архаич. стадия идеологии, представляющая собою синкретич. единство примитивных релит. идей, поэтич. творчества, зачаточного эмпирич. познания мира. Для М. м. характерно невыделение человеком себя из окружающей природы, приписывание природным объектам человеч. черт и свойств; нерасчлененность в мышлении понятий субъекта и объекта, материального и идеального, пространственного и временного и т. д.; слабое развитие абстрактных понятий и сильное элементарно-чувственное восприятие; неразличение природы и культуры, т. е. естеств. природных явлений и вещей, созданных руками человека. М. м. сыграло значит, роль в генезисе религ. мифологии, философии, фольклора, повлияло на развитие лит-ры. М. м. исторически сосуществовало с науч. мышлением как два уровня познания и осмысления мира: в М. м. преобладало эмоционально-ннтуитнв. начало, в науч. мышлении логическое. М. м. продолжает существовать и в наше время, притом не только в обществах с архаич. обществ. структурой (племена и народности Австралии и Океании, Юго-Восточной Азии, Африки), но (в пережиточной форме) и в культуре высокоразвитых совр. этносов.
372.61 кб
Креативность мифологического мышления
Статья посвящена специфике человеческого мышления на разных исторических стадиях существования.