МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Массовая коммуникация
широкое и систематичное распространение определенной информации через печать, телевидение, радио, кино, интернет и др. средства массовой коммуникации с целью активного воздействия на мнения и оценки людей, а также утверждения в обществе каких-либо ценностей и умонастроений

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Коммуникация массовая
процессы передачи социально значимой информации. Массовая коммуникация характеризуется следующими признаками: во-первых, массовой аудиторией; во-вторых, использованием технических средств (кино, телевидение и др.); в-третьих, упрощением содержания информации; в-четвертых, передачей информации одновременно по различным каналам (книгопечатание, издание газет и журналов, радио- и телетрансляции); в-пятых, доступностью информации.

Источник: Человек и общество. Культурология

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
систематическое распространение информации (через печать, Интернет, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Массовая коммуникация позволяет индивидам, включенным в сеть этих средств, установить и поддерживать связь с более широкой социальной средой, далеко выходящей за рамки их непосредственного окружения, служит мощным средством интеграции социального опыта. В условиях политико-идеологического плюрализма может эффективно задавать определенные ориентиры поведения и одновременно способствовать развитию личности.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
лат. communicare — совещаться с к.-л.) — процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие, рассредоточенные аудитории. Распространение информации с помощью М. к. является средством идеологического, политического, экономического и т. п. влияния на сознание и поведение людей, охватывая весь спектр психологического воздействия от информирования и обучения до убеждения и внушения. М. к. позволяет индивидам, включенным в сеть этих средств, установить и поддерживать связь с более широкой социальной средой, далеко выходящей за рамки их непосредственного окружения, служит мощным средством интеграции социального опыта. В условиях политико-идеологического плюрализма может эффективно задавать определенные ориентиры поведения и одновременно способствовать развитию личности.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
англ. mass communication), систематич. распространение сообщений (чepeз печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) среди численно больших, рассредоточенных . аудиторий с целью утверждения духовных ценвостей и оказания идеологич., политич., экономич. или организац, воздействия на оценки, мнения и поведение людей.
Материальной предпосылкой возникновения М. к. в 1-й пол. 20 в. стало создание технич. устройств, позволивших осуществить быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и муз. информации. Собирательно комплексы этих устройств, обслуживаемых работниками высокой проф. специализации, принято называть «средствами массовой информации и пропаганды», или «средствами М. .к.».
М. к. представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и. их получателя, связанных между собой. физич. каналом движения сообщений (печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись).
Эффективность М. к. определяется не только целями и задачами, воздействия передаваемых сообщений на людей, но и соответствием содержания и формы М. к. их постоянным и текущим информационным нуждам. Будучи мощным орудием идейно-нолитич. борьбы, социальной) управления, регулирования отношений социальных групп и распространения культуры, М. к. стала важным элементом обществ. отношений, оказывающих существ. влияние на ее содержание и формы, на своеобразие идеологич., политич. и иной пропаганды. В условиях капитализма цели М. к., выступающей в качестве орудия господствующего класса, определяются задачами апологетики строя социальной несправедливости, извращения сознания личности с помощью манипуляторских, приемов и «массовой культуры». В социалистич. обществе М. к. призвана укреплять идейное и Модальнополитич. единство общества, бороться с бурж. идеологией И пропагандой, служить воспитанию гармонистически развитой личности.
Социология и психология М. к., возникшие в 20-х гг. 20 в., изучают структуру, закономерности и эффективность деятельности систем М. к., функционирование отд. ее элементов, их взаимодействие. Теория и методология исследования М. к. в марксистско-ленинской и бурж. социологии определяются принципиальными различием их целей и задач.

