Мечта

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Мечта
произвольное представление, которому ничто или многое вовсе не соответствует в действительности. Мечтание — занятие воображения произвольными представлениями.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Мечта
форма воображения в виде образа желаемого будущего, выступающая необходимым условием преобразования действительности, побудительной причиной, мотивом деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

мечта
МЕЧТА — созданный воображением образ чего-либо ценностно-важного и желанного, однако в данный момент недоступного. В психологии М. часто толкуется как разновидность воображения, обращенная к сфере желаемого отдаленного будущего. Категория М. возникает на пересечении таких категорий, как воображение, желание и ценность. От категории «цели» М. отличает индифферентность по отношению к вопросам прагматической реалистичности: объектом М. может быть, в принципе, недоступный предмет желания, недостижимость которого осознается мечтающим и который, в силу этого, не является ориентиром человеческой деятельности. От таких понятий, как «желание» или «потребность», М. отличает, во-первых, обязательное участие воображения в создании образа желаемого и, во-вторых, высокий ценностный статус желаемого. Понятие «М.», как правило, применяется по отношению к наиболее ценным для данного человека или сообщества объектам желания, в силу чего это понятие становится близким к понятию идеала. Важнейшим характерным свойством М. является отсутствие возможности достижения желаемого в данный момент, а иногда и вообще. Именно эта особенность понятия М. делает это слово синонимичным таким словам, как бредни, греза, видение, привидение. Семантически первичная недостижимость М. побуждает широко использовать в рекламе и пропаганде такие выражения, как «реализация мечты», «сбывшаяся мечта» и т.д. — синтагматически подобные выражения несут в себе оттенок парадоксальности, а по сути они должны свидетельствовать о чуде, и радикальных переменах, происшедших в реальности. Недостижимость М. находится в тесной связи с ее высокой ценностью — М. возникает без оглядки на реально имеющиеся возможности и потому несет в себе самые смелые и заветные человеческие желания. Обязательность участия воображения в функционировании М. объясняется функцией воображения по эмоциональному регулированию: нереализованное желание порождает напряжение, которое отчасти снимается благодаря исполнению желаний в воображении. Высокий ценностный статус М. позволяет использовать ее как важный индикатор индивидуального или коллективного мировидения: по М. можно судить об индивиде или сообществе, поскольку в М. воплощаются их «последние ценности». Практика формулирования характеристики субъекта через его М. порождает представления о стереотипных М., предположительно свойственных тем или иным сообществам: «американская мечта» о быстром материальном преуспевании, «русская мечта» о чуде и т.д. Также, для характеристики того или иного элемента материальной культуры, часто используется представление о том, чьей М. он бы мог быть, напр.: «автомобиль — мечта гонщика».         Воплощение стереотипных мечтаний в произведениях литературы приводит к созданию жанра утопии, а также обращенной к будущему научной фантастики. Отсутствие М., неспособность мечтать, как правило, ассоциируется с лишенным перспективного видения и ориентированным только на сравнительно легко достижимые цели практицизмом, сильной стороной которого является хорошее, хотя и поверхностное, знание окружающей действительности, а слабой стороной — отсутствие способности ставить долгосрочные цели. Традиционно М. считают важнейшим фактором мотивации познавательной и творческой активности. В этой связи М. рассматривается как самая первая стадия цикла человеческой деятельности, завершающей стадией которого должно стать научное открытие, деловое предприятие и т.д. В то же время М. может играть роль психологического инструмента бегства от действительности. Таким образом, в зависимости от волевых свойств личности, одна и та же М. может играть как мобилизующую, так и демобилизующую функцию.         К. Г. Фрумкин

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
297.80 кб

«Американская мечта» в социокультурной динамике

Матвеева Ольга Юрьевна
Статья посвящена анализу утопической идеи о обществе свободы получившей свое воплощение в Американской мечте и оказавшей влияние на все стороны социокультурной жизни СШАThe article is devoted to the utopian idea of freedom society
Читать PDF
91.85 кб

Конец Света как мечта, или синдром апокалипсиса

Порядин Иван Александрович
В статье рассматриваются фильмы, литературные произведения, компьютерные игры апокалипсического жанра.
Читать PDF
258.13 кб

Мечта как сущностное свойство человека

Стерледев Роман Константинович, Стерледева Тамара Дмитриевна
В статье рассматривается сущность мечты как способ реализации свободы человека. Исследование мечты как феномена ведется на основе новых понятий «мягкий» мир и «жесткий» мир.
Читать PDF
114.94 кб

«Мечта» и ее взаимоотражение с родственными философскими понятиями

Мулюкова Люция Фаргатовна
Рассмотрена специфика понятия «мечта» как философской категории. Определены сущностные аспекты «мечты» в рамках зависимости от родственных этико-эстетических философских понятий – идеала, фантазии, надежды, красоты, утопии.
Читать PDF
182.60 кб

Мечта о «Е-существе»

Бурмакин Эдуард Владимирович
Читать PDF
128.20 кб

Духовный опыт русской философии: мечта о всеедином

Городнёва Марина Станиславовна
В статье рассматривается понимание феномена духовного опыта в русской религиозной философской традиции.
Читать PDF
164.18 кб

Мечта и свобода: функции мечты в контексте понятия о свободе человека

Киблик Олег Николаевич
Статья посвящена проблеме соотношения понятий мечты и свободы человека. Подчёркивается их тесная взаимосвязь и принадлежность мечты к категориям внутренней свободы человека.