МЭН ЦЗЫ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЭН-ЦЗЫ
лат. Mencius), Мэн Кэ (жил 372 - 289 до Р. X.) - кит. поэт-философ; ученик и последователь Конфуция. Проповедовал гуманность и справедливость, этикет и мудрость как четыре осн. добродетели, которые он относил к врожденным (благим) побуждениям.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Мэн-цзы
Менций), философ-конфуцианец (ок. 391–108 до н.э.), которому приписывается авторство одноименной книги из семи частей. Он уделяет основное внимание самовоспитанию конфуцианца, который должен уметь обуздывать собственные эгоистические наклонности.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

МЭН-ЦЗЫ
(Mong-tse или Meng-tse; лат. Mencius — собственно Мэн Кэ) — китайский поэт-философ (372—289 до н. э.), один из значительных учеников и последователей Конфуция; проповедовал гуманность и справедливость, этикет и мудрость как четыре основные добродетели, которые он относил к врожденным (благим) побуждениям. Поскольку человек по природе добр, причину мошенничества и других преступлений следует искать в плохих отношениях, сложившихся в государстве; он учил о «праве на революцию»: раз правитель ввергает государство в беспорядок, народ вправе выступить против него. Перевод его сочинений [на немецкий] сделан Вильгельмом в 1916 (на рус. яз.: Древнекитайская философия. T. 1. 1972).
Yuan. La philosophie morale et politique de Mencius. Paris, 1927; E. Haenisch. Mencius und Liu Hiang, 1942; A. Eckardt. China. Gesch. und Kultur, I—III, 1959.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Мэн-цзы
 (ок. 372—289 до н. э.) — видный последователь Конфуция Его взгляды изложены в книге «Мэн-цзы». В своих философских воззрениях М.-ц. выступал с позиций идеализма. Он считал основой процесса познания не чувственные восприятия и ощущения, а свидетельства разума. По утверждению М.-ц., мораль и этика исходят из природных качеств человека, к-рые объявляются врожденно добрыми. Этико-моральные установления, свойственные человеческой природе, исходят от «неба» — высшей целенаправляющей силы. Он признавал также существование «врожденных способностей» и «врожденного знания». В своих социально-политических взглядах М.-ц. высказывал отдельные прогрессивные положения, подчеркивал мысль о главенствующей роли народа и подчиненной роли правителя, к-рого народ вправе сместить, если он не отвечает предъявленным к нему требованиям. М.-ц. выступал с призывами к объединению страны. Его учение оказало глубокое влияние на идеологию феодального Китая.

Источник: Философский словарь. 1963

МЭН-ЦЗЫ
фамилия – Мэн, имя – Кэ, прозвище – Цзы-Юй) (372–289 до н.э.) – ученик учеников внука Конфуция Цзы Сы. Записи о нем, сделанные его учениками, составили книгу "Мэн-цзы" в 7 разделах. Школа М.-ц. развивала идеалистич. элементы конфуцианского учения (см. Конфуцианство). В период междоусобных войн (5–3 вв. до н.э.) М.-ц. осуждал разложение правящих слоев, их жестокость и произвол в управлении народом, требовал прекращения междоусобных войн; тем не менее М.-ц. пытался убедить правителей принять проповедуемые им идеи для смягчения социальных противоречий и недовольства нар. масс. Этико-политич. доктрина М.-ц. выражена в словах: "кто трудится умом, тот управляет людьми, кто трудится силой, тот подлежит управлению; те, кем управляют, кормят; те, кто управляет людьми, кормятся от людей" ("Мэн-цзы" раздел "Тэн-вэнь-гун", 1). М.-ц. утверждал, что доброта человеч. природы присуща как эксплуататорам, так и эксплуатируемым. Добро, по М.-ц., – это человеколюбие, справедливость, соблюдение обществ. регламента, мудрость. М.-ц. сводил источники знания к врожденным свойствам человека. Развивая мистич. элементы учения Конфуция, М.-ц. считал, что небо наделено волей и является господином, к-рый наделяет властью правителей, и учил людей довольствоваться "велением неба" (судьбой), а правителей считать себя "приемниками велений неба". Лит.: Попов П. С., Кит. философ Мэн-Цзы, СПВ, 1904; Ян Юн-го, История древнекит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 192–225.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МЭН-ЦЗЫ,
Мэн Кэ (ок. 372-289 до н. э.), др.-кит. философ, представитель конфуцианства. Род. в царстве Цзоу (ныне юго-вост. часть у. Цзоусянь в юж. части пров. Шаньдун). Как и Конфуций, много путешествовал по др.-кит. гос-вам Ця, Сун, Тэн, Лян, ок. 40 лет проповедуя свое учение (в основе его - превознесение моральных устоев мифич. правителей глубокой древности Яо и Шуня, 2356-2206 до н. э.) и предлагая свои услуги правителям. Остаток жизни провел в беседах со своими учениками, результатом к-рых явился трактат «М.-ц.», составленный, по-видимому, последователями М.-ц. уже после его смерти на основе его высказываний, а также фактов из его жизни и политич. деятельности. Он состоит из семи глав, каждая из к-рых разделена на две части.
Этико-политич. учение М.-ц. базировалось на тезисе об изначальной доброте человеч. натуры (ср. Сюнъ-цзы), согласно к-рому человек обладает врожденным знанием добра и способностью творить его. Зло - результат ошибок людей и для его искоренения следует восстановить первонач. природу человека. М.-ц. первым ввел понятие «гуманного управления» (жэнь чжэн) страной, к-рое он противопоставлял «деспотия, правлению», или «правлению с использованием силы», а также понятиям «выгода», «богатство», «польза» и т. п. Он выступал за уважит. отношение к народу, за право народа (по др. интерпретации - сановников) на свержение плохого правителя. Идеи М.-ц. оказали сильное влияние на представителей неоконфуцианства, на Ван Янмина и др. философов.

Источник: Советский философский словарь

МЭН-ЦЗЫ
Один из конф. канонов. По поводу авторства существуют различные т. зр., но большинство кит. и зап. синологов сходятся на том, что книга составлена учениками и последователями Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.) после смерти мыслителя. Возможно, в ее написании принимал участие и сам Мэн Кэ, но окончательную редакцию она приобрела к 3 в. до н.э. Философы указ, столетия, в части. Сюнь Куан, часто ссылаются на высказывания Мэн Кэ, зафиксированные в "Мэн-цзы". В "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) упоминается кн. "М.-ц." из семи пяней (глав). В библиографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) говорится о трактате "М.-ц." из 11 пяней. Это разночтение вызвано тем, что существовал еще один трактат "М.-ц"- "Мэн-цзы вай шу" ("Неканонич. Мэн-цзы") из четырех пяней, причисленных автором "Хань шу" к осн. корпусу "Мэн-цзы". Впоследствии эти главы были утеряны, а существующий ныне текст "М.-ц. вай шу" представляет собой подделку кисти Яо Шилиня (15 в.). Основу дошедших до нас семи глав "М.-ц." составляют записи бесед и рассуждений Мэн Кэ о политике, морали, философии, образовании, сведения о его деятельности. Кн. является достаточно цельным произведением, хотя не отличается строгой последовательностью в изложении отд. проблем. "М.-ц." уделялось большое внимание со стороны конф. ученых, она обросла огромными коммент. и толкованиями. Наиболее авторитетными считаются коммент. Чжао Ци (2 в.), Чжу Си (12 в.) (последний ввел "М.-ц." в ранг конф. канонов и включил в классич. "Четверокнижие"- "Сы шу"), Сунь Цифэна (кон. 16- 17 в.), Дай Чжэня (18 в.), Цяо Сюня (18 -нач. 19 в.), Юань Юаня (18- 19 вв.), Вэй Юаня (кон. 18 - 19 в.) и др. Кн. "М.-ц." оказала фундаментальное влияние на развитие как ортодокс, конфуцианства, так и кит. философии в целом. Переведена на рус., англ, и нем. языки. *Мэн-цзы чжэн и ("М.-ц." в правильном толковании) // ЧЦЦЧ. Т. 2. Шанхай, 1935; Попов П.С. Кит. философ Мэн-цзы. Пер. с кит. с примеч. СПб., 1904; Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972. С. 225 - 48; Legge J. The Works of Menclus // The Chinese Classics. Vol. II. Oxf., 1895; Wilhelm R. Mong Dsi (Mong Ко). Jena, 1916. В.Ф. Феоктистов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

