Маркузе Герберт

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Маркузе Герберт
1898-1979 гг.) - немецко-американский философ и социолог, один из представителей Франкфуртской школы. Кризисные явления позднекапиталистического общества вызваны, согласно Маркузе, не экономико-технологическими, а культурно-антропологическими причинами. Подлинная революция должна быть нацелена не столько на изменение внешних (политических и экономических) отношений, сколько на радикальную трансформацию сознания, полного пересмотра отношения человека к миру и самому себе.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Герберт Маркузе
1898-1979) — немецко-американский философ, культуролог, один из ведущих представителей Франкфуртской школы. Ученик Хайдеггера. С 1934 года — профессор политологии в США. С 1930-х годов разрабатывает «критическую теорию», согласно которой культура индустриального общества несет угрозу индивидуальной свободе. Ввел понятия «одномерный человек» и «одномерное общество» (синоним тотальной системы, где главную ценность представляет индустриальное развитие). В качестве новой истины предлагал протест, «Великий отказ», отрицание ради отрицания, тотальную революцию, которую совершат малые группы, исходящие из «принципа радости». Основные работы: «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек», «К феноменологии исторического материализма».

Источник: Альтернативная культура. Энциклопедия

МАРКУЗЕ (Marcuse) Герберт
род. 19 июля 1898, Берлин - ум. 29 июля 1979, Штарнберг) - нем.-амер. социолог и философ; с 1934 - в СЩА. Полагал, что развитие науки и техники позволяет господствующему классу сформулировать через механизм удовлетворения потребностей новый тип "одномерного человека" с пониженным критическим отношением к обществу. Движущей силой социальных изменений в этих условиях станоэится отказ от всех социальных ценностей, а инициатива революционных изменений переходит к "аутсайдерам" (люмпены, безработные), а также к радикальным интеллигентам и студентам. За свои критические взгляды приобрел в 60-х годах известность среди "новых левых", однако позже отказался от наиболее нигилистических положений своей концепции. Осн. соч.: "Eros and civilization", 1955; "One-dimensional man", 1964; "Das Ende der Utopie", 1967; "Psychoanalyse und Politik", 1980.

Источник: Философский энциклопедический словарь

МАРКУЗЕ Герберт
немецко-американский философ и социолог. Считал, что современное общество с его системами контроля и управления сумело через механизм потребностей сформировать новый тип массового «одномерного человека» Поэтому «революционный» протест против такого «репрессивного» общества должен начинаться с освобождения подлинных человеческий потребностей, в первую очередь с раскрепощения изначальных эротических влечений. По Маркузе, сексуальное освобождение, даруемое человеку на антропологическом уровне, должно быть внутри культуры продолжено современным авангардным искусством, бунтующим против всех официальных культурных норм и канонов. Задача осуществления «антропологической революции», по мысли Маркузе, ложится на плечи тех общественных групп, которые не интегрированы современным индустриальным обществом: студенчество, интеллигенция, люмпены, национальные меньшинства.
Даты жизни. Родился 19.7.1898 в Берлине. В 1933 эмигрировал из Германии в Швейцарию. С 1934 жил в США. Работал в Колумбийском, Гарвардском и других университетах. Умер 29.7.1979 в Штарнберге.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

МАРКУЗЕ Герберт (1898—1979)
нем.-амер. философ и социолог, один из представителей Франкфуртской школы. Приобрел известность в кругу “новых левых” — мелкобуржуазных теоретиков, критиковавших совр. об-во как предельно технизированное, бюрократизированное, интегрировавшее рабочий класс посредством развития у него “ложных” потребностей. В этих условиях, полагал М., движущей силой социальных изменений, началом к-рых должен стать “великий отказ” от всех традиционных ценностей, явятся радикальные интеллигенты и студенчество, а также т. наз. аутсайдеры (безработные, люмпены и т. п.). “Отказ” этот должен перерасти в “культурную революцию”, ближайшая цель к-рой — развитие “новой чувственности” с помощью авангардистского, гл. обр. сюрреалистического, искусства. В начале 70-х гг. М. отказался от своих наиболее нигилистических взглядов на культуру и искусство, что произошло одновременно с распадом движения “новых левых”, к-рому он был обязан своей популярностью в 60-х гг. Соч.: “Эрос и цивилизация” (1955), “Одномерный человек” (1964), “Эссе об освобождении” (1969) и др. Мн. идеи М. требуют сегодня нового прочтения и переосмысления с учетом и позитивного заряда, к-рый в них заключен.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Маркузе Герберт

американский философ немецкого происхождения (Берлин, 1898 — Штарнберг, близ Мюнхена, 1979). Ученик Гуссерля, защитивший диссертацию о Гегеле — «Онтология Гегеля и философия истории» (1932). В 1933 г. эмигрировал из Германии и поселился в Соединенных Штатах. Преподавал в Бостоне (1954), затем в Сан-Диего и Калифорнии (1965). Его мысль представляет собой критику как индустриальной цивилизации, так и бюрократии социалистических государств. Широко известна его критика «потребительского общества», «манипулирующего умами» в процессе массового потребления и образования. Его мысль наследует у Маркса объект (отчужденное сознание), а у Фрейда — метод. Рассматривал «подавление», во фрейдистском смысле (сознательное отклонение в результате «подстрекательства» психики — в отличие от вытеснения, которое бессознательно), как тайну «не только индивида, но и цивилизации». Маркузе призывает к освобождению сознания, сетуя на то, что в экономически развитых странах революционный Дух нейтрализован отсутствием идеологии, способной организовать массы. Сочинения: «Разум и революция» (1941), «Эрос и цивилизация» (1955), «Советский марксизм» (1958), «Одномерный человек» (1964), «Контрреволюция и бунт» (1973).

Источник: Философский словарь

МАРКУЗЕ Герберт
19.7.1898, Берлин - 29.7.1979, Штарнберг), нем.-амер. философ и социолог. Наряду с Адорно и Хоркхаймером один из основателей Франкфуртского ин-та социальных исследований. С 1934 в США.
Формирование взглядов М. происходило под влиянием идей Хайдеггера и особенно Гегеля и Фрейда. Вместе с тем, проявляя неизменный интерес к учению К. Маркса, М. широко использовал его категории и нек-рые идеи, интерпретируя их в духе совр. бурж. философии и социологии. Согласно М., развитие науки и техники позволяет господствующему классу совр. капиталистич. общества сформировать через механизм потребностей новый тип массового «одномерного человека» с атрофированным социально-критич. отношением к обществу и тем самым «сдерживать и предотвращать социальные изменения». Включаясь под воздействием навязываемых ему «ложных» потребностей в потребительскую гонку, рабочий класс стран развитого капитализма якобы интегрируется в социальное целое и утрачивает свою революц. роль. В этих условиях революц. инициатива, по М., переходит в рамках «развитого» общества к «аутсайдерам» (люмпены, преследуемые нац. меньшинства, безработные и т. п.), а также к радикальным слоям студенчества и гуманитарной интеллигенции. В мировом масштабе носителями революц. инициативы выступают обездоленные массы «бедных» стран, противостоящие «богатым», к к-рым М. причислял и империалистич. и развитые социалистич. страны. Рассматривая институты бурж. демократии как инструмент ненасильств. подавления оппозиции, М. настаивал на «радикальном отказе» от легальных форм борьбы как «парламентской игры». М. отрицая революц. роль марксистских партий развитых капиталистич. стран и революционную сущность их политических программ. Выступая как разновидность «постиндустриального» романтизма, утопия М. объективно служит разобщению и дезориентации антикапиталистических сил.

Источник: Советский философский словарь

МАРКУЗЕ Герберт
философ; p. 19. 7. 1898 (Берлин) — ум. 29.7.1979 (Штарнберг), с 1954 — профессор Университета Брэндайса, с 1965 — профессор Калифорнийского университета в СанДиего; опираясь на свою «критическую теорию», представляющую собой актуализацию идей Маркса, стремился к практическо-революционному «воплощению философии» в «развивающемся индустриальном обществе». Согласно Маркузе (в отличие от Маркса), это общество является стабильной системой «разумной глупости», в которой «одномерное» мышление при помощи тотального «манипулирования» разрушает счастье индивидов и лишает их свободы. Для устранения «отчуждения» необходим общественно-политический процесс, в результате которого «экзистенция» была бы «приведена в соответствие» с нормативным «понятием экзистенции». Возникающее отсюда разумное состояние для своего воплощения в жизнь, в силу стабильности системы, нуждается в новом «субъекте революции» и неортодоксальной практике, указанное состояние напоминает рай на земле: абсолютно ничем не ограниченная личная свобода, «распущенная» («либидинозная»), лишенная всякого принуждения культура и «удовлетворенная», предоставленная «самой себе» природа. Работы Маркузе о господствующих структурах и его исследования положения человека в обществе пользовались в 60-е гг. большой популярностью. Осн. соч.: Hegels Ontologie und die Theorie der Geschichtlichkeit, 1932; Reason and Revolution, 1941, нем. изд. 1962 (рус. пер.: Разум и революция, 2000); Eros and Civilization, 1955, нем. изд. 1957 (рус. пер.: Эрос и цивилизация, 1995); Soviet Marxism, 1958, нем. изд. 1964; One-dimensional Man, 1964, нем. изд. 1967 (рус. пер.: Одномерный человек, 1994); Kultur und Gesellschaft, I—II, 1965; Psychoanalyse und Politik, 1968; An Essay on Liberation, 1969, нем. изд. 1969; Ideen zu einer kritischen Theorie der Gesellschaft, 1969; Revolution oder Reform. Eine Konfrontation (совместно с К. P. Поппером), 1971; Zeitmessungen, 1975; Die Permanenz der Kunst, 1977; Schriften, I, 1978. J. Habermas (Hg.). Antworten auf H. M., 1968; H. H. Holz. Utopie u. Anarchismus, 1968; K. J. Newman. Wertreibt die BRD wohin?, 1968; P. Mattick. Kritik an H. M., 1969; R. Steigerwald. H. M.s dritter Weg, 1969; G. Rohrmoser. Das Elend der krit. Theorie, 1970; A. Mclntyre. H. M. Seghers, 1970, dt. 1971; H. Jansohn. H. M. — Philos. Grundlagen seiner Gesellschaftskritik, 1971; J. Fry. M. — Dilemma and Liberation. Stockholm, 1974; К. H. Sahmel. Vernunft u. Sinnlichkeit, 1979; D. Claussen (Hg.). Spuren der Befreiung — H. M., 1981; H. M., Text und Kritik, 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

