МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕОРИИ

Найдено 1 определение
МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕОРИИ
Формирование и развитие массовой культуры в конце 19 — нач. 20 в. было, по сути, лишено теоретического осмысления. Интеллектуальные элиты в Европе и в США, да и в других странах мира ограничивались пренебрежительными ремарками (кино, напр., называлось «развлечением для илотов») и уничижительной критикой. Популярная беллетристика, ярмарочные представления, балаганы, увеселительные заведения, кинематограф триумфально шествовали по планете, но не считались достойным объектом для какого-либо исследования. Зарождение критической теории массовой культуры происходит в рамках социально-философских размышлений по общим проблемам социального развития, в частности обличения массового общества. Первопроходческой в этом отношении можно считать работу X. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» (1929), посвященную опасностям вторжения «толпы» в столь тонкие и чувствительные сферы, как культура и принятие политических решений. Элитарные установки автора обусловили однозначно негативную трактовку массовой культуры. Позднее это направление приобрело более отчетливо социологический характер и критика концентрировалась на выявлении тлетворного влияния «общества потребления» (и массовой культуры как его основного компонента) на духовную жизнь людей: на смену творческой индивидуальности якобы приходит «одномерный человек».
В рамках Франкфуртской школы социальных исследований существовало два различных подхода к анализу массовой культуры. Первый, аналитический, был представлен В. Бенышином («Произведение искусства в эпоху его технического воспроизведения», 1941). Рассматривая культурные последствия распространения технических искусств, допускающих тиражирование равноценных по художественному качеству и достоверности экземпляров, автор выявлял утерю «ауры» произведения искусства как уникального творения и связанные с этим фундаментальные изменения социального функционирования культуры. Собственно эстетические аспекты отчетливо обнаруживались в рамках второго — критического — подхода. В классической работе Т. Адорно и М. Хоркхаймера «Диалектика просвещения» (1948) главным объектом критики стала индустрия культуры, с которой авторы, бежавшие от фашизма в США, по сути впервые столкнулись на американском континенте. Господство массовой культуры, создающей стандартизированную продукцию на потребу рынку, с их точки зрения, приводит к тому, что современное общество утрачивает способность взращивать подлинную свободу и индивидуальность. Голливудские фильмы, радиопередачи, массовая журналистика и реклама привели к размыванию границ между «искусством» и «жизнью»; при этом существование «высокой» культуры не спасает положения, поскольку эти две половины — массовая и элитарная культуры — не складываются в единое целое.
В марксистской традиции, в частности в работах советских философов, литературоведов и искусствоведов, преобладала критика «буржуазной массовой культуры» как формы манипуляции массовым сознанием (Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура. 1978). Очевидное несовпадение обличения массовой культуры с марксистско-ленинской ориентацией на «широкие народные массы» привело к искусственному разграничению массовой культуры (буржуазной) и культуры масс (социалистической). В ряде работ (ТуровскаяМ. Герои «безгеройного времени». 1971; Paume Б. Черный роман, рус. пер. 1975) проблематика массовой культуры рассматривалась более аналитически и дифференцировано, проводилась мысль о диффузии (В. Баскаков) элитарной и массовой культур.
Внутренняя двойственность отличает и рассмотрение массовой культуры с точки зрения теорий массовой коммуникации (масс-медиа). С одной стороны, К. М. Энценсбергер и другие «левые» теоретики обличают грубость и непристойность ложного наслаждения популярной продукцией. С другой стороны, социологи и футурологи во главе с М. Маклюеном усматривают в средствах массовой коммуникации решающий механизм расширения человеческой чувственности и превращения Земного шара в «глобальную деревню».
На этой основе в 1980—90-е гг. вырастает корпус теорий глобализации культуры, в частности последствий распространения американских образцов культуры «Макдональдса» и «кока-колы» по всему миру. Оценивается этот процесс по-разному: как безусловный прогресс (американскими исследователями и авторами, связанными с «коммуникативными автострадами» и индустрией культуры), как неизбежное зло или как «культурный империализм», требующий противодействия. Отсюда французская идея исключения культуры из сферы действия рыночных механизмов и свободной международной торговли (МатларА., ДелькурКс., МатларМ. Международные рынки образов. 1993).
Т. о., в теориях массовой культуры сосуществуют две тенденции: критическая и апологетическая. Согласно первой, массовая культура — сила разрушительная, угрожающая стабильности и возможностям развития человека и общества, согласно второй — необходимый компонент модернизации, культурная составляющая демократии, правового государства и рыночной экономики.
К. Э. Разлогов

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
909.24 кб

Массовая культура: очерк теорий. У истоков

Шапинская Екатерина Николаевна
Статья является началом серии публикаций по теории массовой культуры.
Читать PDF
601.62 кб

Массовая культура: очерк теорий. Новые подходы и оценки

Шапинская Екатерина Николаевна
Статья является продолжением темы теоретического осмысления массовой культуры.
Читать PDF
55.68 кб

Теория и техника комизма и их связь с массовой культурой

Касимов Р. Х.
В статье анализируются изменения в структуре построения комических текстов на основании сравнения теоретических построений и представлений Средневековья и современности.
Читать PDF
175.69 кб

Генезис и основные характеристики современной массовой культуры (теоретический аспект)

Болокова Мариэтта Аскарбиевна
В статье рассматривается генезис российской массовой культуры.
Читать PDF
323.69 кб

Теория «Диалога культур» как философско-методологическая основа отечественного массового медиаобразо

Горбаткова О. И.
В статье рассматриваются основные положения философской концепции «диалога культур» М.М.БахтинаВ.С. Библера. Теория «диалога культур» анализируется как философская и методологическая основа отечественного медиаобразования.
Читать PDF
622.56 кб

Массовая культура: очерк теорий. «Культурные исследования»: широкое понимание культуры в cultural st

Шапинская Екатерина Николаевна
В третьей, заключительной, статье, посвященной теориям массовой культуры, рассматривается важное и актуальное в наши дни направление «культурные исследования».
Читать PDF
163.54 кб

Проблема аутоагрессии человека в современной массовой культуре: теоретический и практический аспекты

Автономова Т.П.
Статья посвящена рассмотрению проблемы аутоагрессии человека в современной массовой культуре.
Читать PDF
353.46 кб

Зарубежные и отечественные теории исследования массовой культуры в контексте определения научных пер

Двуреченская Анастасия Сергеевна, Марьина Марина Гумеровна
В данной статье комментируются итоги и перспективы исследования массовой/популярной культуры.
Читать PDF
315.48 кб

Теория массовой культуры Франкфуртской школы в контексте культурфилософской рефлексии начала 1930-х

Шумаков Владимир Игоревич
Дан сравнительный анализ культурфилософских идей начала 1930-х гг. (О. Шпенглера и Э. Юнгера) и критики массовой культуры, развиваемой представителями Франкфуртской школы.