МИ ШКОЛА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Школа ми
(кит. ми цзун). «Тайная школа». Другие названия: «Школа истинных слов», т.е. мантр (кит. чжэньянь цзун), «Тайное учение» (кит. ми цзяо). Китайская версия ваджраяны, индийской школы тантрического буддизма. Основана после V в. При гонениях на тантризм (XII—XIII вв.) практически прекратила существование. В Японии сс. аналог (яп. сингон, сингон сю) существует в настоящее время. В практике школы большое значение придается мантрам (кит. чжэньянь), дхарани (кит. толони), мандалам (кит. маньчало, маньтало) и др. В учении о бессмертии (кит. сянь сюэ) абсолют персонифицируется как будда Вайрочана (кит. Дажи), аналог Адибудды Человек (кит. жэнь) в аспекте сознания является его подобием. Объектами медитации служат пять дхьяни-будд, татхагат (кит. жулай). В практику адепта входит трансформация сексуальной энергии в творческую энергию. Школа признает модель восьмиединого сознания (сс. астаявиджняна, кит. ба ши) индийской школы виджнянавада, дополнив её девятым видом чистого сознания (кит. «цзин синь, у синь).

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

МИ ШКОЛА
Тайная школа". Известна также как Ми цзяо ("Тайное учение"), Чжэньянь цзун ("школа Истинных слов [мантр]"). Дальневост. вариант буд. тантризма - ваджраяны (кит. цзиньган чэн). Тантризм проник в Китай в 8 в., его первыми проповедниками были Субха-кара (Шан Увэй), Амогхаваджра (Букун) и Ваджрабодха (Цзиньганчжи). Первоначально встреченный благосклонно имп. двором дин. Тан (618 - 907), тантризм вскоре начинает подвергаться гонениям и после 12-13 вв. почти полностью исчезает в Китае. Вместе с тем элементы тантрич. практики, напр, использование мандал (кит. маньчало, маньтало) - изображений вселенского круговорота, а также мантр (чжэнь янь)- молитв, формул и дхарани (толони)- отд. литургич. звукосочетаний, сохранились в различных школах кит. буддизма. Непопулярность М.ш. объясняется тем, что во многом аналогич. формы религ. практики уже использовались даосизмом, составляя суть методов "обретения бессмертия" (сянь сюэ), а также отрицательным отношением офиц. идеологии к тантрич. секс, символике. Кроме того, назв. школы делало ее подозрительной в глазах правительств, кругов, принимавших М.ш за тайную секту мятежников. М.ш. предлагает развитую систему психофизич. упражнений йоги для достижения "просветления" (см. Саньмэй). Последователи М.ш. утверждают, что их учение представляет собой кратчайший путь к "достижению состояния будды". Центр, место в религ. практике М.ш. занимает созерцание мандал и произнесение мантр и дхарани, к-рые могут воздействовать на психосоматич. состояние верующего; созерцание санскр. букв, окрашенных в имеющие символич. значение цвета и т.п. Религ. практика М.ш. включает также созерцание и мысленное воспроизведение (визуализацию) изображений божеств, каждая деталь облика к-рых имеет символич. смысл. М.ш. использует и секс, символику; изображения сочетающихся божеств означают единение буд. принципов: праджни (божо, баньжо, см. Божо сюэ)- "мудрости" (женское начало) и упайи (фанбянь) - "искусных средств", "сострадания" (мужское начало). Созерцание, по М.ш., предполагает "взаимодействие тела, речи и ума": определенные позы (санскр. асана, кит. цзо фа); особые жесты (мудра, чжи фа); произнесение мантр; размышление о сущности тантрич. учения и его символах. Для адептов М.ш. характерна вера в достижение в процессе религ. практики сверхъестеств. способностей. Космологич. учение М.ш. считает универсум космич. "телом" вселенского "первоначала", источника психич. и физич. жизни - будды Вайрочаны (кит. Дажи). Человек рассматривается как уменьшенная копия этого универсума. На более низком уровне существования космич. будда проявляется в виде пяти "будд созерцания", "победителей", или "татхагат" ("так приходящий", кит. жулай), служащих важным объектом религ. созерцания. Каждый из "пяти будд" обозначает определенную медитативную классификац. схему: ему соответствуют определенные цвет, сторона света, стихия, орган восприятия, добродетель и т.д. Цель верующего - осознать свое сущностное единство с мировым первоначалом и достичь "просветления" и нирваны (см. Непань). В 10 в. М.ш. начала распространяться в Японии, положив начало влиятельной буд. школе Сингон сю. М.ш. оказала сильное влияние на развитие буд. иконографии в Китае. *Wieger L. A History of Religious Beliefs and Philosophical Opinions in China from the Beginning to the Present Time. Hsien-hsien, 1927. P. 535 - 7; Bhattacaryya В. An Introduction to Buddhist Esoterism. Bombay, 1932; Guenther H.V. Yuganaddha, the Tantric View of Life. Benares, 1952. E.A. Торчинов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
106.46 кб