МАРКУЗЕ Герберт
(1898—1979) — нем.амер. философ, социолог, представитель Франкфуртской шк. неомарксизма. Один из ведущих сотрудников Франкфуртского ин-та соц. исследований (1929— 34). В 1934 г. эмигрировал в США, в годы Второй мировой войны сотрудничал с амер. спецслужбами (антинацистская пропаганда); в 1950-х гг. — сотрудник Рус. ин-та при Колумбийском ун-те и консультант Рус. центра при Гарвардском ун-те как эксперт по сов. марксизму. В 1960—70-х гг. — один из лидеров леворадикальной идеологии, культовая фигура в среде нонконформистских интеллектуалов и бунтующих студентов. Проф. Брандейского (1954— 65) и Калифорнийского (с 1965 г.) ун-тов. Осн. соч.: «Онтология Гегеля и основания теории историчности» (1932), «Разум и революция. Гегель и развитие социальной теории» (1941), «Эрос и цивилизация» (1955), «Одномерный человек» (1964), «Эссе об освобождении» (1969). Начав науч. деятельность под руководством М.Хайдеггера (1920-е гг.), М. выступил с программой обновления марксизма через феноменологич. интерпретацию философии истории Гегеля и Маркса. М. был одним из инициаторов интереса к творчеству «молодого Маркса», к-рое интерпретировал как «гуманистич. вариант гегельянства», опираясь на впервые опубл. тогда рукописи Маркса («Экономическо-философские рукописи 1844 г.» и др.). В 1930-е гг. выдвинул программу «преодоления философии» путем редукции диалектич. категорий к политэкономическим. Сблизившись с деятелями Франкфуртского ин-та соц. исследований, перешел на позиции «критической теории» об-ва, к-рую пытался совместить с неогегельянством. В центре воззрений М. этого времени — «аффирмативность» буржуазного об-ва, к-рое способно лишь «утверждать сущее», тем самым утрачивая «перспективу бытия». В работах «Разум и революция» и «Эрос и цивилизация» дается критика национал-социализма и сов. марксизма как двух форм репрессивной тоталитарной идеологии. С этого времени в соц.-филос. концепции М. все большую роль играют идеи фрейдо-марксизма, с к-рыми ассоциируют иногда все его творчество. М. утверждает, что совр. об-во явл. авторитарнобюрократич. системой, для к-рой различия конкретных идеологий (социализма, коммунизма, капитализма) несущественны; структура власти и соц. отношений аналогична (см. Конвергенция). Основу совр. об-ва составляет мощная производственно-техн. система, к-рая и нивелирует различия соц.-экон. укладов, одновременно производя стабилизацию соц. отношений. Однако высокоразвитая техносфера не может разрешить соц. конфликты, хотя и сдерживает революционный взрыв. В результате противоречия соц. системы накапливаются и поглощаются в ее сложной структуре, что приводит к нарастанию антагонизма между индивидом и обвом (экзистенциальный антагонизм). Магистральная тенденция развития совр. об-ва — формирование модального типа личности, к-рый М. называет «одномерный человек». Его важнейшие признаки: утрата соц.-критического мышления, манипулятивный тип психологии, потребительская мотивация поведения, конформизм. «Дереволюционизированная масса», состоящая из «одномерных людей», не способна на соц. творчество. Революционная активность как соц. признак перемещается в слои соц. аутсайдеров, маргиналов: безработные, эмигранты, нац. меньшинства, студенты, люмпенизированные и даже криминальные группы. Перспектива «новой революции» направлена не на переход от одной соц.-полит. системы к другой, а на Великий Отказ от существующих систем. В 1960-х гг. эти идеи М. вкупе с поддержанной им концепцией «сексуальной революции» сыграли существенную роль в «новом левом» движении в США и странах Зап. Европы. Соч.: Эрос и цивилизация. Киев, 1994; Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М., 2002. Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

