МЕЧЕТЬМЕЧНИКОВ Лев Ильич

МЕЧНИКОВ Илья Ильич

Найдено 3 определения термина МЕЧНИКОВ Илья Ильич

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕЧНИКОВ Илья Ильич

1845-1916) - рус. биолог, один из создателей эволюц. эмбриологии, иммунологии, лауреат Нобелевской премии (1908). Испытал влияние позитивизма. Критиковал прагматизм Джемса, интуитивизм Бергсона. телеологию, религ.-мистич. представления о жизни и смерти. Идеализму и религии М. противопоставлял разрабатываемое им «рациональное мировоззрение». По его мнению, природа создала человеч. организм несовершенным и дисгармоничным. Преждевременная старость препятствует личности осуществить свое назначение в мире. Отсюда - пессимизм и страх смерти. Наука сможет продлить активное существование человека, к-рый, реализовав заложенные в нем возможности, достигнув цели жизни, в глубокой старости спокойно примет смерть. Будучи материалистом и атеистом, М. показал несостоятельность веры в бессмертие души и загробную жизнь; резко осуждал религ. изуверство и фанатизм; вред религии видел в том, что она воспитывает в человеке покорность, непротивление существующему злу. Соч.: «Этюды о природе человека» (1903), «Этюды оптимизма» (1907), «Сорок лет искания рационального мировоззрения» (1912).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

МЕЧНИКОВ ИЛЬЯ ИЛЬИЧ (

1845–1916) – русский эмбриолог, бактериолог и иммунолог, лауреат Нобелевская премия по физиологии и медицине (1908) за работы по иммунологии. Родился в украинской деревне Ивановке неподалеку от Харькова, учился в Харьковском лицее. Его статья с  критикой учебника по геологии, которую он написал в 16 лет, была опубликована в московском журнале. В 1862 г., окончив среднюю школу с золотой медалью, он поступает в Харьковский университет. Мечников становится убежденным сторонником дарвиновской теории эволюции, доказывая, что у более высокоорганизованных животных должны обнаруживаться в строении черты сходства с низкоорганизованными, от которых они произошли. Он занимался изучением эмбриологии беспозвоночных в различных частях Европы,  доказывая, что зародышевые листки многоклеточных  животных  являются,  по  существу,  гомологичными  (демонстрирующими структурное соответствие), как и должно быть у форм, связанных общим происхождением. В возрасте 22 лет за свои научные исследования он был удостоен премии Карла Эрнста фон Баэра. В 1867 г., защитив диссертацию об эмбриональном  развитии  рыб  и  ракообразных,  Мечников  получил  докторскую  степень Санкт-Петербургского университета. Вслед за убийством царя Александра II в1881 г.  реакционные  действия правительства усилились, и  Мечников, подав в отставку, переехал в Мессины  (Италия), где начал заниматься патологией (наблюдая за личинками морской звезды, он заметил, как подвижные клетки окружают  и  поглощают  чужеродные тела, подобно тому, как это происходит при воспалительной реакции у людей). Блуждающие клетки, которые он назвал фагоцитами (от греческого phagein «есть»), не только окружают и поглощают вторгшийся объект, но также резорбируют и уничтожают другие ткани, в которых организм более не нуждается. Он сделал вывод, что лейкоциты, подобно фагоцитам,  в  действительности  выполняют  защитную  или  санитарную  функцию.  В1886 г. Мечников вернулся в Одессу, чтобы возглавить вновь организованныйБактериологический институт, где он изучал действие фагоцитов, разрабатывая вакцины против холеры и сибирской язвы. Преследуемый жаждущими сенсаций газетчиками и местными врачами, упрекавшими его в  отсутствии у него медицинского образования, он вторично покидает Россию в 1887 г. Встреча с Луи Пастером в Париже привела к тому, что великий французский ученый предложил Мечникову  заведовать новой  лабораторией в  Пастеровском институте, где  он работал там в течение 28 лет, продолжая исследования фагоцитов, что привело к фундаментальным  открытиям  природы  иммунной  реакции.  Наиболее  важный вклад  Мечникова в науку носил методологический характер: цель ученого состояла  в  том,  чтобы  изучать  «иммунитет  при  инфекционных  заболеваниях  с позиций клеточной физиологии. Когда представления о роли фагоцитоза и функции лейкоцитов получили более широкое распространение среди иммунологов, Мечников обратился к другим идеям – к проблемам старения и смерти. В 1903 г. он опубликовал книгу, посвященную «ортобиозу» – или умению «жить правильно». «Этюды о природе человека», в которой обсуждается значение пищи и обосновывается  необходимость  употребления  больших  количеств  кисломолочных продуктов, или простокваши, заквашенной с помощью болгарской палочки. Имя Мечникова связано с популярным коммерческим способом изготовления кефира.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

