МИДМИД Маргарет

МИД Джордж Герберт

Найдено 5 определений термина МИД Джордж Герберт

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИД (Mead) Джордж Герберт

род. 27 февр. 1863, Саут-Хадли, США - ум. 26 апр. 1931, Чикаго) - амер. философ, социолог и социальный психолог. Представитель амер. прагматизма, последователь У. Джемса и Дж. Дьюи. По Миду, общество и социальный индивид (социальное Я) взаимодействуют друг с другом в ходе межиндивидуальных процессов принятия роли другого, других и "обобщенного другого" - этапов превращения физического организма в социальное Я. На последнем этапе внешний социальный контроль приобретает форму внутреннего самоконтроля. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций и способов деятельности зависит от разнообразия систем взаимодействия, в которых& личность участвует. Структура завершенного Я есть единство и структура социального процесса. Осн. произв.: "Mind, self and society", 1934; "The philosophy of the act", 1950; "The social psychology...", 1956.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МИД Джордж Герберт

27.2.1863, Саут-Хадли, Массачусетс - 26.4.1931, Чикаго), амер. философ, социолог и социальный психолог. Последователь Джемса и Дьюи, один из представителей прагматизма и натурализма. М. рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в к-рых действует субъект (широко понимаемый как «живая форма»), а мышление трактовал ст. зр. его инструментальной природы - как орудие приспособления субъекта к реальности. По М., общество и социальный индивид (социальное «Я») конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других, «обобщенного другого» - этапы превращения физиологич. организма в рефлексивное социальное «Я». Происхождение «Я», т. о., целиком социально, аглавная его характеристика - способность становиться объектом для самого себя, причем внеш. социальный контроль трансформируется в самоконтроль. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символич. содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в к-рых она участвует. Структура завершенного «Я», по М., отражает единство и структуру социального процесса.

Социальная концепция М. повлияла на последующее развитие социальной психологии (решение проблем личности, социализации, социального контроля и др.) и легла в основу символич. интеракционизма. Вместе с тем она явно не способна выполнять роль общесоциологич. теории, т. к. отмечена неисторичностью, отсутствием анализа содержат. аспекта социальных взаимодействий, а также игнорированием роли крупномасштабных социальных структур. Ряд исследователей (М. Натансон, П. Мак-Хью) не без оснований сближают представления М. о социальной жизни с идеями феноменологической социологии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

МИД (Mead) Джордж Герберт

1863-1931) - амер. философ. Изучал философию и психологию в Оберлинском колледже, в Гарвардском ун-те (1887-88), где его учителями были Дж. Ройс и Джеймс, в 1888-91 - в европейских ун-тах. С 1892 работал в Чикагском ун-те, где позднее стал руководителем философского факультета. М. опубликовал относительно мало работ, причем значительная их часть представляет собой незаконченные рукописи и заметки. Однако его влияние на амер. философию и социальную мысль весьма велико.

Основная тематика его работ относится к проблемам социального объяснения природы мышления и "Я" человека ("Разум, самость и общество с точки зрения социального бихевиориста", 1934), к интерпретации в духе прагматизма генезиса научных понятий ("Философия действия", 1938) и к весьма своеобразной ("презентистской") концепции реальности, согласно которой реальность, данная человеку, всегда конституируется и существует только в настоящем времени ("Философия настоящего", 1932). Заметное влияние на взгляды М. оказал дарвинизм, он придерживался установок натурализма. Человек в его концепции представал как организм, функционирующий по естественным законам. М. был также согласен с бихевиоризмом в том, что трактовка отношения между организмом и средой в терминах "стимул - реакция" открывает путь к объективным формам познания. Однако собственную концепцию М. часто называл "социальным бихевиоризмом", поскольку использовал в ней понятие интроспекции (значимость которой отрицалась основателями бихевиоризма) и считал, что понятия стимул и реакция применительно к человеку становятся осмысленными только тогда, когда они рассматриваются как аспекты коммуникативных действий и не изучаются в отрыве от социальных процессов, в контексте которых осуществляются эти действия.

The Philosophy of the Present. Chicago, 1932; Mind, Self and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist. Chicago, 1934; The Philosophy of the Act. Chicago, 1938.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

МИД Джордж Герберт

(1863—1931) — амер. философ, социолог и соц. психолог, основатель символич. интеракционизма как направления совр. социологии. Представитель филос. прагматизма, последователь У.Джемса и Дж.Дьюи. Сторонник бихевиоризма в социальной психологии (согл. М., она должна наблюдать реальное протекание соц. процессов, за исключением тех случаев, когда речь идет об исследовании внутр. поведения или деятельности). Характерные черты символич. интеракционизма, отличающие его от др. направлений соц. психологии: 1) стремление исходить при объяснении поведения не из индивидуальных влечений, потребностей, интересов, а из об-ва (совокупность межиндивидуальных взаимностей); 2) попытка рассматривать все связи человека (с природой, группами, др. людьми и об-вом) как связи, опосредованные символами; 3) особое значение придается языковой символике. М. рассматривает личность как соц. продукт, а соц. реальность — как совокупность ситуаций, в к-рых действует субъект (широко понимаемый как «живая форма»), мышление трактует с т.зр. его инструментальной природы — как орудие приспособления субъекта к реальности. По М., об-во и социализированный индивид (соц. «Я») взаимодействуют друг с другом в ходе межиндивидуальных процессов принятия роли другого, других и «обобщенного другого» — этапов превращения физ. организма в соц. «Я». Формирование чел. «Я» целиком социально; оно происходит в процессе взаимодействия индивида в разл. группах, и зависит от их разнообразия; в ходе этого взаимодействия индивид усваивает значение символов и способов деятельности (роли). Гл. его характеристика — способность становиться объектом для самого себя, причем внешн. соц. контроль трансформируется в самоконтроль. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символич. содержаний зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в к-рых она участвует. Структура завершенного «Я», по М., отражает единство и структуру соц. процесса. Соч.: Mind, Self And Society. Chicago, 1936; The Philosophy Of The Act. Chicago, 1938; The Philosophy Of The Present. Seattle, 1959; The Social psychology. N.Y., 1956. Л.Г.Скульмовская

