МЕТРОДОР ХИОССКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МЕТРОДОР ХИОССКИЙ
нач. 4 в. до н. э.) — греческий философ, один из самых значительных последователей Демокрита; ученик демокритовцев Несса с Хиоса и Метродора из Абдеры. Автор сочинения «О природе», которое он начинает со скептического утверждения о том, что «никто из нас ничего не знает, мы даже того не знаем, знаем мы или не знаем, ни того, существует ли вообще что-либо» (В1 DK = Euseb. Pr. Eu. XIV). Но скептицизм вступления (оказавший, по мнению Евсевия, влияние на самого Пиррона, см. XIV 19, 9) не помешал Метродору далее излагать догматическое учение в духе атомизма Демокрита: Вселенная бесконечна, она состоит из атомов и пустоты, и в ней бесконечное число космосов. В отличие от Демокрита Метродор считал Вселенную вечной: если бы она возникла, то возникла из не-сущего (что невозможно), а бесконечность следует из ее вечности: у нее нет начала, откуда бы она начиналась, нет ни границы, ни конца (Euseb. Pr. Eu. I 8, 11). Второй сохранившийся фрагмент соч. «О природе» гласит: «О чем ни подумаешь, все существует». У Евсевия имеется также отдельная глава «Против последователей Метродора и Протагора, по учению которых следует верить одним только чувствам» (XIV, 20,1—14), в которой он, в частности, представляет учение Метродора как один из источников, критикуемых Платоном в «Теэтете» за релятивизм в учении о познании. Доксографы упоминают также о взглядах Метродора на различные метеорологические явления.
Метродор представляет интерес как одно из звеньев цепи, связывающей Демокрита с Эпикуром через ученика Метродора Диогена из Смирны, чьим учеником называют Анаксарха, приближенного Александра Македонского и одного из учителей Пиррона, учение которого в свою очередь оказало влияние на Навсифана, учителя Эпикура (см. Clem. Strom. 14, 64). Это преемство может служить объяснением как истории знакомства Эпикура с атомизмом Демокрита, так и традиционной эпикурейской критики Демокрита за скептицизм. Фрагм.: DK II, 231-234.
Лит.: Маковелъский А. О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946; BrunschwigJ. Le fragment DK 70 В 1 de Metrodore de Chio, in: Algra K., Van Der Horst P. W. (eds.). Polyhistor: Studies in the History and Historiography of Ancient Philosophy, presented to J. Mansfeld. Leiden, 1996, p. 21-38.
M. А. Солопова

Источник: Новая философская энциклопедия

МЕТРОДОР ХИОССКИЙ
МЕТРОДОР ХИОССКИЙ (?????????? ? ????) (нач. 4 в до н. э.), др.-греч. философ, ученик Несса Хиосского и Метродора Абдерского, последователей Демокрита. Автор сочинения «О природе», которое он начинает со скептического утверждения «никто из нас ничего не знает, мы даже того не знаем, знаем мы или не знаем, ни того, существует ли вообще что-либо» (DK70 В 1 = Eus. Pr. ??. XIV 19, 9). Однако скептицизм вступления (оказавший, по мнению Евсевия, влияние на самого Пиррола, Ibid.) не помешал М. излагать далее догматическое учение в духе атомизма Демокрита: бесконечная Вселенная состоит из атомов и пустоты, в ней бесконечное число космосов. В отличие от Демокрита, М. считал Вселенную вечной, аргументируя тем, что допущение возникновения Вселенной предполагает допущение возникновения из не-сущего (что невозможно согласно закону сохранения бытия); бесконечность - следствие вечности: у Вселенной нет начала, откуда бы она начиналась, ни границы, ни конца (Рг. ??. ? 8, 11). Второй сохранившийся фрагмент гласит: «О чем ни подумаешь, все существует» (XIV 19,9.4-5). У Евсевия имеется также отдельная глава «Против последователей Метродора и Протагора, по учению которых следует верить одним только чувствам» (XIV 20, 1-14), в которой он, в частности, представляет М. одним из адресатов критики Платона в «Теэтете» за гносеологический релятивизм. Доксографы сообщают также о взглядах М. на различные метеорологические явления.     М. — одно из звеньев цепи «атомистического преемства», связывающей Демокрита с Эпикуром через Диогена из Смирны: учеником М. был Диоген из Смирны, его ученик - Анаксарх (один из наставников Пиррола), учеником последнего называют Навсифала, учителя Эпикура (см. Clem. Strom. I 14, 64). Это преемство может служить пояснением как истории знакомства Эпикура с атомизмом Демокрита, так и традиционной эпикурейской критики Демокрита за скептицизм.     Фрагм.: DK II, 231-234; Маковелъский А. О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946.     Лит.: Lebedev ?. ????? ????????????. Neglected fragments of Democritus and Metrodorus of Chios, II, - Proceedings of the First international Congress on Democritus, Xanthi, 6-9 Oct. Xanthi, 1984, p. 13-18; Brunschwig J. Le fragment DK70 Bl de Metrodore de Chio, - Algra К., Van Der Horst R W. (edd.). Polyhistor: Studies in the History and Historiography of Ancient Philosophy, presented to J. Mansfeld. Leiden, 1996, p. 21-38.     M. А. СОЛОПОВА

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь