МЕЛЬЕ ЖАН

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕЛЬЕ Жан
французский философ-материалист (Мазерни, близ Ретеля, 1664 — Энтрепиньи, близ Мезьера, 1729). Его рукопись, известная как «Завещание», тайно распространялась начиная с 1735 г., частично изданная сначала Вольтером (1762, 1768), затем Гольбахом (1772) и полностью опубликованная лишь в 1864 г. в Амстердаме (во Франции лишь в 1969 г.). Автор обличает несправедливый общественный строй, основой несправедливости которого является собственность. Новый общественный строй должен строиться на общности благ.

Источник: Философский словарь

МЕЛЬЕ ЖАН

1664-1729) - «франц. мыслитель, атеист, утопич. коммунист. Будучи сельским священником, написал гл. труд своей жизни «Завещание». В своем ярком обличит, произведении выступил против соц. несправедливостей феод. общества, тирании, эксплуатации масс, призвав народ к революц. борьбе. Разоблачал религию, в к-рой видел защитницу устоев власть имущих, убедительно показав несостоятельность религ. представлений, церк. догматов, антигуманизм христ. морали. Церк. власти приняли решительные меры к тому, чтобы не допустить распространения «Завещания». Оно было издано полностью лишь в 1863.

Источник: Атеистический словарь

МЕЛЬЕ Жан
французский философ. Придерживался атеистических взглядов. Общественный идеал, по Мелье, это единая семья-община, в которой все люди совместно владеют общими благами, трудятся с удовольствием и любят друг друга, как братья. Для того чтобы прийти к такому состоянию, люди должны понять несправедливость тиранической власти, освободиться от предрассудков, среди которых первое место занимает религия.
Даты жизни. Родился 15.6.1664 в Мазерни в семье зажиточного сельского ткача. Учился в духовной семинарии, В 23 года принял сан священника, С 1689 — сельский священник. Умер между 28.6 и 6.7.1729 в Этрепиньс.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Мелье Жан
 (1664—1729) — философ-материалист, основоположник революционного направления во фр. утопическом социализме. «Завещание» сельского кюре из Шампани М. представляет собой первый по времени образец учения об об-ве и его судьбах. Разоблачение религии и церкви приводит М. к последовательно материалистическим и атеистическим выводам; критика социальных несправедливостей сочетается с призывом построить об-во, основанное на коллективной собственности. М. желает, чтобы его услышали «жители городов и деревень». Объединение трудящихся, их восстание против угнетателей, по мнению М., дело самого народа и является исходной предпосылкой перехода к новому об-ву, в к-ром не будет богатых и бедных, угнетателей и угнетаемых, бездельников и изнуренных непосильным трудом. «Завещание» полностью было издано только в 1864. Однако в 18 в. во Франции распространялись рукописные копии этого произв. Читателями М. и пропагандистами его идей были самые различные представители фр. общественной мысли от деистов первой половины 18 в. и Вольтера до материалистов-просветителей и бабувиста С. Маре-шаля. Каждый извлекал у М. то, что отвечало его мыслям и классовым интересам. Мировоззрение М. — один из идейных истоков фр. материализма и социализма 18 в.

Источник: Философский словарь. 1963

МЕЛЬЕ Жан
15.6.1664, Мазерни -между 28.6 и 6.7.1729, Этрепиньи), франц. философ-материалист, атеист, утопич. коммунист. Сельский священник (с 1689). Свое единств. соч. «Завещание» («Le Testament», полностью впервые опубл. в 3 тт. в 1864 в Амстердаме; рус. сокр. пер. 1925. т. 1-3, 1937 и 1954] закончил незадолго до смерти. М. дал глубокую и всестороннюю критику феод.-абсолютистского строя Франции. Противоречия между народом и «сильными мира сего» считал непримиримыми. Отвергая мысль о «просвещенном государе», служащем обществу, призывал народ к революции. М. набросал контуры идеального коммунистич. общества, в к-ром все люди одной местности объединяются в единую семьюобщину с общим владением всеми благами; все трудятся и любят друг друга как братья. Тиранич. порядки существуют, согласно М., лишь потому, что у народа нет ясного сознания тяжести своего положения, его причин и своей силы; народ обманут и подавлен предрассудками, гл. роль среди к-рых играет религия, подвергнутая М. разносторонней критике. М. с классич. ясностью выразил просветительский взгляд на происхождение религии как результат сознат. обмана.Теоретич. источниками материализма М. явились антич. атомизм и физика Декарта. Утверждая вечность и несотворенность материи и материальное единство мира, М. критиковал метафизику Декарта, идеализм Мальбранша и религ.-идеалистич. философию.

Источник: Советский философский словарь

МЕЛЬЕ Жан
июнь 1664, Мизерни — между 28 июня и 6 июля 1729, Этрепиньи) — французский социалист-утопист. Сын сельского ткача, окончил в Реймсе духовную семинарию, стал священником и, получив приход в деревне, оставался в нем до конца своих дней. Написанный в последние годы жизни революционный и атеистический труд Мелье не мог быть опубликован. Желая сохранить произведение, Мелье переписал его в трех экземплярах и оформил у нотариуса в виде завещания. Впоследствии «Завещание» стало ходить в списках, как и «Извлечение» из него, сделанное в 1742 Вольтером. Мелье писал о христианстве как о нелепой религии, которая вместе с властью образуют два ярма для народа, главный источник всех пороков общества — неравенство, частная собственность и тирания. Только революция объединенного и просвещенного народа избавит его от социального зла. Идеал Мелье — справедливое и свободное общество, основанное на добросовестном труде, взаимной любви и нерушимом мире.
Соч.: Le testament, t. 1—3. Amst., 1864; в рус. пер.: Завещание, т. I— 3. M., 1954; Что недоделать? Харьков, 1918.
Лит.: Поршнев Б. Ф. Мелье (1664-1729). M., 1964; Кучеренко Г. С. Судьба «Завещания» Жана Мелье в 18 веке. М., 1968; Ям К. E. Жан Мелье и французский атеизм 18 в. М., 1979; КапланА. Б. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции 18 века. М., 1989.
С. С. Худолей

Источник: Новая философская энциклопедия

МЕЛЬЕ Жан
(1664, Мазерни, Арденны, – 1729, Этрепиньи) – социалист-утопист. Сын ткача, окончил духовную семинарию и всю жизнь был сельским священником в Шампани. Центральное произведение М. – «Завещание», обнаруженное после смерти мыслителя и опубликованное лишь 30 лет спустя. В нем в форме обращения к прихожанам М. изложил свои взгляды, пронизанные антиклерикализмом и эгалитаризмом. По М., люди от природы равны и обладают естественным правом на свободу. Вопреки этому очевидному факту религия освящает сословное неравенство, увековечивает господство избранных и нищенское положение большинства людей. Социально-политический идеал М. – община, в которой полностью отсутствуют социальные разделения, нет частной собственности, а все ее члены трудятся. Союз общин такого рода образует государство. В философском отношении М. – предшественник просвещенческого материализма XVIII в. Он утверждал, что природа не создана Богом, а имеет действенное и сущее бытие. Мир и все вещи в нем – результат развития материальных форм, материя существует вечно. Человеческая душа также материальна и смертна.
Соч.: Завещание. Т. 1–3. М., 1954; Oeuvres complètes. P., 1970. Лит.: Волгин, В.П. Революционный коммунист XVIII века (Жан Мелье и его «Завещание»). М., 1924; Поршнев, Б.Ф. Мелье. М., 1965; Кучеренко, Г.С. Судьба «Завещания» Жана Мелье в XVIII веке. М., 1978; Dommanger, M. Le curé Meslier. Athée, communiste et révolutionnaire sous Louis XIV. P., 1965. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.

МЕЛЬЕ Жан
(Meslier, 1664 - 1729) - франц. материалист, атеист и утопич. коммунист. Род. в семье деревенского ткача; не веря в бога, по настоянию родителей окончил дух. семинарию и стал священником, глубоко страдая от этого противоречия. Лишь в рукописи «Завещание», найденной после его смерти, М. изложил свои истинные мысли и чувства и просил у прихожан прощения за многолетнюю проповедь им ложного учения. С позиций широких нар. масс он обличал в «Завещании» социальную несправедливость и угнетение. В религии М. видел опору тиранов, изобретение хитроумных «политиков». Страстно обличая религию, М. выявлял в Библии массу нелепых представлений, недостоверных свидетельств, антигуманистич. предписаний. Он вскрывал несостоятельность доказательств бытия божия, критиковал идеализм, как филос. основу религии, утверждая, что «материя сама по себе существует, сама от себя получает свое движение и действительно есть первопричина всех вещей...» (Завещание. Т. II. М., 1954, с. 318). Жизнь, ощущение, мышление М. рассматривал как модификации материи, особым образом организованной. Придя к своим выводам относительно религии и общества, М., как революционер, призывал к восстанию против тиранов и к уничтожению религии: «Вы будете счастливы, если избавитесь от того и другого нестерпимого ярма: от гнета суеверия и от гнета тирании, и будете управляться только добросовестными и мудрыми управителями» (там же. Т. III, с. 358). «Завещание» стало распространяться в списках. Вольтер в 1762 и Гольбах в 1772 издали краткие извлечения из него; полностью «Завещание» было издано в 1864 в Голландии. Взгляды М. оказали глубокое влияние на развитие атеистич. и материалистич. мысли во Франции.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