МЕЧНИКОВ Илья Ильич

3(15)05.1845, д. Ивановка Харьковской губ. - 2(15).07.1916, Париж) - биолог и антрополог. Окончил Харьковский ун-т (1864), до 1867 г. учился за границей, проф. Новороссийского (Одесского) (до 1882) и Петербургского ун-тов. В 1908 г. награжден Нобелевской премией за фагоцитарную теорию иммунитета. Работы М. "Этюды о природе человека" (1903), "Этюды оптимизма" (1907), "Сорок лет исканий рационального мировоззрения" (1913) посвящены размышлениям "о человеческой природе и средствах изменить ее с целью достижения наибольшего счастья". Долгая плодотворная жизнь и безбоязненная смерть - вот к чему нужно, считал он, стремиться человеку, однако дисгармония человеческой природы обрекает человечество на сознание собственного бессилия перед лицом болезней, немощной старости и неизбежной смерти. В противовес всецелому и полному смирению перед лицом смерти М. разработал концепцию ортобиоза, в основе к-рой лежит этическая система здоровья и счастливой жизни, видящая в смерти естественное завершение жизненного цикла. Руководствуясь "рациональной нравственностью" и активной саморегуляцией, человек способен устранить или смягчить несоответствия своей природы, тем самым достичь бодрого душевного настроения. Средствами продления жизни, по М., являются: исправление физических недостатков и др. несовершенств; победа над болезнями, укорачивающими жизнь; противодействие вредным привычкам; соблюдение правил гигиены; разумное социальное переустройство. Продление жизни должно идти рука об руку с сохранением сил и способности к труду, ибо, по мнению М., надо продлевать жизнь, а не старость. М. ввел понятие инстинкта (чувства) жизни, к-рый лежит в основе отношения человека к себе, жизни и здоровью. Постепенное раскрытие душевных способностей человека, понимание им смысла жизни не совпадает с развитием инстинкта жизни, т. е. существует противоречие между социальной и биологической зрелостью, и в этом М. видел главную дисгармонию человеческой жизни. В результате люди часто бывают пессимистами в молодости и оптимистами в зрелые годы. Жить по законам ортобиоза - значит стремиться к гармонии между желаемым, возможным и действительным, что приведет к формированию оптимистического мировоззрения, способствующего продлению жизни, желанной и полной смысла. Активное долголетие, по М., возможно только при условии творческого и заинтересованного отношения к жизни. Объективный критерий продолжительности жизни - время появления инстинкта естественной смерти. Когда это время наступает, его можно продлить, если к естественному процессу старения подойти с позиций научной обоснованности физических возможностей организма, заложенных природой, и нравственного потенциала человека. М. считал, что гармоничное функционирование всех органов само по себе не может рассматриваться как идеал здоровья. Он был убежден, что человеческие чувства симпатии и разумности развиваются наравне с естественными инстинктами и этапами биологического становления. Так, напр., детство, любовь, материнство - это не только физиологические, но и нравственные и социальные состояния. Исходя из этого, М. предлагал всестороннее рассмотрение человеческой жизни на основе единства анрополого-биологических, физических, психосоматических, этических и социальных факторов. Т. обр., в своей этике М. отходил от сугубо биологического понимания человеческой жизни как не отражающего всей ее сущности и специфики, выявить к-рую можно только с помощью таких понятий, как счастье, справедливость, знание, творчество. Именно они выражают наполненность и гармонию жизни, способствуют утверждению чувства удовлетворенности ею и появлению инстинкта естественной смерти. Отсюда принципы ортобиоза сводятся к обоснованию своеобразной "этики души и тела" в их гармоничном взаимодействии на базе здорового образа жизни. Счастье заключается в нормальной эволюции инстинкта жизни, приводящей к спокойной старости и, наконец, к чувству насыщенности жизнью. Об-во обязано создать условия для реализации ортобиоза как образа жизни, обеспечить возможность человеку развить свою индивидуальность, что будет способствовать сохранению здоровья и гармоничному долголетию.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

Найдено схем по теме МЕЧНИКОВ Илья Ильич — 0

Найдено научныех статей по теме МЕЧНИКОВ Илья Ильич — 0

Найдено книг по теме МЕЧНИКОВ Илья Ильич — 0

Найдено презентаций по теме МЕЧНИКОВ Илья Ильич — 0

Найдено рефератов по теме МЕЧНИКОВ Илья Ильич — 0