МАРКУЗЕ Герберт
19 июля 1898, Берлин29 июля 1979, Штарнберг) — немецко-американский философ и социолог, один из представителей Франкфуртской школы первого поколения. Изучал философию во Фрейбургском университете у Гуссерля и Хайдеггера; в 1932 под руководством Хайдеггера подготовил к защите труд о Гегеле; работа вышла в свет под заголовком «Онтология Гегеля и теория историчности» («Hegels Ontotogie und die Grundlegung einer Theorie der Geschichtlichkeit». Fr./M., 1932), но политические разногласия с Хайдеггером не позволили ее защитить. В 1933 — эмиграция из Германии; с 1934 — сотрудник Института социальных исследований в Нью-Йорке; в 1954—64 — профессор философии и политологии в Бостоне, с 1965 — профессор политических наук в университете Сан-Диего (Калифорния); в 60-е — нач. 70-х гг. принимал деятельное участие в антиавторитарном студенческом движении, став важнейшим идеологом «молодежной революции».
Первой радикальной формулировкой философского мировоззрения Маркузе стала работа «Разум и революция: Гегель и возникновение социальной теории» (Reason and revolution: Hegel and the Rise of Social Theory. N. Y, 1941). Маркузе не считает, что связь между западноевропейской рациональностью и современным капитализмом носит однозначный и неизбежный характер (как то полагали в «Диалектике Просвещения» Адорно и Хоркхаймер). В западном разуме имеет место и иное, эстетическое, измерение — способность творческой фантазии, благодаря которой этот разум в состоянии преодолеть сам себя. Уже в этой работе последовательно ведется критика свойственного догматическому марксизму инструменталистского понятия диалектики. Продемонстрировать освободительный потенциал гегелевской и марксовой диалектической философии истории Маркузе пытается сначала на основе экзистенциальной аналитики Хайдеггера, а затем — опираясь на идеи Фрейда в работе «Эрос и цивилизация» (Eros and civilisation. Boston, 1955, рус. пер. 1995). Кризисные явления позднекапиталистического общества вызваны не экономико-технологическими, а культурно-антропологическими причинами. Тоталитаризм 20 столетия представляет собой не только и не столько политический феномен, сколько свидетельство «катастрофы человеческой сущности». Отсюда необходимость «тотальной революции» — полного пересмотра отношения человека к миру и самому себе. Эти мотивы находят дальнейшую разработку в нашумевшей книге Маркузе «Одномерный человек» (One-dimensional man. Boston, 1964, рус. пер. 1994), а также в «Эссе об освобождении» (Essay on liberation. Boston, 1968) и сборнике «Контрреволюция и восстание» (Counterrevolution and revolt. Boston, 1972). Он усматривает глубинную связь между современными отношениями господства и современной культурой. Этот тип культуры, в свою очередь, тесно связан с репрессией человеческой чувственности, с социальной практикой подавления присущих человеку влечений. Т. о., наличные общественные отношения укоренены, в конечном итоге, в (исторически и социально) определенном способе переживании мира. Поэтому изменение этих отношений требует прежде всего изменения способа человеческого самопереживания и мировидения. Подлинная революция должна быть нацелена не столько на изменение внешних (политических и экономических) отношений господства, сколько на радикальную трансформацию сознания в структурах которого данные отношения закреплены. Революция начинается с «великого отказа» — противостояния современной репрессивной культуре; разрывая оковы этой культуры, революция взрывает основы существующего социального порядка Соч.: Die Permanenz der Kunst: Wider eine bestimmte marxistische Asthetik. Munch.. 1977.
Лит.: Баталов Э. Я. Философия бунта. М., 1973; Штеигервальд Р. Третий путь Маркузе. М., 1971; Schoolman М. The imaginary Witness. The Critical Theory of Herben Marcse. L, 1980; Wggershaus R. Die Frankfurter Schule. Geschichte — theoretische Entwicklung — politische Bedeutung. Munch., 1986.

Источник: Новая философская энциклопедия

Маркузе Герберт

(p. 19 июля 1898) – нем.-амер. философ и социолог. Вместе с Адорно (доп.) и Хоркхеймером явился одним из основателей Франкфуртского ин-та социальных исследований. С 1934 – в США. В годы войны работал в информац. органах амер. разведки, выступал с антифашистскими статьями. В 50-х гг. "эксперт" Рус. ин-та при Колумбийском и Рус. центра при Гарвардском ун-тах. Проф. Брандейского (1954–65) и Калифорн. (с 1965) ун-тов. Формирование взглядов М. происходило под влиянием идей Хайдеггера и особенно Гегеля и Фрейда. Вместе с тем, проявляя неизменный интерес к учению Маркса, М. широко использует его концептуальный аппарат и нек-рые из его идей, интерпретируя их часто в духе совр. бурж. философии и социологии. В 20-х гг., отталкиваясь от Дильтея и в духе экзистенциалистского подхода Хайдеггера, М. стремился выявить онтологич. смысл понятия "историчности" в философии Гегеля. В 30–40-х гг. определяющей в творчестве М. становится социально-критическая тенденция; на базе критики Гегеля он разрабатывает идеи "отрицательной диалектики", понимаемой как тотальное отрицание действительности. В работах 50–60-х гг., опираясь на теорию "единого индустриального общества" и идеологию "интеграции", развивает т.н. критич. теорию "совр. общества". Согласно М., развитие науки и техники позволяют господствующему классу совр. капиталистич. общества сформировать через посредство механизма потребностей новый тип массового "одномерного человека", с атрофированным социально-критич. отношением к обществу, и тем самым "сдерживать и предотвращать социальные изменения". Включаясь под воздействием навязываемых ему "ложных" потребностей в потребительскую гонку, рабочий класс стран развитого капитализма "интегрируется" в социальное целое и утрачивает свою революц. роль. В этих условиях революц. инициатива, по М., переходит в рамках "развитого" общества к "аутсайдерам" (люмпены, преследуемые нац. меньшинства, безработные и т.п.), а также к радикальным слоям студенчества и гуманитарной интеллигенции. В мировом масштабе носителями революц. инициативы выступают "бедные" страны, противостоящие империализму и развитым социалистич. странам, проводящим, по утверждению М., "коллаборационистскую" политику. Рассматривая институты бурж. демократии как инструмент нена-сильств. подавления оппозиции, М. настаивает на "радикальном отказе" от легальных форм борьбы, как "парламентской игры". В связи с этим он, смыкаясь с антикоммунистами, отрицает революц. роль марксистских партий развитых капиталистич. стран и революц. сущность их политич. программ. Считая возможным поставить подсознат. силы влечений, направленные против репрессивной культуры "общества потребления", на службу революции, М. ориентирует леворадикалов на т.н. "Великий Отказ", или "абсолютное отрицание" "совр. общества". В ходе этого "отказа", по М., должны сформироваться "новая чувственность" и сложиться "истинные" потребности, к-рые приведут к спонтанному возникновению "проектов" новой обществ. морали и "новых" институтов свободы, создающих условия для восстановления человеч. природы как сферы изначальных влечений. Выступая как разновидность "постиндустриального" романтизма, утопия М. объективно служит разобщению и дезориентации антикапиталистич. сил. Соч.: Hegels Ontologie und die Grundlegung einer Theorie der Geschichtlichkeit, Fr./M., 1932; Reason and revolution, L., 1941; Eros and civilization, Boston, 1955; The Soviet marxism, a critical analysis, L., 1958; One-dimensional man, Boston, 1964; The critique of pure tolerance, Boston, 1965 (совм. В. Moore, R. Wolff); Das Ende der Utopie, В., 1967; Essay on liberation, Boston, 1969. Лит.: Улле Д., Критич. заметки к социальной философии Г. М., "ВФ", 1968, No 9; 3амошкин Ю. ?., ?отрошилова Н. В., Критична ли "критич. теория общества" Г. М., там же, 1968, No 10; Быховский В., Философия мелкобурж. бунтарства, "Коммунист", 1969, No 8; The Critical Spirit. Essays in honour of H. Marcuse, Boston, 1967; Palmier J.–M., Pr?sentation d´Herbert Marcuse, P., 1969; Steigerwaed R., H. Marcuses "dritter Weg", В., 1969. Э. Баталов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

