МАСЛОУ Абрахам ХарольдМАСОНСТВО В РОССИИ

МАСОНСТВО

Найдено 4 определения термина МАСОНСТВО

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Масонство

фр. – вольный каменщик) – религиозно-этическое движение, возникло в ХVIII в. а Англии, распространилось во многих странах, в том числе России. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Масонство

франкмасонство, от фр. franc macon - вольный каменщик) - тайное религиозно-философское течение. Возникло в Великобритании в начале 18 века, откуда быстро распространилось по многим странам. Почитая Бога как великого архитектора мира, масоны пытались постичь некое сокровенное знание зашифрованное, по их мнению, в текстах Священного Писания. В поисках последней истины они обращались к древним преданиям, оккультным наукам, теософии и эзотерическому знанию. Разнообразие масонских систем и теорий объединяла утопическая идея религиозного братства всех людей (независимо от их происхождения и вероисповедания), идея личного самосовершенствования, а также неустанное богопознание и богоискательство. Масон - последователь масонства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

МАСОНСТВО

франкмасонство (от франц. franc ma?on – вольный каменщик), – междунар. религ.-филос. течение. Возникло в Англии в 18 в., быстро распространилось в Европе и Америке. Ритуальная символика и организац. формы масонских лож заимствованы от ср.-век. цеховых братств каменщиков – строителей храмов. В раннем англ. М. широко представлены бурж. элементы. Затем в европ. ложах усиливается влияние дворянских элементов; ложи строятся по строго иерархич. принципу. Для либерально-консервативной идеологии М. типичны определенные формы протеста против обществ. несправедливости, религ. нетерпимости и одновременно – аполитичность, проповедь покорности властям. Обществ. борьбе как средству обществ. преобразований М. противопоставляет нравств.-религ. самосовершенствование человека, обществ. равенству – взаимопомощь, любовь между членами лож. В масонском движении 18 в. участвовали мн. просветители (Вольтер, Лессинг, Гердер, Франклин и др.), думавшие найти в нем воплощение принципов гуманизма. Система филос. идей М. не является единой и цельной. В англ. М. доминирует в 18 в. деизм, на европ. континенте – мистич. системы (Сен-Мартен, Сведенборг, Лафатер и др.), пытающиеся противопоставить рационализму и материализму 18 в. обновленные аргументы гностиков (см. Гностицизм), Беме, Парацельса, каббалы. В наст. время М. распространено в США (ок. 4 млн. членов лож) и Зап. Европе (Великобритания, Дания, Финляндия, Швеция и др.). В 1952 под юрисдикцией трех старейших Великих лож – английской, ирландской и скандинавской – насчитывалось почти 9000 масонских орг-ций. Масонство в России получило широкое распространение в 70–80-е гг. 18 в. в связи с кризисом рус. Просвещения после поражения крест. войны 1773–75 и начавшейся дворянской реакцией на франц. философию. Масонские ложи в эти годы насчитывают до 2500 чел. (данные Г. В. Вернадского); масоны издают обширную лит-ру, ряд журналов ("Утренний свет", 1777–80; "Вечерняя заря", 1782; "Покоящийся трудолюбец", 1784–85, и др.). В 1792 Екатерина II запрещает масонские орг-ции, к-рые вновь возрождаются при Александре I, когда издаются журн. "Сионский вестник" (1806, 1817–18), "Друг юношества" (1807–15). После Отечеств. войны 1812 в масонских ложах участвуют мн. прогрессивные офицеры, пытаясь использовать для своих целей их организац. структуру. В 1822 масонские орг-ции были закрыты указом о "тайных обществах". Борьбу с материализмом рус. М. начало с пропаганды умеренных религ.