МЕРИНГ Франц

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

МЕРИНГ Франц
1846-1919) - один из руководителей левого крыла герм. с.-д. партии и создателей КП Германии, историк, литературовед, философ, биограф К. Маркса. Отстаивая чистоту учения К. Маркса и Ф. Энгельса, М. подверг основательной критике различные течения бурж. философии и социологии. М. выступал, в части., против идеалистич. теорий, признающих, за религией определяющую роль в об-ве. В «Легенде о Лессинге», «Историческом материализме», «Истории Германии с конца средних веков», в статьях о христианстве М. показал зависимость религ. представлений от конкр.-историч. обществ. отношений. В соц.-экономич. факторах видел М. и причины эволюции самого христианства. М. вскрыл реакц., антииауч. сущность религии, несовместимость религ. и диалектико-материалистич. мировоззрений.

Источник: Атеистический словарь

МЕРИНГ Франц (1846—1919)
деятель рабочего движения Германии и левого крыла нем. с.-д. партии, один из основателей Компартии Германии (конец 1918), историк, философ, литературовед, публицист. Взгляды М. как марксиста сложились в конце 80-х гг. По словам Ленина, М. не только желал, но и умел быть марксистом. Он активно выступал против ревизионистско-реформистских критиков марксизма (Бернштейна, П. Камфмейера и др.). Пропаганда научного мировоззрения, плодотворная разработка М. проблем исторического материализма, его борьба с буржуазной социологией (Л. Брентано, П. Барт и др.), с неокантианством (Этический социализм) и махизмом сыграли большую роль в защите и обосновании принципов марксистской философии (“Исторический материализм”, 1893, “Кант и социализм”, 1900, “Кант, Дицген, Мах и исторический материализм”, 1910, и мн. др.). М. показал социальный смысл модных на рубеже 19 и 20 вв. иррационалистических концепций Шопенгауэра, Ницше, Э. Гартмана, Исторические труды М. (напр. “История германской социал-демократии”, 4 тт., 1897—98, “Карл Маркс. История его жизни”, 1918), хотя и содержат нек-рые спорные положения, обладают большими научными достоинствами. “Легенду о Лессинге” (1892) Энгельс назвал лучшим из имеющихся изложений генезиса прусского государства. М. издал ранние произв. Маркса и Энгельса. В литературоведческих работах М. (“Эстетические разведки”, 1893—99, “Шиллер”, 1905, и др.) дана критика кантианской эстетики, теории “искусства для искусства”, натурализма. Взгляды М. по нек-рым вопросам, напр., роли марксистской партии как политического руководителя масс, важности принципиального разрыва с оппортунистами, вызывали споры. Октябрьская революция 1917, к-рую М. приветствовал, оказала воздействие и на его теоретические взгляды.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Меринг Франц
 (1846—1919) — деятель рабочего движения Германии и левого крыла нем. с.-д.-тии, один из основателей Компартии Германии (конец 1918), историк, литературовед, публицист. Взгляды М. складывались под воздействием нем. классической философии; на него повлияли и некоторые идеи Ласса-ля. В конце 80-х гг. борьба классов и изучение трудов Маркса и Энгельса привели М. на позиции пролетариата. По словам Ленина, М. не только желал, но и умел быть марксистом. М. активно выступал против ревизионистско-реформистских критиков марксизма (Бернштейна, П. Камфмейера и др.). Его борьба с буржуазной социологией (Л. Брен-тано, П. Барт и т. д.), с неокантианством (Этический социализм) сыграла большую роль в защите марксистской философии от нападок идеологов капитала («Исторический материализм», 1893; «Кант и социализм», 1900; «Кант, Дицген, Мах и исторический материализм», 1910, и мн. др.). М. показал реакционную суть модных на рубеже 19 и 20 вв. концепций Шопенгауэра, Ницше, Э. Гартмана. Исторические труды М. (напр., «История германской социал-демократии», 4 тт., 1897—98; «Карл Маркс», 1918), хотя и содержат некоторые неверные положения, обладают большими научными достоинствами. «Легенду о Лессин-ге» (1892) Энгельс назвал лучшим из имеющихся изложений генезиса прусского государства. М. издал ранние произв. Маркса и Энгельса. В литературоведческих работах М. («Эстетические разведки», 1898—99; «Шиллер», 1905, и др.) дана критика кантианской эстетики, теории «искусства для искусства», натурализма. М. не был свободен от ошибок, осн. из к-рых — недооценка роли марксистской партии как политического руководителя и воспитателя масс, не. понимание важности принципиального разрыва с оппортунистами. В философии неверной была его мысль, что для познания природы достаточна т. зр. механистического материализма, а также ряд др. положений. Под влиянием Октябрьской революции 1917, к-рую М. приветствовал, мн. свои ошибки он преодолел.