МАРКУЗЕ Герберт
(1898–1979) – немецко-американский философ, представитель так называемой Франкфуртской школы , один из создателей «негативной диалектики». Основные работы: «Разум и революция», «Эрос и цивилизация», «Одномерный человек». Концепция М. – попытка синтеза идей Гегеля , Маркса, Фрейда и философии экзистенциализма и использование результатов этого синтеза в социально-политической сфере.
М. критикует гегелевский вариант диалектики, в котором развитие рассматривается как результат столкновения противоположных начал и дальнейший их синтез. М. ищет иной, «третий» путь в развертывании любого процесса развития. Столкновение бытия и небытия заменяется им взаимодействием бытия и инобытия. Особое значение М. придает категории возможности. Инобытие – это не единственная возможность, это не отрицание бытия, а бесконечный спектр всех мыслимых форм жизни. Пробуждение человеческого разума для «иных» возможностей осуществляется с помощью игры, искусства, любой нерегламентированной формы деятельности.
Диалектический разум может стать основой практического политического отрицания существующего. Неконтролируемый социальный взрыв, катастрофа, в отличие от того мрачного аскетического предприятия, которое до сих пор называлось революцией, пробуждает сознание человека, создает в нем пространство возможного. Революция социально-политическая без революции «интегральной», по мнению М., бессмысленное предприятие. Интегральная революция – это революция человеческого сознания, отказ от восприятия мира сквозь призму добра и зла, прогресса и регресса, своих и чужих. Революция человеческого воображения – источник и цель любых революционных изменений; революция социальная играет вспомогательную роль стимула в раскрытии творческих возможностей сознания. Всякий план, программа, стратегия – излишни. Интегрированное сознание сможет найти «иное» – третий путь, свободный от ограниченности классового противостояния. Идея Великого Отказа от «данного», от социальной действительности заключает в себе и отказ примириться с утратой единства человека и природы и потребность воссоединения с утраченным в процессе создания инобытия – новой социальной реальности и «новой чувственности».
Анализируя современную цивилизацию с помощью понятийного аппарата, сложившегося в рамках фрейдистской концепции, М. дополняет фрейдистское учение, вводя понятие «прибавочного подавления». Естественный и неизбежный путь каждой цивилизации – путь принуждения к труду и отказа от влечений – в современном обществе дополняется социальной сверхрепрессией – «репрессивной организацией сексуальности». Современная цивилизация не просто способствует сублимации, «переключению» влечений в сферу социальной активности, труда; часть влечений не сублимируется, а просто подавляется, происходит «десексуализация» организма. Сфера «Оно» разрушается: сексуальные влечения либо подавляются, либо урезываются до «служебных» функций по воспроизводству населения.
Сфера «Оно» включает также и деструктивные силы, стремление к смерти. Изгнание Эроса из сферы «Оно» ведет к завладению человеком силами смерти, Танатосом. Силы смерти и разрушения, оторванные от Эроса и направленные внутрь индивида, ведут к распаду целостности его Я, а направленные вовне, они питают технический прогресс, овладение природой. Общество, находящееся во власти Танатоса, разбивает, распыляет природную целостность, разрушает исходное единство человека и природы. Высвобождение разрушительных сил в человеке ведет к гибели в нем творческого начала, к исчерпанию импульсов социального развития. Идея «Великого Отказа», уклонения от общественных отношений, начавшись на уровне политическом и социальном, должна дойти до самого глубокого пласта – до структуры витальных влечений. Она должна «революционизировать» эти структуры и обеспечить полную и окончательную эмансипацию «принципа удовольствия» (т. е. Эроса) и «ликвидацию принципа реальности». Освобожденный Эрос и будет тем гарантом социальных преобразований, которые позволят осуществить действительное освобождение человечества.
Танатос должен быть неразделен с Эросом, считает М. Нарцисс и Орфей символизируют такое неразрывное единство. Игра и песня, покой и тишина оттеняют друг друга. Человек не должен забывать о смерти, думая о жизни. Воссоединение человека с природой, с самим собой невозможно без освобожденного Эроса и его «смертельного партнера» – Танатоса, указывающего на цену, которую человек платит за свободу.
Особые надежды М. возлагал на социальные группы, еще не интегрированные современным обществом, не имеющие «репрессивную структуру влечений»: на студенческую молодежь, национальные меньшинства, маргинальные сообщества. Новая эротическая рациональность, которая разрушит барьеры между разумом и фантазией, «высшим» и «низшим», трудом и игрой, индивидуальным и коллективным, является для М. основой преобразования общества и человека.

