Метродор из Лампсака

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МЕТРОДОР из Лампсака
2-я половина 5 в. до н. э.) — один из двух известных учеников Анаксагора, вслед за учителем занимавшийся толкованием поэм Гомера (ср. Архелай, который продолжил физическую линию учения Анаксагора). Упоминание об авторитете Метродора-экзегета имеется у Платона (Plat. Ion 530с). В сочинении «О Гомере» Метродор развивал представление о великих поэмах как нравственной аллегории (Diog. Z. II 11) и наряду с этим первым попытался истолковать Гомера как аллегорическое натурфилософское учение, рассматривая характеры человеческих персонажей «Илиады» как части физического космоса, а персонажей-богов — как отдельные части человеческого тела (см. Philod. Here. Pap. VII 3 f. 90, Tatian. 21). Упоминание Метродора Порфирием позволяет предположить, что в своем сочинении он также обсуждал семантику отдельных слов (ср. Porf. Quaest. Horn. ad Iliadem 1,147,18 Schrader). Фрагм.: DK II, p. 49—50; Лебедев. Фрагменты, с. 539. Лит.: Lamberton R., KeaneyJ.J. (eds.). Homers Ancient Readers. Princeton, 1992.
M. A. Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия

Метродор из Лампсака

(330–277 до н. э.) – теоретик и пропагандист эпикуреизма, друг, ученик и единомышленник Эпикура; вместе с Полиэном и Эрмархом входил в руководящее ядро школы Эпикура, известной под названием "Сад". М. Л. написал большое количество произведений: "Против софистов", "Против диалектиков", "Против Демокрита", "Об ощущениях", "Об изменении" и др., из к-рых до нас дошли только отрывки. В этих работах М. Л. с позиций эпикурейского материализма разрабатывал вопросы теории познания, этики, риторики, выступал против агностицизма Горгия и идеализма Платона. Фрагменты: Epicurea, ed. H. Usener, Lipsiae, 1887; Metrodori Epicurei fragmenta, col. A. Koerte, "Jahrb?cher class. Philol.", 1890, 17 Suppl.-Bd, S. 529–97; Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности, [М. ], 1935, с. 30, 166, 278, 376; Лукреций, О природе вещей, [т. ] 2, [M. ], 1947, с. 613–25; Материалисты древней Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура, М., 1955, с. 218–24. Лит.: Боричевский Ив., Древняя и соврем. философия науки в ее предельных понятиях, ч. 1, М.–Л., 1925; его же, Краткий очерк истории древнего материализма, Л., 1930; История философии, т. 1, [М. ], 1940. с. 269, 282; Шакир-Заде А. С., Эпикур, M., 1963, с. 38, 39, 105, 133–137, 140; Pellegrini S., Problemi di Metrodoro, "Classici e Neolatini", 1905, No1; Sudhaus S., Metrodore, "Hermes", 1906, p. 45–58, 1907, p. 645–47; Krohn C., Der Epicureer Hermarchos, B., 1921 (Diss.); Epicuri Epistulae tres ..., ed. P. von der M?bll, Lipsiae, 1922; Epicuri et Epicureorum scripta..., Berolini, 1928. M. Петров. Ростов-на-Дону. Шакир-Заде. Баку.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МЕТРОДОР из Лампсака
330— 277 до н. э.) — др.-греч. философ, последователь Эпикура и его любимый ученик. Эпикур посвятил ему сочинение в 5 кн. «Метродор», 28-ю книгу сочинения «О природе» написал в форме обращения к Метродору, в завещании напоминал, чтобы 20-го числа каждого месяца эпикурейцы отмечали память его и Метродора. В гномологиях часто одни и те же изречения приписывались и Эпикуру, и Метродору, а сам Эпикур считал, что Метродор — «из тех, кто охотно идет по пятам» (Sen. Ер. ad Luc. LU, 3). Метродор был плодовитым автором. Им написаны книги «Против лекарей», «О чувствах», «Против Тимократа» (брат Метродора, предавший Эпикура и написавший клеветническое сочинение о нем), «Против диалектиков», «Против софистов», «О дороге к мудрости», «О перемене», «О богатстве», «Против Демокрита», «Против платонова Евтифрона», «О поэзии», «О богах» и др. Отрицал значение традиционной образованности, поэзии и риторики; считал, что научное познание самостоятельной ценности не имеет; полемизировал с Демокритом по поводу природы человека; критиковал Навсифана; выступал против участия в политической жизни. В трактате «Об изменении» имеются суждения, проливающие свет на содержание эпикурейских представлений о богах, существующих «в виде чисел» (Filod. De pietate, fr. 123 Gomperz-Koerte, 12, ср. Diog. L. X, 139).
Фрагм.: Korte A. Metrodori Epicure! Fragmenta.— «Jahrbucher Klassischer Philologie», Suppl. XVII, 1890, S. 529-70. Лит.: Keenan J. A Papyrus Letter about Epicurean Philosophy Books. — «The P. Gety Museum Journal», 1977, 5, p. 91—94; Laurenti R. Filodem e il pensiero economico degli epicurei. Mil., 1973; Philippson R. Papyrus Herculansis 831. — «The American Journal of Philology», LX1V, 1943, p. 148—162; Sudhaus S. Eine erhaltene Abhandlung das Metrodor.— «Hermes», 1906,41,5.48-58.
M. M. Шахнович