Источник: Советский философский словарь

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ
(лат. communicatio — сообщение) — категория, отмечающая новые качества и особенности, которые приобрели процессы хранения и передачи информации в современном обществе на основе новейших технологий. К. м. отличается быстрым и одновременным распространением значительного объема информации среди большого количества людей при помощи основанных на новейших технологиях средств полиграфического, экранного и звукового тиражирования. К средствам К. м. относятся кино, телевидение, видео, радио, компьютерные сети типа Интернета, и их главной особенностью является охват самых широких и разрозненных в общественной жизни групп населения. Действуя поверх национальных и государственных границ, К. м. открыла новые возможности для всеобщего распространения культурных ценностей и приобщения к ним различных социальных слоев населения в самых отдаленных уголках земного шара. Сущность К. м. в современном обществе заключается не только в быстрой передаче и тиражировании информации, но прежде всего в обеспечении необходимого приобщения каждого человека к глобальным духовным процессам. Специфическими особенностями К. м. является организованный, целенаправленный, связанный с определенными социальными институтами характер общения, не требующий непосредственной обратной связи. В настоящее время существует несколько направлений изучения К. м., среди которых можно выделить культурологический, социологический, личностно-психологический, семиотический подходы. Культурологическая трактовка проблем К. м. сложилась к середине ХХ в. в работах представителей Франкфуртской школы Т. Адорно (1903—1969) и М. Хоркхаймера (1895—1973), а также у М. Маклюэна (1911— 1980). Значение К. м. оценивалось в связи с положением человека на границе между индустриальной и постиндустриальной стадиями развития мирового сообщества и в сравнении с классической культурой. Таким образом, сложилась общая критическая направленность в оценке К. м., развитие которой связывалось с усиливающейся зависимостью человека от техники, процессов глобализации, всеобщего воздействия на него власти, официальной идеологии и культа потребления. Именно средства К. м. создают индустрию культуры, которая отрывает человека от других людей и формирует вокруг него некую виртуальную реальность, основанную на информации и образах переданных при помощи К. м. В этом плане известность приобрели некоторые положения концепции Маклюэна, который, провозгласив неизбежность торжества новых технологий в культуре, заявил, что небывалые формы коммуникации уже сами по себе являются сообщением, влияющим и на содержание получаемой при помощи К. м. информации. Эта культура, по мысли Маклюэна, имеет в первую очередь не словесный, письменный, а аудивизуальный характер, воздействуя, минуя сознание, прямо на мир эмоций и ощущений современного человека. Средства К. м. способствовали снижению значения традиционной книжной культуры и были стимулированы быстрым развитием компьютерно-информационной культуры, характеризующей мировую цивилизацию в начале ХХI в. В связи с тем, что в ХХ в. важное значение приобрела проблема трансляции разного рода социально-культурной информации и получения нового знания при помощи средств К. м., отечественные ученые (напр., И. Яковлев, Е. Щелкунова) заявляют о необходимости создания науки о коммуникации — коммуникологии. См. также Коммуникация.

Источник: Введение в теорию и историю культуры. Словарь.

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ
один из видов коммуникации (наряду с межличностной и публичной), состоящий в распространении информации в широком пространственно-временном диапазоне в расчете на массовую аудиторию. Коммуникатором в системе массовой коммуникации в большинстве случаев выступают социальные институты, собирательно именуемые средствами массовой информации (СМИ: редакции газет и журналов, издательства, телевизионные и радиовещательные компании, рекламные агентства, фирмы «паблик рилейшнз» и т. д.), персонал которых занят поиском, сбором, созданием, переработкой и распространением информации. Процесс создания информации носит достаточно централизованный характер, исходящие информационные потоки локализованы по своему источнику, информация распространяется систематически и целенаправленно. Информационные продукты, распространяемые по каналам массовой коммуникации, разнообразны по содержанию и форме, создаются с целью осведомления, просвещения, развлечения аудитории, внедрения в массовое сознание тех или иных установок, ценностей, норм, побуждения людей к совершению определенных действий и поступков.
Каналами массовых коммуникаций служат электронные и печатные средства тиражирования и передачи информационных продуктов (телевидение, радиовешание, кинематограф, компьютерные сети, периодическая печать, книгоиздание, аудиои визуальные средства информации и рекламы и т, д.). Становление феномена массовой коммуникации часто связывают с развитием технических средств производства и распространения информации, сформировавшихся в мощную индустрию. Качественно новая ситуация в системе массовых коммуникаций сложилась в связи с глобализацией и универсализацией коммуникативного пространства на основе компьютерных систем и сетей (см. Информационное общество). Такое пространство сочетает в себе элементы массовой, публичной и межличностной коммуникации, отдельные виды средств передачи информации (видео-, аудио- и печатные средства и носители информации), создают возможность для немедленной обратной связи, превращая однонаправленную коммуникацию в непосредственный диалог.
Аудиторию массовой коммуникации отличают следующие признаки: социальная неоднородность, рассредоточенность в пространственно-временном отношении и потенциальная неограниченность, анонимность для коммуникатора. Воздействие массовой коммуникации на аудиторию может проявляться в виде изменений в системе ценностей, норм, установок, устремлений, потребностей и интересов людей, в их социальном самочувствии и эмоциональном состоянии, в их поведении. Эффект, произведенный в сознании и поведении аудитории, соответствует намерениям коммуникатора в большей или меньшей степени и зависит от многих факторов, связанных с функционированием каждого из участников и элементов коммуникации. Обратная связь носит, как правило, отсроченный характер, однако с развитием электронных средств массовой коммуникации получают распространение интерактивные формы (напр., телевизионные опросы).
Социальное значение массовой коммуникации состоит в том, что она как бы удваивает действительность, создавая вторую, символическую, виртуальную реальность, которая не просто отображает «живую» реальность, но во многом и замещает ее. Огношение аудитории к действительному миру оказывается опосредствованным символической картиной мира, а отношение этой картины кдействигельности опосредствовано коммуникатором. Как форма социального общения массовая коммуникация в принципе способствует интеграции общества, однако это положение нельзя толковать однозначно. Средства массовой информации создают различные картины для различных аудиторий, усиливая тем самым социальную дифференциацию.
Массовая коммуникация тесно связана с межличностной и публичной. Распространение информации имеет в принципе вид расширяющегося и разветвляющегося потока: из локального источника по каналам массовой коммуникации — к активной и заинтересованной в получении информации части потенциальной аудитории («лидерам мнения») и от них по межличностным, внутригрупповым, публичным каналам — к остальным членам группы или участникам общения. Для последних отношение полученной информации к действительности будет опосредствовано многоуровневой системой передачи сведений и осложнено сопровождающим ее мнением «информационного лидера» группы.
В. М. Быченков

