МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

»МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ»
Движение Кришны») — один из нетрадиц. культов в совр. бурж. об-ве. Возник, в сер. 60-х гг. в США. Основатель — выходец из Индии, торговый служащий Абхай Шаран Де, или А. Ш. Бхактиведанта Сва-ми Прабхупада (18% -1977). В основе учения — вера в персонифи-цир. божество Кришну и проповедь необходимости служения ему, «прочного любовного союза со всевышним». Вероучение MOCK опирается на определенную интерпретацию индуист. канона - книги «Бхагавадгита». По учению основателя секты, все меднтационные системы, основанные на позах и упражнениях йоги, бесполезны, если они не сопровождаются достижением «сознания Кришны». Характерными чертами этого сознания являются восприятие материального мира и своего тела как иллюзии; отрицание деятельности, направленной на удовлетворение чувств и желаний; отношение к достижениям цивилизации и прогресса как к «куче хлама на улице». Истинный долг последователей MOCK - «служба Кришне», к-рой надо отдаваться целиком. Достижение «сознания Кришны» осуществляется с помощью системы аскстич. ограничений, а также бесконечного повторения мантр (молитв), к-рос приводит человека в состояние экстаза. Криш-наисты живут коллективно в спец. монастырях (ашрамах). Центры MOCK имеются в США (ок. 40), а также в ФРГ, Англии, Голландии, во Франции, в Японии, Канаде. MOCK издает журнал «Обратно к божественности» («Back to godhead»). С политич. т. зр. орг-цию отличают правые взгляды и антикоммунизм.

Источник: Атеистический словарь

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

        одно из наиб, активных и устойчивых неоиндуистских движений, пользующихся популярностью за пределами Индии. Основано в 1966 в г. Лос-Анджелесе Бхактиведантой Свами Прабхупадоп. Доктрина общества восходит к двайта-веданте Мадхвы и кришнаитскому бхакти Чайтаньи, являясь, по сути дела, монотеистич. учением, в центре к-poro стоит фигура всемогущего личного бога — Кришны. Отношения между богом и приверженцами определяются преданной, самоотверженной любовью последних к Кришне и его ответным чувством. Самозабвенная любовь (бхакти) к Кришне рассматривается как главное средство спасения и очищения души от пут оскверняющей ее низшей материальной энергии. Взаимная любовь человеческой души и бога олицетворена Кришной и его подругой Радхой, к-рые, с т. зр. кришнаитской теологии, представляют собой нечто единое, хотя и являются отдельными личностями. По сравнению с классич. кришнаитским бхакти в мировоззрении общества под воздействием еврохристианской культуры значительно ослаблен эротический момент связи Кришны и Радхи, к-рый трактуется исключительно аллегорически. Придерживаясь в осн. ортодоксальных кришнаитских принципов в учении и ритуале, Общество сознания Кришны вместе с тем демонстрирует и реформаторские, неоиндуистские черты: истолкование касты как духовной квалификации человека, не связанной с обстоятельствами его рождения, активная проповедь среди не-индуистов, стремление соединить ре л иг. знание с научными концепциями и др. Сами приверженцы обычно именуют исповедуемое ими учение "ведическим знанием", подчеркивая т. обр. его вечность и истинность, а себя "преданными" (Кришне). Центральное место в ритуале занимает мантра, восхваляющая имя Кришны (махамантра) — "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе". Ее многократное повторение очищает души и открывает их навстречу Кришне. Важную роль играют также совместные трапезы, на к-рых вкушается освященная пища (прасада), коллективные песнопения в честь Кришны и Радхи и традиционные кришнаитские праздники. Для общества характерен жесткий этический кодекс; акцент делается на вегетарианстве, воздержании от табака, алкоголя, наркотиков, внебрачных связей и азартных игр. Существует институт монахов-саннъясинов. Приверженцы общества зачастую одеваются в традиционные индийские одежды и всегда имеют при себе четки (мала) для повторения махамантры. Общество имеет более 400 центров в разл. странах мира, из них 120 — в СНГ (данные на 1994), ведет строительство храмов. Крупные центры имеются и в Индии (во Вриндаване, Маяпуре, Бомбее). У общества есть собственное издательство — "Бхактиведанта Бук Траст", к-рым на разных языках выпускается обильная лит-ра, преимущественно перевод классич. индуистских текстов и комментарии к ним, выполненные Свами Прабхупадой. Наиболее популярные в среде кришнаитов произведения — "Бхагавадгита как она есть", "Шримадбхагаватам" ("Бхагавата-пурана ") и "Шричайтаньячаритамрита" ("Амрита жизнеописания Шри Чайтаны"). Знакомство с ними вменяется приверженцам в обязанность. Поощряется изучение санскрита. В Советском Союзе кришнаиты появились в 70-е гг. и подвергались преследованиям за якобы изуверский характер их религии и нарушения законодательства о культах. На 1994 г., по данным самих кришнаитов, число их приверженцев в СНГ ок. 400000. Общество издает две газеты и журнал. В СНГ общество занимается благотворительной деятельностью (прежде всего — бесплатной раздачей освященной пищи), осуществляет культурные и образовательные программы, основывает сельскохоз. коммуны.
А. Ткачева

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
578.88 кб

МОДЕЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ ОБЩИНЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВА СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

Леснянский Денис Александрович
Статья содержит анализ устройства религиозных общин и ашрамов Международного общества сознания Кришны на основе трудов основателя данного НРД, а также действующих учителей, гуру и наставников.
Читать PDF
68.40 кб

Основные подходы к исследованию международного общества сознания Кришны (Моск) в России

Дорофеева Татьяна Валерьевна
Российское общество сознания Кришны (РОСК) является относительно молодым явлением в отечественном конфессиональном пространстве, поэтому среди исследователей существуют разногласия, касающиеся описания его характера и специфики, а
Читать PDF
902.89 кб

Вероучение Международного общества сознания Кришны в художественной литературе (на примере повести г

Леснянский Д. А.
В статье рассматривается освещение вероучения Международного общества сознания Кришны в повести Г. Гая «Несломленный», посвященной преследованиям последователей вайшнавизма в СССР.