Мэн ТянМЭНЦЗЫ

МЭН-ЦЗЫ

Найдено 6 определений термина МЭН-ЦЗЫ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЭН-ЦЗЫ

лат. Mencius), Мэн Кэ (жил 372 - 289 до Р. X.) - кит. поэт-философ; ученик и последователь Конфуция. Проповедовал гуманность и справедливость, этикет и мудрость как четыре осн. добродетели, которые он относил к врожденным (благим) побуждениям.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Мэн-цзы

Менций), философ-конфуцианец (ок. 391–108 до н.э.), которому приписывается авторство одноименной книги из семи частей. Он уделяет основное внимание самовоспитанию конфуцианца, который должен уметь обуздывать собственные эгоистические наклонности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

МЭН-ЦЗЫ

фамилия – Мэн, имя – Кэ, прозвище – Цзы-Юй) (372–289 до н.э.) – ученик учеников внука Конфуция Цзы Сы. Записи о нем, сделанные его учениками, составили книгу "Мэн-цзы" в 7 разделах. Школа М.-ц. развивала идеалистич. элементы конфуцианского учения (см. Конфуцианство). В период междоусобных войн (5–3 вв. до н.э.) М.-ц. осуждал разложение правящих слоев, их жестокость и произвол в управлении народом, требовал прекращения междоусобных войн; тем не менее М.-ц. пытался убедить правителей принять проповедуемые им идеи для смягчения социальных противоречий и недовольства нар. масс. Этико-политич. доктрина М.-ц. выражена в словах: "кто трудится умом, тот управляет людьми, кто трудится силой, тот подлежит управлению; те, кем управляют, кормят; те, кто управляет людьми, кормятся от людей" ("Мэн-цзы" раздел "Тэн-вэнь-гун", 1). М.-ц. утверждал, что доброта человеч. природы присуща как эксплуататорам, так и эксплуатируемым. Добро, по М.-ц., – это человеколюбие, справедливость, соблюдение обществ. регламента, мудрость. М.-ц. сводил источники знания к врожденным свойствам человека. Развивая мистич. элементы учения Конфуция, М.-ц. считал, что небо наделено волей и является господином, к-рый наделяет властью правителей, и учил людей довольствоваться "велением неба" (судьбой), а правителей считать себя "приемниками велений неба". Лит.: Попов П. С., Кит. философ Мэн-Цзы, СПВ, 1904; Ян Юн-го, История древнекит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 192–225.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МЭН-ЦЗЫ,

Мэн Кэ (ок. 372-289 до н. э.), др.-кит. философ, представитель конфуцианства. Род. в царстве Цзоу (ныне юго-вост. часть у. Цзоусянь в юж. части пров. Шаньдун). Как и Конфуций, много путешествовал по др.-кит. гос-вам Ця, Сун, Тэн, Лян, ок. 40 лет проповедуя свое учение (в основе его - превознесение моральных устоев мифич. правителей глубокой древности Яо и Шуня, 2356-2206 до н. э.) и предлагая свои услуги правителям. Остаток жизни провел в беседах со своими учениками, результатом к-рых явился трактат «М.-ц.», составленный, по-видимому, последователями М.-ц. уже после его смерти на основе его высказываний, а также фактов из его жизни и политич. деятельности. Он состоит из семи глав, каждая из к-рых разделена на две части.

Этико-политич. учение М.-ц. базировалось на тезисе об изначальной доброте человеч. натуры (ср. Сюнъ-цзы), согласно к-рому человек обладает врожденным знанием добра и способностью творить его. Зло - результат ошибок людей и для его искоренения следует восстановить первонач. природу человека. М.-ц. первым ввел понятие «гуманного управления» (жэнь чжэн) страной, к-рое он противопоставлял «деспотия, правлению», или «правлению с использованием силы», а также понятиям «выгода», «богатство», «польза» и т. п. Он выступал за уважит. отношение к народу, за право народа (по др. интерпретации - сановников) на свержение плохого правителя. Идеи М.-ц. оказали сильное влияние на представителей неоконфуцианства, на Ван Янмина и др. философов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

МЭН-ЦЗЫ

Один из конф. канонов. По поводу авторства существуют различные т. зр., но большинство кит. и зап. синологов сходятся на том, что книга составлена учениками и последователями Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.) после смерти мыслителя. Возможно, в ее написании принимал участие и сам Мэн Кэ, но окончательную редакцию она приобрела к 3 в. до н.э. Философы указ, столетия, в части. Сюнь Куан, часто ссылаются на высказывания Мэн Кэ, зафиксированные в "Мэн-цзы". В "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.) упоминается кн. "М.-ц." из семи пяней (глав). В библиографич. разд. "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.) говорится о трактате "М.-ц." из 11 пяней. Это разночтение вызвано тем, что существовал еще один трактат "М.-ц"- "Мэн-цзы вай шу" ("Неканонич. Мэн-цзы") из четырех пяней, причисленных автором "Хань шу" к осн. корпусу "Мэн-цзы". Впоследствии эти главы были утеряны, а существующий ныне текст "М.-ц. вай шу" представляет собой подделку кисти Яо Шилиня (15 в.). Основу дошедших до нас семи глав "М.-ц." составляют записи бесед и рассуждений Мэн Кэ о политике, морали, философии, образовании, сведения о его деятельности. Кн. является достаточно цельным произведением, хотя не отличается строгой последовательностью в изложении отд. проблем. "М.-ц." уделялось большое внимание со стороны конф. ученых, она обросла огромными коммент. и толкованиями. Наиболее авторитетными считаются коммент. Чжао Ци (2 в.), Чжу Си (12 в.) (последний ввел "М.-ц." в ранг конф. канонов и включил в классич. "Четверокнижие"- "Сы шу"), Сунь Цифэна (кон. 16- 17 в.), Дай Чжэня (18 в.), Цяо Сюня (18 -нач. 19 в.), Юань Юаня (18- 19 вв.), Вэй Юаня (кон. 18 - 19 в.) и др. Кн. "М.-ц." оказала фундаментальное влияние на развитие как ортодокс, конфуцианства, так и кит. философии в целом. Переведена на рус., англ, и нем. языки. *Мэн-цзы чжэн и ("М.-ц." в правильном толковании) // ЧЦЦЧ. Т. 2. Шанхай, 1935; Попов П.С. Кит. философ Мэн-цзы. Пер. с кит. с примеч. СПб., 1904; Древнекит. философия. Т. 1. М., 1972. С. 225 - 48; Legge J. The Works of Menclus // The Chinese Classics. Vol. II. Oxf., 1895; Wilhelm R. Mong Dsi (Mong Ко). Jena, 1916. В.Ф. Феоктистов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь

МЭН-ЦЗЫ

Мэн Кэ, Мэн Цзы-юй) [около 372 до н. э., царство Цзоу (ныне провинция Шаньдун) —289 до н. э.] — философ, политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства (получил титул «Второго совершенномудрого» — «Я шэн»).

Происходил из рода крупного сановника царства Лу Получил хорошее образование у учеников внука Конфуция Цзы Сы. Много странствовал в надежде добиться понимания у правителей царств и осуществить свои взгляды на практике. Проповедовал свое учение в Академии «Цзися». Политическая карьера Мэн-цзы оказалась неудачной: ему удалось лишь однажды занять пост советника (319—301 до н. э.). Вернувшись на родину, занялся педагогической деятельностью. Беседы Мэн-цзы с учениками легли в основу составленного ими памятника «Мэн-цзы».

Взгляды Мэн-цзы составили впоследствии основу конфуцианской концепции политического управления обществом, в которую он ввел экономические и философские компоненты. Центральным моментом его учения являлась идея «человеколюбивого правления» («жэнь чжэн»), имевшая три аспекта. Во-первых, разделение всех жителей Поднебесной на «управляющих» «благородных мужей» («цзюнь-цзы») и «управляемых» простолюдинов («шу минь»). «Те, кто напрягают свой ум, управляют людьми. Те, кто напрягают свои мускулы, управляются (другими). Управляемые содержат тех, кто ими управляет... Такова общая для всех справедливость в Поднебесной» («Мэн-цзы»). Во-вторых, необходимость заботы о народе со стороны правителей, обусловленной тем, что «народ является главным (в Поднебесной), за ним следуют духи Земли и злаков, а государь уступает им всем по значимости». «Человеколюбивое правление» включало в себя «размежевание полей» — наделение земледельцев равными наделами и обеспечение их «постоянным занятием и имуществом» как условие воспитания у народа «добрых чувств»; внедрение системы «колодезных полей», согласно которой крестьяне обязаны были сначала обрабатывать «общее поле» («поле князя»), а затем — собственные наделы и платить с них налоги. В-третьих, учреждение системы образования народа, целью которой было призрение немощных и нравственное воспитание подданных.

Концепция Мэн-цзы о врожденной «доброй природе» человека стала основой этической системы конфуцианства. Согласно этой концепции, человеку изначально присущи «четыре добродетели» (см. Сы дэ): человеколюбие, чувство долга, благопристойность и мудрость. Человек наделен также врожденным «знанием блага» (см. Лян чжи) и врожденными «благими способностями», которые позволяют ему «познать Небо и его веления», добиться слияния воедино Неба и человека, «охватить сердцем-разумом всю тьму вещей». Мэн-цзы считал Небо (см. Тянь) — верховное одухотворенное начало всего сущего — обладателем нравственного совершенства, или «искренностью», «истинностью» (см. Чэн). «Искренность — путь Неба, размышления об искренности — путь человека» («Мэн-цзы»). Т, о., понятие нравственности приобретало онтологический смысл.

Мэн-цзы впервые в конфуцианской философии поставил вопрос о соотношении чувственного и рационального начал. Первенство он отдавал «сердцу» (синь, в данном случае — орган мышления, «разум»), считая функцию органов чувств второстепенной, «зависящей от вещей». Лишь «сердце-разум» способно познать принцип вещей, в то время как органы чувств «отражают» вещи. Энергетическое начало в человеке — ци-пневму — Мэн-цзы рассматривал как второстепенное по отношению к «воле»: «Воля руководит ци, а ци наполняет тело».

«Мэн-цзы» впоследствии вошло в состав конфуцианского «Четверокниж! ы».

Соч.: Мэн-цзы чжэн и («Мэн-цзы» в правильном толковании).— В кн.: Чжу цзы цзи чэн, т. 1. Шанхай, 1935; «Мэн-цзы».— В кн.: Древнекитайская философия, т. l. M., 1972;TheBookofMencius.—BKH.: A Source Book in Chinese Philosophy, transi, and compiled by Wing-tsit Chan. Princeton, 1973.

Лит.: Быков С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.

В. Ф. Феоктистов

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме МЭН-ЦЗЫ — 0

Найдено научныех статей по теме МЭН-ЦЗЫ — 0

Найдено книг по теме МЭН-ЦЗЫ — 0

Найдено презентаций по теме МЭН-ЦЗЫ — 0

Найдено рефератов по теме МЭН-ЦЗЫ — 0