Источник: Новая философская энциклопедия

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
разновидность социальной коммуникации, которая осуществляется на уровне общества в целом, в отличие от таких видов социальной коммуникации, как внутриинституциональная (на уровне социальных институтов, организаций), межи внутригрупповая (на уровне групп различного типа) и интерперсональная коммуникация (интеракция). М. к. - это процесс, в ходе которого специфически организованные институты (организации) посредством технических средств производят и передают послания большой, гетерогенной и рассеянной в пространстве аудитории. Процесс М. к. носит однонаправленный и внеличностный характер, поскольку институционально организованный отправитель удален от своего потенциального адресата; при этом необходимая для эффективной коммуникации обратная связь обеспечивается посредством дополнительных специальных исследовательских организаций.
М. к. осуществляется при помощи средств массовой коммуникации, под которыми понимаются институционально организованные и использующие технические средства отправители посланий (в отечественной литературе более распространен термин "СМИ" - "средства массовой информации", а в англоязычной литературе - "масс-медиа"). Средства М. к. не следует отождествлять с самими техническими средствами, обеспечивающими трансляцию информации большой и рассеянной в пространстве аудитории.
К средствам М. к. относятся пресса, электронные средства М. к. - радио и телевидение, а также кинематограф. Ряд исследователей относит к средствам М. к. шоу-бизнес в полном его объеме. От средств М. к. следует отличать технические средства, опосредующие интерперсональную коммуникацию (телеграф, телефон), а также телематику (термин образован путем сложения слов "телевидение" и "информатика"; другой вариант - "компьюникация", образованный от "компьютер" и "коммуникация", - получил гораздо меньшее распространение). Под "телематикой" понимаются технические средства, обеспечивающие получателю независимость от отправителя, возможность свободного выбора посланий и (или) непосредственную обратную связь с отправителем (видеомагнитофон, персональный компьютер, факс, модем и т. п.).
Важнейшим средством М. к. считается пресса. С момента своего возникновения в конце XVII в. пресса носила элитарный характер и, строго говоря, не являлась средством М. к., а была средством меж- и внутригрупповой коммуникации социальной элиты (классический пример - лондонская "Тайме"). В 30-е гг. XIX в. появляются первые массовые газеты - американская "пенни-пресса" (нью-йоркская "Сан"). Массовая пресса современного типа окончательно складывается к концу XIX в. Следует выделить англо-американскую традицию государственного невмешательства в функционирование прессы (в классической форме сформулированную в Первой поправке к Конституции США - "Конгресс не должен издавать законов..., ограничивающих свободу слова или печати"). Идеология невмешательства здесь эволюционировала от принципа свободной конкуренции на рынке идей (в духе эссе "О свободе" Дж. Ст. Милля) до теории социальной ответственности прессы перед обществом, предполагающей этическую саморегуляцию журналистского сообщества. Европейская, в т. ч. российская, традиция изначально исходила из необходимости той или иной степени государственного контроля (цензуры) над прессой.
Возникнув в конце XIX в. как сугубо техническое средство дальней связи ("беспроволочный телеграф"), радио превращается в средство М. к. только после первой мировой войны, в 20-е гг. XX в. Это неожиданное для современников превращение имело под собой как чисто коммерческие (потребность производителей в рынке сбыта радиоприемников), так и идеологические причины (резкое увеличение значимости пропаганды после первой мировой войны). Первые были более характерны для США (радиовещание здесь было изначально сугубо коммерческим предприятием), вторые - для Европы и Советской России (где радиовещание сразу стало прерогативой государства). Именно поэтому государственный контроль над радиовещанием в США носил в основном технический характер (Федеральная Комиссия по Радиовещанию контролировала распределение частот вещания и боролась с монополизацией), а в Европе и России - содержательный и идеологический.
