Менеджмент конфликтный

Найдено 1 определение
Менеджмент конфликтный
раздел современной конфликтологии, изучающий проблемы управления конфликтными отношениями. Всеобщность и постоянство конфликтов в жизни общества не означает неизбежности отдельного конфликта в той форме, тех масштабов и такой напряженности, которые ему свойственны. Действительно, полностью исключить конфликты из общественной жизни невозможно, но это не означает, что невозможно избежать ни одного из них. Проблема регулирования социальных конфликтов исходит из принципиальной возможности влиять на причины конфликтной ситуации, определенным образом направлять течение самого конфликта с тем, чтобы иметь возможность использовать в своих интересах его результаты или преодолевать отрицательные последствия. В значительной мере проблема регулирования социальных конфликтов представляет собой часть более широкой проблематики управления социальными процессами вообще. И здесь наработанные наукой об управлении фундаментальные идеи имеют большое значение в разработке конкретных приемов и способов управления конфликтными ситуациями. Вместе с тем, современный конфликтный менеджмент имеет и свои собственные основания и особенности, которые нельзя свести к общим идеям науки управления. Основные положения теории управления конфликтными отношениями могут быть сформулированы следующим образом: 1. Управление развитием конфликтных ситуаций является управлением людьми. Здесь имеют свое значение все без исключения факторы и мотивы собственно человеческого поведения, включающие объективные и субъективные, материальные и духовные, идеальные, рациональные и прочие моменты. Их никогда нельзя представить исчерпывающим образом и поэтому в характеристике предполагаемого развития событий в конфликте всегда присутствует значительная доля вероятности. Гораздо уместнее говорить о наиболее вероятной тенденции развития конфликта, чем о законе. 2. Управление конфликтом — это управление равными. Среди участников конфликта, как правило, не бывает абсолютно неправой стороны. По крайней мере, к конфликту нельзя подходить с заранее существующим предубеждением в отношении одной из них. Основные участники конфликта могут придти к устойчивому соглашению, если в нем учтены хотя бы главные, необходимые для их дальнейшего существования требования. Совершенно бесперспективно с позиций демократического регулирования конфликта отсечение какой-то из его сторон, полнейшее игнорирование частных позиций отдельных субъектов конфликтной ситуации. 3. Управление социальным конфликтом часто означает управление большими группами, массами людей. Это накладывает свой отпечаток на совокупность конкретных методов, приемов, способов, с помощью которых можно добиться успеха в предупреждении или регулировании конфликта. Большое значение здесь имеют организации, представляющие интересы массы, степень сознательности самих масс, общее направление объективного развития происходящих событий. 4. Управление конфликтом, и это, пожалуй, самое важное положение, есть управление на базе интересов. Только при соблюдении этого принципа можно рассчитывать, что попытка регулирования конфликта не увязнет во множестве частных мнений, иллюзий, предрассудков участвующих в конфликте людей. Правильно понятый интерес участников конфликта представляет собой ключ успешного разрешения конфликтной ситуации, непременное условие соглашения, имеющего под собой достаточно прочный фундамент. Из конкретных приемов управления конфликтом большое распространение в современных условиях получил прием институализации. Суть его заключается в следующем. По мере нарастания конфликта предпринимаются усилия, способствующие возникновению всевозможных комитетов, партий, организаций, стремящихся к выражению и отстаиванию интересов участвующих в конфликте сторон. Этот процесс ведет к упорядочению требований, претензий, устремлений прежде разобщенных и разрозненных участников конфликта. Предпринимаются усилия, направленные на формирование посреднических организаций из компетентных, нейтральных, демократически настроенных представителей неполитических институтов. Процесс институализации дает возможность упорядочить течение конфликта, а тем самым облегчить его регуляцию. Специальный метод регулирования конфликтов разработан специалистами Школы государственного управления имени Джона Ф. Кеннеди при Гарвардском университете. Они называют его методом «единого текста». Практическое применение этого метода не вызывает больших затруднений, а суть его сводится к следующему. Заранее заготовленный проект мирного договора предлагается каждой из сторон, участвующих в конфликте. При этом оговаривается, что предложенный вариант не является отражением чьей-то позиции и не требует принятия но нему обязательного решения. Этот проект можно критиковать, высказывать собственные соображения относительно отсутствующих деталей, предлагать