-этич. систем нем. идеалистов (Мендельсон, Геллерт), сочинений антич. авторов и христ. моралистов (Платон, Паскаль, Юнг и др.). В нач. 80-х гг. под влиянием розенкрейцеров – наиболее реакц. ветви нем. М. – идеология рус. М. принимает характер откровенного обскурантизма. Начинается разработка и пропаганда систем Беме, Сен-Мартена, Сведенборга, открытая борьба с науч. познанием. Логич. завершением начатой еще в 70-е гг. борьбы с франц. вольномыслием явились в конце 80 – нач. 90-х гг. масонские "опровержения" политич. идей франц. революции, социологич. теорий Руссо, Гельвеция. Участие в рус. масонском движении просветителя Н. Новикова, оппозиционно настроенных дворян хотя и внесло нек-рые гуманистич. мотивы в масонскую журналистику, элементы скептицизма в масонскую философию (см. журн. "Утренний свет" и "Покоящийся трудолюбец"), однако не изменило в целом консервативного характера идеологии М.; напротив, влияние М. сузило вскоре рамки просветительской деятельности Новикова; из его произведений исчезают антикрепостнич. мотивы, с сер. 80-х гг. писатель все больше уходит в мистику. Осн. представители рус. М.: И. Е. Шварц (ум. в 1782) – основоположник мистич. направления в рус. философии; Лопухин – автор ряда филиппик против энциклопедистов; С. И .Гамалея, И. П. Тургенев – переводчики на рус. язык сочинений Беме, И. Масона, Сен-Мартена, Арндта; Кутузов – пропагандист нем. идеалистич. философии в России, и др. М. являлось одним из гл. идейных противников формирующейся в России материалистич. мысли. Борьбе против масонского обскурантизма посвятил свой труд Батурин, резко выступали против масонских "бредоумствований" Радищев и др. Лит.: ?лехaнов Г. В., История рус. обществ. мысли, ч. 3, Соч., т. 22, М.–Л., 1925; ?индель И. Г., История франк- М. от возникновения его до настоящего времени, пер. с нем., т. 1–2, СПБ, 1872–74; М. в его прошлом и настоящем, под ред. С. П. Мельгунова и Н. П. Сидорова, т. 1–2, М.–П., 1914–15; Барсков Я. Л., Переписка моск. масонов XVIII-го в. 1780–1792 гг., П., 1915; ?ыпин А. Н., Рус. М. XVIII и первая четверть XIX в., П., 1916; Вернадский Г. В., Рус. М. в царствование Екатерины II, П., 1917; Гуковский Г. ?., Рус. лит-ра XVIII в., М., 1989, с. 293–303, Лотман Ю. М., Из истории лит.-обществ. борьбы 80-х гг. XVIII в. А. Н. Радищев и А. М. Кутузов, в кн.: Радищев. Статьи и материалы, Л., 1950; Maкогоненко Г., Николай Новиков и рус. просвещение XVIII в., М.–Л., 1952; ?лимак Е. Г., Масонская реакция против материализма в России, "Вопр. философии", 1957, No 2; его же, Из истории борьбы материализма и идеализма в XVIII в. (Батурин и Сен-Мартен), "Вестн. истории мировой культуры", 1960, No 4; Gould R. F., History of freemasonry..., v. 1–6, N. Y., 1936, new ed., v. 1, L., 1951. E. Плимак. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАСОНСТВО

франкмасонство; от фр. Franc mason - букв, вольный каменщик) - религиозно-нравственное движение, возникло в нач. XVIII в. в Великобритании и распространилось во мн. странах, в т. ч. России. Провозглашало идеалы наднационального духовного братства, веротерпимости, самосовершенствования человека и человечества. В разные исторические периоды носило секретный или полусекретный характер. Общая черта многообразных течений М. - претензия на обладание подлинным эзотерическим знанием и соответствующей ему практикой, происхождение к-рых чаще всего связывается с дохристианским и даже доисторическим (райским) периодом существования человека. Уже в 1-й четверти XVIII в. из Англии проникает на Европейский континент и вскоре распространяется в России, где для этого складываются благоприятные условия. В послепетровский период с ускорением нарастают процессы секуляризации, усиливается денационализация образованности и духовной жизни правящего сословия, в силу мн. причин снижается авторитет и влияние православной церкви. В этих обстоятельствах рус. дворянство видело в М. идейный противовес поверхностному "вольтерьянству" и безбожию. С учреждения первой ложи в 1731 г. и до запрещения в 1822 г. рус. М. пережило этап относительно легального существования, адаптируясь к особенностям российской действительности. К исходу 70-х гг. XVIII в. почти все известные дворянские фамилии имели в М. своего представителя. Ложи открывались не только в Петербурге и Москве, но и во мн. провинциальных городах. В число "вольных каменщиков" входили государственные деятели, придворные, такие историки и писатели, как И. Н. Болтин, Щербатов, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Карамзин, Новиков, педагоги и воспитанники Шляхетского кадетского корпуса, проф. и студенты Московского ун-та, Академии художеств. Они издавали свои журналы, переводные и оригинальные масонские соч., для чего усилиями Новикова, Лопухина, С. И. Гамалея была учреждена "Типографическая компания". В 50-70-е гг. XVIII в. деятельность лож носила формальный характер; западноевропейские масоны разрешали своим рус. "братьям" совершать т. наз. "работы" лишь в первых трех степенях посвещения - ученик, товарищ, мастер. Культивировались традиционные христианские добродетели, филантропия, доминировало масонское обрядоверие. В те годы разные страны - метрополии, а также конкурирующие в них эзотерические школы не без определенного политического расчета стремились утвердить в России свою версию М. Большим влиянием пользовался союз лож под руководством И. П. Елагина. В 1772 г. Верховной ложей Англии он был утвержден в качестве Великого Провинциального мастера для России. Однако наиболее творчески одаренная, ориентированная на серьезные религиозно-философские и нравственные проблемы часть рус. масонерии, стремясь к высшему знанию, критически оценивала популярное М. Перепробовав англ.. шведские, фр., нем. системы, вступая в смешанные союзы (напр., союз 1776 г. Елагина и Рейхеля), мн. в конечном счете испытывали разочарование. И лишь с 1781 г., когда в Москве была создана "сиентифическая" (научная) ложа второй ступени "Гармония", объединяющая узкий круг идейных лидеров отечественного М. (Новиков, Н. Трубецкой, Херасков, И. П. Тургенев, А. М. Кутузов, Лопухин, Гамалея), начинается новый этап его развития. Гл. обр. благодаря усилиям Шварца, также вошедшего в этот круг, состоялись контакты с нем. мистиком Вельнером, посвятившим русских в тайны "истинного масонства" - розенкрейцерства и в "теоретический градус Соломонских наук". Именно из среды московских розенкрейцеров исходили религиозно-философские идеи, определившие образ рус. М. XVIII - нач. XIX столетий. На общемасонском съезде в Вильгельмсбаде (1782) Россия получила статус особой 8-й Провинции, т. е. относительную независимость от западноевропейских лож. В эти годы значительно возрастает творческая, пропагандистская, издательская активность "вольных каменщиков". Соч. Лопухина, лекции Шварца, журналы и статьи Новикова получают известность и широко обсуждаются. Однако к исходу 80-х гг. "работы" московских масонов были временно прекращены. Православная церковь осуждала это новомодное аристократическое увлечение, как "дворянский раскол" и гностическую ересь, несмотря на сочувственное отношение к нему нек-рых иерархов (московского митрополита Платона, священника М. Десницкого) и даже на то, что в то время мн. члены Святейшего Синода были масонами. Тайный характер деятельности, не всегда контролируемые правительством европейские связи, участие нек-рых течений "вольных каменщиков" в революционных событиях во Франции, наконец, влияние на наследника престола - все это побудило Екатерину II начать преследование масонов. Более других пострадал Новиков. Он был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость. Частичная реабилитация "вольных каменщиков" после смерти императрицы не привела к сколь-нибудь значительному оживлению их деятельности. И только с воцарением Александра I для рус. М. наступили более благоприятные времена. Традиции розенкрейцерства продолжали масоны новой волны: И. А. Поздеев, А. Ф. Лабзин - руководитель весьма авторитетной петербургской ложи "Умирающего сфинкса", активизировали "работу" масоны шведской системы, в 1803 г. в Москве учреждается влиятельная ложа "Нептуна" под председательством П. И. Голенищева-Кутузова - будущего куратора Московского ун-та. Франкмасонство во главе с А. А. Жеребцовым и графом М. Ю. Виельгорским объединяло представителей самых высших придворных кругов, в т. ч. великого