МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ
итал. политик и философ. В гл. соч. «Защитник мира» (1324) выступил против притязаний папства на светскую власть. Считал, что светское гос-во возникло в результате обществ, договора; отделял политику от теологии, защищал веротерпимость. Был отлучен от церкви и заочно приговорен к сожжению (1327).

Источник: Атеистический словарь

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ
(Marsilio da Padova) — итальянский классик философии государства; р. ок. 1275 (Падуя) — ум. 1343; политический и религиозный реформатор, сторонник номинализма. Будучи продолжателем светского учения о государстве Уильяма Оккама, Марсилий Падуанский развил индивидуалистические взгляды позднего средневековья до идеи о всемогуществе государства. В утилитаристско-номиналистическом обосновании теории государства он использовал аристотелевские формы понятий, а также учение Эпикура о государственном договоре. Осн. соч.: Defensor pacis (1324), 1522, 1913; Defensor minor (1343), 1922; Tractatus de translatione imperii (1343), 1383—1391; Opus insigne cui titulum fecit autor Defensorum pacis, 1522.
Stieglitz. Die Staatstheorie des M., 1914; B. Geissei. Die kirchenpolit. Lehre des M., 1926; G. D. Lagarde. La naissance de l’esprit laïque au déclin du moyen âge II: M. de R, Saint-Paul-Trois-Châteaux, 1934; W. SchneiderWindmüller. Staat u. Kirche im Defensor pacis des M., 1934; H. Segall. Der «Defensor pacis» des M., 1957; G. Piaia. M. da P nella Riforma e nella Controriforma. Padua, 1977.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ
Marsilio da Padova) (р. между 1275 и 1280 – ум. 1342) – итал. ученый, врач, философ, политик и государствовед. Учился в Падуе, Орлеане и Париже. В 1312 избран ректором Париж. ун-та. За смелую критику папства и открытую поддержку императора Людвига Баварского в борьбе против папы Иоанна XXII (в этом отношении М. П. – соратник Оккама) М. П. был объявлен "величайшим еретиком", отлучен от церкви и заочно приговорен к смертной казни на костре (1327). Взгляды М. П. проникнуты скептич. отношением к офиц. теологии. Считая сверхчувств. мир существующим, но недоказуемым, он придерживался теории двойственной истины. Отсюда вытекало оправдание им вслед за Оккамом сомнений в догматах религии. Отделяя политику от теологии, М. П. был одним из первых теоретиков, отстаивавшим мысль о светском характере гос-ва, не зависящего от церкви по самой своей природе и возникшего из обществ. договора. Целью гос-ва являются достижения материального благополучия граждан и обеспечение им досуга для умств. деятельности. Согласно взглядам М. П., монарха, осуществляющего гос. власть, избирает народ, под к-рым, однако, он понимал зажиточные сословия. За плохое управление монарх может быть наказан и отстранен от власти. М. П. сохранял сословное деление общества, требуя для всех сословий (в число к-рых не входило крестьянство) свободы и равенства политич. прав. М. П. впервые вводил разделение власти на законодательную и исполнительную. Правомерность имуществ. и политич. неравенства он обосновывал ссылкой на природные различия в умств. и моральном уровне людей. В своем гл. соч. "Защитник мира" ("Defensor pacis" 1324, опубл. 1522; Hannover, 1932–33, пер. на англ. яз., в кн. A. Gewirth, Marsilius of Padua, v. 2, 1956). ?. П. резко нападал на тиранич. наследств. власть королей и отвергал светскую власть папства. Борьбу против папства он считал условием всеобщего мира и образования нац. гос-ва. Требуя веротерпимости, он признавал необходимость религии как "воспитательной силы", к-рую нужно поставить на службу гос-ву. М. П. требовал сведения роли священников, избираемых прихожанами, к роли "духовных врачей" своей паствы. Этими идеями он оказал влияние на деятелей Реформации. Лит.: Чичерин В., История политич. учений, ч. 1, М., 1869; Книга для чтения по истории Средних веков, под ред. П. Виноградова, вып. 4, 4 изд., М., 1914, с. 1–10; Лернер И. Я., Политич. идеи М. П., М., 1946 (дисс); История политич. учений, М., 1955, с. 99, 111–12; Battaglia F., Marsilio de Padova e la filosofia politica del medioevo, Firenze, 1928; Schneider-Windm?ller W., Staat und Kirche im "Defensor pacis" des Marsilius von Padova, Bonn, 1934; Passerin d´Entreves ?., The medieval contribution to political thought: Thomas Aquinas, Marsilius of Padua, Richard Hooker, Oxf., 1939; Сhecchini ?., Interpretazione storica di Marsilio, Padova, 1942; De Simone G., Le dottrine politiche di Marsilio da Padova, Roma, 1942; Lagarde G., Naissance de l´esprit la?que au d?clin du Moyen Age, v. 2, [P., 1948 ]; Gewirth ?., Marsilius of Padua, the defender of peace, v. 1–2, N. Y., 1956. 3. Мелещенко. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ
MaisiliusPatavensis)(1275/ 89 — 1342/43) — средневековый политический философ, теоретик светского государства. Учился в университетах Падуи, Орлеана и Парижа. В 1312—13—ректор Парижского университета. Во время борьбы папы Иоанна XXII с императором Людвигом Баварским принял сторону последнего. Автор (возможно в соавторстве со своим другом аверроистом Ж. Жанденом) антипапского труда «Defensor Pacis» (Защитник мира, 1324), осужденного церковью в 1327 (и повторно в 1378). Бежав ко двору императора в Германию, был объявлен еретиком, отлучен от церкви и заочно приговорен к сожжению на костре.
В главном сочинении «Defensor Pacis» и в малой версии его — «Defensor minor» (1342 ; составлен в ответ на критику соратника по борьбе с папой У. Оккама) он выступил против светских притязаний церкви, которую обвинял в нарушении «мира», обеспечивающего нормальное функционирование государства. В обосновании независимости государства от церкви Марсилий Падуанский исходил из концепции «двух истин» (см. Двойственной истины теория), разграничивая посюстороннюю и потустороннюю жизнь, земное счастье и вечное спасение как две автономные области. Деполитизируя духовную власть и отвергая претензии пап на абсолютное господство, он в то же время осуществлял десакрализацию светской власти, опираясь на аристотелевское понимание государства: источник последней — не Бог, а народ, а цель ее — не спасение, а «хорошая жизнь» на земле. За церковью признается лишь религиозно-нравственный авторитет, и из надгосударственного законосозидающего «сообщества» она превращается в «общину верующих», включаясь в государство как его «часть»: клир подчиняется светскому суду, церковная юрисдикция ограничивается даже в таких вопросах, как отлучение, интердикт, суды над еретиками. Предвосхищая идеи Реформации, Марсилий Падуанский выступает против «обмирщения» церкви, требует отказа ее от накопленных богатств.
Развивая теорию светского самодостаточного государства, противостоящую абсолютистским притязаниям не только папской, но и имперской власти, Марсилий Падуанский выдвинул концепцию народного суверенитета, объявляющую народ (точнее, его наиболее значимую часть — pars valentior) источником политической власти и ее высшей инстанцией. В рамках этой ориентации он подошел к идее о разделении властей — исполнительной и законодательной, подчиняя первую (в лице избираемого народом императора) второй — народному представительному органу, «человеческому законодателю» (legislator humana). Отделяя политико-правовую область государства от нравственно-религиозной сферы церкви, Марсилий Падуанский развивает светскую философию права, которая устанавливает независимость учреждаемого людьми «позитивного» закона от предустановленного Богом «естественного» нравственного закона.
Соч.: Defensor Pacis, ed. R. Schob, t. l—2. Hannover, 1932—33; Gewirth A. Marsilius of Padua, the Defender of Peace, v. 2: The Defensor Pacis, engl. trad. N. Y, 1956; Brampton C. K. (ed.). The defensor minor f Marsilius of Padua. Birmingham, 1922; Quillet J., Jeudy С., Marsilius f Padua. Oeuvres mineurs. P., 1979.
Лит.: Gewirth A. Marsilius of Padua, the Defender of Peace, v. l: Marsilius f Padua and Medieval Political Philosophy. N.Y., 1956; LagardeG. de. La naissance de lesprit laque au declin du moyen age. T. 3: Le defensor pacis, P., 1970; Quillet J., La philosophie politique de Marsile de Padouc. P.,1970.
H. В. Ефремова

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
861.26 кб

СЕКУЛЯРНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ МАРСИЛИЯ ПАДУАНСКОГО

Афанасов Николай, Павлов Александр
Текст является кратким введением в политическую философию теолога и философа Марсилия Падуанского, изложенную им главным образомв трактате «Защитник мира», а также попыткой описать эту одну из первых светских политических теологий
Читать PDF
410.26 кб

Концепты духовной власти из трактата Марсилия Падуанского «Защитник мира»

Ключко Борис Игоревич
В статье автор анализирует концепты духовной власти из трактата «Защитник мира». Эта тема практически не была исследована в историографии.
Читать PDF
340.11 кб

“pacis civilium” Марсилия Падуанского: социальное благоденствие, «Здоровье» государства и функции вл

Гладков А.К.
Рассматривается «Защитник мира» Марсилия Падуанского, одно из наиболее значительных и влиятельных в интеллектуальном плане политических произведений эпохи Средневековья, представляющее оригинальные рассуждения автора о власти, зак