МЭН-ЦЗЫ
Мэн Кэ, Мэн Цзы-юй) [около 372 до н. э., царство Цзоу (ныне провинция Шаньдун) —289 до н. э.] — философ, политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства (получил титул «Второго совершенномудрого» — «Я шэн»).
Происходил из рода крупного сановника царства Лу Получил хорошее образование у учеников внука Конфуция Цзы Сы. Много странствовал в надежде добиться понимания у правителей царств и осуществить свои взгляды на практике. Проповедовал свое учение в Академии «Цзися». Политическая карьера Мэн-цзы оказалась неудачной: ему удалось лишь однажды занять пост советника (319—301 до н. э.). Вернувшись на родину, занялся педагогической деятельностью. Беседы Мэн-цзы с учениками легли в основу составленного ими памятника «Мэн-цзы».
Взгляды Мэн-цзы составили впоследствии основу конфуцианской концепции политического управления обществом, в которую он ввел экономические и философские компоненты. Центральным моментом его учения являлась идея «человеколюбивого правления» («жэнь чжэн»), имевшая три аспекта. Во-первых, разделение всех жителей Поднебесной на «управляющих» «благородных мужей» («цзюнь-цзы») и «управляемых» простолюдинов («шу минь»). «Те, кто напрягают свой ум, управляют людьми. Те, кто напрягают свои мускулы, управляются (другими). Управляемые содержат тех, кто ими управляет... Такова общая для всех справедливость в Поднебесной» («Мэн-цзы»). Во-вторых, необходимость заботы о народе со стороны правителей, обусловленной тем, что «народ является главным (в Поднебесной), за ним следуют духи Земли и злаков, а государь уступает им всем по значимости». «Человеколюбивое правление» включало в себя «размежевание полей» — наделение земледельцев равными наделами и обеспечение их «постоянным занятием и имуществом» как условие воспитания у народа «добрых чувств»; внедрение системы «колодезных полей», согласно которой крестьяне обязаны были сначала обрабатывать «общее поле» («поле князя»), а затем — собственные наделы и платить с них налоги. В-третьих, учреждение системы образования народа, целью которой было призрение немощных и нравственное воспитание подданных.
Концепция Мэн-цзы о врожденной «доброй природе» человека стала основой этической системы конфуцианства. Согласно этой концепции, человеку изначально присущи «четыре добродетели» (см. Сы дэ): человеколюбие, чувство долга, благопристойность и мудрость. Человек наделен также врожденным «знанием блага» (см. Лян чжи) и врожденными «благими способностями», которые позволяют ему «познать Небо и его веления», добиться слияния воедино Неба и человека, «охватить сердцем-разумом всю тьму вещей». Мэн-цзы считал Небо (см. Тянь) — верховное одухотворенное начало всего сущего — обладателем нравственного совершенства, или «искренностью», «истинностью» (см. Чэн). «Искренность — путь Неба, размышления об искренности — путь человека» («Мэн-цзы»). Т, о., понятие нравственности приобретало онтологический смысл.
Мэн-цзы впервые в конфуцианской философии поставил вопрос о соотношении чувственного и рационального начал. Первенство он отдавал «сердцу» (синь, в данном случае — орган мышления, «разум»), считая функцию органов чувств второстепенной, «зависящей от вещей». Лишь «сердце-разум» способно познать принцип вещей, в то время как органы чувств «отражают» вещи. Энергетическое начало в человеке — ци-пневму — Мэн-цзы рассматривал как второстепенное по отношению к «воле»: «Воля руководит ци, а ци наполняет тело».
«Мэн-цзы» впоследствии вошло в состав конфуцианского «Четверокниж! ы».
Соч.: Мэн-цзы чжэн и («Мэн-цзы» в правильном толковании).— В кн.: Чжу цзы цзи чэн, т. 1. Шанхай, 1935; «Мэн-цзы».— В кн.: Древнекитайская философия, т. l. M., 1972;TheBookofMencius.—BKH.: A Source Book in Chinese Philosophy, transi, and compiled by Wing-tsit Chan. Princeton, 1973.
Лит.: Быков С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.
В. Ф. Феоктистов