Первые попытки организовать телевизионное вещание (как в США, так и в Европе) относятся к 30-м гг. XX в., однако массовому распространению телевидения воспрепятствовала вторая мировая война. С конца 40-х гг. начинается экспоненциальный рост телевещания и массовое внедрение телевизионных приемников в повседневный быт. Быстрее всего телевидение развивалось в США (как чисто коммерческая структура на средства крупнейших радиокорпораций, впоследствии образовавших три гигантские телевизионные сети - "NBC", "CBS", "ABC"). В Европе этот процесс шел примерно с десятилетним опозданием, а в СССР запаздывание было еще большим (причем, в Европе телевидение было общественным и государственным - "ВВС", "ARD"). К началу 60-х гг. телевидение становится главным средством М. к., серьезно потеснив радио и прессу. В 80-е гг. массовое распространение в США, а затем в Европе получают спутниковое вещание и кабельное телевидение.
С начала XX в. М. к. становится предметом теоретической рефлексии. Однако в отличие от западноевропейской социологии, в которой проблематика М. к. была одним из подразделов теорий идеологии и массового общества, в США изучение М. к. с самого начала имеет тенденцию к становлению в самостоятельную научную дисциплину - "теорию массовой коммуникации". Основоположниками американских исследований М. к. считаются представители Чикагской школы (Дж. Дьюи, Ч. X. Кули, Р. Парк и Дж. Г. Мид), а также известный американский журналист У. Липпман ("Общественное мнение", 1922). Окончательное становление "теории массовой коммуникации" как научной дисциплины произошло в 50-е гг. XX в. и связано с именами четырех "отцов-основателей" - П. Лазарсфельаом, Г. Ласуэллом, К. Левином и К. Ховлэндом (первые социологи, последние - социальные психологи). Исследования этих ученых были сосредоточены на эмпирическом изучении воздействия ("effects"; М. к. на поведение отдельных индивидов).
В рамках данного подхода была Формулирована классическая модель исследования коммуникативного процеса Г. Лассуэлла ("Кто сообщает, что, кощу через какой канал и с каким эффектом"), выстроена "многоступенчатая модель коммуникации" (П. Лазарсфельд, Э Кац, У. Шрамм), открыт "эффект привратника" (К. Левин) и изучены некоторые психологические аспекты пропагандистского воздействия (К. Ховлэнд). Итоги тридцатилетних эмпирических исследований в этом направлении были подведены в классической работе Дж. Клэппера "Эффекты массовой коммуникации" (1961). В дальнейшем произошло расширение поля исследований, которые распространились, в т. ч., на изучение кумулятивного эффекта воздействия М. к. на общество и тех способов, которыми посредством М. к. конструируется социальная реальность. Предпосылки данного направления были заложены К. и Г. Лэнг (ст. "Уникальная перспектива телевидения и ее эффекты", 1953). В 70 - 80-е гг. в рамках этого направления складываются такие теории, как "теория установки повестки дня" (М. Е. Мак-Комбс и Д. Л. Шоу), "теория культивации" (Дж. Гербнер), "теория разрушения социального пространства" (Дж. Мейерович), теория "логики медиа" (Д. Л. Олтейд и Р. П. Сноу) и "теория системной зависимости медиа" (М. Л. де Флер и С. Дж. Болл-Рокич). Наряду с развитием вышеперечисленных теорий, к анализу М. к. стали применяться методы теории дискурса (конверсационного анализа) и теории нарратива.
От научной дисциплины - "теории массовой коммуникации" - следует отличать "коммуникативную футурологию", описывающую социальные последствия развития М. к. в обществе в духе утопии "великого сообщества" ("great community"). Виднейшим представителем данного направления является М. Мак-Люэн.
Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг

Источник: Современный философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
149.76 кб

Музыкально-массовая коммуникация

Ракич Даниэла
В статье раскрывается роль средств массовой информации в музыкальной культуре Сербии. Автор обращает внимание на коммуникации с исполнительoм через средства массовой информации, средства массовой коммуникации.
Читать PDF
72.49 кб

Социология массовых коммуникаций

Полуэхтова Ирина Анатольевна
Статья рассматривает понятие «социология массовых коммуникаций».
Читать PDF
462.38 кб

Средства массовой коммуникации и терроризм

Глухарев Дмитрий Сергеевич
Появление феномена «массовой культуры» привело к изменению функции СМИ. Функция развлекательная стала более важной, чем функция информирования. СМИ формируют общественное мнение, манипулируя новостными фактами.
Читать PDF
277.82 кб

Идентичность в системе массовой коммуникации

Коновалова Ольга Васильевна
В статье исследуются направления построения культурной, национальной, этнической идентичности в информационном пространстве, которое обладают моделирующей функцией, способностью видоизменять процессы становления личности, оказывая
Читать PDF
148.39 кб

Массовая коммуникация как социальный институт

Красникова Марина Александровна
Статья посвящена оценке роли средств массовой коммуникации. Анализируется влияние на сознание людей массовой коммуникации, использование ее политическими субъектами в своих интересах
Читать PDF
108.36 кб

Телевидение как средство массовых коммуникаций

Попова Татьяна Владимировна
В статье автором рассматриваются основы функционирования телевидения, вопросов его взаимодействия с широкой аудиторией, являющиеся особо важными и потому, что за последние годы в телевизионные редакции пришли новые кадры, свободны
Читать PDF
182.81 кб

Медиаобразы в массовой политической коммуникации

Корженева Ольга Вадимовна
В статье исследуется процесс формирования медиаобразов в информационном пространстве.
Читать PDF
531.47 кб

Имидж политика в структуре массовой коммуникации

Блудова Анна Георгиевна
В данной статье рассматривается имидж политика в системе массовой коммуникации, в условиях когда в коммуникативной среде доминирует личностный фактор и проблема выбора политического лидера решается большинством электората не на ос
Читать PDF
87.00 кб

Социальные модели в теориях массовых коммуникаций

Мироненко Алексей Алексеевич, Мироненко Надежда Викторовна
Теории массовых коммуникаций исторически складывались и до сих пор формируются из научных подходов, позиций и исследований многих ученых.
Читать PDF
386.66 кб

Теория массовой коммуникации как открытая система

Березин Валерий Матвеевич
В статье разрабатываются пути рассмотрения теории массовой коммуникации, включая ее современные направления как открытой системы, вбирающей как западные и отечественные, так и восточные концепции и подходы.
Читать PDF
182.17 кб

Культурная роль современной массовой коммуникации

Мирошников Ю.И.
Читать PDF
203.39 кб

Понятие, сущность и функции массовой коммуникации

Геворкян А. Э.
Читать PDF
991.51 кб

Массовые коммуникации и коллективная идентичность

Дубин Борис
The article examines the institutional mechanisms of maintenance and reproduction of collective identity of Russian society and first of all, mass media activity and also the changes in public composition, attitudes and evaluation
Читать PDF
260.26 кб

Средства массовых коммуникаций в структуре общения

Волкова А. И.
Читать PDF
859.79 кб

Политические аспекты контроля массовой коммуникации

Кибардина Людмила Николаевна
В статье рассматриваются основные политические аспекты контроля массовой коммуникации, основанием которых является исторически присущий обществу тип идеологии, соотношение общества, государства и личности.

Похожие термины:

  • ИСКУССТВО И МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    от лат. communico— связываю, общаюсь).— Распространение средств М. к.— периодической печати, звукозаписи, кино, радио, телевидения и др.—существенно изменило худож. жизнь об-ва в XX в. Эти средства позво