит.: GuTHRiE, HistGPhilos I. Camb., 1971; Vernant J.-P. Les origines de la pens?e Grecque. P., 1975; Kirk G. S., Raven J. E., Schofield M. The presocratic philosophers. Camb., 1983; Таннери 77. Первые шаги др.-греческой науки (пер. с франц.). СПб., 1902; Гомперц Т. Греч, мыслители (пер. с нем.). Т. 1. СПб., 1911; Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979; Зайцев И. А. Культурный переворот в Др. Греции VIII-V вв. до н. э. Л., 1985.     А. В. ЛЕБЕДЕВ

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА

первая наивно-материалистич. и стихийно-диалектич. школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом. Название получила по имени г. Милета в Ионии (зап. побережье М. Азии), цветущего в 6 в. до н.э. экономич. центра. В Милете, как и в др. полисах Ионии, бурное развитие ремесла и торговли вызвало возвышение торг.-пром. класса, к-рый, окрепнув экономически, завоевал осн. позиции в политич. жизни полиса. Вместе с падением власти родовой аристократии стали играть все меньшую роль и ее традиц. представления. Обычные религ.-мифологич. представления о богах как внешних причинах всего происходящего в мире не отвечали запросам человека, стремящегося к естеств. объяснению явлений действительности. Возникает сомнение в достоверности мифов. Развитие математич., астрономич., географич. и др. знаний объясняется общим подъемом всех сторон обществ. жизни, в т.ч. развитием торговли, мореплавания, ремесла и строит. дела, а также использованием достижений восточной науки. Однако милетские философы развили нек-рые накопленные на Древнем Востоке знания, придав им более науч.-теоретич. характер. Представителям М. ш. свойственна была также связь с политич. деятельностью – Фалес был выдающимся политич. деятелем (он, напр., выдвинул идею панионийского союза), Анаксимандр основал милетскую колонию Аполлонию на побережье Черного моря и т.д. Все милетские философы – стихийные материалисты; для них единая сущность ("первоначало") многообразных явлений природы заключается "в чем то определенно-телесном" (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1955, с. 147): для Фалеса эта сущность – вода, для Анаксимандра – неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена – воздух. В представлениях философов М. ш. о первоначале и закономерностях сущего сказываются эстетич. восприятие мира, связанная с этим деятельность художеств. воображения и образного мышления, пережитки мифологич., антропоморфич. и гилозоистич. представлений. Но в них отчетливо заметно становление собственно-теоретич. мышления: вода по Фалесу – это не просто вода, а жидкое начало вообще, апейрон по Анаксимандру уже не сводим к к.-л. виду материи, а воздух в понимании Анаксимена отличается от воды, как ее понимал Фалес, более подвижными (и, пожалуй, менее "ощутимыми") свойствами. Милетские материалисты поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели "первоначало сущего", к-рое не возникает и не уничтожается, а "сохраняется навеки" (Аристотель). В такой постановке вопроса о соотношении единого и вечного материального начала и многообразия преходящих вещей отразился также наивно-диалектич. взгляд М. ш. на мир: Анаксимандр проводил идею единства и борьбы противоположностей, Анаксимен – перехода количества в качество (все тела образуются посредством сгущения или разрежения воздуха). Этот диалектич. взгляд на мир был связан также с идеей закономерности: "А из чего возникли все эти вещи, – говорил Анаксимандр, – в то же самое они разрешаются согласно необходимости" (А 9, Diels9). В мире господствует необходимость, или, что то же самое, принуждение, "законность" или "справедливость". Мировая справедливость определяет место и "меру" распространения каждой вещи во Вселенной. Закономерность смены явлений, по представлениям М. ш., – это некий циклич. процесс, своего рода ритм живого космоса и его жизнеопределяющих "начал" или "стихий" (воды, апейрона, воздуха). Однако идея закономерности носила у милетцев в значит. мере антропоморфич. характер. Так, у Анаксимандра антропоморфизм сказался в использовании понятий "нечестивость", "наказание" и "возмездие" в их прямом смысле, хотя эти термины употребляются им одновременно и в переносном (метафорическом) смысле. Поэтому идея М. ш. о мировой необходимости или закономерности сохраняет еще сходство с мифологич. представлениями о роке (мойре). Вместе с тем она не тождественна религ.