Источник: Краткий философский словарь.

Маркузе Герберт

(1898-1979) нем.-амер. философ, культуролог, один из основателей и ведущих представителей Франкфурт. школы (см. Франкфуртская школа). С 1917 – социал-демократ; после убийства Р. Люксембург и К. Либкнехта вышел из социал-демократ. партии. В 1919-22 в Берлине и Фрейбурге изучал философию. Ученик Хайдеггера. В 1933 эмигрировал в Швейцарию. С 1934 проф. политологии в США. Большое влияние на М. оказали Гегель, Маркс, Ницше и Фрейд. С 30-х гг. участвовал в разработке “критич. теории”, направленной против культуры индустриального об-ва (под к-рым понималось любое совр. цивилизов. об-во), как несущей угрозу индивидуальной свободе. Наибольшую опасность представляли социалистич. об-ва, т.к. они исключали возможность изоляции, в к-рой индивидуум обращен к себе, может найти самого себя. М. ввел понятия “одномерное об-во” и “одномерный человек”. Одномерное об-во есть лишенная всех прежних нравств. ценностей тотальная система, гл. ценность к-рой представляет индустриальное развитие; это об-во находится в ситуации, охарактеризованной Ницше символич. фразой “Бог мертв”: ущемляя всякие проявления свободы внутри системы, оно борется за “внешнюю свободу”. Но какой бы реальной не оказалась эта борьба, она не дает освобождения человека. Для выхода из одномерного состояния нужна смена культурных ценностей и обретение “внутр. свободы”. Одномерное об-во породило опасную тенденцию полит. и духовного уравнивания. Необходимо восстановление личности. Одномерной культуре способствовали наука, просвещение, образование, повинные в формировании “одномерного человека”, к-рому в рез-те такого манипулирования стали безразличны, потеряв смысл, права и свободы. Это произошло вследствие изменения полит. смысла понятий “свобода”, “равенство”, “демократия”, “мир”. Одномерное об-во сформировалось отчасти ввиду отсутствия конструктивной критики, оно породило “паралич критики”, отсутствие оппозиции; такому об-ву соответствовало одномерное мышление, смысл к-рого можно было бы передать, писал М., гегелевской фразой: “Все действительное разумно, все разумное действительно”. Альтернатива такому мышлению выражена Э. Блохом: “То, что действительно, не может быть разумно”. Оба эти тезиса принадлежат одномерному сознанию, избавление от него способна дать только “негативная критич. мысль”, согласно к-рой, по М., противостоят друг другу не разум и неразумность, право и бесправие и т.п., а все это сосуществует. М. считал одномерной философией всякое отрицание правомерности протеста, революции. Напротив, истина — в протесте, в “борьбе против”, в “Великом отказе”. “Критич. теория” М. не дает позитивного представления об об-ве, об успехе, эти понятия для нее негативны. Одномерное об-во опасно тем, что порождает особый “человеч. тип”, к-рый более ничего не может и не хочет сказать, человека, полностью зависимого от гос. структур. Способы формирования сознания в массовом об-ве через прессу, радио, телевидение, рекламу, моду и т.п. порождают манипуляции не только мнениями и потребностями, но и внутр. страстями и неосознанными реакциями. Плюрализм мнений тоже запланирован системой. Это есть об-во тотальной зависимости. Аппарат – вот сущность такого об-ва. Избавления от этого об-ва следует ждать не от рабочего класса, истор. миссия к-рого исчерпана, а от новых революц. сил, каковыми являются малые группы. Члены этих групп проявляют полное недоверие ко всякой идеологии, их цель — не разрушение существующего, а собств. индивидуальное возвышение. Их революция — не тотальное разрушение базиса, а разрушение нашей психич. структуры. Освобождение основано на “принципе радости”, оно дает опр. психич. состояние радости и удовольствия. Революция не дает нравственности и свободы. Следствием одномерного об-ва является рост инстинктов агрессии как порождение социальных условий, “избытка обобществления”. Механизированное “массовое” об-во потребления угнетает и озлобляет индивида. Природа человека противится “тотальному” обобществлению, поскольку она асоциальна по своему характеру. Угнетенная природа, физиология человека находит выход в агрессии. В работе “К феноменологии историч. материализма” М. предпринимает попытку дополнить Маркса Хайдеггером, имея в виду мысль Хайдеггера о невозможности логич. анализа об-ва, произведенного Гегелем и Марксом, поскольку оно является совокупностью разрозненных индивидов. В этой работе М. рекомендовал качественно иной подход к анализу истории: революц. ситуация — не объективное явление, она обусловлена антропологически, она есть следствие катастрофы человеч. существа. Протест, опровержение свойственны самой природе человека. Фашизм это понимал, он был “антропологией дела”. М. стоял за “тотальную революцию”, за отрицание, но не как отрицание отрицания, а за “негативную” диалектику (отрицание во имя отрицания). Смысл “негативной” диалектики в бесконечном отрицании. В этом и состоит, по М., “радикализация” Гегеля и Маркса и их диалектики. В бесконечном протесте, Великом отказе, тотальной революционности — разгадка природы человека и его назначения, источник радости и полноты человеч. бытия. Соч.: Eros and Civilization. N.Y.., 1955; Dereindimensionale Mensch. Studien zur Ideologic der fortgeschrittenen Industriegesellschaft. Neuwied u. В., 1967; Vernunft und Revolution: Hegel und die Entstehung der Gesellschaftstheorie. В., 1968; Existentialistische Marx-Interpretation. F./M., 1973 (mit A. Schmidt); Aggressivitat in der gegenwartigen Industriegesellschaft // Aggression und Anpassung in der Industriegesellschaft. F./M., 1968; Kultur und Gesellschaft. F./M., 1968; Эрос и цивилизация. Харьков, 1994; Одномерный человек. М., 1994. Лит.: Holz H. Utopie und Anarchismus: Zur Kritik der kritischen Theorie Herbert Marcuses. Koln, 1968; Steigerwald R. Herbert Marcuses drittei-Weg. В., 1969. Л.3. Немировская. Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