Марбургская школа неокантианства и современная наука

Андреева Е. И.
Целью данной статьи является анализ взглядов представителей неокантианства Марбургской школы как одного из наиболее влиятельных течений середины XIX-второй половины XX века на проблему познаваемости мира
Читать PDF
261.08 кб

Из истории российского кантоведения. Харьковская философская школа первой половины XIX века

Куценко Наталия Александровна
Статья Н. А. Куценко «Из истории российского кантоведения.
Читать PDF
218.35 кб

Марбургская школа неокантианства: г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер, Н. Гартман

Никулина О. В.
В статье представлен анализ философских теорий выдающихся представителей Марбургской школы неокантианства: Г.Когена, П.Наторпа, Э.Кассирера, Н.Гартмана.
Читать PDF
113.73 кб

Классически о классическом В. Н. Кузнецов. Немецкая классическая философия. - М. : Высшая школа, 200

Титов Владимир Федорович
This review is devoted to the analysis of two fundamental books of professor of Moscow University Vitaly Kuznetzov. One of the books is about Classical German Philosophy, another about philosophy of the Age of Enlightenment.
Читать PDF
10.33 мб

Религия и школа России: сущность православных педагогических традиций

Гагаев А. А., Гагаев П. А.
Читать PDF
141.68 кб

Критика «Репрессивной» техники (Франкфуртская школа)

Мельник А. В.
Читать PDF
256.84 кб

Детская школа народных ремесел

Беднарчик Анна Андреевна
Читать PDF
627.95 кб

97. 02. 007. Брункхорст X. Рорти, Патнем и Франкфуртская школа. Brunkhorst Н. Rorty, Putnam and the

Али-заде А. А.
Читать PDF
425.52 кб

Школа одного схоларха. К 75-летию со дня смерти Казимира Твардовского

Домбровский Борис Тарасович
В статье излагаются причины возникновения львовско-варшавской философской школы. Утверждается, что, в отличие от школы теории объектов А. Мейнонга и феноменологии Э. Гуссерля, львовско-варшавская школа во главе с ее основателем К.
Читать PDF
148.74 кб

Л. И. Петражицкий и Львовско -Варшавская школа

Тимошина Елена Владимировна
В статье рассматриваются интеллектуальные связи Л. И. Петражицкого с Львовско-Варшавской школой, представлен краткий обзор данной школы как направления аналитической философии. К участникам школы принадлежит М.
Читать PDF
146.62 кб

Марбургская школа неокантианства о логическом первоначале и предмете научного познания

Никулина Ольга Вячеславовна
В статье анализируются философские теории о логическом первоначале и предмете научного познания выдающихся представителей Марбургской школы неокантианства: Г. Когена, П. Наторпа, Э. Кассирера.
Читать PDF
387.21 кб

Павел Флоренский и французская социологическая школа

Седых Оксана Михайловна
В статье показано сходство в подходе к изучению феномена традиционного (народного, «ночного», коллективного) сознания у русского философа П.А. Флоренского и исследователей французской социологической школы (Э. Дюркгейм, М.
Читать PDF
0.00 байт

Петербургская школа философии права в контексте современной теоретико-правовой мысли

Поляков А.В.
Читать PDF
269.75 кб

Обзор международной конференции «Марбургская школа неокантианства: уроки истории»

Акиндинова Т.А., Белов Владимир Николаевич
Читать PDF
560.87 кб

Загадки трансцендентального идеализма (Марбургская школа кантианства)