Источник: Философский словарь. 1963

МЕРИНГ (Mehring) Франц
1846— 1919) — нем. философ, историк, публицист, литературный критик, с деятельностью к-рого связано творческое развитие марксистской эстетической мысли;.один из лидеров левого крыла германской социал-демократии и основателей Коммунистической партии Германии, соратник К. Либкнехта, Люксембург, Цеткин. В течение более 20 лет регулярно выступал на страницах гл. социал-демократического органа «Die Neue Zeit» («Новое время») по проблемам национальной и мировой худож. практики, истории, революционной борьбы рабочего класса, формирования пролетарской культуры. Его перу принадлежат труды, в к-рых обосновываются общие принципы марксистской эстетики. В своей эстетико-теоретической деятельности он не только подчеркивал социальную обусловленность иск-ва, но и отмечал его огромную роль в общественной жизни, утверждал, что оно может быть средством познания исторических процессов, орудием революционной борьбы. Анализируя в книге «Эстетические разведки» (1898—99) эстетические теории К.анта и Шиллера, М. раскрывает социально-историческую обусловленность эстетических взглядов, суждений, потребностей, вкуса, выявляет классовую сущность модернистских (Модернизм) и натуралистических (Натурализм) концепций того времени. Вместе с тем в этом труде М- проявилась и общая незрелость марксистской эстетической мысли, непоследовательность в осмыслении ряда принципиальных проблем эстетики (напр., отождествление вслед за Кантом иск-ва и эстетического суждения, противопоставление последнего научному познанию и нравственности). В историко-литературной работе М. «Легенда о Лессинге» развенчивается миф о верноподданническом характере творчества и личности писателя, к-рый предстает как революционный просветитель, борец с абсолютизмом времен Фридриха II. В просветительских целях М. пишет биографию Шиллера для нем. рабочих (1905), выступает блестящим пропагандистом нем. и мировой худож лит-ры (статьи о Ф. Рабле, Ч. Диккенсе, Золя, Вольтере, Г. Ибсене, Н. В. Гоголе, Толстом, Герцене. Горьком, М. Андерсене-Нексе и др. писателях). М. опубликовал и прокомментировал переписку Маркса с нем. революционным поэтом Ф. Фрейлигра-том (1912), первым предпринял попытку создания научной биографии основоположников марксизма, последовательно боролся с оппортунистическими, ревизионистскими, вульгаризаторскими искажениями марксизма, в т. ч. и в области эстетики. Несмотря на ряд теоретических просчетов и ошибок методологического .характера, обусловивших определенную схематизацию литературного процесса и отрицание возможности существования развитого пролетарского иск-ва в буржуазном об-ве, М. принадлежит видная роль в развитии марксистской эстетической мысли. Энгельс, Плеханов, Ленин высоко оценивали его приверженность революционному марксизму, разносторонность теоретических интересов и основательность знаний.