МАРКУЗЕ Герберт (1898-1979)
немецко-американский социолог и философ, представитель Франкфуртской школы. Сооснователь Франкфуртского института социальных исследований вместе с Адорно и Хоркхаймером (с 1933). В 1933 эмигрировал в Женеву. В США - с 1934. В 1939-1950 работал на правительство США, в информационных органах Управления стратегической разведки. Преподавал в Колумбийском (1934-1941, 1951-1954), Калифорнийском (1955-1964) университетах и Университете в Сан-Диего (1965-1976). Основные труды: "Онтология Гегеля и основание теории историчности" (1932), "Разум и революция. Гегель и становление социальной теории" (1940), "Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда" (1955), "Советский марксизм. Критическое исследование" (1958), "Одномерный человек: Исследование по идеологии развитого индустриального общества" (1964), "Конец утопии: Герберт Маркузе ведет дискуссию со студентами и профессорами Свободного университета в Западном Берлине" (1967), "Негации. Эссе по критической теории" (1968), "Психоанализ и политика" (1968), "Эссе об освобождении" (1969), "Идеи к критической теории общества" (1969), "Контрреволюция и восстание" (1972), "Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики" (1977) и др. На начальном этапе своего философского творчества, часто квалифицируемом как "хайдеггерианский марксизм" и совпавшем с пребыванием М. во Фрейбургском университете (1928-1932), мыслитель находился под влиянием идей Хайдеггера. К периоду знакомства с ним М. уже имел ученую степень доктора немецкой литературы (1922), серьезно штудировал тексты Маркса и располагал солидным политическим опытом участия в Ноябрьской (1918) революции в Германии, примыкая к СДПГ. Однако М. не устраивала ортодоксальная марксова доктрина социал-демократов, недооценивавшая философские аспекты этого учения. Испытывая настоятельную потребность в придании историческому материализму Маркса подлинно философского фундамента, М. обращается к хайдеггеровской аналитике Dasein, видя в ней радикально новую точку отсчета для современной социальной философии. В синтезе экзистенциальной онтологии и исторического материализма, осуществленном в
контексте философской антропологии, М. усмотрел искомый идеал т.наз. "конкретной философии". Однако после знакомства с ранее не опубликованными "Философско-экономическими рукописями 1844 года" Маркса, наметился радикальный разрыв М. с идеями Хайдеггера, которые кажутся ему крайне абстрактными и не способными охватить реально-исторические структуры современности. При этом, влияние Хайдеггера будет иметь место и в более поздних работах М. Следующий период творчества М. характеризуется отходом от марксизма и переходом к философствованию без экономических категорий Маркса. В качестве объекта исследования у М. выступила новая квазиреальность в виде "технологической рациональности": на первый план выдвигалось уже не экономическое содержание социальности, не природа экономического господства и т.п., а сам тип западной цивилизации с имманентно присущим ему подчинением природы. Последнее обстоятельство, в свою очередь, согласно М., порождает и подчинение внутренней природы всего импульсивного, и, как результат, - господство человека над человеком. На данном этапе своего творчества М. активно применял категориально-понятийные ряды и некоторые гипотезы наиболее спорной части фрейдистского учения (идеи о неизбывном конфликте между природой человека и его общественной формой существования) в качестве методологического фундамента для критического рассмотрения и диагностики современного общества. Предлагая современное философское толкование взглядов Фрейда, М. признал психоаналитическую идею о детерминации культуры архаическим наследием, но утверждал, что прогресс все же возможен при самосублимации сексуальности в Эрос и установлении либидонозных трудовых отношений (социально полезной деятельности, не сопровождающейся репрессивной сублимацией). С точки зрения М., конфликт между инстинктами людей и цивилизацией не извечен, он присущ лишь "специфически исторической организации человеческого существования". "Влечение к жизни" (Эрос) и "влечение к смерти" (Танатос) несовместимы с "правилами игры" цивилизации. Они подавляются обществом и сублимируются (Эрос) либо переориентируются (Танатос) на внешний мир в форме труда - покорения природы - и на внутренний мир - в ипостаси совести. "Принцип реальности" Фрейда, в основе которого лежит факт нужды и результирующийся в борьбе людей за существование, согласно М., в настоящее время трансформировался. Общественно значима не только и не столько сама нужда, сколько то, как она распределена между членами общества. В интересах привилегированных групп, по мнению М., на плечи большинства индивидов падает дополнительное социальное давление ("прибавочная репрессия"). Принцип реальности эволюционирует в "принцип производительности". По мнению М., достигнутый уровень науки и техники создает принципиально новую систему удовлетворения зачастую "ложных" материальных потребностей людей в высокоразвитых обществах. Становится возможным освободить инстинкты от ненужного подавления, тело может стать самодостаточной целью, труд в состоянии превратиться в свободную игру человеческих способностей. Но необходимость сохранения существующего социального порядка диктует, по М., всевозрастающее усиление репрессий в облике несоизмеримо выросшего общественного контроля. Результатом этого процесса в условиях современной индустриальной цивилизации выступило формирование "одномерного человека" - объекта духовного манипулирования с пониженным критическим отношением к социуму и включенного в потребительскую гонку. Общественные изменения в этих условиях могут осуществляться, по М., только через "Великий отказ" от господствующих ценностей как капитализма, так и тоталитарного социализма ("культурная революция"), а революционные инициативы становятся уделом социальных аутсайдеров (люмпенизированных слоев) вкупе с радикальной интеллигенцией и студентами. М. принадлежал к идеологам "новых левых", но позже отверг наиболее одиозные положения своего миропонимания и дистанцировался от леворадикального движения. В конце жизни М. безуспешно пытался осуществить разработку новых моделей и типов рациональности, призванных освободить чувственность из-под гнета культуры. В ряде поздних работ, в которых М. анализировал глубинные истоки человеческого бытия, вновь сказалось некоторое влияние взглядов Хайдеггера. В основании современной индустриальной цивилизации, по М., лежит определенный исторический проект в виде вполне конкретного отношения человека к миру, мышления - к деятельности в нем. Этот проект М. именовал "технологическим проектом" или технологической рациональностью, суть которой в том, чтобы поработить природу и приспособить ее к человеку. Но это стремление, согласно М., оборачивается против самого человека как части природы, в чем и заключается иррациональность репрессивной рациональности, глубоко укорененной в самом бытии. [См. также "Разум и революция" (Маркузе), "Одномерный человек" (Маркузе), "Эрос и цивилизация" (Маркузе).

