МЕГАРСКАЯ школа

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА
см. СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
 

Источник: Новейший философский словарь

МЕГАРСКАЯ школа

греческая философская школа, основанная Евклидом из Мегары (ок. 400 до Р.Х.). Знаменита как школа диалектики, отсюда ее второе название — «эристическая» (спорящая). Ее учение сочетает мысли Сократа об идентичности Блага с идеями Парменида о единстве бытия. Платон в «Софисте» подверг эту доктрину критической рефлексии.

Источник: Философский словарь

Мегарская школа
философское направление, существовавшее в Древн. Греции в 4 в. до н. э.; основано другом и учеником Сократа — Эвклидом из Мегары (ок. 450—380 до н. э.). После смерти Сократа мегарики пытались синтезировать учение Парменида о вечном и неизменном едином (бытии) с высшим понятием сократовской этики и теологии — с понятием добра. Эвклид утверждал, что существует лишь единое добро, к-рое, будучи неизменным и тождественным самому себе, известно также под именами истины, ума, бога и т. п. Единственная и единая добродетель, разновидностями к-рой являются др. добродетели,—познание добра. Множество и разнообразие вещей противостоят единому добру и поэтому представляют собой не-сущее, нереальное. Представители М. ш., продолжая традиции Зенона Элейского и софистов, в качестве осн. метода философствования широко использовали диалектику и эристику. Поздние мегарики (Стилпон и др.) по своим этическим воззрениям стояли очень близко к киникам. Ученик Стилпона Зенон-стоик преобразовал М. ш. вместе с кинической в стоическую школу (Стоики).

Источник: Философский словарь. 1963

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА
одна из сократич. школ в др.-греч. философии. Основана Евклидом из Мегары (умер в глубокой старости после 369 до н. э.), одним из ближайших учеников Сократа. К М. ш. принадлежали Евбулид, Стилпон и Диодор Крон. Противники прозвали М. ш. эристической, а ее представителей - эристиками («спорщиками») (Диоген Лаэртий II 106). Отталкиваясь от учения Парменида о том, что существует только единое бытие, и от учения Сократа о благе, Евклид утверждал, что «существует одно только благо, лишь называемое разными именами: иногда разумением, иногда богом, а иногда умом и прочими наименованиями. А противоположное благу он отрицал, заявляя, что оно не существует» (там же). Евклид отрицал допустимость умозаключений по аналогии, к к-рым систематически прибегали Сократ и Платон.
С диалектикой перехода количества в качество связаны апории Евбулида «Сорит», или «Куча» (если прибавлять по одному зерну, с какого момента появится куча, и значит ли это, что куча возникает в результате прибавления одного зерна?) и «Лысый» (если волосы с головы выпадают по одному, с какого момента человек становится лысым?) (Диоген Лаэртий VII 82). М. ш. впервые натолкнулась на логич. парадоксы, связанные с самоотнесением понятий. Так, Евбулид поставил парадоксальный вопрос: говорит ли правду или неправду человек, заявляющий «Я лгу» (Cic. Acad. priora II 29, 95). Рассуждение Евбулида (возможно, Алексина - др. представителя М. ш.) «Рогатый», основанное на логич. ошибке учетверения терминов (quaternio terminorum), относится уже к категории софизмов. Оно гласит: «Что ты не потерял, ты имеешь. Рогов ты не потерял. Стало быть, ты рогат» (Диоген Лаэртий II 108; VII 187).
Стилпон отвергал общие понятия и утверждал, что тот, кто говорит «человек», не называет ни одного конкретного человека и, следовательно, говорит «никто» (Диоген Лаэртий II 119). Ученик Стилпона Филон и др. мегарики исследовали различные формы логич. импликации (Секст Эмпирик, Против ученых XIII 113-117). Диодор Крон отождествлял возможное с действительным (Эпиктет, Беседы II 119, 1). Отрицая, вслед за представителями элейской школы, движение, он утверждал, что ничто не движется, но всегда оказывается продвинувшимся (Секст Эмпирик, Против ученых X 85). М. ш. сыграла значит. роль в развитии логики.

Источник: Советский философский словарь

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА
одна из сократовских школ древнегреческой философии, эклектически сочетавшая на основе идеализма идеи Сократа, элейской школы и софистов. М. ш. проповедовала учение о том, что бытие свойственно только идеям и отрицала всякое др. бытие. Основателем школы был Эвклид из Мегары, непосредств. ученик Сократа; в школу входили: Ихтий, Евбулид из Милета, Трасимах, Диодор Крон, Стилпон из Мегары и др. Имеются сведения о том, что еще до знакомства с Сократом Эвклид был близок к элейцам, что делает еще более понятной его тенденцию признавать только одно неподвижное идеальное бытие и отрицать все прочее. С историко-филос. т. зр. понятна также близость мегарцев к софистике в тех ее пунктах, где она доказывала невозможность мышления чувств. вещей. Софизмы характерны для мегарцев (в особенности для Евбулида) не меньше, чем для софистов; доказательства Диодора против движения близки к тем, к-рые мы находим у Зенона Элейского. В историко-филос. отношении важна деятельность Стилпона, к-рый сблизился с киниками. Об апатии (бесстрастии) Стилпона говорит Сенека (Epist. 9.3). Известно также, что Стилпон полемизировал с учением об идеях (Diog. L. II 119), считая весь мир абсолютно единым. Еще интереснее переход мегарцев на путь стоицизма, поскольку основатель стоицизма Зенон из Китиона был учеником Стилпона. Восстанавливая древнюю натурфилософию, Зенон из Китиона синтезировал Гераклита с кинизмом, заимствуя этот последний у мегарцев. Для историч. положения М. ш. характерно также и то, что, кроме кинически настроенных стоиков, у них заимствовали принципы своей философии также и скептики Пиррон и Тимон. Со времен Шлейермахера выдвигается хорошо обоснованное мнение о том, что Платон (Soph. 248 В–249 D), критикующий абс. разъединенность идей и вещей, имеет в виду именно мегарцев. В др. диалоге Платона, где также имеется критика учения об идеях, многое, если не все, тоже относится к мегарцам (Parm. 131 А–135 С). Лит.: Гомперц Т., Греч. мыслители, т. 2, СПБ, 1913, с. 128–57; Дынник ?. ?., Очерк истории философии классич. Греции, М., 1936, с. 183–85; История философии, т. 1, [М. ], 1940, с. 143–46; История философии, т. 1, М., 1957, с. 110–11; Mallet Ch., Histoire de l´ ?cole de M?gare..., P., 1845; Gillespie С. M., On the Megarians, "Arch. Geschichte Philos.", 1910, Bd 24, H. 1, S. 218–41; Rоtta P., I socratici minori, Brescia, 1948, p. 41–72.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Похожие термины:

  • МЕГАРСКАЯ ШКОЛА, мегарики

    4 — начало 3 в. до н. э.) — одна из сократических школ; основана Евклидом из Мегары ок. 400 до н. э. Принято выделять три этапа существования Мегарской школы на основании свидетельства Диогена Лаэртия о