князя Константина, А. X. Бенкендорфа, позднее шефа жандармов, В. Л. Пушкина и др. Ученики Новикова - А. Ф. Лабзин и М. Н. Невзоров - продолжили его деятельность но изданию книг религиозно-мистического содержания, выпускали журн.: "Сионский вестник" (1806) и "Друг юношества" (1807). Кроме того, в розенкрейцерских об-вах, прежде всего у А. Ф. Лабзина и графа Грабянко, изучались магия, "традиционные науки", в т. ч. алхимия. Немалой известностью пользовалась ложа И. А. Фесслера - преподавателя древнееврейского языка в Петербургской духовной академии. В нее был принят министр Сперанский, по нек-рым свидетельствам, вынашивавший планы повысить образовательный уровень рус. духовенства с помощью "царственного искусства" "вольных каменщиков". Не без влияния активного противника М. архимандрита Фотия Александр I своим рескриптом (1822) запретил деятельность всех тайных организаций в России, что было в дальнейшем подтверждено распоряжением Николая I. Общественно-политические взгляды большинства рус. масонов отличались консерватизмом, иногда в его крайних формах (Лопухин, П. И. Голенищев-Кутузов). Идея социально-исторического прогресса рассматривалась как вредная иллюзия, поселившаяся в умах в эпоху нового времени и призванная затушевать всеобщую духовную и нравственную деградацию. В частной переписке и печатных работах они выступали за незыблемость основ самодержавной власти, сохранение сословий и крепостного права. Их идеал - отрешенный от мира мудрец, занятый поясками "внутреннего света", к-рый должен в своей внешней жизни быть образцом законопослушания, подчиняясь церковной и светской власти. Идеи же политизированного М. левого направления развивались в России зачастую вне их специфической масонской атрибутики. В масонских уставах безусловно доминировал космополитизм: "Вселенная есть отечество Каменщика; Каменщик - гражданин мира". Однако принципы религиозного универсализма, особенно после Отечественной войны 1812 г., подвергались в рус. М. своеобразному видоизменению. Лопухин, И. А. Поздеев, М. И. Невзоров, фельдмаршал М. И. Кутузов (посвященный в 7-ю степень шведского М.) словом и делом доказывали, что любовь к своему Отечеству и его защита от внешних врагов важнее абстрактных принципов интернационального масонского братства. Не отрицая наличия зла и неправды в социальной жизни, рус. розенкрейцеры полагали, что бороться с ними следует гл. обр. путем построения в каждой личности внутреннего духовного храма. Религиозно-философская концепция человека занимает центральное место в масонском учении. Миропознание - только преддверие к самопознанию. С другой стороны, тайны мира и Бога могут раскрыться лишь самосознающему человеку, к-рый обуздал в себе греховные помыслы, прежде всего "люциферову самость" (гордыню), и с помощью масонских работ овладел эзотерическим знанием. Рус. розенкрейцеры черпали его в соч. мистиков и теософов, стоявших вне прямой церковно-христианской традиции: Ф. Парацельса, Я. Беме, Э. Сведенборга, Ф. Этингера, К. Эккартсгаузена, Л. К. Сен-Мартена. Их привлекали полуеретические, обновленческие течения в христианстве, стремившиеся к углублению веры и возрождению религиозного чувства: квиетизм, квакерство, пиетизм и др. Большой интерес вызвали также древнейшие религии Ближнего и Среднего Востока, античные мистерии, иудейский эзотериэм, сакральные традиции Индии и Китая. Согласно масонской антропологии, существуют три качественно различные формы человеческого бытия, как и три типа человека, каждый из к-рых имеет особый онтологический статус. Бог сотворил Первоадама как существо бессмертное, блаженное, наделенное свободой воли. Его дух, душа, тело в их изначальной гармонии подчинялись "Духу Божию" и его воле. Человек Эдема (рая) обладал небесной премудростью и безграничными познавательными возможностями. После грехопадения и изгнания из рая "натура" его перерождается, складывается новый тип человека - ветхий Адам, уже не имеющий непосредственной связи с Богом. Отныне его существование сопровождает "бедственная временность" (Лопухин), страдания, смерть, дух и душа попадают в зависимость от тела. Ветхий Адам - это преимущественно "плотяной" (плотский) человек. Резко возросшее значение материальной жизни и чувственного опыта искажают процесс познания. Поэтому знания ветхого Адама всегда гипотетичны и несовершенны. "Где одна вероятность, там истинный разум не может находить полного уверения" (Записки сенатора И. В. Лопухина. М., 1990. С. 76). С т. зр. рус. М., сенсуализм, "оледеняющий деизм", ведущий к безбожию, утрата абсолютных нравственных ценностей - это предельное выражение падшего состояния человека. Истинное просвещение, в противовес этому, состоит в теоретической и духовно-практической работе по возвращению ветхого Адама ("дикий камень") в состояние Первоадама ("совершенный многогранник") с помощью нового Адама - Богочеловека. Реализации этой цели были подчинены масонские обряды, молитвы, символы, посвятительские практики. Те розенкрейцеры, к-рые тяготели к вневероисповедной мистике, были убеждены, что человек в своей земной жизни способен "центрально слиться" с Богом, достичь богочеловеческой стадии развития, как это делали пророки и религиозные реформаторы до Христа, великие теософы и алхимики - после.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Русская философия: словарь

Найдено схем по теме МАСОНСТВО — 0

Найдено научныех статей по теме МАСОНСТВО — 0

Найдено книг по теме МАСОНСТВО — 0

Найдено презентаций по теме МАСОНСТВО — 0

Найдено рефератов по теме МАСОНСТВО — 0