Источник: Эстетика: Словарь

МЕРИНГ Франц
27.2.1846, Шлаве - 29.1. 1919, Берлин), деятель нем. рабочего движения, философ, историк и лит. критик, марксист. С 1882 д-рфилософии. По своему мировоззрению М. первоначально не выходил за рамки бурж. радикализма с социалистич. оттенком. К 1890 в основном завершился переход М. от идеализма к диалектич. и историч. материализму, от бурж. демократизма к пролет. социализму. В 1891 М. вступил в ряды с.-д. партии. С этого времени свое дарование ученого и публициста М. отдавал пропаганде марксистского мировоззрения, активно выступал против ревизионистов и реформистов. М. приветствовал Революцию 1905-07 в России; осуждал правящие круги Капиталистич. стран, в т. ч. Германии, как зачинщиков империалистич. войны. Он участвовал в создании группы «Интернационал», преобразованной в 1916 в группу «Спартак». В 1916 за антимилитаристские выступления был арестован. Обличая социал-шовинистов и центристов, М., однако, как и др. левые, поздно понял необходимость не только идейного, но и организац. размежевания с ними. Он одним из первых на Западе защищал и пропагандировал идеи Великой Окт. социалистич. революции, доказывал «...немецким рабочим, что правильно поняли социализм только большевики...» (Ленин В. И., ПСС, т. 36, с. 459). М. был одним из основателей Коммунистич. партии Германии.
Филос. кругозор М. очень широк. Много внимания М. уделял нем. классич. философии, особенно Канту; написал ряд статей о естеств.-науч. материализме, дарвинизме, об отношений марксизма к религии. М. внес значит. вклад в разработку проблем материалистич. понимания истории, подвергал критике различные течения бурж. философии: неокантианство и «этич. социализм», взгляды Э. Гартмана, Шопенгауэра, Ницше, махизм, филос. ревизионизм, теории бурж. и ревизионистских социологов и экономистов (В. Зомбарт, Э. Бернштейн, Э. Давид). Одним из гл. предметов науч. занятий М. было исследование и публикация произведений и писем К. Маркса и Ф. Энгельса. Глубоким содержанием и ярким стилем отличается написанная М. биография Маркса. М. немало сделал для формирования марксистского литературоведения и искусствоведения, способствовал выработке общих принципов марксистской эстетики. С позиций историч. материализма М. раскрывал важные черты совр. ему лит. процесса (статьи о натурализме и импрессионизме, о Л. Н. Толстом и М. Горьком), выступал с марксистской интерпретацией нем. классич. лит-ры, критиковал ее тенденциозное истолкование официальным бурж. литературоведением.
Историч. труды М.- высоко оцененная Энгельсом «Легенда о Лессинге» («Die LessingLegende», 1893), «История Германии с конца средних веков» ( Т1 1-2, 1910, рус. пер., ч. 1-2, 1920) и др. содержат конкретную разработку марксистской концепции истории Германии. В работах но истории рабочего движения и прежде всего в «Истории герм, социал-демократии» (Т1 1-2, 1897-98, рус. пер., т. 1-4, 1923-24) М. рассмотрел успехи рабочего движения в Германии на широком фоне общеевроп. и общегерм. истории и показал их тесную связь с этапами интернац. борьбы пролетариата. М. принадлежит также ряд исследований по воен. истории. В работах М. содержались и нек-рые ошибки. В философии - частичное обеднение и упрощение марксизма, непонимание значения диалектики как логики и теории познания, в историч. и политич. вопросах - непонимание сущности борьбы Маркса и Энгельса против антипролетарских течений в Союзе коммунистов, в 1-м Интернационале, переоценка роли Ф. Лассаля и лассальянцев в нем. рабочем движении и др. Но эти ошибки, мн. из к-рых он преодолевал в ход? развития своих филос. и политич. взглядов, не умаляют ценности наследия М. В. И. Ленин высоко оценивал М. как ученого «...не только желающего, но и умеющего быть марксистом»