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

МИД (Mead) Джордж Герберт (1863-1931)

американский социолог, психолог и философ. При жизни печатался мало. Основные его работы собраны в книгах: "Разум, Я и Общество" (1934) и "Философия действия" (1938). М. испытал сильное воздействие идей прагматизма, самоопределял свою концепцию как "социальный бихевиоризм", однако фактически (если смотреть во временной ретроспективе) заложил теоретические и методологические основания теории символического интеракционизма (термин введен его учеником Блумером в 1937). Специфика восприятия реальности действующим субъектом (физическим субъектом, "живой формулой", социальным "Я") задается его непосредственным актом. Однако содержание объектов через акт предзадается всем прошлым опытом индивида. Следовательно, между субъектом и объектом складываются каждый раз особые отношения, так как объекты могут быть связаны с разным опытом субъектов. По сути они связаны с различными индивидуальными "перспективами", определяемыми спецификой отношений индивида со средой (следовательно "перспективы" имеют под собой объективные основания). Реальность складывается, в конечном счете, из многообразия возможных "перспектив" и систем социальных взаимодействий. Участие индивида одновременно во многих "перспективах" и задает социальность (т.е. последняя возникает в интерсубъективном пространстве взаимодействий). В этом отношении любая воспринимаемая реальность будет социальной, но всегда социален и субъект, конституируемый своим участием в различных "перспективах" и взаимодействиях (понимаемых как межиндивидуальные). Действия конкретного человека могут быть восприняты другими людьми, лишь будучи соотнесены со значениями, общими для взаимодействующих индивидов. Значения выражают редуцированные схемы прошлых взаимодействий, а их тождественность в опытах различных людей предполагает возможность "принятия роли другого". Сложное взаимодействие строится принципиально по этой же схеме, только в нем обобщается мнение группы относительно общего для индивидов, в нее входящих, объекта взаимодействия. Таким образом, в нем принимается не просто "роль другого", а "роль обобщенного другого". Усложнение взаимодействий, в которые включается индивид, предполагает и наращивание им способности к рефлексивному отношению. Происхождение "Я", таким образом, социально. Человек способен превращать себя в объект для самого же себя. "Завершенное" "Я" отражает структуру собственных взаимодействий, т.е. социальность, но и выступает источником новаций в ней. В структуре социального "Я" М. различает две подсистемы. Подсистему "I" - автономный источник спонтанного поведения, определяющей специфику реакций индивида на стимулы. Она постоянно продуцирует отклонения в структуре взаимодействий, не давая последнему "окостенеть" в жестких схемах. Подсистему "те" - интернализованную структуру групповой деятельности. "I" ответственна за индивида как субъекта, "те" - как объекта. Любое взаимодействие предполагает владение языком (как символической системой), позволяющим через символы увидеть себя в мире и создавать новые символы. Способность владения символическими системами закладывается в социализации. Это необходимое условие возникновения сознания и становления индивидуальности. Общность значений для взаимодействующих индивидов задается языком, позволяющим извлекать смыслы через осознание мира и самосознание (в котором человек, будучи субъектом, способен становиться и объектом для самого себя). Взаимодействие "Я" как объекта и "Я" как субъекта опосредуется образом "обобщенных других" (вплоть до представлений об обществе в целом). Граница между "Я"- объектом и образом "обобщенных других" прозрачна и во многом относительна. "Я"-объект формируется как результат совместных действий и именно в таком качестве отделяется в рефлексии от "Я" субъекта. Тем самым образ "обобщенного другого" как посредник во многом предопределяет целостность складывающихся субъект-объектных отношений и на уровне индивида и на межиндивидуальном уровне в реальных "символических интеракциях" - взаимодействиях. Способность дистанцировать себя от роли и роли между собой (ход, развитый учеником М. - И. Гофманом) задает в ходе общения "игру в роли" как механизм поддержания социального порядка. При естественной установке задание социальных дистанций в мире невозможно. Влияние идей М. надолго пережило их автора и вышло далеко за пределы социологии.

В.Л. Абушенко

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

Найдено схем по теме МИД Джордж Герберт — 0

Найдено научныех статей по теме МИД Джордж Герберт — 0

Найдено книг по теме МИД Джордж Герберт — 0

Найдено презентаций по теме МИД Джордж Герберт — 0

Найдено рефератов по теме МИД Джордж Герберт — 0