МЕЛЬЕ Жан

(1664–1729) – франц. философ-материалист, атеист, революц. демократ и утопич. коммунист. Сын деревенского ткача, М. по настоянию родителей стал сельским священником (с 1689). Трагедия жизни M. состояла в том, что, в силу своего положения, он должен был проповедовать идеи, в ложности к-рых был твердо убежден. Опасаясь репрессий, М. решился изложить свои взгляды, лишь чувствуя приближение смерти, и закончил свое единств. соч. – "Завещание" (см. ниже– Соч.) незадолго до своей кончины. Оторванный от культурных центров, М. сумел подняться до вершин филос. и социально-политич. мысли своего времени. М. дал глубокую и всестороннюю критику феод.-абсолютистского строя Франции как строя крайне несправедливого и тиранического, при к-ром "...одни несли все тяжести труда и неудобства жизни, а другие, не зная заботы и труда, наслаждались одни всеми благами и удобствами жизни" ("Завещание", т. 3, М., 1954, с. 366). Используя античные легенды о "золотом веке", когда люди владели всем сообща, М. писал, что "...зло и даже величайшее зло, допускаемое людьми, – это владеть благами и удобствами жизни отдельно, порознь от других..." (там же, т. 2, М., 1954, с. 225). Как идеалист в понимании обществ. жизни, М. связывал возникновение частной собственности с злонамеренными действиями отд. лиц, желавших избавиться от тягот труда и повелевать другими людьми. Противоречия между народом и "сильными мира сего" М. считал непримиримыми; отвергая мысль о "просвещенном государе", служащем обществу, М. призывал народ к революции: "...Постарайтесь объединиться... чтобы окончательно стряхнуть с себя иго тиранического господства ваших князей и ваших царей: ниспровергните повсюду все эти троны несправедливости и нечестия, размозжите все эти коронованные головы, сбейте гордость и спесь со всех ваших тиранов и не допускайте, чтобы они когда-либо царствовали над вами" (там же, т. 3, с. 356). М. набросал контуры коммунистич. общества, "...жизни сообща, как лучшей и наиболее подходящей для людей..." (там же, т. 2, с. 221): все люди одной местности должны объединиться в одну семью-общину, в к-рой существует общее владение всеми благами, все трудятся и любят друг друга, как братья; общины заключают между собой союз с целью поддержания мира и взаимопомощи, устанавливают "справедливую и соразмерную" власть (см. тамже, с. 155). Единообразное и равное воспитание, осуществляемое на средства и силами общества, формирует из всех детей хороших граждан. Тиранич. порядки существуют, согласно М., лишь потому, что у народа нет ясного сознания тяжести своего положения, его причин и своей силы; народ обманут и подавлен предрассудками, гл. роль среди к-рых играет религия, к-рую М. подверг разносторонней и систематич. критике. Своими сказками об аде и рае религия стремится удержать народ в повиновении тиранам, политика и религия – это "...два вора-карманника, которые защищают и поддерживают друг друга" (там же, т. 1, М., 1954, с. 67). Не понимая всей глубины социальных и особенно гносеологич. корней религии, М. с классич. ясностью выразил просветит. взгляд на происхождение религии, как результат сознательного обмана (см. тамже, с. 68–69). М. считал борьбу с суевериями первоочередной задачей "умных людей", к-рые должны просветить народ; тем самым М. определил направление деятельности франц. Просвещения 18 в. Теоретич. источниками механистич. материализма М. явились античный атомизм, физика Декарта, материалистич. тенденция философии Монтеня. Материализм М. носил воинствующий характер. М. дал оригинальную критику декартовской метафизики, идеализма Мальбранша и религ.-идеалистич. философии вообще. М. доказывал, что нелепо допускать существование сверхъестеств. существ, в т.