Источник: История Философии: Энциклопедия

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
210.09 кб

Герберт Маркузе «Одномерный человек»

Читать PDF
152.35 кб

«Клиповое мышление» через призму «Одномерного человека» Герберта Маркузе

Стоян Арсен Александрович
В статье предпринята попытка провести анализ феномена «клипового мышления» через сопоставление с особенностями теории «одномерного человека», внедренной выдающимся представителем Франкфуртской школы социальной мысли Гербертом Марк
Читать PDF
76.85 кб

Проблема социокультурного отчуждения человека в философии Герберта Маркузе

Шинкова С. С.
В статье, руководствуясь методологическими принципами социально-гуманитарного познания, автор анализирует философско-антропологическую концепцию немецко-американского философа Герберта Маркузе и дает оригинальную трактовку значимо
Читать PDF
289.17 кб

Герберт Маркузе и Жан бодрийяр: теоретикометодологический анализ концепта общества потребления

Бронзино Любовь Юрьевна
Цель статьи теоретическая реконструкция и сравнение концептов общества потребления в трудах представителя Франкфуртской школы социолгии Г. Маркузе и мыслителя постмодернистской ориентации Ж. Бодрийяра.
Читать PDF
166.92 кб

2001. 01. 012. Маркузе П. Герберт Маркузе о реальном социализме: ретроспективный взгляд на советский

Олеванов М. А., Панченко А. И., Яковлев В. А.
Читать PDF
206.74 кб

2014.04.010. КАННИНГЕМ ДЖ. ИЗГНАННЫЙ ПРАКСИС: ГЕРБЕРТ МАРКУЗЕ И ОДНОМЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. CUNNINGHAM J

Сохраняева Т.В.