МАРШАЛЛ Томас Хемфри

Найдено 1 определение
МАРШАЛЛ Томас Хемфри
Marshall), (р. 19 дек. 1893) – англ. бурж. социолог, президент Междунар. социологич. ассоциации (1959–62). Проф. (с 1930) и руководитель кафедры социологии (1954–56) в Лондонской школе экономики; в 1949–50 – советник по вопросам образования англ. контрольной комиссии в Германии, в 1956–60 – директор департамента социальных наук ЮНЕСКО. На социологич. концепцию М. оказали влияние взгляды М. Вебера, а также А. Маршалла и М. Гинсберга. М. не отрицает существования объективных обществ. закономерностей, к-рые, по его мнению, должны познаваться социологией, однако, следуя "теории факторов" М. Вебера, он не выявляет осн. моментов социального развития. М. утверждает, что социологи не должны делать ни безбрежных обобщений, ни исследовать универсальные законы и общее понимание человеч. общества как такового, ни ограничиваться только эмпирич. исследованиями. По М., следует "...изучать не общество, прогресс, мораль и цивилизацию, но специфические социальные структуры, определяющие основные процессы и функции" ("Sociology at the Crossroads", L., 1947, p. 25). Исследуя в основном классовую структуру совр. бурж. общества, М. признает существование классов, но пытается доказать "старомодность" марксистской теории классов и ее равнозначность различным системам социальной стратификации. По М., главное значение в совр. обществе приобретает не классовая принадлежность, а социальный статус, по к-рому люди объединяются в "функциональные группы", характеризующиеся единством интересов их членов (см. "General survey of changes in social stratification in the twentieth century", в кн.: "Transaction of the third world congress of sociology", v. 3, L., 1956, p. 1–18). В ряде работ (напр., "Природа классового конфликта" – "The nature of class conflict", в кн.: The social sciences.., 1938, переизд. в его книге: "Citizenship and social class", Camb., 1950) M. указывал, что "принимает марксистский анализ природы классового конфликта..." (указ. сб., р. 119), однако он выхолащивает революц. содержание учения марксизма о классах и заменяет марксистские признаки класса такими признаками, как доход, собственность, образование, профессия (см. тамже, р. 114–15). Такая трактовка непосредственно связана с отрицанием эксплуататорской сущности совр. капиталистич. строя. В своей наиболее значит. работе "Гражданство и социальный класс" – "The citizenship and social class", 1949 (переизд. в указ. сб., р. 1–85) М. стремится доказать, что происходит будто бы выравнивание социального статуса, к-рое изменяет основу капиталистич. строя, превращая его в "систему допустимого равенства и справедливости", в к-рой якобы исключена всякая возможность дискриминации кого-либо вследствие простой случайности рождения. По М., капиталистич. общество превращается в огромный средний класс, и социальный статус приобретает "скорее местное, индивидуальное и автономное значение", т.е. теряет осн. значение. Для М. характерно также ненауч. понимание бурж. гос-ва как надклассового, к-рое якобы способствует установлению социального равенства. Отсюда следует прямая апология принципов и практики бурж. демократии. Соч.: James Watt (1736–1819), L., [1925 ]; International comprehension in and through social science, L., 1960. Лит.: Михеев В. И. и Зайцева M. И., Проблемы социальных изменений XX века (Обзор докладов Третьего Международного социологич. конгресса, август, 1956 год), М., 1957, с. 30–31. И. Добронравов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.