МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
учение о принципах и методах получения знаний.

Источник: Философия науки и техники: словарь

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
область науки, изучающая общие и частные методы научных исследований, а также принципы подхода к различным типам объектов действительности и к разным классам научных задач. Общеметодологические принципы научного исследования заложены в диалектическом и историческом материализме. На их основе и строится марксистская М. н. Ее объектом является процесс научного исследования в его целостности, т. е. вся научно познавательная деятельность в органическом единстве ее составных частей. М. н. рассматривает во взаимосвязи: объект того или иного научного исследования, т. е. ту сферу действительности, с к-рой имеет дело данное исследование; предмет анализа, т. е. ту особую сторону объекта, к-рая изучается в данном конкретном случае; задачу, поставленную в исследовании; этапы деятельности исследователя в процессе решения научной задачи. Специфическими для М. н. понятиями являются понятия метода, способа, приема исследования, исследовательской процедуры и т. д. Необходимость сделать предметом специального анализа сами знания и способы их получения (что и является задачей М. н.) возникла в связи с тем, что наука перешла от изучения относительно простых объектов к исследованию сложных объектов. Кроме того, в современной науке многие задачи требуют объединения усилий целого ряда научных коллективов, включающих представителей различных специальностей. В связи с этим М. н. занимается разработкой наиболее эффективных и рациональных методов организации комплексных исследований.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исходит, прежде всего, из определенной классификации методов научного познания. Как правило, используются классификации по двум основаниям: степени общности метода (общенаучные и частно-научные методы) и характеру получаемого знания (эмпирические, теоретические и метатеоретическое методы). К числу общенаучных методов относятся научное наблюдение, эксперимент, научное описание, обобщение, классификация, объяснение, предсказание, понимание, идеализация, теоретическое (мысленное) конструирование, доказательство, интерпретация и др. Частно-научные методы делятся в свою очередь по двум основаниям: принадлежности к тому или иному классу наук (логико-математическое, естественно-научные, социально-гуманитарные, технико-технологические) и принадлежности к той или иной конкретной науке среди указанных классов (логические методы, физические методы, исторические методы, методы инженерного проектирования и т. д.). Классификация методов науки по характеру получаемого продукта (знания) делит их на три основных класса: 1) методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент, описание, абстрагирование, индукция, материальное моделирование, экстраполяция и др.); 2) методы теоретического познания (идеализация, мысленный эксперимент, математическое моделирование, логическая организация знания, доказательство, интерпретация и др.); 3) методы мстатеоретического познания (анализ оснований научных теорий, философская интерпретация содержания и методов науки, оценка социальной и практической значимости содержания научных теорий и др.). Одним из общих различений научных методов является отнесение одних к контексту научного открытия (наблюдение, эксперимент, обобщение, интуиция и др.), а других — к контексту научного обоснования (доказательство, подтверждение, фальсификация, уточнение, определение области применимости и др.). (См. методология, философия науки, метод).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

- часть науковедения, исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Систематическое решение методологических проблем дается в методологической концепции, которая создается на базе определенных гносеологических принципов. Выработка общего понимания природы человеческого познания, законов и стимулов его развития принадлежит философии, и это философское понимание знания оказывает решающее влияние на формирование представлений о научном знании.
На методологическую концепцию оказывают влияние не только философские принципы. Поскольку методологическая концепция является теорией строения и развития научного знания, постольку она - в той или иной степени - ориентируется также на науку и ее историю. Конечно, современная наука слишком обширна для того, чтобы все ее области можно было в равной мере принять во внимание. Поэтому каждая методологическая концепция основное внимание уделяет отдельным научным дисциплинам или даже отдельным теориям, которые с точки зрения этой концепции являются наиболее важными или образцовыми. Таким образом, несмотря на то, что у всех методологических концепций предмет один - наука и ее история, они могут различаться между собой не только потому, что вдохновляются разными философскими представлениями, но и тем, что ориентируются на разные области науки.
Следует указать еще на один фактор влияющий на методологическую концепцию, - предшествующие и сосуществующие с ней концепции. Каждая новая концепция возникает и развивается в среде, созданной ее предшественницами. Взаимная критика конкурирующих концепций, проблемы, поставленные ими, решения этих проблем, способы аргументации, господствующие в данный момент интересы - все это оказывает неизбежное давление на новую методологическую концепцию. Она должна выработать собственное отношение ко всему предшествующему материалу: принять или отвергнуть существующие решения проблем, признать обсуждаемые проблемы осмысленными или отбросить некоторые из них как псевдопроблемы, развить критику существующих концепций и т. д. Учитывая, что методологическая концепция находится под влиянием, с одной стороны, философии, а с другой стороны - всегда ориентирована на те или иные области научного познания, легко понять, почему в этой области существует громадное разнообразие различных методологических концепций.
Самостоятельной областью исследований М. н. становится в середине XIX в. Расширение круга методологических проблем связано с исследованиями Больцано, Маха, Пуанкаре, Дюэма. С конца 20-х годов XX в. наибольшее влияние в М.н. приобрела концепция логического позитивизма (Шлик, Карнап, Фейгль и др.), которая исходила в понимании природы научного знания из субъективно-идеалистических воззрений Маха и логического атомизма Рассела и Витгенштейна. Логический позитивизм рассматривал науку как систему утверждений, в основе которой лежат особые "протокольные" предложения, описывающие чувственные переживания и восприятия субъекта. Основную задачу М.н. логические позитивисты усматривали в логическом анализе языка науки с целью устранения из него псевдоутверждений, к которым они относили прежде всего утверждения философского характера. Концепция логического позитивизма оказалась в резком противоречии с развитием науки и была подвергнута серьезной критике, в частности и со стороны философов-марксистов.
С конца 50-х годов в центре внимания М. н. оказываются проблемы анализа развития науки. Появляются концепции, претендующие на описание развития научного знания в целом или в отдельные периоды. Значительное влияние приобретают методологические концепции Поппера, теория научных революций Куна, историческая модель развития научного знания Тулмина, концепция научно-исследовательских программ Лакатоса и т. п. Для этих концепций характерны тесная связь с историей науки и критическое отношение к неопозитивистской модели науки.
В современной М. н. на первый план выдвигаются следующие проблемы: анализ структуры научных теорий и их функций; понятие научного закона; процедуры проверки, подтверждения и опровержения научных теорий, законов и гипотез; методы научного исследования; реконструкция развития научного знания. Несмотря на то что методологические исследования осуществляются на основе самых разнообразных философских школ и направлений, их результаты часто не зависят от философской ориентации исследователя и представляют общезначимую ценность.

Источник: Словарь по логике

методология науки
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ — научная дисциплина, занимающаяся исследованием и проектированием методов научно-познавательной деятельности (см. Метод, Методология). М. н. всегда была органически связана с эпистемологией и философией науки, а также с логикой в целом и особенно с логикой науки. Все эти виды рефлексивного осознания форм и методов познающего мышления, научно-познавательной деятельности, ее идеалов и норм тесно переплетены друг с другом, и какая-либо их искусственная демаркация вряд ли возможна и тем более вряд ли продуктивна. Тем не менее в общем контексте всех этих дисциплин понятие М. н. всегда было ориентировано на возможно большее приближение к реальной практике научной деятельности, на выявление и артикуляцию конструктивных способов действия по построению научных знаний. В этом качестве сама идея М. н. в известной степени противопоставляется эпистемологии и философии науки как общему описанию процессов научного познания, связанному с выдвижением некоторых идеализированных схем и моделей, в определенной мере навязываемых реальной практике науки.         Хотя сама идея М. н. как руководства к научному исследованию высказывалась еще в Новое время, прежде всего в трудах таких мыслителей, как Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц и др., как самостоятельный тип рефлексии над научным познанием в отмеченном выше противопоставлении классическим формам философствования М. н. сформировалась в позитивистских и неокантиантских концепциях второй половины 19 в. В них была четко сформулирована установка на анализ реальной практики научного познания на материале истории науки. В этот же период начала разрабатываться проблематика специфики различных видов научного познания, в частности — специфики исторического и гуманитарного познания по сравнению с естественнонаучным. В первой половине 20 в. большое влияние приобретает сформулированная под влиянием логического позитивизма так называемая стандартная концепция методологического анализа науки, которая интерпретировалась ее представителями как независимая от каких-либо традиционных философских позиций специальная научная дисциплина. Однако в действительности сама эта концепция, находилась под сильнейшим влиянием неопозитивистских философско-гносеологических идей. Эта зависимость была в дальнейшем убедительно показана критиками стандартной концепции методологического анализа науки во второй половине 20 столетия.         Наряду с проблемой демаркации М. н. от эпистемологического рассмотрения науки возникает также вопрос о дифференциации собственно М. н. и логики науки. Эта дифференциация, в основном, связана с большим многообразием применяемых М. н. методов научного исследования, нередко выходящих за рамки строгих канонов логического рассуждения, характерных для логики науки. Данная тенденция усиливается во второй половине 20 в. в контексте развития современной логики как весьма специализированной дисциплины со своими особыми методами логической формализации. Все это заставляет четко дифференцировать М. н. и логику науки в ее современном понимании, т.е. как сферу применения собственно логистических методов анализа языка науки.         Несомненной предпосылкой продуктивного развития М. н. является ориентация на реальную практику научно-познавательной деятельности во всей ее полноте и многообразии, опора на материал истории науки, преодоление предвзятости в выборе моделей и схем научного познания. Признание в середине 20 в. узости так называемой стандартной концепции анализа науки, основанной на доктрине логического позитивизма, явилось важным уроком для дальнейшего развития методологической рефлексии над наукой. Оно показало невозможность канонизации, универсализации и догматизации методологической концепции, упрощающей реальную картину научного познания в угоду некоторой априорной эпистемологической концепции. Вместе с тем нельзя признать конструктивным и постмодернистский отказ от самой идеи нормативности в методологии. Эта нормативность, в частности, находит свое выражение в развитии проективно-конструктивной функции методологического сознания, в переходе от классического констатирующего рационального познания естественно сложившихся в эволюции науки приемов и методов научного познания к разработке М. н., опережающей этот естественно-эволюционный процесс.         Важнейшей задачей методологической мысли в настоящее время оказывается также осознание своеобразия неклассических форм научно-познавательной деятельности, осуществляемой в рамках неклассической и постнеклассической рациональности, углубление и уточнение этого своеобразия и выявление и развитие на основе проектно-конструктивного методологического мышления соответствующих новаторских методов науки. В русле этих объективно предъявляемых современной культурой запросов от современной методологической мысли требуется осознание серьезных изменений в характере современной рациональности. Актуальнейшей проблемой современной М. н. является осознание и соответствующая проектно-конструктивная ориентация на проблематику естественнонаучного, технического и гуманитарного научного знания, переход от характерного для классики чисто объектного рассмотрения научной предметности к такому ее рассмотрению, которое включало бы «человеческий фактор» («человекоразмерную предметность»), учитывало бы взаимодействие собственно познавательных и ценностных установок в научно-познавательной деятельности.         В. С. Швырев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
295.15 кб

Методология страховой науки

Куликов Сергей Владимирович
В статье исследованы базовые ценностные установки страхового дела, сделан анализ методологических единиц теории страхования, раскрыта проблема ее референта.
Читать PDF
4.21 мб

ПАРАДИГМЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

Лебедев Сергей Александрович
Предметом статьи является анализ содержания основных парадигм методологии науки: монистической, плюралистической и системной. Почему существуют три этих парадигмы?
Читать PDF
17.96 мб

Интеграция в методологии науки

Пантюшин А.И.
Читать PDF
463.22 кб

Методологическая интеграция науки

Авдонин Владимир Сергеевич
В статье методологическая интеграция науки рассматривается как процесс трансферта элементов когнитивного содержания из одних научных дисциплин в другие.
Читать PDF
297.62 кб

К методологии анализа этоса науки

Розов М.А.
Читать PDF
177.36 кб

Статус и структура методологии науки

Назаров И. В.
В статье рассматривается многоуровневая концепция методологии науки, в которой выделяется пять уровней, различающихся по степени общности и характеру связи с философией.
Читать PDF
301.43 кб

Критика науки в методологии феминизма

Миронова Татьяна Михайловна
В статье рассматриваются взгляды представителей американского философского феминизма на проблемы науки: её социальный контекст, рост и расширение научного знания, критерии научности.
Читать PDF
80.37 кб

Понимание рефлексии в методологии науки

Курносикова Елена Альбертовна
The article considers the formulation of the problem of reflection in philosophy, which has rich traditions in its understanding.
Читать PDF
313.55 кб

О методологии и логике науки киноведения

Шемякин Андрей Михайлович
Статья посвящена проблемам методологии современного кинематографа и киноведения, проблемам, которые в отсутствии у нас методологических школ и книг находятся в трудных условиях, поскольку отсутствие это сказалось на том, что искус
Читать PDF
396.76 кб

Диалектика науки: методологический подход

Захидов Очил Ходжибаевич
Наука как форма объективного и доказанного знания должна быть проверена не только экспериментально, но и на производстве, что является высшей формой развития науки.
Читать PDF
407.04 кб

Диалектика науки: методологический подход

Захидов Очил Ходжибаевич
Наука как форма объективного и доказанного знания должна быть проверена не только экспериментально, но и на производстве, что является высшей формой развития науки.
Читать PDF
160.94 кб

Богословские науки: методологияисследований

Михайлов П.Б.
The first part of the contemplation is devoted to survey, identification and definition of some integrated theological method that could be found in different theological systems as the most general tool for this type of science.
Читать PDF
259.15 кб

Понятие принципа в методологии науки и физике

Безлепкин Евгений Алексеевич
В статье с позиций структурного анализа уточняется содержание следующих понятий: методологический принцип физики, физический принцип и философский принцип.
Читать PDF
396.26 кб

Методология науки как наука о методах познания

Морозова Надежда Михайловна
В статье анализируется проблема содержания методологии науки как учения о методах познания.
Читать PDF
2.99 мб

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ: ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Фролова Елизавета Александровна
Название работы Work name В статье рассматриваются проблемы методологии научного анализа, понимание науки на примере философии Аристотеля и его школы. Показан вклад античного мыслителя в гуманитарные и естественные науки.

Похожие термины:

  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

    Первоначально методология мыслится как учение о методах мышления и входит в качестве составной части в логику. В логике Пор-Рояля учение о методах анализа и синтеза понималось как завершающая час
  • Методология позитивной экономической науки

    «МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ» («The Methodology of Positive Economics») — работа амер. экономиста, Нобелевского лауреата 1976 Милтона Фридмена (1912—2006); опубликована в 1953 (Friedman M. Essays in Positive Economics. Chicago: Un
  • исследования по методологии науки М. Вебера

    ИССЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ М. ВЕБЕРА. — Большинство работ М. Вебера так или иначе затрагивают проблемы методологии социально-гуманитарных наук, но ряд из них специально посвящен данной тем
  • Методология науки. Системность. Деятельность

    «МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. СИСТЕМНОСТЬ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» — книга Э. Г. Юдина. Издана в Москве в 1997. Эрик Григорьевич Юдин (1930—1976) — отечественный философ, занимавшийся проблемами методологии науки и философ
  • МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ (МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ)

    1) совокупность методов, применяемых в отдельных науках; 2) учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности. Методология науки - часть науковедения, исследующая структу
  • ПЕРЕХОД ОТ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ К МЕТОДОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Понимание методологии как науки о методах мышления, когда-то весьма плодотворное, сегодня отходит на второй план. Можно указать несколько факторов, обусловивших в 20 в. выделение методологии как ос