МЕНДЕЛЬСОНМЕНДЕЛЬСОН Мозес

МЕНДЕЛЬСОН Моисей

Найдено 2 определения термина МЕНДЕЛЬСОН Моисей

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

МЕНДЕЛЬСОН (Mendelssohn) Моисей

род. 6 сент. 1729, Дессау - ум. 4 янв. 1786, Берлин) - нем. философ; с 1754 был в дружеских отношениях с Лессингом, состоял в переписке с Кантом; защищал иудейство против Лафатера и Бонне с позиций закона разума. Его соч. "Jerusalem oder ьber religiцse Macht und Judentum" (1783) оказало решающее влияние на представления Канта, Гегеля, а также их последователей в отношении иудейской религии. Мендельсон защищал Лейбница против Вольтера ("Philosophische Gesprдche", 1755), внес свой вклад в теорию чувств ("Briefe ьber die Empfindungen", 1755) и в разрешение проблемы очевидности ("Abhandlung ьber die Evidenz in den metaphysischen Wissenschaften", 1764). Произв.: "Sдmtliche Werke", 7 Bde., 1843-1844 (издал его внук Георг Вениамин Мендельсон); "Schriften zur Philoslphie. Дsthetik und Apologetik", 2 Bde., 1880.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МЕНДЕЛЬСОН Моисей

6 сентября 1729, Дессау — 4 января 1786, Берлин) — немецкий философ, историк религии, издатель и публицист, представитель умеренно-консервативного крыла Берлинского просвещения и т. н. «популярной философии». Был в дружеских отношениях и переписывался с Лессингом, Кантом и др. Пытался сочетать вольфианскую метафизику с принципами здравого смысла, научное знание с верой в Бога и бессмертие души (опровержению мендельсоновского доказательства простоты и неуничтожимости души Кант посвятил специальный раздел в «Критике чистого разума»). Отстаивал идеи свободомыслия, веротерпимости и национального равноправия, а также просвещения как единой системы образования и нравственного воспитания человека. В знаменитом «споре о пантеизме» полемизировал с Фр. Якоби по поводу «тайного спинозизма» Лессинга, выступил решительным противником Спинозы, считая его философию синонимом материализма, безбожия и безнравственности. Источник нравственности Мендельсон усматривал во врожденном моральном чувстве, а высший принцип нравственного поведения — в стремлении человека к совершенствованию души и достижению всеобщего и личного счастья. Развивая эстетические идеи вольфианства, он связывал чувство удовольствия с чувством симпатии и антипатии и способностью одобрения, которая играет важную роль не только в эстетической, но и в нравственной и познавательной деятельности человека.

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd. 1—16. В., 1929; Gesammelte Schriften, Bd., l—19. Stuttg.—Bad Canstatt, 1971—77; в рус. пер.: Рассуждение о духовном свойстве души человеческой. M., 1806; Федон, или о бессмертии души. СПб., 1837.

Лит.: ГулыгаА. В. Немецкая классическая философия. M., 1986; Жучков В. А. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период. M., 1996; Bamberger F. Die geistige Gestalt M. Mendelssohns. Fr./M., 1929; Idem. Spinoza und Mendelssohn. B., 1932; Keyserling M. M.Mendelssohn. Sein Leben und Wirken. Lpz., 1888; Schneiders W. Die wahre Aulklarung. Freiburg—Munchen, 1974.

В. А. Жучков

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме МЕНДЕЛЬСОН Моисей — 0

Найдено научныех статей по теме МЕНДЕЛЬСОН Моисей — 0

Найдено книг по теме МЕНДЕЛЬСОН Моисей — 0

Найдено презентаций по теме МЕНДЕЛЬСОН Моисей — 0

Найдено рефератов по теме МЕНДЕЛЬСОН Моисей — 0