Источник: Советский философский словарь

МЕРИНГ Франц

(27 февр. 1846 – 28 янв. 1919) – марксистский теоретик и публицист, один из вождей левого крыла нем. социал-демократии и основателей компартии Германии, историк нем. рабочего движения, издатель и комментатор наследия Маркса и Энгельса, биограф Маркса. Род. в состоят. семье. Учился на филос. ф-те Лейпцигского (1866–68), затем – Берлинского (1868–70) ун-тов. В 70–80-е гг., то сближаясь с рабочим движением, то отдаляясь от него, сотрудничает в либеральной, с.-д., бурж.-демократич. прессе. Переход М. на позиции марксизма совершился в нач. 90-х гг. Отныне вся деятельность М. посвящена пролетариату. В конце 19 – нач. 20 вв. М. печатается гл. обр. в теоретич. органе нем. социал-демократии "Die Neue Zeit". По мере обострения политических противоречий в Германии и Европе вообще М. ведет все более решит. борьбу с ренегатством и оппортунистич. приспособленчеством нем. и междунар. социал-демократии. В годы рус. революции 1905–07 он выступает против меньшевистской ее оценки, подчеркивает роль рус. пролетариата как гегемона демократич. движения. В период первой мировой войны М., клеймя предательство, совершенное правыми социал-демократами и центром, издает вместе с Р. Люксембург журн. "Die Internationale" ("Интернационал"), примыкает к "Союзу Спартака", ставшему ядром компартии. После 1917 М. пишет статьи в защиту Сов. России ("Маркс и Парижская Коммуна" – "Marx und die Pariser Kommune", опубл. в газете "Leipziger Volkszeitung", 1918, 10 июня; "Маркс и большевики" – "Marx und die Bolschewiki", 1918, опубл. впервые в журн. "Internationale" в 1927), одобряет политику и тактику большевиков. Ленин отмечал в 1918 заслугу М., "...который теперь в ряде статей доказывает немецким рабочим, что правильно поняли социализм только большевики..." (Соч., т. 27, с. 442). От бурж. демократизма в ряды коммунистов – таков путь М. В соответствии с политич. развитием М. существенно изменялись и его филос. взгляды. На своем домарксистском этапе М. сначала был идеалистом, затем испытал на себе влияние Фейербаха. Осн. часть статей М. о философии написана уже после его вступления в ряды социал-демократии, в период, когда отд. попытки ревизовать марксизм переросли – после смерти Маркса и Энгельса – в широкое наступление на него. Историч. значение филос. работ М. определяется прежде всего той ролью, к-рую они сыграли в отражении этих атак ревизионизма. Филос. кругозор М. очень широк. Издавая докторскую диссертацию Маркса "Различие натурфилософии Демокрита и Эпикура" ("Differenz der demokritischen und epikureischen Naturphilosophie", опубл. в кн.: Aus dem literarischen Nachlass von K. Marx, F. Engels und F. Lassalle, Bd 1, 1902), M. во введении и примечаниях к ней дал полемический в отношении бурж. традиции набросок истории античной мысли. Много статей М. посвящено классич. периоду нем. философии, в особенности Канту. Среди философов 2-й пол. 19 в. внимание М. привлекали Гартман, Шопенгауэр, Ницше. Пристально следил М. и за работами неокантианцев, неогегельянцев, неоламаркистов, махистов, Ф. Адлера и Е. Дицгена. М. принадлежат также статьи о естеств.-науч. материализме, дарвинизме, об Э. Геккеле, об отношении марксизма к религии и христианству. Значителен вклад М. в разработку проблем материалистич. понимания истории. Уже в 1893 М. выступил со ст. "Об историч. материализме", получившей положит. оценку Энгельса. Направленная против "ниспровергавшего" марксизм бурж. философа П. Барта, эта статья выходила, однако, далеко за пределы этой полемики. Вопросам историч. материализма посвящен ряд последующих произведений М. Выступая против вульгарного истолкования историч. материализма как шаблона, схемы, в к-рую втискивается сложная жизнь человечества, М. писал: "В действительности дело обстоит как раз наоборот. Исторический материализм наносит смертельный удар всякому произвольному историческому построению; он устраняет всякую голую формулу, посредством которой желают остричь под одну гребенку изменчивую жизнь всего человечества" ("На страже марксизма", М., 1927, с. 33). М. не только блестяще отстаивал историч. материализм от нападок, но и умело применял его к конкретным областям науч. исследования (воен. теория, лит-ра, история и пр.). Лучшее