Медиаторинг конфликтный

Найдено 1 определение
Медиаторинг конфликтный
направление регуляции социальных конфликтов с помощью посредничества третьей стороны, в рамках которого рассматриваются разнообразные теоретические и практические вопросы — от границ применения института посредничества до требований, предъявляемых к личности самого посредника. В социальных конфликтах крупного масштаба, особенно имеющих определенное политическое звучание, роль третейского судьи с успехом играет государство или любые из его организаций. Стороны, принимающие участие в конфликте, как правило, охотно идут навстречу подобным организациям по целому ряду причин: во-первых, правительственные учреждения располагают материальными средствами, имеющими большое значении в жизни людей и целевое использование этих средств может существенно влиять на течение конфликта вплоть до его существенного ограничения или полного прекращения; во-вторых, государственные учреждения имеют законные возможности применять насилие – экономические санкции, политическое преследование, административное наказание или даже вооруженную силу; в-третьих, правительство концентрирует в своих руках преимущественную долю социальной информации. Объективно, оно оказывается гораздо лучите осведомлено о фактическом положении дел, ставших причиной социального конфликта и может эффективно распорядиться этой информацией, призывая стороны конфликта к мирному обсуждению волнующих их проблем, тем более, что средства массовой информации преимущественно тоже государственные; в-четвертых, кроме компетентности, третейские возможности государства опираются на прочные традиции авторитета законной власти, традиции послушания и гражданского повиновения; в-пятых, государство везде признается необходимым институтом, подчинение которому рассматривается как вполне нормальное явление и не вызывает затаенных чувств мести и реванша, как это бывает в случае вынужденного подчинения победителю, оказавшемуся более сильным и удачливым в данном противостоянии. Роль третьей стороны в конфликте могут выполнять не только правительственные, но и любые другие учреждения, организации или отдельные лица. Опыт показывает, что удачно подобранный посредник может быстро урегулировать конфликт там, где без его усилий согласие между сторонами было бы вообще невозможно. На Западе очень часто роль третейского судьи в сложных социальных конфликтах с успехом выполняют лауреаты Нобелевской премии. Эта практика наглядно демонстрирует те высокие требования, которые предъявляются к личности посредника. В идеале он должен обладать международным авторитетом, безупречной нравственностью, быть политически нейтральным и профессионально компетентным, обладать высоким интеллектом. К сожалению, не все действительные лауреаты этой почетной премии обладают столь выдающимися качествами, но в целом их престиж в мире очень высок и поэтому к их посредническим услугам так охотно прибегают в случае потребности в прекращении конфликта. Третейский судья может выступать в качестве формального, неофициального характера для сторон, а может иметь и другой, официальный характер. В этом случае речь идет об арбитраже, причем возможны две его разновидности - когда приглашение его необходимо, а исполнение его решения не обязательно или, наоборот, когда обращаться к нему не обязательно, но выполнение его решения необходимо. Процесс посредничества в социальном конфликте во многом зависит от позиции, которую занимает сам посредник, от его собственных интересов, а также от того, к каким средствам он прибегает, чтобы не допустить разрастания конфликта и его крайне негативных последствий. В выборе этих средств субъект регуляции социальных конфликтов не всегда может быть достаточно свободным. В его распоряжении могут быть весьма ограниченные возможности противодействия начавшемуся конфликту. Однако, по крайней мере, два обстоятельства следовало бы учитывать практически в любой ситуации. Это, во-первых, возможную реакцию, какую могут вызвать те или иные из предпринимаемых мер со стороны как непосредственных участников конфликта, так и сил, соблюдающих временный нейтралитет. И, во-вторых, устойчивые нормы морали, привычки и обычаи, господствующие в конкретной социальной среде и регулирующие поведение людей как в спокойной обстановке, так и в моменты конфликтов. Целесообразно считаться с реальными возможностями, конкретной ситуацией и общественным мнением. Следует избегать средств как крайне слабых, так и крайне сильных по своему воздействию. Наиболее плодотворным чаще всего оказываются средства, основанные на умеренной реакции, поскольку именно оки бывают вполне достаточными. Определенный интерес представляет собой практический опыт стран, где посредническая деятельность в решении социальных конфликтов давно стала одной из важнейших функций государственной власти. Например, в США с первой половины нынешнего столетия в роли регуляторов социальных конфликтов стали выступать государственные ведомства — Национальное управление по трудовым отношениям и Федеральная служба посредничества и примирения. За 50 лет работы на счету последней более 511 тысяч разрешенных конфликтов. Фигура посредника является ключевой в работе подобных организаций. В его функции входит: во-первых, привлечение сторон к переговорам, а при тупиковой ситуации, когда стороны отказываются от встреч, осуществление контактов между ними; во-вторых, действуя как нейтральное лицо, посредник должен спять или свести до минимума эмоциональное напряжение для обеспечения нормального хода переговоров; в-третьих, на раздельных встречах посредник побуждает конфликтующие стороны к внимательной оценке новых предложений и альтернативных решений, в том числе выдвинутых самим посредником, причем, каждая из сторон по сути дела ведет переговоры с самим посредником, как бы представляющим другую сторону (посредник старается указать на завышенные претензии каждого участника переговоров); в-четвертых, посредник стремится найти такие решения, которые удовлетворили бы и общественное мнение, складывающееся вокруг конфликта; в-пятых, если конфликт представляется неразрешимым, посредник может предложить необходимую, по его мнению, альтернативу той или иной форме протеста, к примеру, продлить срок действия прежнего договора, создать согласительный комитет для изучения фактологии конфликта, предложить в крайнем случае услуги арбитража. Успех посреднической деятельности в значительной степени зависит от учета собственной логики развития конфликта. Функции, задачи, возможности посредника значительно меняются в зависимости от того, в начале или в конце конфликта предпринимаются посреднические усилия, на взлете конфликтной напряженности или в условиях его затухания посредник вмешивается в ход конфликтных отношений. С точки зрения управления конфликтом начальная стадия его развития представляется наиболее благоприятным этапом его преодоления. Именно на этом этапе решительные действия могут привести к успеху, предотвращению открытого столкновения, к компромиссу противостоящих в конфликте интересов. С другой стороны, когда конфликт уже разразился и его развитие быстро нарастает, бывает очень трудно, а иногда и невозможно, вмешаться в его ход с посредническими услугами. В этих условиях целесообразно выждать, когда энергия конфликта иссякнет и стороны окажутся более восприимчивыми к идеям согласия и примирения. Собственная логика конфликта, таким образом, представляет собой исключительно важную материю с точки зрения посреднической деятельности, всего института посредничества.

Источник: Человек и общество. Культурология