МАУРЬИМафдет

МАУТНЕР Фриц

Найдено 3 определения термина МАУТНЕР Фриц

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

МАУТНЕР Фриц

1849-1923) - представитель бурж. свободомыслия, нем. историк атеизма, философ позитивистск. толка, сторонник агностицизма и субъективного идеализма. В целом сочувственно относился к атеизму, видя его позитивные черты в антидогматизме и антиклерикализме. Осн. труд М. «Атеизм и его история на Западе» (4 т., 1920-1923) содержит полезный фактич. материал, к-рый, однако, обобщен с идеалистич. позиций. М. не признавал соц. обусловленности атеизма, давал ненауч. трактовку целого ряда атеистич. учений, в т. ч. марксистского.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

МАУТНЕР (Mauthner) Фриц

род. 12 нояб. 1849, Хоршиц, Богемия - ум. 29 июня 1923, Мерсбург, Боденское озеро) - нем. представитель философии языка. Как сторонник крайнего номинализма отрицал собственную ценность познания; то, что называют прогрессом познания, в действительности представляет собой лишь изменение слова благодаря его метафорическому употреблению. Философы спорят о словах; спор можно решить только путем радикальной критики философской терминологии. Осн. произв.: "Beitrдge zu einer Kritik der Sprache", 1901-1902; "Die Sprache", 1907; "Wцrterbuch der Philosophie", 1910-1911; "Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande", 1920-1923.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАУТНЕР Фриц

22 ноября 1849, Хорице, Богемия — 29 июня 1923, Меерсбург, Германия) — австро-немецкий писатель, литературный критик и философ. По своему первоначальному образованию — журналист. Испытал влияние британского эмпиризма и номинализма, А. Шопенгауэра, феноменалистической эпистемологии Э. Маха, а также кантовского критицизма. Одним из первых среди немецкоязычных авторов стал рассматривать язык с философской точки зрения. Маутнер поддерживал осуществленную Кантом критику разума, однако упрекал немецкого философа в непонимании того, что разум и есть язык: в философии Маутнера разум (интеллект) тождественен языку Все философские проблемы для него суть языковые проблемы. При этом он опирался на естественный язык и невысоко оценивал попытки его формализации. Ранний Л. Витгенштейн в «Логико-философском трактате» полемически высказывался по поводу маутнеровской критики языка, однако в поздний период становится явным значительное влияние идей Маутнера на Витгенштейна. Э. Кассирер критиковал теорию познания Маутнера за скептицизм и доведение до предела принципов эмпиризма.

Маутнер стремился к разработке последовательно номиналистической теории познания. Он вел борьбу с реификацией общих понятий, разоблачал политическое околдовывание людей такими общими понятиями, как «народ», «раса», «дух». Язык философии для Маугнера — тот же обыденный, повседневный язык, лишь подвергшийся некоторому уточнению. Любой язык, в т. ч. язык философии и науки, метафоричен. Двусмысленности и неясности языка связаны именно с его метафоричностью и являются причиной заблуждений познания. Маутнер считал, что язык в целом более приспособен для поэзии, чем для философии и науки. Научные законы он оценивал лишь как временные индуктивные обобщения, которые с лингвистической точки зрения представляют собой реифицкрованные метафоры. Логику он сводил к психологии языка и считал, что может быть много различных логик.

Основная цель исследований Маутнера — определить природу и пределы языка. В «Словаре по философии» (Worterbuch der Philosophie: Neue Beitrage zu einer Kritik der Sprache. Munch., 1910) дается объяснение психологического происхождения слов, а затем показывается, как в истории философии эти слова подвергались реификации. Отвергая мнение философов и логиков о том, что смысл слов объективен, Маутнер утверждал, что нет языка как такового (это лишь реифицированное общее понятие), а есть отдельные люди, использующие язык в своих целях. Язык — не какая-то универсальная сущность, а активность, социальное явление. Отсюда особое внимание Маутнера к прагматическим аспектам языка. «Критика языка» должна завершаться «молчанием». Маутнеровская философия обыденного языка не пользовалась значительным влиянием при жизни ее автора, однако интерес к ней сильно возрос в 1960—70-х гг.

Соч.: Beitrage zu einer Kritik der Sprache. Stuttg., 1901—1903; Die Sprache. Fr./M, 1906; Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, 4 Bde, 1920-1923; Ausgewahlte Schriften, 6 Bde, 1949; в рус. пер.: Атеизм в эпоху Великой Французской революции. Л,—M., 1924. Лит.: WeilerG. Mauthners Critique of Language. Cambr., 1970.

А. Ф. Грязное

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено схем по теме МАУТНЕР Фриц — 0

Найдено научныех статей по теме МАУТНЕР Фриц — 0

Найдено книг по теме МАУТНЕР Фриц — 0

Найдено презентаций по теме МАУТНЕР Фриц — 0

Найдено рефератов по теме МАУТНЕР Фриц — 0