МАРСЕЛЬ Габриэль ОнореМАРСИЙ

МАРСЕЛЬ Габриель

Найдено 4 определения термина МАРСЕЛЬ Габриель

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАРСЕЛЬ Габриель (1889—1973)

фр. философ и писатель, ведущий представитель т. наз. католического экзистенциализма. Из всех экзистенциалистов М. стоит ближе всего к учению Кьеркегора. Философия, по М., противостоит науке, к-рая изучает мир объектов, но не затрагивает экзистенциального опыта, т. е. внутренней, духовной жизни личности. Экзистенциальный опыт по своему существу иррационален, содержит “тайны”, в к-рые “вовлечена” личность, и служит предметом веры. Именно через экзистенциальный опыт, по М., можно постичь бога, поэтому от рациональных доказательств бытия бога следует отказаться. Этика М. строится на католическом учении о предопределении и свободе воли. В политике он занимал реакционные позиции. Соч.: “Метафизический дневник” (1925), “Бытие и обладание” (1935), “Люди против человеческого” (1951).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриель

род. 7 дек. 1889, Париж - ум. 9 окт. 1973, там же) - франц. философ; профессор в Сорбонне, глава христ. экзистенциализма во Франции. Человеческую жизнь рассматривает преимущественно через призму противоположности между тем, чем мы владеем (вещи, мысли, чувства), что мы "имеем", и тем, что мы "есть", что составляет нашу сущность. Если то, чем мы владеем, порабощает нас или делает своими служителями, бытие омрачается. С 1950 Марсель отказывается от выражения "христ. экзистенциалист" и делает попытку заменить его термином "неосократик". Марсель проводит различие (по существу) между проблемой как чем-то анализируемым помимо меня и мистерией как тем, во что я вовлечен. С помощью майевтики он пытался помочь тому, чтобы человек трансцендировал мир проблем путем осуществления взгляда: "Бытие есть мистерия". Осн. произв.: "Position et approche du mystere ontologique", 1933; "Etre et avoir", 1935; "Du refus а Г invocation", 1940; "Homo viator", 1945; "La metaphysique de Royce", 1945; "Les hommes contre Phumain", 1951; "Le mystere de l&etre", 2 vol., 1951.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриель

1889-1973) - фр. философ, глава т. наз. христианского экзистенциализма. Центральное место в философии М., к-рую сам он предпочитал называть «неосократизмом», занимают проблемы морали. Критикуя пороки и противоречия совр. буржуазного об-ва, он, однако, связывает либерально-буржуазную демагогию, тенденцию к деперсонализации человека в этом об-ве и сциентистскую ориентацию в познании с утверждением рационализма в мышлении и демократическими идеалами Просвещения, Утраченное чувство «интимности» с бытием и с людьми может быть обретено, полагает М., лишь путем вдумчивого отношения человека к собственной жизни (recueillement -внутренняя сосредоточенность, ведущая к мудрости), внимания к нравственным предпосылкам познания («вторичная рефлексия», антитеза «проблема - таинство»). Важнейшим условием подлинно нравственного существования, по М., является критически дифференцированное отношение к «готовым» социальным нормам, официальным ценностям (само введение понятия «ценности», утверждает М., свидетельствует о «девальвации» реальности) и лозунгам. Первостепенное значение в философии М. приобретают проблемы внутренней свободы, выбора, ответственности. Однако, в отличие от Сартра, М. признает реальные пределы, на к-рые в буржуазном об-ве наталкивается свобода индивида: с человека нельзя спрашивать «за все». Он не может реализовать себя полностью, он несводим к своему «наличному существованию». Вера в трансцендентное, в бога, становится, по М., последним оплотоад индивидуальной свободы. Апеллируя к религии, М. пытается смягчить ригоризм нравственных требований, предъявляемых др. экзистенциалистами к индивиду. Такие категории экзистенциализма, как «вовлеченность» (engagement), «риск» и др., хотя и отражают, с т. зр. М., то реальное, чем движим человек в конкретной ситуации, слишком субъективны, безысходны в своем трагизме. Ввиду этого следует признать их частный характер при истинах всеобъемлющего значения (религиозных). Однако вера, в интерпретации М., противоположна рациональному убеждению: от ее имени не могут быть вынесены окончательные суждения, категорические оценки. Неотъемлемое достояние человека -это его эмоциональный мир, переживания, в к-рых он выражает себя наиболее полно. Этическая программа М., характерная для экзистенциализма в целом, во многом расходилась с официальным томизмом. В поэтическом одухотворении природы М. видел способ возвращения совр. человеку чувства «гармонии с миром». Политические взгляды М. отличались консервативностью. Осн. произв., раскрывающие этическую концепцию М.: «Метафизический дневник» (1927), «Homo viator» (1944), «Люди против человеческого» (1951), «Закат мудрости» (1954), «Человек, ставший проблемой» (1955), «Философ и мир» (доклады, 1964), «В защиту трагической мудрости» (1968).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь по этике

МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриель

1889-1973) - франц. философ, драматург и критик, основоположник католического экзистенциализма. М. продолжил традицию философствования, идущую от Августина. На формирование его взглядов оказали влияние идеи Шеллинга, С. Кьеркегора, Бергсона, Джеймса. В 1929 принял католичество. После осуждения папской энцикликой экзистенциализма 1950) М. называл свою философию "неосократизмом" и "христианским сократизмом". Философия М. подчеркнуто антисистемна. Подход к действительности, предлагаемый наукой, по М., абстрактен и не может служить основанием философского осмысления мира. В своем философствовании, которое он называет "конкретным", М. опирается на описание опыта религиозных переживаний личности. Антропология М. строится на пути "внутреннего христианства", которое вслед за Августином, отстаивали Паскаль и Кьеркегор. Человек, по М., представляет собой единство духа и тела, или "воплощенное бытие". Фиксация конкретного единства духовно-телесных феноменов - отправной пункт теоретизирования М. Одновременно он констатировал "сопричастность" личности тотальности божественного бытия, данной через "озарение". Познать творческую субъективность человека, означает понять его бытие как "тайну", а не как "проблему". Если проблемное рассмотрение действительности выливается в объектно-вещный подход, то познание "тайны" предполагает интимную погруженность личности в тотальность бытия. Первичная рефлексия высвечивает оппозицию субъекта внешнему миру, тогда как вторичная рефлексия, нацеленная на "тайну", раскрывает примат человеческого существования по отношению к наличным обстоятельствам. М. полагал, что выявление им "подлинных" и "неподлинных" способов существования человека должно стимулировать его раскрепощение, вести к снятию отчуждения. Противопоставляя "бытие" и "обладание" как два радикально различных способа существования, М. приписывал первому состояние озарения "божественной истиной", в то время как во втором видел деградацию устремлений личности в погоне за мирскими благами. Человеческое бытие немыслимо вне общения с другими людьми, вне "коммуникации". "Неподлинность" межчеловеческих отношений - не продукт социальных обстоятельств, а результат забвения религиозно-нравственного измерения существования личности. Источник творческой активности человека, "подлинности" его бытия - в постоянном самопревосхождении, ведущем к Богу, в трансценденции. В 50-70-е М. уделял большое внимание проблематике философии истории и, в частности, обосновывал необходимость синтеза христианства и гуманизма. Критиковал культуру Нового времени и современности, предлагая предотвратить возрастающую дегуманизацию, пользуясь рецептами "трагической мудрости" античности и Средневековья.

Б.Л.Губман

К трагической мудрости и за ее пределы // Проблема человека в западной философии. М., 1988; Быть и иметь. Новочеркасск, 1994; Le mystere de l&Etre. P., 1951; Les hommes contre l&humain. P., 1951; Le declin de la sagesse. P., 1954; Pour une sagesse tragique et son au-dela. P., 1968.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Современная западная философия: словарь

Найдено схем по теме МАРСЕЛЬ Габриель — 0

Найдено научныех статей по теме МАРСЕЛЬ Габриель — 0

Найдено книг по теме МАРСЕЛЬ Габриель — 0

Найдено презентаций по теме МАРСЕЛЬ Габриель — 0

Найдено рефератов по теме МАРСЕЛЬ Габриель — 0