-мифологич. образам о сверхъестеств. силе, личном существе или высшем боге. Идея М. ш. о мировой справедливости, несмотря на свои антропоморфич. черты, частично совпадает с представлением о естеств. законе, с понятием о естеств. причинной обусловленности всего происходящего в мире. Милетские материалисты объявили природу свободной от вмешательства сверхъестеств. сил и существ. высказали догадку о вечности материального первоначала, указали на то, что явления мира подчиняются внутренне им присущему единообразному порядку (закономерности), а не произвольной воле богов. Признавая существование богов, они по существу не считали их создателями и управителями мира (напр., у Анаксимандра не бог, но апейрон "объемлет все и правит всем"). Огромное значение для последующего развития науки имели их поиски естеств. причин происходящих процессов и стремление рационально обосновать свои утверждения. В природе, а "не вне ее" (Герцен) они искали причины всего происходящего. Но исследование природы, основанное на наблюдениях и незначит. количестве опытных данных, неизбежно носило у них созерцат. и умозрит. характер, тем более, что естеств.-науч. представления и филос. воззрения составляли у них единое целое. Преобладание умозрения над опытом, художеств.-эстетич. восприятия мира над кропотливым анализом – характерная черта М. ш. Для милетских натурфилософов мир – это прекрасный и стройный порядок (космос), живое целое, к-рое человек созерцает, постигая силой своего мышления его сущность, общую закономерность, общую картину мира. Рассматривая мир как живое целое, М. ш. не делала принципиального различия между живым и мертвым, психическим и физическим и признавала за неодушевленными предметами лишь меньшую степень одушевленности (жизни); сама же одушевленность ("душа", психическое) рассматривалась как "тонкий" и подвижный вид первовещества. Поэтому, напр., Фалес наделял магнит "душой" и считал, что "душа" разлита во всем существующем и что "все полно богов" или душ в том смысле, что всем вещам присущ внутр. источник движения, активности или жизни. Пережитки мифологии более характерны для философских, чем для естеств.-науч. идей представителей М. ш. Эти пережитки объясняются первоначальной связью философии с мифологией и вместе с тем наблюдаемой в Древней Греции близостью филос. мышления с искусством, переплетением философии с художеств. творчеством, а для последнего мифология (к-рая была своего рода поэтич. творчеством), по словам Маркса, служила арсеналом и почвой (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 736). Кроме того, уровень науч. знаний оставался недостаточным для полного преодоления мифологии. Пережитки мифологии относятся преимущественно к форме выражения, а не к содержанию идей М. ш. Зародившиеся в М. ш. науч. и филос. идеи оказали большое влияние на дальнейшее развитие материалистич. мысли Древней Греции. Фрагм.: Die Fragmente der Vorsokratiker. Griechiesch und deutsch, hrsg. von w. Kranz, 8 Aufl., Bd 1, Hamb., [1957 ]; на рус. яз. – в приложении к книге: Таннери П., Первые шаги древнегреч. науки, СПБ, 1902, с. 3–13, 20–4; Маковельский ?., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, С. 9–24, 35–47, 51–7. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 14, М.–Л., 1931, с. 57, 138, 373, 340, 498, 651–52 – примечание; Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956, с. 131, 187, 199; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 215, 244, 245; Герцен А. И., Письма об изучении природы, [М. ], 1946, с. 86–96; История философии, т. 1, [М. ], 1940, с. 25–40; История философии, [т. ] 1, М., 1957, с. 75–78; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки. Греция эпохи расцвета, М.–Л., 1947, с. 13–42; Соколов В. В., Античная философия, М., 1958, с. 5–7; Кессиди Ф. X., Филос. и эстетич. взгляды Гераклита Эфесского, М., 1963, с. 44–49; Лосев А. Ф., История античной эстетики, М., 1963, с. 339–44; Seydel R., Der Forschritt der Metaphysik unter den ?ltesten Ionischen Philosophen, Lpz., 1861; Сovоtti ?., Dal mito alla scienza. La scuola di Mileto, "Atti di R. Acc. di sc. mor. e pol. di Napoli", 1918; Gu?rin P., L´id?e de justice dans la conception de l´univers chez les premiers philosophes grecs de Thal?s ? H?rakclite, P., 1934. Ф. Кессиди. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено схем по теме МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено научныех статей по теме МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено книг по теме МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено презентаций по теме МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА — 0

Найдено рефератов по теме МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА — 0