Мэнь-шень

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Мэнь-шень
кит.)  – духи – хранители ворот (Шэнь-ту и Юй-люй), связанные со светлым и темным началом. По преданию, сначала это были двое сановников, вызвавшихся встать в карауле у дверей спальни танского императора Тай-цзуна, которого по ночам беспокоили призраки. После того как ночь прошла спокойно, император приказал нарисовать портреты обоих сановников и повесить их на дверях во дворце. Впоследствии они были обожествлены и стали популярными персонажами, изображения которых в виде грозных полководцев с алебардами наклеивались на створки дверей общественных зданий, храмов и частных домов.

Источник: Мифологический словарь

МЭНЬ-ШЭНЬ
В архаической традиции духи — хранители ворот. В «Каталоге гор и морей» говорится: «Посреди океана есть гора Душо, на ней большое персиковое дерево, раскинувшее ветви на три тысячи ли. На северо-востоке меж его ветвей находятся врата духов, через которые проходят сонмы духов. У врат стоят двое духов… Они проверяют каждого из духов, и если увидят зловредного, связывают его тростниковой веревкой и отдают на съедение тигру». Эти двое духов — боги Шэньту и Юйлэй. В поздней традиции этих богов, культ которых к рубежу I тысячелетия нашей эры был практически забыт, в качестве мэньшэнь вытеснили обожествленные полководцы Цинь Шубао и Ху Цзиндэ.
 

Источник: Китайская мифология. Энциклопедия.

МЭН ШЭН
?-ок. 381 до н.э. Ученик Мо Ди и глава (цзюй-цзы - "Великий муж") орг-ции моистов (см. Мо цзя). Упоминается в "Люй-ши чунь цю" (3 в. до н.э.). Служил сановнику гос-ва Чу - Ян Чэн-цзюню, правителю удела Лу. Он возглавил выступление наследств, знати против полководца и гос. деятеля У Ци после кончины правителя гос-ва - Дао-вана. Стрела, выпущенная в У Ци, вонзилась в труп Дао-вана, наследник к-рого Су-ван вознамерился наказать спасшихся бегством заговорщиков и конфисковал их земли. Чувствуя моральную ответственность за проступок Ян Чэн-цзюня, во исполнение моистской заповеди "долга/справедливости" (и [1]) М.Ш. и 183 его ученика покончили с собой. В конф. лит-ре данный поступок рассматривался либо как образец выполнения долга, либо как неразумная крайность в трактовке этого понятия. Ли Си

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

Мэнь-шэнь
в китайской мифологии духи ворот и дверей. Связывались с представлениями о светлом и темном начале, о противоположностях, им приносились жертвы. Впоследствии, (ок. I века н. э.) как хранители дверей стали почитаться древние хранители врат в царстве духов – святые Шэнь-ту и Юй-люй, чьи фигурки ставили по обе стороны ворот, а на воротах рисовали тигра, который должен был устранять всех злых духов. В XII – XIV веках в качестве Мэнь-шэнь были обожествлены полководцы VII века Цинь Шу-бао и Ху Цзин-дэ. Согласно легенде, они вызвались стоять у дверей императора династии Тан Тай-цзуна, которого беспокоили по ночам злые духи. После того, как присутствие полководцев возымело благотворное влияние, и духи перестали беспокоить императора, император приказал повесить портреты сановников на дворцовых дверях. В роли Мэнь-шэнь выступали и другие обожествленные герои.

Источник: Словарь китайской мифологии