Длугач Тамара Борисовна

Похожие термины:

  • Афинская школа платонизма

    После платоников II века, названных выше, разработка платоновской философии в Афинах сменяется, видимо, общеобразовательными штудиями. Известен только один педагог в Афинах середины III века, занят
  • АФИНСКАЯ ШКОЛА

    АФИНСКАЯ ШКОЛА платонизма, направление в Среднем платонизме 1—2 вв. н. э. и неоплатонизме конца 4 — сер. 6 в.     1) С середины 1 в. до н. э. платоническая догматика развивалась вне стен Академии и даже в
  • БАДЕНСКАЯ , или аксиологическая школа

    философский кружок, созданный Виндельбандтом (1848-1915), позднее возглавляемый Генрихом Риккертом (1863-1936). Представляет одно из ответвлений неокантианства, чья мысль, продолжающая трансцендентальны
  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА античной философии

    1 в до н э — 6 в и. э.) понимается в научной литературе двояко. С одной стороны, это — иудейская философия Филона Александрийского, жившего в 1 в. до н. э. в городе Александрия в Египте и толковавшего Биб
  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА

    Эта знаменитая школа образовалась в Александрии (Египет), которая была несколько столетий великим престолом учености и философии. Знаменита своей библиотекой, носящей название "Александрийской",
  • Анналов школа

    см. Школа "Анналов"
  • БАДЕНСКАЯ ШКОЛА

    см. Неокантианство.
  • АМЕРИКАНО-ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

    особенно эффективно функционировала в середине XX в. Основателем ее является Американский философ и социолог Л. Мэмфорд, который в работе «Техника и цивилизация» (1934) предлагает технократическую к
  • АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    - одна из ведущих нац. школ, в широком смысле - амер. антропол. традиция. В рамках А.а.ш. сформировался ряд направлений, опирающихся на собственную методологию и методику исследования, отчетливо обра
  • Американская историческая школа

    в антропологии, или амер. школа истор. этнологии (школа Боаса) - направление, определившее развитие амер. антропол. мысли с к. 19 до 40-х гг. 20 в. Название "историческая" подчеркивало отличие амер. школы о
  • АМСТЕРДАМСКАЯ ШКОЛА

    - одно из поздних эволюционистских направлений в зап. этнологии. Развивалось в Нидерландах в пер. пол. 20 в. на базе кафедры этнологии Амстердам, ун-та, возглавлявшейся в 1907-33 основателем и главой А.ш.
  • ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА

    см. Элидо-эретрийская школа.
  • МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА

    см.: Неокантианство.
  • НАУЧНАЯ ШКОЛА

    направление в науке, созданное на основе общих принципов, взглядов, традиций и т.п.
  • ИОНИЙСКАЯ школа

    греческая философская школа (VI в. до Р.Х.), представителями которой были Фалес из Милета, Анаксимандр, Анаксимен и Анаксагор — первые искатели рационального объяснения мира. Они знаменуют собой нач
  • АНТРОПОГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    - школа, осн. нем. географом Ратцелем. Ставила своей целью исследование отношений между человеком и окружающей средой, считая геогр. фактор важнейшим пунктом науч. исследований и интерпретаций. Ист
  • РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    направление в социологии и соц. философии, обосновывающее расовое неравенство и переносящее на чел. об-во биол. з-ны борьбы за существование и естеств. отбора. Осн. представители: Ж.-А.Гобино, Ж.Лапуж
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    в социологии – одно из наиболее реакц. течений бурж. социологии 2-й пол. 19 и в 20 вв., разновидность расизма и социального дарвинизма. Ориентируясь на антропологию, сторонники А. ш. пытаются провести м
  • Лицей Аристотеля, или перипатетическая школа

    Ликей - название учебно-просветительского учреждения (гимнасии), расположенного около храма Аполлона Ликейского) - философская школа Аристотеля, основанная в 335 г. до н.э. Во времена Аристотеля Лике
  • Элейская школа. Идея и парадоксы бытия Феномен Ксенофана

    "Зачинателем элейской школы, — свидетельствует Климент Александрийский, — был Ксенофан Колофонский", который, "по словам Аполлодора... родился 50-ю олимпиаду [580-577 гг. до н.э.] и дожил до времени Дария