историч. исследование М. – "Легенду о Лессинге" Энгельс назвал "превосходной работой". "Отрадно видеть, – писал Энгельс по поводу этой книги А. Бебелю 16 марта 1892, – что материалистич. понимание истории, после того как оно в течение 20 лет, как правило, оставалось в работах молодых членов партии только трескучей фразой, наконец, начинает применяться надлежащим образом в качестве руководящей нити при изучении истории" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 29, 1946, с. 41). В письме к М. от 14 июля 1893 Энгельс определял эту книгу как "наилучшее из имеющихся изложений генезиса прусского государства, могу сказать даже единственно хорошее, в большинстве случаев вплоть до мелочей правильно раскрывающее все взаимосвязи" (там же, с. 230). Теоретич. работы М. отличают четкость социально-политич. оценок, умение обнажить классовую суть филос. концепций. "...Философия, – писал М., – представляет собою идеологическое, сопутствующее явление классовой борьбы, одну из тех идеологических форм, в которых люди сознают эту борьбу и в которых проводят ее ... Только история классовой борьбы может осветить кажущуюся совершенно необозримой путаницу философских систем, только при ее свете можно разграничить и классифицировать их" (там же, с. 155). Не умаляя историч. заслуг Канта, М. отметил в его трудах черты, порожденные "убожеством" Германии 18 в., т.е. ее экономич. слабостью, политич. бессилием буржуазии, феод. раздробленностью и пр. М. подчеркивал, что Кант, начав с грандиозной материалистич. теории неба, создал позднее учение о непознаваемой "вещи в себе", к-рое стало оружием против материализма. Выступая против филос. ревизионистов, М. писал: "Немецкая социал-демократия в области философии так же мало может итти назад к Канту, как она в политике может итти назад к Робеспьеру и в экономике к Бабефу" ("Die Neue Zeit", XX, т. 2, с. 124). M. превосходно понял реакц. смысл пессимистич. теорий Шопенгауэра и причины, по к-рым она распространилась среди нем. буржуазии после поражения революции 1848. Едва ли не первым среди марксистских теоретиков М. отметил связь между ницшеанством и агрессивной идеологией империалистич. Германии. Особое внимание М. уделил борьбе против социал-демократич. теоретиков, отступивших от историч. материализма на идеалистич. позиции (прежде всего Бернштейна, а в предвоенные годы и Каутского). Большой заслугой М. является создание монументальной, до сих пор непревзойденной (несмотря на содержащиеся в ней отд. ошибки, в частности в оценке борьбы Маркса с Лассалем) биографии Маркса ("Карл Маркс. История его жизни" – "Karl Marx. Geschichte seines Lebens", 1918). В ней величие Маркса раскрывалось как неразрывное единство между "человеком мысли и человеком дела" (см. "Карл Маркс...", 1957, с. 27). Ленин высоко ценил М. Он видел в нем человека "...не только желающего, но и умеющего быть марксистом" (Соч., т. 14, с. 340). Плеханов называл М. "...лучшим – едва ли, впрочем и не единственным знатоком философии между германскими социал-демократами" (Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 128). Работам М. были присущи и недостатки, в той или иной степени свойственные и др. выдающимся с.-д. мыслителям Зап. Европы в эпоху 2-го Интернационала. В мирные годы между Парижской Коммуной и первой рус. революцией, к-рые Ленин назвал периодом "...распространения социализма вширь..." (Соч., т. 19, с. 263), общий уровень марксизма на Западе несколько понизился. У его пропагандистов экономика зачастую становилась единств. движущей силой обществ. развития, а идеология – лишь продуктом экономики; человеч. деятельность отделялась от истории, субъект от объекта, свобода от необходимости. Подобные черты мышления в какой-то степени проявились и у М. Механистич. ошибки и сопутствующие им элементы идеализма налицо даже в лучших работах М., напр. в "Легенде о Лессинге". В письмах к М. от 11 апреля и 14 июля 1893 Энгельс упрекал его в нек-ром упрощении зависимости между базисом и надстройкой, призывая не упускать из виду их взаимодействия. Именно частичные отступления от диалектики – причина того, что, страстно отстаивая учение Маркса, М. в то же время несколько обеднял его. В истолковании М. до известной степени стиралось принципиальное различие между методом Гегеля и Маркса. М. слишком узко толковал мысль Энгельса о "конце философии". Не случайно он почти не употреблял термин "диалектический материализм", хотя и вынашивал замысел написать историю логики и диалектики. Указывая на важнейшее методологич. значение диалектики для изучения общественных явлений, М., однако, так и не сумел понять диалектику как логику и теорию познания марксизма. В проистекающем отсюда нек-ром равнодушии к вопросам теории познания, ставшей гл. участком борьбы в области философии на рубеже веков, – основа непоследовательности М. как критика иррационализма, механицизма, неокантианства. После смерти М. оппортунисты в лице Брандлера и Тальгеймера стремились воспользоваться авторитетом М., к-рый они приравнивали к ленинскому, представить его "полнокровным диалектиком", канонизировать не только его достижения, но и просчеты. Необходимость борьбы с этой фальсификацией стала одним из мотивов отпора, к-рый обязана была дать этим попыткам марксистская мысль. Однако И. В. Сталин в своем письме "О нек-рых вопросах истории большевизма" (1931) сконцентрировал внимание гл. обр. на слабостях немецких левых, дав их деятельности резко негативную оценку, предопределившую критический уклон марксистских работ о М. в 30-х гг. Позже наследие М. было по сути дела предано забвению. Новая пора в его разработке началась после 1953. Сов. ученые и исследователи ГДР отвергли одинаково ложные в своей односторонности попытки как канонизации, так и развенчания М. Исходя из отзывов Ленина, авторы совр. марксистских трудов о М. раскрывают закономерность его политич. и филос. развития, показывают, как на каждом новом его этапе М. освобождался от своих прежних ошибок; как, покинув бурж.-демократич, лагерь, придя к социализму 2-го Интернационалами в итоге вступил в ряды коммунистов. Соч.: Zur Geschichte der Philosophie..., В., [1931 ]; Krieg und Politik, Bd 1–2, В., 1959–61; Aufs?tze zur Geschichte der Philosophie, Lpz., [1960 ]; Gesammelte Schriften (имеется предисловие В. Пика), Bd 1–3, 9–13, В., 1960–63 (изд. продолжается); в рус. пер. – Об историческом материализме, М., 1923; История германской социал-демократии, т. 1–4, М.–П., 1923; История Германии с конца средних веков, 3 изд., М., 1924; Некоторые замечания о теории и практике марксизма, Иваново-Вознесенск, 1924; На страже марксизма, Л., 1927; Литературно-критич. статьи. Предисловие Г. Лукача, т. [1 ]–2, M.–Л., 1934; Очерки по истории войн и военного искусства, 6 изд., М., 1956; Карл Маркс. История его жизни, М., 1957; Литературно-критич. статьи, М.-Л., 1964. Лит.: Маркс К., Письма к Энгельсу от 1 августа 1877 г. и 3 августа 1882 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 24, М.–Л., 1931; Работа Франца Меринга "Легенда о Лессинге" в оценке Энгельса, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1, М., 1957; Ленин В. И., Фр. Меринг о второй Думе, Соч., 4 изд., т. 12; его же, Предисловие к русскому переводу книги: "Письма И. Ф. Беккера, И. Дицгена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др., там же; Шиллер ?., ?. Меринг, "Под знаменем марксизма", 1929, No 1; Розанов Я., К характеристике философско-социологич. взглядов Ф. Меринга, там же, 1932, No 7–8; Чагин Б., Философские и социологич. воззрения Ф. Меринга, М.–Л., 1934; его же, Из истории борьбы против философского ревизионизма в германской социал-демократии. 1895–1914, M.–Л., 1961; Гагарин ?., ? Меринг и его философские взгляды, М., 1937; Платонов И. Г., Нек-рые вопросы материалистич. понимания истории в трудах Фр. М., "Уч. зап. Акад. обществ. наук", вып 44 – Из истории философии, 1958, вып. 2; ?еtkin К., K?mpfer und F?hrer, "Internationale", 1920, ?. 19/20; ее же, Revolution?re K?mpfe und revolution?re K?mpfer, Ausgew?hlte Reden und Schriften, Bd 1, В., 1957; ее же , F. Mehring zum 70. Geburstag, там же, Bd 2, В., 1960, H?hle T., F. Mehring. Sein Weg zum Marxismus. 1869–1891, 2 Aufl., В., 1958; Koch H., F. Mehrings Beitrag zur marxistischen Literaturtheorie, В., 1959; Schleifstein J., F. Mehring. Sein marxistisches Schaffen. 1891–1919, В., 1959; Примаковский А. П., К 40-летию со дня смерти (?. ?. 1846–1919. Краткий библиографич. обзор), "Вопр. философии", 1959, No 2.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.