Источник: Новая философская энциклопедия

МЭН ЦЗЫ

Мэн-цзы, Мэн Цзы-юй. Ок. 372 - 289 до н.э. Уроженец царства Цзоу (впоследствии обл. царства Лу, ныне - юго-вост. часть уезда Цзоусянь пров. Шань-дун). Мыслитель, политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства. В офиц. конф. лит-ре титуловался "Вторым совершенномудрым" (я шэн). Согласно данным "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.), "Мэн-цзы" и др. источников, М.К. происходил из рода Мэн Суня - крупного сановника царства Лу. Получил хорошее образование у учеников Цзы Сы - внука Конфуция. Много странствовал, посетив царства Ци, Сун, Тэн, Вэй, Лян и др., где проповедовал свое учение в надежде получить гос. пост и осуществить его на практике. Но лишь однажды ему удалось получить должность советника при дворе Сюань-вана в царстве Ци. Не добившись понимания у правителей, М.К. вернулся в царство Лу, где посвятил остаток жизни педагогич. деятельности. Его беседы с учениками легли в основу памятника "Мэн-цзы". Идеи М.К. развивали этико-политич. учение Конфуция и составили основу конф. концепции политич. орг-ции об-ва. Заслугой М.К. стало введение в эту концепцию экономич. и филос. элементов. Сердцевину политич. взглядов М.К. составляла идея "человеколюбивого (гуманного) правления" (жэнь чжэн, см. Жэнь [2]) как гл. средства прекращения междоусобных войн, объединения страны в единое гос-во и процветания самого правителя. Доктрина "человеколюбивого правления" имела несколько аспектов. Во-первых, развитие идеи Конфуция о разделении всех жителей Поднебесной на "благородных мужей" (цзюнь цзы), т.е. "тех, кто управляет людьми", и "простолюдинов" (шу минь)- "тех, кем управляют": "Те, кто напрягает свой ум, управляют людьми. Те, кто напрягает свои мускулы, управляются (другими). Управляемые содержат тех, кто ими управляет. Те же, кто управляет людьми, содержатся теми, кем они управляют. Такова общая для всех справедливость в Поднебесной" ("Мэн-цзы", гл. "Тэн Вэнь-гун"). Второй важнейший элемент концепции "человеколюбивого правления" - идея обеспечения зажиточной жизни народу, к-рая воплотилась в тезисе "править, заботясь о народе". В его основе лежит положение о том, что "народ является главным (в Поднебесной), за ним следуют духи земли и зерна, а государь уступает им по значимости" (гл. "Цзинь синь", ч. 2). "Завладеть сердцем народа и означает подчинить себе народ"; "подчинив народ, можно овладеть Поднебесной". Этич. постулаты М.К. подкреплял конкр. экономич. концепцией, реализация к-рой предполагала благополучие народа и, следовательно, гос-ва. Первым шагом к нему должно было стать "размежевание полей" - наделение земледельцев равными земельными наделами и обеспечение их т.о. "постоянным занятием", "постоянным имуществом". В материальной обеспеченности М,К. усматривал и путь к добродетельности: "Те, кто обеспечены постоянным занятием, обладают постоянными добрыми чувствами" (гл. "Тэн Вэнь-гун"). Следующий шаг к процветанию - система "колодезных полей" (цзин тянь) как принцип орг-ции сельскохозяйств. производства. Назв. системы восходит к условному расположению девяти квадратных полей в виде иероглифа цзин [6] ("колодец"), напоминающему пересечение двух горизонтальных и двух вертикальных линий, к-рые образуют одно поле в центре и восемь - по сторонам от него. Крестьяне обязывались сначала совместно обработать центр, "общее поле", или "поле князя" (гун тянь), а затем уже - периферийные, собственные поля и платить с них налоги (десятую часть урожая). М.К. утверждал, что он лишь восстанавливает существовавшую в древности систему пользования землей, однако это утверждение не подтверждается историч. данными. По мысли М.К., реализация этой системы должна обеспечить зажиточную жизнь земледельцам и постоянный доход в казну. Третьим элементом политич. концепции М.К. был тезис о необходимости обучения народа. Для этой цели М.