ч. бога, нематериальной и бессмертной души. Порядок и совершенство природы, на к-рые ссылаются и правоверные теологи, и деисты как на свидетельство божеств. провидения, должны быть поняты из самой природы. Отождествив материю с бытием вообще, М. утверждал ее вечность и несотворенность: "материя сама по себе существует, сама от себя получает свое движение и действительно есть первопричина всех вещей" (там же, т. 2, с. 318). Пространство и время, являющиеся формами существования материи, также вечны и несотворенны; протяжение, тождественное пространству, это атрибут материи, а время – длительность материального бытия. Материя сплошь заполняет пространство и состоит из множества частиц, движущихся в различных направлениях; их сочетания образуют все вещи в мире. Это движение частиц порождает самые сложные и совершенные создания природы: растения, животных, человека. Жизнь, ощущения, мышление – это модификации самой материи, возникшие естеств. путем. Опираясь на физику Декарта, М. развивал материалистич. линию картезианства. В трактовке познания, к-рое понималось как способность адекватного представления в сознании объективных связей вещей, М. в основном является рационалистом. Ясность и отчетливость идей рассматривалась им как критерий их истинности. Он признавал существование вечных истин (прежде всего он относил к ним математич. истины), к-рые не нуждаются ни в каком доказательстве и ясны сами по себе. Как правило, положения своей философии М. обосновывал исходя из анализа понятий бытия, материи и т.д.; точно так же, полемизируя со своими противниками, М. сосредоточивал внимание на обнаружении противоречий в их понятиях и рассуждениях. В то же время у М. иногда проявляется эмпирич. и сенсуалистич. тенденция; нек-рые положения он доказывал, ссылаясь на опыт; чувства признаются им источником большинства знаний. М. делал попытку преодолеть ограниченность рационализма путем соединения его с нек-рыми тезисами эмпиризма. Филос. взгляды М. оказали большое воздействие на формирование мировоззрения франц. материалистов 18 в. В 1793 Нац. конвент, чтя заслуги М. в борьбе с религией, принял решение воздвигнуть его статую в храме Разума. Соч.: "Завещание" ("Le Testament") в количестве 3 рукоп. экз., написанных самим М., было обнаружено после его смерти (в настоящее время все оригиналы утрачены). Уже в нач. 1730 появились первые рукописные копии, продававшиеся тайно и получившие широкое распространение. В 1762 в Женеве было издано "Извлечение из "Завещания"" ("Extrait des sentiments de Jean Meslier, adr?ss?s ? ses Paroissiens, sur une partie des abus et des erreurs en g?n?ral et en particulier"), сделанное Вольтером, значительно сократившим текст M. и оставившим только то, что было непосредственно направлено против христианства; Вольтер пытался представить М. деистом. Гольбах в "Здравом смысле кюре Мелье" ("Le Bon sens du cur? Mtslier", 1772) дал вольное изложение сущности атеистич. аргументации М., подчеркивая, что религия и тирания совместно угнетают людей; как и Вольтер, Гольбах ничего не говорил о коммунизме М. Извлечения Вольтера и Гольбаха издавались много раз; как и само "Завещание", они были осуждены на сожжение и запрещены властями. Впервые "Завещание" было полностью опубликовано в 3 томах в 1864 в Амстердаме по одной из рукописных копий голландским антиклерикалом Р. Шарлем с написанными им предисловием и биографией М. На рус. яз. первый (сокращенный) перевод был издан в 1925. Полный пер. "Завещания" опубл. в 1937 и 1954 (3 тт., вступит. ст. В. П. Волгина, комментарии Ф. Б. Шуваевой). Лит.: Волгин В. П., Революц. коммунист XVIII в., в его кн.: Очерки по истории социализма, 4 изд., М.–Л., 1935; История философии, т. 2, [М. ], 1941, с. 286–92; Деборин А. М., Ж. Мелье, "Вопр. философии", 1954, No 1; История философии, т. 1, М., 1957, с. 518–26; Джаймурзин ?., Материализм Ж. М., "Уч. зап. Акад. обществ. наук при ЦК КПСС", 1957, вып. 28; Бирало A. A., Социальные и идейные истоки утопич. коммунизма М., Морелли и Мабли, "Тр. Ин-та философии АН БССР", 1958, вып. 1; Волгин В. П., Франц. утопич. коммунизм, М., 1960, с. 19–33; ?оршнев Б., Мелье, М., 1964 (имеется библ.); Nodier Сh., M?langes tir?s d´une petite biblioth?que... De cur? Meslier, P., 1829, p. 178–82; Gr?nberg C., J. Meslier, un pr?curseur oubli? du socialisme contemporain, "Bev. d´Economie politique", 1888, t. 2; Malon В., ?tudes sociales, 1. J. Meslier, communiste et r?volutionnaire, "Rev. socialiste", 1888, t. 8; Petitfils E., Un socialiste-r?volutionnaire au commencement du XVIIIe si?cle. J. Meslier, P., 1908; Haar J., J Meslier und die Beziehungen von Voltaire und Holbach zu ihm, Hamb., 1928 (Diss.); Morehouse ?., Voltaire and J. Meslier, New Haven, 1936. В. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.