Источник: Новая философская энциклопедия

МЕТРОДОР ИЗ ЛАМПСАКА
I.     МЕТРОДОР ИЗ ЛАМПСАКА (?????????? ? ??????????) (2-я пол. 5 в. до н. э.), ученик Анаксагора, о котором известно, что вслед за учителем он занимался толкованием поэм Гомера. Упоминание об авторитете М.-экзегета имеется у Платона (Plat. Ion 530с). В сочинении «О Гомере» М. развивал представление о великих поэмах как нравственной аллегории (D. L. II 11) и наряду с этим первым попытался истолковать Гомера как аллегорическое натурфилософское учение, весьма необычно понимая героев «Илиады» как части физического космоса, а персонажей-богов - как внутренние органы человеческого тела (Tatian. 21; Philod. Poem. PHerc. 1676 fr. 2, 20; PHerc. 1081b fr. 12, 1). Упоминание у Порфирия позволяет предположить, что М. в своем сочинении также обсуждал семантику отдельных слов (ср. Porph. Qu. ad Iliad. I, 147, 18 Schrader).     Фрагм.: DK И, 49-50; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 539.     Лит.: Richardson N. J. Homeric professors in the age of the Sophists, - PCPhS 21, 1975, p. 65-81; Lamberton R., Keaney J. J. (edd.). Homer´s Ancient Readers. Princ, 1992; Hammerstaedt J. Die Homerallegorese des alteren Metrodor von Lampsakos, - ZPE 121, 1998, p. 28-32; Gonzalez PPE M?trodore de Lampsaque, - DPhA IV, 2005, p. 508-514.     M. А. СОЛОПОВА     II.     МЕТРОДОР ИЗ ЛАМПСАКА (?????????? ? ??????????) (330-277 до н. э.), последователь Эпикура, его любимый ученик и ближайший друг, назвал в честь Эпикура своего сына. М. умер на семь лет раньше своего учителя, и Эпикур посвятил ему сочинение «Метродор» в 5-ти 28-ю кн., а книгу сочинения «О природе» написал в форме обращения к М. В 1-й кн. «Метродора» Эпикур писал о том, что М. был несгибаем перед всякими тревогами и самой смертью (D. L. X 23). В своем завещании Эпикур указал, чтобы его наследники и новый схоларх Гермарх позаботились о сыне и дочери M., a также напоминал, чтобы 20 числа каждого месяца эпикурейцы отмечали его память. В гномологиях часто одни и те же изречения приписывались и Эпикуру, и М, а сам Эпикур считал, что М. «из тех, кто охотно идет по пятам» (Sen. Ер. 52, 3).     М. был плодовитым автором. Согласно списку его сочинений, представленному у Диогена Лаэртия (D. L. X 25; список не полон), он был автором: «Против лекарей», «О чувствах», «Против Тимократа» (брат М., предавший Эпикура и написавший клеветническое сочинение о нем), «Об Эпикуровой помощи», «Против диалектиков», «Против софистов» в 9 кн., «О дороге к мудрости», «О перемене», «О богатстве», «Против Демокрита», «О знатности». Кроме того, известно также о его полемических сочинениях «Против Платонова "Горгия"» в 2 кн., «Против Платонова "Евтифрона"», «Против тех, что одобряет риторов, исходя из натурфилософии», «О богах», «О поэтах», «О поэзии», и др.     В трактате «О поэтах» критиковал Гомера и утверждал, что совершенно не важно знать, на чьей стороне был Гектор, на греческой или троянской, и не важно знать, как расположены стихи в поэме (Plut. Non posse suav. 2; 12). Отрицал значение традиционной образованности, поэзии и риторики; считал, что научное познание самостоятельной ценности не имеет; полемизировал с Демокритом по поводу природы человека; критиковал Навсифана; выступал против участия в политической жизни. В трактате «Об изменении» (Philod. De piet., fr. 123 Gomperz; K?rte, fr. 12); ср.: D. L. X 139) имелись суждения, проливающие свет на содержание эпикурейских представлений о богах, существующих «в виде чисел» (???´ ???????).     Фрагм.: K?rte A. Metrodori Epicurei Fragmenta. Lpz., 1890; Epicurea. Ed. H. Usener. Lipsiae, 1887 (Stuttg., 1966); Epicuro. Op?re. Ed. G. Arrigetti. Tor., 1960 (1973).     Лит.: Sudhaus S. Eine erhaltene Abhandlung das Metrodor, - Hermes 41, 1906, S. 48-58; Philippson R. Papyrus Herculanensis 831, - AJP 64, 1943, p. 148-162; Laurenti R. Filodemo e il pensiero economico degli epicurei. Mil, 1973; Keenan J. A Papyrus Letter about Epicurean Philosophy Books, - Getty Museum 5, 1977, p. 91-94; Spinelli E. Metrodoro contro i dialettici, - CronErc 16, 1986, p. 29-43; Tepedino Guerra A. Metrodoro contro i dialettici, - Ibid. 22, 1992, p. 119-122; Idem. II pensiero di Metrodoro di Lampsaco, - Franchi dell´ Orto L. (ed.). Ercolano 1738-1988: 250 anni di ricerca archeologica. R., 1993, p. 313— 320; Боричевский И. И. Древняя и современная философия науки в ее предельных понятиях. Ч. 1.М.;Л., 1925.     М. М. ШАХНОВИЧ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь