Метод аналогии

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Метод аналогии
(Via Analogia). Подход, в рамках крого представления человека о Боге формулируются путем аналогий. Он свободен от ограничений, крые несет в себе via negativa (букв, "путьотрицания", "метод отрицания"), отвергающий возможность описать Бога посредством утвердительных положений. Противоположность via negativa  via eminentia ("через совершенство "): все утвердительные положения о мироздании восходят к Богу, Которому, т.о., они присущи в высшей превосходной степени. Тем самым мы получаем возможность говорить непосредственно о свойствах Бога, зная, что в первую очередь они присущи именно Богу как Творцу.
Однако via eminentia не подразумевает ограниченности(конечности)человеческого в противоположность божественной бесконечности. В этом смысле необходимо подчеркнуть, что свойства Бога соответствуют Его сущности, т.е. и в качественном, и в количественном выражении они бесконечны, в то время как у человека они конечны и являются лишь производными от Божьих. Т.о., методом аналогий ищут некий средний путь между унивокацией, или однозначноетью (когда любые свойства человека тождественны божественным), и эквивокацией, или разнозначностью (когда свойства человека целиком отличны от божественных).
В процессе дальнейших разработок учения об аналогии выявились самые разные точки зрения. Некрые мыслители полагали, что существует фундаментальная аналогия бытия; другие утверждали, что аналогия распространяется только на понятия, а бытию присуща унивокация. Третьи считали, что всем понятиям присуща унивокация и только предикация понятия осуществляется по аналогии. Наконец, в литературе встречается много попыток отстоять вышеозначенные концепции аналогии, сделав ее логически убедительной перед лицом философской и теологической критики.
Метод аналогии критиковали протестанты за его очевидную связь с естественной теологией, особенно с концепцией, предложенной Аристотелем и разработанной Фомой Аквинским. К.Барт утверждает, что метод аналогии отрицает свободное самовыражение Бога в откровении. Барт попытался заменить via analogia христологической аналогией, в крой Христос  между Богом и творением. В защиту метода аналогии можно указать, что все попытки избежать унивокации и эквивокации по сути своей  аналогии, вне зависимости от того, опираются они на естественную теологию или теологию откровения.
W. c0rduan (пер. Ю.Т.) Библиография: A. Farrer, Finite and Infinite; N. L. Geisler, Philosophy of Religion; E. L. Mascall, Existence and Analogy; B. Mondin, The Principle of Analogy in Protestant and Catholic Theology; N.C. Nielsen, Jr., "Analogy and the Knowledge of God: An Ecumenical Appraisal", RUS 60:21102; E. Przyward, Analogia Entis.
См. также: Via negativa, Метод отрицания.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

МЕТОД АНАЛОГИЙ
метод научного исследования, основанный на сходстве предметов (явлений, процессов и т.д.) в какихлибо свойствах – аналогий. При умозаключении по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный (менее доступный для исследования, менее наглядный и т.п.) в каком-либо смысле, объект.
Аналогия используется для доказательства. Например, с целью показать несостоятельность рассуждения можно привести пример аналогичного рассуждения, несостоятельность которого очевидна. Умозаключения по аналогии находят применение в различных областях знания – физике, математике, лингвистике, кибернетике и т.д. Разработка общих методов, с помощью которых можно было бы определить выполнение условий доказательности любого умозаключения по аналогии, является важной задачей логики.
В технических науках разработана теория подобия, которая дает возможность определить выполнение условий доказательности аналогий для физических систем, описываемых математическими уравнениями. Выводы, полученные с помощью исследования моделей, созданных на основе применения теории подобия, носят доказательный характер. В последнее время применение моделей получило в технике очень широкое распространение, причем модель может представлять собой систему совершенно иной физической природы, чем объект, на который переносится признак, полученный при исследовании модели. Например, можно построить электрическую модель моста, состоящую из емкостей, индуктивностей и сопротивлений, внешний вид которой не имеет ничего общего с формой моста.
В ряде современных работ вывод по аналогии рассматривается как вывод от модели к оригиналу. Предмет (или класс предметов), являющийся непосредственным объектом исследования, называется моделью, а предмет, на который переносится информация, полученная на модели, – оригиналом. Обширный класс аналогий используется в современных научных дисциплинах: в архитектуре и теории
градостроительства, бионике и кибернетике, фармакологии и медицине, логике и лингвистике и др.
Эвристическим источником аналогии в науке может стать идея, взятая из вненаучных сфер – обыденного опыта, искусства и т.п. Но в развитой науке, как правило, преобладают аналогии, почерпнутые из опыта самих научных дисциплин. Часто основным «поставщиком» аналогий является «лидирующая» область науки. Так, физика породила множество аналогий в гуманитарном и биологическом знании, а биологические аналогии широко используются в технических науках. Огромная роль математического моделирования обусловливает распространение математических аналогий во всех областях современной науки.
В контексте научного творчества предметом особого анализа является способность к продуцированию и восприятию аналогии. В этом аспекте понятие аналогии приобретает психологические и дидактические характеристики. Изучение этой способности имеет значение для разработки технических устройств искусственного интеллекта. Аналогия выступает как комплексная проблема теории познания, логики и методологии, истории науки и психологии творчества, педагогики и кибернетики.
Литература: [61, 124].

Источник: Методология: словарь системы основных понятий. 2013

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
880.97 кб

Ролевые подкладки-аналогии в творческом методе Льва Додина

Фунтусов Владимир Павлович
Методология «живого театра», берущая свое начало от К. С. Станиславского, нуждается в постоянном обновлении и развитии. Успешные примеры такого процесса дает нам сегодня практика Льва Додина. Одним из принципиальных открытий Л.
Читать PDF
491.98 кб

Переосмысление традиции в архитектуре Ван Шу: принцип аналогии и метод деформации

Третьякова Мария Сергеевна
Статья посвящена переосмыслению традиции в проектировании. Автором исследуются принципы и методы, используемые китайским архитектором Ван Шу (р.
Читать PDF
279.19 кб

Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики Panas

Осин Е. Н.
В статье представлены результаты разработки методики «Шкалы позитивного аффекта и негативного аффекта» (ШПАНА) на основе англоязычной методики PANAS.
Читать PDF
2.66 мб

Собрания этнографических музеев как хранилища информации в аналоговую и цифровую эпоху: методические

Ушаков Никита Вадимович
В статье рассматривается вопрос об этнографических музеях как хранилищах информации по культурам народов в аналоговую и цифровую эпоху. В аналоговую эпоху это предметы, рисунки, фотографии, собранные в экспедициях.
Читать PDF
731.21 кб

Психометрический анализ двух «Ценностных» методик-аналогов: «Опросник терминальных ценностей» И. Г.

Калугин Алексей Юрьевич
Рост числа психодиагностических методик, направленных на изучение ценностно-смысловой сферы, ставит перед исследователями задачу выбора наиболее надежного и валидного инструментария.
Читать PDF
435.09 кб

Психометрический анализ методик «Существенные признаки», «Простые аналогии», «Сложные аналогии» при

Демянова Л.В.
Введение. Психометрическая стандартизация диагностических методик является актуальной тенденцией современной медицинской психологии. Цель.
Читать PDF
462.90 кб

96. 04. 011. Тауб Л. Эволюционные идеи и "эмпирические" методы: аналогия между языками и биологическ

Сементковский А. В., Яковлев В. А.

Похожие термины:

  • МЕТОД АНАЛОГИЧЕСКИЙ

    метод научного познания, при котором исследователь уподобляет неизученный объект уже изученному (напр., уподобление общества организму).