свои варианты. Каждая из сторон «правит» текст, вносит в него свои положения, отвечающие собственным интересам, и возвращает его посреднику, который на основе внесенных изменений вновь готовит единый текст договора и передает его сторонам. В результате многократного возвращения посреднику очередного варианта переделанного сторонами договора достигается в конце концов относительное согласие, вырабатывается договор, приемлемый для всех. Каждый из конкретных приемов преодоления и регулирования конфликтов наиболее уместен и эффективен в зависимости от конкретной ситуации, но все они принципиально применимы в любых условиях зарождающегося или возникающего конфликта. Возможна и некоторая общая схема вероятных действий применительно к любому конфликту. Среди наиболее общих моментов подобной схемы можно указать следующие: Во-первых, в отношении конфликта важнейшее значение имеет проблема правильного определения действительных интересов, лежащих в основе конфликтных событий. Именно здесь находится та внутренняя пружина, которая раскручивает весь процесс происходящего в конфликте. Правильное определение интереса означает решающий шаг в деле овладения конкретной конфликтной ситуацией. Во-вторых, столь же важным как и древнее правило найти в конфликте заинтересованных лиц, является не менее древний совет искать третейского судью для разрешения конфликта. В-третьих, если усилия по мирному предотвращению конфликта по какой-то причине не удаются, следует, не предпринимая открытых враждебных действий, наращивать активный потенциал, собирать и концентрировать силы, способные вступить в борьбу в условиях открытого столкновения. Эта своего рода демонстрация силы позволяет до фактического столкновения продемонстрировать противнику возможные последствия его нежелания идти по пути мирного решения проблемы. При значительном превосходстве одной из сторон такая позиция в преддверии открытого столкновения способна привести к подвижкам в мирном урегулировании вопросов, ведущих к конфликту. В-четвертых, не следует реагировать на действия противника, заинтересованного в открытом столкновении и предпринимающего для этого конкретные шаги. Надо всячески воздерживаться от возникающего в таких условиях желания подыгрывать потенциальному противнику и тем самым не позволить ему еще больше обострить ситуацию. Логика поведения заинтересованной в конфликте стороны и противящейся его возникновению не могут совпадать. Поэтому целесообразно последовательно проводить свою линию, не поддаваясь на возможные провокации, не реагируя на демонстрацию враждебных чувств и намерений, оставаясь до конца последовательным сторонником мирного исхода событий. В-пятых, в конфликте, как правило, противостоят друг другу Две стороны. Но этим числом, естественно, не исчерпывается количество его действительных и потенциальных участников. Для мирного решения конфликта не следует искусственно ограничивать их количество. Более того, следует всячески стремиться к тому, чтобы в переговорах было задействовано как можно большее число участников. В этом случае обязательно будут возникать дополнительные варианты выхода из конфликтной ситуации, легче будет найти пути к примирению. В-шестых, следует пристальное внимание уделять не только действиям и намерениям потенциального противника, но и обращать внимание на поведение возможных участников конфликта, союзников как со своей, так и с противоположной стороны. По отношению к тем из них, кто недостаточно четко определился, колеблется в занятии определенной позиции, целесообразно проводить политику нейтрализации. Такая позиция позволяет более определенно и уверенно прогнозировать развитие событий, позволяет избежать неожиданных ситуаций, когда тот или иной потенциальный участок событий из союзников вдруг оказывается препятствием на пути урегулирования конфликта. В-седьмых, никогда не следует безнадежно обрывать переговоры по мирному урегулированию конфликта. Следует даже в самой безнадежной ситуации оставлять время и надежду на мирвый исход нарастающего конфликта. Политика ультиматумов - не самый лучший путь к миру и согласию. Наблюдение над развитием социальных конфликтов показывает, что продуманные усилия, направленные на их предупреждение и регулирование, вполне достигают поставленных целей. С их помощью возможно оттянуть начало социального конфликта, направить в наиболее безопасное русло его разрушительную энергию, предупредить или ослабить его негативные социальные последствия. Конечно, к каждому социальному конфликту должен быть осуществлен максимально индивидуализированный подход, ибо как не бывает двух одинаковых людей, так не бывает и двух совершенно одинаковых конфликтов. Ментальность (от лат. mentalis - умственный, духовный, психический) - духовность; характерный для личности или общественной группы способ мышления: склад ума.

Источник: Человек и общество. Культурология