К., ссылаясь на древнюю практику, предлагал создать систему школ и дома призрения для престарелых. Цель этих учреждений состояла в нравств. воспитании людей, "утверждении норм отношений" между ними как залога согласия между верхами и низами. Правителя, осуществлявшего такое "человеколюбивое" правление, М.К. называл ваном ("истинным правителем"), а тех, кто "силой попирал человеколюбие", относил к "гегемонам-насильникам" (ба, см. Ван дао). Суть этико-филос. учения М.К. сводится к положению о "доброте" человеч. природы, к-рой изнач. присущи "четыре нравств. начала" (сы дэ): "человеколюбие" (жэнь [2]), чувство "долга" ("справедливости" - и [1]), стремление к соблюдению "ритуала" (ли [2]) и "разум/мудрость" (чжи HI). Человек наделен "врожденными знаниями" (ляп чжи) и "врожденными способностями" ("умением" - лян нэн), чем объясняется возможность "познания Неба" и его велений. "Тот, кто до конца использует свой разум, познает свою изнач. [добрую] природу. Кто познает свою природу, тот познает Небо", поэтому "сохранять свой разум, взращивать свою природу - это и есть путь служения Небу" ("Мэн-цзы", гл. "Цзин синь"- "Почитание сердца", ч. 1). Впервые в истории конфуцианства М,К. соединил этику и собственно философию, заложил филос. фундамент будущего ортодокс, конфуцианства, получившего целостное оформление в учении Дун Чжуншу (2 в. до н.э.). Цель познания, по М.К.,- добиться того, чтобы "вся тьма вещей вместилась в собств. я". Для этого следует воспитывать свой разум, восстанавливая в нем утраченные добрые природные свойства ("четыре нравств. начала"), добиваясь "слияния воедино Неба и человека". Высшей нравств. силой М.К. считал Небо (тянь), верховное одухотворенное начало всех дел в Поднебесной, особенно поведения "благородных мужей" и правителей. Тот, кто познал "веления Неба", обязан был научить нравств. поведению остальных людей. Небо, по учению М.К., представляет собой олицетворение нравств. совершенства, обозначавшегося понятием чэн [1 ] - "искренность", "истинное". Таким образом категория нравственности приобретала онтологич. смысл. "Небо являет собой нравств. совершенство искренности, человек обязан постоянно размышлять об этом и стремиться к нему. Искренность - путь Неба, размышления об искренности - путь человека". М.К. первым из конф. мыслителей поставил вопрос о соотношении чувственного и разумного начал в процессе познания. Важнейшим органом постижения мира М.К. считал "сердце" (в данном случае - орган мышления, "разум") и второстепенными - органы чувств. Они "зависят от вещей и лишь отражают связи между ними. Сердце - орган мысли. Оно размышляет о принципах (ли. [1]) [явлений и вещей] и постигает их. [Органы чувств] не размышляют и потому не постигают. Все это дано человеку Небом". В том же духе превознесения роли разума, воли размышляет М.К. и о соотношении энергетич. начала в человеке - ци [1] и его "воли": "Воля руководит ци [1], а ци [ 1 ] наполняет тело. Воля - главное, а ци [1]-второстепенное. Поэтому говорю: "Укрепляйте волю и не вносите беспорядка в ци [1]". Воля, разум, принцип объявляется М.К. определяющим, главенствующим началом поведения человека. Учение М.К., изложенное в памятнике "Мэн-цзы", стало неотъемлемой частью конф. ортодоксии. В 12 в. кн. "Мэн-цзы" вошла в конф. "Четверокнижие" ("Сы шу"). *Мэн-цзы чжэн и ("Мэн-цзы" в правильном толковании) // ЧЦЦЧ (Собр. книг философов). Т. 1. Шанхай, 1935; Попов П.С. Кит. философ Мэн-цзы. Пер. с кит. с примеч. СПб., 1904; Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972; The Works of Mencius, tr. by J. Legge // The Chinese Classics. Vol. 2. Oxf., 1895; The Sayings of Mencius, tr. by J. Ware. N.Y., 1960; A Source Book in Chinese Philosophy. Tr. and сотр. by Wing-Tsit Chan. Princ., 1973; "Ян Юнго. История древнекит. идеологии. Пер. с кит. М., 1957. С. 173 -225; Быков Ф.С. Зарождение политич. и филос. мысли в Китае. М., 1966. С. 38 - 152. В.Ф. Феоктистов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь